Проект Мини-музей "Деревянные игрушки"
проект (подготовительная группа)

Кирогло Юлия Степановна

Целью создания мини-музея является выявление, формирование и развитие познавательного интереса детей к изделиям из дерева (игрушки, игрушки-забавы, всевозможные музыкальные инструменты, дидактические и развивающие игры), приобщение к народному творчеству.  Вместе с тем, помощь воспитателю  в образовательном процессе детей:  ознакомлении малышей с деревянной игрушкой, историей её появления и  материалом для изготовления;  воспитании интереса к игрушке, развитие любознательности;  активизации совместной деятельности родителей и детей.

Кроме того, целью создания мини-музея является обогащение развивающей среды группы детского образовательного учреждения.

 

Задачи:  мини - музея

 Способствовать:

 - активной игровой деятельности ребенка;

 - познавательной активности ребенка, развитию творчества, исследования и экспериментирования с игрушкой;

 - социально-эмоциональному развитию, представлений об окружающем мире;

 - художественно - эстетическому развитию;

Развивать мелкую и крупную моторики, сенсорное восприятие, привлечение внимания родителей к музеям.

Использовать новые формы работы с детьми и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_derevyannye_igrushki.docx43.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Школа «КвантУм» ДО ДС №61

ПРОЕКТ МИНИ-МУЗЕЙ

                «Деревянная игрушка»

Коллектив МБОУ Школа «КвантУм» ДО ДС №61

с. Ершово, 2024

Наименование мини-музея:

мини-музей «Деревянная игрушка»

Профиль музея: познавательный.

Тип проекта: долгосрочный, январь 2024г. – май 2024г.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Целью создания мини-музея является выявление, формирование и развитие познавательного интереса детей к изделиям из дерева (игрушки, игрушки-забавы, всевозможные музыкальные инструменты, дидактические и развивающие игры), приобщение к народному творчеству.  Вместе с тем, помощь воспитателю  в образовательном процессе детей:  ознакомлении малышей с деревянной игрушкой, историей её появления и  материалом для изготовления;  воспитании интереса к игрушке, развитие любознательности;  активизации совместной деятельности родителей и детей.

Кроме того, целью создания мини-музея является обогащение развивающей среды группы детского образовательного учреждения.

Задачи:  мини - музея

 Способствовать:

 - активной игровой деятельности ребенка;

 - познавательной активности ребенка, развитию творчества, исследования и экспериментирования с игрушкой;

 - социально-эмоциональному развитию, представлений об окружающем мире;

 - художественно - эстетическому развитию;

Развивать мелкую и крупную моторики, сенсорное восприятие, привлечение внимания родителей к музеям.

Использовать новые формы работы с детьми и их родителями.

В основу решения этих задач положены следующие  основные принципы:

 - принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

 - принцип опоры на интересы ребенка;

 - принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

 - принцип наглядности;

 - принцип последовательности;

 - принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Принципы построения музейной экспозиции как инновационной технологии:

 - интеграция (объединение музейных экспонатов по направлениям);

 - деятельность (предоставление возможности для ребенка реализовать разные виды деятельности, в том числе: игры с игрушками);

 - культуросообразность (приобщение малышей к народному творчеству);

 - гуманизация (создание условий для всестороннего развития ребенка – поддержание инициативности и творческой деятельности в процессе образования детей на основе условия создания новых отношений в системе «ребенок-педагог» и переходу к диалоговой форме обучения);

 - разнообразия (обеспечение разнообразия экспонатов музея с учетом дальнейшего развития мини-музея с перспективой его пополнения экспонатами смежной тематики, например изделия, игрушки из лыка и бересты);

 - экологичность (экологическая безопасность экспонатов музея в отношении влияния на здоровье детей);

 - безопасность (мини-музей не создает угрозы здоровью и безопасности малышам, дети свободно достают до любого уголка музея );

 - непрерывность (музей – часть образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок);

 - партнёрство (музей является результатом сотрудничества взрослых (воспитателей, родителей) и детей).

Структура управления мини-музеем

Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.


АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений у детей о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

    -   поисковая (совместная работа воспитателей и детей, направленная на решение познавательных задач в игре и в процессе ознакомления с музейными экспонатами);

    -   научная (передача знаний, умений, навыков и опыта педагога детям в процессе образовательной деятельности);

    - экспозиционная (оформление музея, используя особые подходы (используя художественные и технические средства) для отражения темы, предметов-экспонатов);

    - познавательная (познание окружающего мира, в частности ознакомление с изделиями из дерева).

Особенности мини-музея в детском саду:

– Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей;

– Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея;

– Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

 Правила поведения в музее.

  1. В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
  2. Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
  3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  4. Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
  5. Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

Актуальность: реализация целевых образовательных стандартов.

  1. Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
  2. Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
  3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
  4. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Педагогические функции музея:

Образовательные:

развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;

использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;

Развивающие:

активация мышления;

развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;

обогащение словарного запаса;

Воспитательные:

формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;

становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;

Просветительские:

формирование умений, навыков;

формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;


Оформление мини-музея: 

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.

Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты.

Также  представлены: детская литература, подборки картинок  о деревянной игрушке и других изделий и предметов из дерева; подборка дидактических игр  на тему «Деревянная игрушка» такие как: «Узнай что звучит?», «Найди чем отличаются», «Узнай по части»; а также консультация для родителей «Возможности использования деревянной игрушки для развития творческих способностей детей».

Фотоальбом музея.


ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

«Деревянная игрушка»

Подготовительный этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

Проведение консультации  с родителями: «Мини музей в детском саду»;

Сентябрь

Воспитатели групп

2.

Проведение бесед о создании музея в группе с  родителями

Сентябрь

Воспитатели групп

3

Информационный блок

(наглядная информация)

Оформление информации о проведении проекта:

на стендах в группе.

Сентябрь

В течение года

Воспитатели групп

4

Создание картотеки музея для посещения родителей с детьми

сентябрь

Воспитатели групп

5.

Совместные   экскурсии  родителей и детей  в музеи;

Сентябрь

Воспитатели групп

рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми;

сентябрь

Воспитатели групп

6.

Определение темы; название мини-музея; разрабатывание его модели; выбор места для размещения;

сентябрь

Воспитатели групп

Практический этап (или этап реализации проекта)

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

создание мини-музея в группе;

Январь- февраль

Воспитатели групп

2.

сбор экспонатов для музея;

Февраль-март

Воспитатели групп

3.

разработка экскурсий.

Февраль-март

Воспитатели групп

4.

Пополнение музея экспонатами

В течение года

Родители, дети, воспитатели

Внедренческий этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

открытие мини-музея;

апрель

Воспитатели групп

2.

экскурсия в мини-музеи по группам;

В течение года

Воспитатели групп

3.

приглашение гостей, родителей;

В течение года

Воспитатели групп

4.

разработка различных видов экскурсий для музея;

В течение года

Воспитатели групп

5.

проведение образовательной деятельности в мини-музее.

В течение года

Воспитатели групп

6.

оформление мини – музея: альбома; презентации; паспорта; картотеки экспонатов

Апрель - май

Воспитатели групп


Разделы мини-музея, особенности использования

  1. Развивающие игры.
  1. Развитие речи (ввод в лексикон новых для детей слов – название экспонатов музея);
  2. Основы приобщения к художественно-эстетическому вкусу (ознакомление с народной игрушкой );
  3. Развитие мелкой моторики;
  4. Развитие сенсорного воспитания;

  1. Народная игрушка.
  1. Царско-крестьянская игрушка (потешные возки, деревянные кони и птички, коровы, олени, бараны, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами);
  2. Богородская игрушка («богородские кузнецы», медведи, курочки, мишка-барабанщик, мишка-дровосек, мишка-дергун и др.);
  3. Городецкая игрушка (ложки, лошадки, карусельки, грибочки, свистульки, бочонки, коровки и др.);
  4. Матрешки (Сергиев-Посадская, Полхов-Майданская, Вятская, Семеновская, Загорская и др.)
  5. Поморская игрушка («Птица счастья»).

 

3. Музыкальные игрушки.

1.1  Погремушки (маракас, колотушка, погремушка);

1.2  Гармошка (губная гармошка);

1.3 Ударный инструмент (бубен, барабан, ксилофон, металлофон);

1.4  Шумовой инструмент (шарик-неваляшка, бубен, палочки, ложка, кастаньеты);

1.5  Трещотки (круговая, пластинчатая);

1.6  Духовой инструмент (дудочка, свистулька, флейта).

«Сами своими руками»

        

Отдельные экспонаты: плетёные лукошки, доски, ложки, закрепленные на дощечке, выполнены воспитателями и родителями.

Вышеуказанные экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности и в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

«Библиотека»

Здесь собрана литература об истории возникновения деревянной игрушки, технологиях ее изготовления, а также литература для малышей: загадки, стихи и произведения о деревянной игрушке и изделиях, которые могут быть использованы непосредственно как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей и родителей.

«Игротека»

Игры и атрибуты для игр расположены на нижней полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственной образовательной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ

Тема цикла занятий

Образовательная область

Цель занятия

месяц

1.

Мини музей деревянная игрушка

Познание, коммуникация

Формировать представления о музее, учить правильному поведению и обращению с экспонатами музея, узнавать и называть игрушки

сентябрь

2.

Знакомство с народной игрушкой

Познание, коммуникация, художественное творчество, приобщение к народному творчеству

Закреплять представления  о народной игрушке путем раскрашивания предметов, рисование отдельных элементов

октябрь

3.

Музыкальные деревянные игрушки

Познание, коммуникация, приобщение к народному творчеству, развитие музыкальных способностей

Продолжать давать представления о деревянной музыкальной игрушке, развивать музыкальный слух, чувство ритма

ноябрь

4.

Развивающие игры

Конструирование, познание, социализация

Развитие творческого начала, учить применять различные деревянные предметы в игре

ноябрь

5.

Рассматривание сюжетных картинок с изображением деревянных игрушек (на определенную тему)

Познание, коммуникация, использование стихов, загадок на данную тему

Формировать логическое мышление с помощью загадок, дать представление о понятии «деревянная игрушка».

декабрь

6.

Коллективная работа - конструирование

Коммуникация, социализация, творческое развитие  

Продолжать совершенствовать умение работать  в сотворчестве с педагогом, развивать навыки аккуратности в работе

Декабрь, январь

7.

Значение деревянной игрушки в развитии детей

Коммуникация

Показать роль деревянной игрушки  в жизни человека, закреплять в речи детей разновидности деревянных игрушек, закреплять разное использование предметов

февраль

8.

Знакомство с матрешкой

Познание

коммуникация

Знакомить детей с матрешкой и её функциями и разновидностями, употреблять в речи слова: большая/маленькая, мног/мало (одна).

март

9.

Лепка

Дудочка

Художественное творчество

Развивать мелкую моторику рук.

март

10

Выставка рисунков по теме

«Раскрась погремушку»

Художественное творчество

Закрепление навыков работы в изодеятельности

апрель

10.

Итоговая выставка

Проведение мониторинга. Составление плана на новый учебный год

май

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

Подбор детской литературы,  детских мультфильмов и наглядного материала (сюжетной картинки), развитие и внедрение смежных тематических направлений музея (работы и экспонаты из бересты и лыка);

– Проведение экскурсий для других групп детского сада на базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.


Библиография.

  1. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 89 с.
  2. Игрушка в жизни ребенка/ под ред. Коссаковской Е.А. – М.: Просвещение, 2000. – 357 с.
  3. Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т.6.М.: Плитиздат, 1980. – 596 с.
  4. Макарова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993 г.
  5.  Максимов Сергей. «Год на Севере». 3-е изд., доп. -СПб.: Тип. А.Траншеля, 1871. − 690 с.
  6. Мухина В.С. Игрушка как средства психического развития ребенка// Вопросы психологии, 1988, №2. – 435с.
  7. Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996
  8. Первушина О.М. Столбова В.Г. природа и творчество. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2002. – 534 с.
  9. Рабинович Е.Г. «Богиня-Мать» в «мифы народов мира», энциклопедия, «Советская энциклопедия», М., 1991, Т.1, 688 с.
  10. Русская игрушка: Советская Россия, М.: Наука, 2005 . – 528 с.
  11.  Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru.
  12. Чекалов Александр Калимович. «Народная деревянная кульптура русского Севера» Искусство, 1974. стр. 189
  13. http://ru.wikipedia.org/wiki/Богородская_резьба 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Матрешки - любимые игрушки малышей"

Цель: систематизировать зняания детей о русской народной игрушке - матрешке....

Паспорт проекта "Мои любимые игрушки"

Паспорт проекта "Мои любимые игрушки" для детей 3-4 лет....

Проект "Наши любимые игрушки"

Развивать интерес к различным игрушкам самостоятельность ввыборе игрушек....

Тематическая неделя игры и игрушки : проект "Мои любимые игрушки"

Тематическая неделя игры и игрушки : проект "Мои любимые игрушки"....

Проект по окружающему миру (младшая группа) на тему: Проект "Ребенок и игрушка" в младшей группе "Репка" № 2, ДО № 3, ГБОУ Школа № 1015

В материале представлена работа воспитателей с детьми по проекту "Ребенок и игрушка". Указаны этапы работы по всем видам деятельности детей., план работы на год по данному проекту...

Проект: «Моя любимая игрушка» Вид проекта: творчески -игровой. младший возрост

. Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства. Игра и игрушка - неотделимы друг от друга. Игр...