Брейн-ринг "Формы работы с семьей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Брычкова Валентина Петровна

«Труд становится великим воспитателем,

когда он входит в жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества,

развивает пытливость и любознательность,

рождает новую красоту в окружающем мире,

пробуждает первое гражданское чувство –

чувство созидателя материальных благ,

без которых невозможна жизнь человека».

В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 22 «Журавушка»

 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому

направлению развития детей»

Брейн-ринг

«Формы работы с семьей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Брычкова В.П.

2023 г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня, я предлагаю вам немного поиграть, а пройдет наша игра в необычной форме – в форме брейн-ринга.

А начну я, сначала с того, что расскажу вам немного о роли трудового воспитания дошкольников. Слайд

«Труд становится великим воспитателем,

когда он входит в жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества,

развивает пытливость и любознательность,

рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство –

чувство созидателя материальных благ,

без которых невозможна жизнь человека».

В. А. Сухомлинский

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии.

В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Каким будет, будущее наших детей зависит от нас с вами, взрослых. От нашего серьезного, вдумчивого подхода к решению любого вопроса воспитания и даже такого, как умение трудится, которое, как и все другие, направлено на совершенствование социально- нравственных качеств.

В настоящее время повышение результативности и качества деятельности невозможно без тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Без данной взаимосвязи невозможно гармоничное развитие ребёнка, ведь оно происходит не только на основе физического, нравственного, умственного, эстетического, но и обязательно трудового. Сущность трудового воспитания заключается в приобщении дошкольников к доступной форме трудовой деятельности, а так же к положительному отношению к труду взрослых. Для того чтобы ребёнок проявлял желание и активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки, умения и стремление трудиться самостоятельно. А эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй.


Слайд

Цель: - повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по формированию у дошкольников трудового воспитания.

Задачи:

- Совершенствовать формы работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в семье.

- Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах трудового воспитания дошкольников.

- Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей.

- Создать благоприятный психологический климат в коллективе.

И так, коллеги, чтобы начать игру, нам необходимо выбрать жюри из трёх человек и поделиться на 2 команды.

(Педагоги из чудесного мешочка достают по одной фишки и таким образом делятся на две команды и выбирается жюри. Фишки для деления на команды - синего и оранжевого цвета. Фишки желтого цвета, 3 штуки – жюри)

Задача жюри: Оценить команды за правильность и полноту ответа,

за креативность, оригинальность и за творчество.

В конце брейн-ринга подводятся итоги и объявляются победители.

Побеждает команда, набравшая большинство баллов.

Первое задание командам: Придумать название команды, приветствие и девиз.

(Слайд) Первый раунд:  «Разминка». (Удар гонга)

«Кто быстрее»

Каждой команде, по десять пословиц или поговорок о труде.

(Пословицы написаны на листочке)

Задание: Продолжить пословицу или поговорку.

За быстроту выполнения задания один балл.

За правильный ответ команды получают по одному баллу.

Глазам страшно, а руки делают.

Хочешь жить - умей вертеться!

Труд человека кормит, а лень портит.

Что посеешь, то и пожнешь.

Игра игрою, а дело делом.

Делали наспех и сделали на смех.

Меньше слов, да больше дела.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Кто много говорит, тот мало делает.

Кто не работает, тот не ест.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Без труда жить — только небо коптить.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Работай до поту, поешь в охоту.

Кончил дело — гуляй смело.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Мала пчелка, да и та работает.

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

На чужую работу глядя, сыт не будешь.

Не учи безделью, а учи рукоделью

(Слайд) Второй раунд  Основной (Удар гонга)

«Формы работы с семьей по трудовому воспитанию детей»

Правила: Выполнение задания по времени -3 мин.

За правильный ответ команды получают по одному баллу.

Задание: Каждой команде написать традиционные и современные формы работы с родителями по трудовому воспитанию.

Традиционные

Современные

коллективные 

индивидуальные

наглядно-информационные

-день открытых дверей,

-открытые занятия,

-видеофрагменты организации различных видов деятельности,

-презентации,

-мастер-классы,

-викторины,

 -тесты,

- почта и телефон доверия,

- конкурс семейных талантов,

- семейные проекты,

- интеллектуальные ринги для детей и родителей,

- аукцион секретов воспитания,

- портфолио семейного успеха.

- родительские собрания,

- круглые столы,

- экскурсии по ДОУ

- беседы,

- консультации,

-заочные консультации – ящик (конверт),

 -переписка с родителями,

- индивидуальные памятки.

- родительские уголки,

- тематические выставки,

- стенды,

- ширмы,

-папки – передвижки.

(Слайд) Третий раунд  (Удар гонга.)

«Ситуации»

Правила: Обсуждение ситуаций в  команде - 1 минута. 

За каждую ситуацию по одному баллу.

Задание: Обсудить и дать свой ответ, на данную ситуацию..

Ситуация 1: Лена (4 года) Мама, я помогу  помыть посуду, можно? Мама, увидев это: Ой-ой. Что ты! Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни.

Вопрос. Как вы оцениваете высказывание мамы,  и каковы могут быть последствия?

Ответ. Мама Лены не права. При таком подходе желание трудиться у Лены может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Лену конкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы.

Ситуация 2: «Я всегда помогаю своей бабушке, - рассказывает семилетняя Ира. – Я ей помогаю свою кровать убирать, игрушки складывать и даже чашку свою мою сама».

Вопрос. Правильно ли идёт в этой семье трудовое воспитание ребёнка? Какие обязанности могут быть у семилетнего ребёнку?

Ответ. Одевание, уборка постели, игрушек, уход за своей одеждой – это навыки самообслуживания, которые формируются ещё в дошкольном возрасте.

Ситуация 3. Вы дали ребёнку поручение, а он пообещал, но не делает, тянет время. А там, глядишь, уже поздно, пора спать или в садик надо собираться. Или в ответ на просьбу вы услышали: «Я потом, можно?...», «А почему всегда я? Что больше некому?»

Сразу возникает одна из самых взрывоопасных семейных ситуаций.

Вопрос. Как поступить

Ответ. Первое в этом случае – снять раздражительность. Второе – поговорить с ребёнком. Может быть, у него действительно серьёзная причина для отказа. А главное – нужно всё-таки добиться, чтобы дело было сделано.

Ситуация 4: Одна бабушка рассказывает: «Моей внучке 7 лет. Когда я начинаю что-нибудь делать, она хочет делать то же, и, конечно, мешает мне: расплёскивает воду по полу, обливается. Какой помощник из ребёнка в 7 лет? Лучше пусть играет со своими игрушками».

Вопрос. Права ли бабушка?

Ответ. Самообслуживание, связанные с ним виды бытового труда имеют большое психологическое значение в становлении личности ребёнка. К сожалению, некоторая естественная беспомощность дошкольников надолго задерживается в сознании отдельных родителей, и они упорно продолжают опекать не только семилеток, но и ребят более старшего возраста в самых простых бытовых делах, которые им давно пора делать совершенно самостоятельно.

(Слайд) Четвертый раунд (Удар гонга)

«Изобрази без предмета»

Задание: Командам по очереди  предлагается друг другу изобразить предмет или действие и отгадать, что было изображено.

Правило: Жюри оценивает команды,  в данном задании – артистичность и оригинальность. За каждое задание 1 балл.

1.Вдеть нитку в иголку.

2. Пришить пуговицу.

3. Наколоть дров.

4. Заточить карандаш.

5. Помыть посуду.

6. Накрыть на стол.

(Слайд) Пятый раунд. (Удар гонга)

«Кроссворд»

Задание: Отгадать кроссворд.

Правила: Время выполнения 3 минуты.

 За быстроту выполнения задания один балл.

За правильный ответ команды получают по одному баллу.

1- Основной вид деятельности детей дошкольного возраста. (Игра)

2- Самая интересная форма общения с родителями (Конкурс)

3. -Осознанная, энергозатратная, общепризнанная, целесообразная деятельность человека (Труд)

4 - Нетрадиционная форма проведения родительского собрания (Аукцион)

5. - Кого наши предки называли ласково «пестуном»? (Воспитателя).

6. - Лист-опросник для получения каких-либо сведений (Анкета)

7. - Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение)

8. - Традиционная форма проведения родительского собрания. (Лекция)

(Слайд) Шестой раунд. Заключительный (Удар гонга)

«Умелые ручки»

Задание: Придумать и смастерить игрушку – самоделку, которую вы бы могли предложить родителям для стимулирования трудовой деятельности дома.

(Предложенный материал - цилиндр, конус, шар, картон, нитки, ткань, пуговицы, ножницы, клей, степлер и т.д.)

Правило: Время изготовления от 5до 10 минут.

Задание оценивается по пяти бальной системе - оригинальность, качество изготовления, эстетичность, многофункциональность, презентация игрушки.

(Слайд)

Притча.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил: “ А что ты делал целый день?”

А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”

Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!

 Подсчет фишек. Награждение команд.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2023 год Брейн-ринг «Формы работы с семьей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста» Подготовила: Брычкова В.П. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

Слайд 2

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Цель: - повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по формированию у дошкольников трудового воспитания. Задачи : - Совершенствовать формы работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в семье. - Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах трудового воспитания дошкольников. - Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей. - Создать благоприятный психологический климат в коллективе.

Слайд 4

1 раунд Разминка « Кто быстрее » пословицы или поговорки о труде

Слайд 5

2 раунд Формы работы с семьей по трудовому воспитанию детей

Слайд 6

3 раунд Ситуации

Слайд 7

4 раунд Изобрази без предмета

Слайд 8

5 раунд Кроссворд

Слайд 9

6 раунд Умелые ручки

Слайд 10

Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: “ А что ты делал целый день?” А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!” Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!

Слайд 11

Всем спасибо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье.

Жизнь отдельной семьи тесным образом связанна с жизнью государства в целом.  В условиях перехода экономики на рыночные отношения и научно-технического прогресса выбор сферы трудовой деятельности ...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье.

Жизнь отдельной семьи тесным образом связанна с жизнью государства в целом.  В условиях перехода экономики на рыночные отношения и научно-технического прогресса выбор сферы трудовой деятельности ...

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье"

Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни, но особенно актуальной эта задача становится, когда ребенку исполняется 5 - 6лет. Главное — воспитать       по...

Методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Мнемокарты по средствам трудового воспитания дошкольного возраста"

Методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Мнемокарты по средствам трудового воспитания дошкольного возраста"...

Доклад из опыта работы по взаимодействию детского сада и семьи в трудовом воспитании детей дошкольного возраста.

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба.        ...

Значение трудового воспитания детей дошкольного возраста в семье.

Статья о значении трудового воспитания в семье....