«Создание мини - музеев в ДОУ по безопасному поведению»
консультация

Наталья Алексеевна Бударина

Цель создания мини – музея – это обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Сегодня мини – музей – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды группы

В создании музея могут принимать участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_konsultatsiya.docx912.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 г.Павлово      

                            Консультация для педагогов на тему:

«Создание мини - музеев в ДОУ по безопасному поведению»

        

                                                                 Подготовила:  Бударина Н.А.

                                                           

 

       

                                                          2020год

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Цель создания мини – музея – это обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Сегодня мини – музей – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды группы

В создании музея могут принимать участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.

Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Долгие годы наши музеи запрещали своим  посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами. Музеи становятся интерактивными. Но если «взрослые» музеи ими только становятся, то детсадовские мини-музеи с начала своего существования были такими. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных детьми по собственной инициативе.Они с гордостью показывают принесённые из дома экспонаты и рассказывают о них

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ МИНИ-МУЗЕЙ В ДОУ

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого. Мини-музеи должны постоянно пополняться новыми экспонатами. Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:

          1. Подготовительный этап.

В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

Тематика мини-музеев может быть различной. Например: «Страна Светофория», «Электробытовые приборы», «Огонь-друг, огонь-враг», «Мойдодыр спешит на помощь», «Пожарная безопасность», «Безопасность ПДД» и т.д.

Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат«раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п.

Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью.

Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы

        

                    2. Практический этап

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. Воспитателю необходимо составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить. Параллельно подбирается литература (книги, картотека загадок), видеофильмы, аудиозаписи, фотографии, лэпбуки, методические разработки, дидактические игры по теме мини-музея.

Возле конкретных экспонатов имеются знаки-правила о взаимодействии с данными предметами.

На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.

            3. Подведение итогов.

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

• выявление творческих способностей детей;

• расширение представлений о содержании музейной культуры;

• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

• создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:

• проведение обзорных и тематических экскурсий,

• проведение познавательных бесед и мероприятий,

• организация выставок.

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

1. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки

2. Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку самому быть экскурсоводом.

3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможно предложить детям подойти к интересующему их делу вместе с родителями.

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей»привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе мини-музеев можно организовать кратковременные (часто однодневные) выставки, которые называются «экспресс-выставками». Например: «Выставка пожарных машин», «Нужные машины», «Выставка расчесок», «Выставка заколок» и т.д.

Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших обо всем рассказывают воспитатели.

.

Таким образом, создавая  мини – музеи по безопасности у дошкольников развивается способность к правильному поведению в чрезвычайных ситуациях, эстетическое созерцание, желание самостоятельно творить, появляется инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды в ДОУ. Музейная педагогика не должна придти на смену экскурсиям старого образца. Но просто вырасти рядом, как новый тип экскурсий, где интересно и увлекательно.

Предметный, наглядный метод обучения предполагает в качестве основного воздействия предмет, который наделяется ролью главного действующего лица. На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т. е. раскрыть перед ним  обыкновенные вещи, окружающие его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Молчаливые предметы начинают неторопливый «разговор», в ходе которого дети делают для себя неожиданные открытия.

И закончить хочется словами Конфуция, что при организации мини-музея надо помнить:

«Я слышу – и забываю.

Я вижу – и вспоминаю.

Я делаю – и постигаю»

Предлагаю образцы некоторых мини-музеев

Мини-музей «Дорожная азбука»

C:\Users\Умка\Downloads\0021-023-.jpg

Мини-музей «Пожарная безопасность»

C:\Users\Умка\Downloads\detsad-538512-1480670819.jpg

Мини-музей «Электроприборы»

C:\Users\Умка\Downloads\a92c342a956fd74e807ded1da01ceeb5.jpg.jpg

Мини-музей «Страна Светофория»

C:\Users\Умка\Downloads\DSC00436.jpg

Мини-музей «Капелька света»

C:\Users\Умка\Downloads\s8_02.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мини-музея в детском саду

в данной статье я делюсь опытом создания мини-музея в детском саду....

«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)

Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...

Из опыта работы детского сада по созданию мини - музея

В данной работе представлен опыт детского сада по созданию в стенах учреждения своего собственного мини - музея, включающего в себя 2 раздела - народного быта и  боевой славы. Надеемся, что ...

Формирование проектно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мини-музея, посвященному творчеству А.С. Пушкина

Представлен проект по формированию проектно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мини-музея, посвященному творчеству А.С. ПушкинаДанный проект разработан пе...

Проект по созданию мини-музея в детском саду "Новогодние фантазии".

Здесь представлен проект по созданию мини-музея в детском саду...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредствам создания мини-музея «Русская изба»

В материале представнен опыт работы по созданию мини-музея "Русская изба", определены цели, задачи мини-музея, работа, проводимая с детьми....

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...