Типы занятий по чтению в детском саду
материал

Мария Александровна Рингельман

Типы занятий по чтению в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_zanyatiy_po_chteniyu_v_detskom_sadu_.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Типы занятий по чтению в детском саду 

Можно выделить несколько типов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками:

1. Чтение, рассказывание либо пересказ какого-то одного произведения.

2. Чтение двух и более произведений, которые объединяет одна тематика или образ (например, стихи о зиме, осени и т. д., русские народные сказки о медведе, лисе, зайчике). При этом можно комбинировать тексты одного либо разных жанров. Например, на тему дружбы: басню Л. Толстого «Два товарища» с рассказом той же тематики В. Осеевой «Синие листья». О зиме: загадку, стихотворение «Всюду снег» А. Бродского и рассказ «Зимой» И. Соколова-Микитова. О вежливом и уважительном отношении к окружающим: рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «Печенье», «Просто старушка» и русскую народную сказку «Морозко». Одно произведение детям может быть уже известны, а с другим они только будут знакомиться.

3. Объединение на занятии произведений разных видов искусства. Например, чтение сказки «Снегурочка» и прослушивание фрагментов из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова или чтение сказки «Иван Царевич и Серый Волк» и рассматривание к ней иллюстраций В. Васнецова. Такая образовательная деятельность обычно строится таким образом, чтобы эмоциональная насыщенность усиливалась к концу занятия.

4. Чтение либо рассказывание с опорой на наглядность. Как правило, это повторное рассказывание сказки с показом игрушек, персонажей театра (настольного, кукольного, на фланелеграфе), демонстрацией слайдов.

5. Чтение произведения в рамках занятия по развитию речи. Текст в этом случае логически связан с основным содержанием образовательной деятельности (например, беседой о маме, дружбе, смелости и т. д.).

Мотивирующее начало занятия 

Ключевая задача воспитателя — подготовить дошкольников к восприятию произведения, мотивировать их на слушание. Для этого используются различные способы.

Появление игрового персонажа 

В младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента с появлением игрового персонажа. Он всегда с содержанием произведения. Например, это пушистый плюшевый котёнок (стихотворение В. Берестова «Котёнок»), забавный жёлтый цыплёнок (сказка К. Чуковского «Цыплёнок»), кукла Маша (русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и другие, где фигурирует маленькая девочка). Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки. Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей («Репка», «Теремок», «Колобок»).

Послание от героя 

Можно использовать и мотив письма — в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике — охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок — подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель.

Предварительная беседа 

В старшем дошкольном возрасте для создания мотивации к чтению уже можно задействовать личный опыт дошкольников. Это может быть вводная мини-беседа, связывающая события из жизни с тематикой произведения. Например, педагог интересуется у ребят, любят ли они фантазировать. Затем все вместе рассуждают: а зачем вообще люди фантазируют (чтобы позабавить своего собеседника, сделать ему приятно и т. д.). Затем воспитатель плавно переходит к чтению рассказа Н. Носова «Фантазёры». Кстати, в занятие по этой теме можно ввести ещё и игрового персонажа — Незнайку, ведь он тоже любил придумывать и сочинять небылицы. Другой пример — педагог начинает разговор о мечте. Ведь она есть у любого человека. Взрослый просит рассказать ребят, о чём же они мечтают. После этого воспитатель подводит дошкольников к выводу, что для исполнения своего желания нельзя сидеть сложа руки, а нужно потрудиться, приложить усилия, хотя, конечно, бывают случаи, когда человеку улыбается удача, и мечта сбывается сама, словно по волшебству. И очень часто такое встречается в русских народных сказках, например, в произведении «По щучьему веленью» (или другом, где фигурируют волшебные герои или вещи, помогающие главному персонажу).

Ознакомление с наглядными материалами 

Для создания мотивации к чтению воспитатель может начать занятие также с рассматривания картины, к примеру, работы В. Васнецова «Три богатыря».

После знакомства с этим произведением искусства дети наверняка с большим интересом прослушают былину про Илью Муромца или другого русского витязя.

 Незадолго до занятия можно заинтересовать ребят красочной обложкой книги или её иллюстрациями: дети захотят узнать, кто на ней изображён и что случилось с героями в произведении.

Перед чтением стихотворений о каком-то времени года хорошо сводить детей на прогулку либо устроить экскурсию в осенний или зимний парк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее чтение в детском саду с нарушением зрения

«Домашнее чтение в детском саду с нарушением зрения»Домашнее чтение - это главный путь широкого приобщения детей к миру книг. Книга расширяет кругозор ребенка. Вводит его в богатый мир образования, ра...

Обучение детей чтению в детском саду

В данной статье описан  опыт работы по обучению чтению детей второй младшей группы  по методике Глена Домина...

Проблемы семейного чтения в детском саду

В статье рассказано проблемы семейного чтения и пути  решения...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Проекта Год чтения в детском саду «Волшебный мир чтения»

ull;Тип проекта: групповой, возраст детей –3-7 лет.•Сроки реализации проекта: долгосрочный (январь – декабрь 2022г).•Вид проекта: литературно-творческий.•Тип проекта: груп...

Типы занятий по чтению художественной литературы в детском саду.

Ключевую роль в приобщении ребёнка к чтению играет детский сад — первый социальный институт ребёнка. Содержание художественного произведения до них доносит педагог, он же раскрывает ид...

Типы адаптации детей к условиям детского сада

Неважно, когда ребенок плачет в детском саду, до входа в него или уже в группе: «выливающаяся» горькими слезами эмоция провоцирует обильный выброс гормона, вызывающего стресс. Излишек отри...