Экспериментируем, играем-речь развиваем
план-конспект занятия

Маркелова Елена Викторовна

Сценарий образовательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Дюймовочка»

г. Людиново, Калужская область

Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи

«Путешествие в Логоляндию»

(подготовительная к школе группа)

Разработала: Маркелова Е.В,

                                                                                                                                                                                 учитель-логопед

Цель: развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности на логопедическом занятии.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей дошкольного возраста произвольное высказывание, стимулировать познавательную активность, формировать умение задавать вопросы и находить решение для поставленных задач.

Развивающие: развивать речевое творчество детей, связную речь, память, внимание, мышление, воображение, увеличивать объем активного и пассивного словаря, активизировать процессы операций анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, активизация тактильных, вкусовых, слуховых и зрительных анализаторов.

Воспитательные: воспитывать у детей умение работать в команде, желание помогать тем, кто этого просит.

Предварительная работа: беседа с детьми о том, что такое общение, какова роль и функции речи, её важность, органы и компоненты общения.

Материалы и оборудование:

музыкальный проигрыватель, ноутбук, оборудование для проведения опытов, монитор.

Структурные части

Содержание игровых заданий

Деятельность

Результат

Педагога

Детей

I. Вводная часть.

Организационно-мотивационная часть

Музыкальный зал красочно оформлен. Подготовлено оборудование для проведения опытов.

- Здравствуйте, дети!

- Как ваше настроение?

- В порядке ли самочувствие?

- А как вам погода?

Рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем занятии!

- Мы получили письмо, давайте прочитаем его.

«Дорогие ребята!

Пишет вам жительница страны Логоляндия Лилу. Министры нашей страны решили выяснить, кто же из них самый главный, спорят и ругаются, никак договориться не могут. А мы из-за их споров потеряли возможность общаться. Ребята, приезжайте к нам скорее, помогите помирить наших министров!»

Дети, поможем логоляндцам? Вернем им возможность общаться?

Отлично. Тогда отправляемся в гости в страну Логоляндию. Я прочитаю заклинание, а вы дуйте, создавайте ветер.

Ветер, ветер, ветерок,

В страну Лилу путь далек.

Дуй сильнее, ветерок,

Чтобы прибыли мы в срок.

(Звучит музыка, появляется заставка на экране с изображением страны Логоляндии)

Дети слушают педагога, отвечают на вопросы, выражают свое мнение

Дети выражают свое согласие отправиться на помощь логоляндцам.

Положительный эмоциональный настрой детей на предстоящую деятельность.

Развитие интереса к предстоящей деятельности.

II.Основная часть

III.Рефлексия

Практическая деятельность

Опыт №1.

Опыт №2.

Дыхательная гимнастика

Опыт №3.

Опыт №4.

Открываем глаза.

Вот мы и прибыли в страну Логоляндию!

Посмотрите, какая это удивительная страна! А вот и министры.

Дети, как вы думаете, почему из-за ссоры министров логоляндцы не могут общаться?

 Так вот чего не хватает Лилу. Давайте поможем вернуть.

Давайте посетим каждого министра и поможем им разрешить спор.

Итак, первым нас встречает министр Язык. Чем же он так важен и какую роль играет?

Давайте проведем эксперимент.

Проходите за столы.

Дети, посмотрите, пожалуйста, перед вами три стаканчика с жидкостью. Что вы можете о ней сказать?

Как вы думаете, можно ли определить вкус жидкости, не отпивая ее из стаканчика? Как можно это сделать?

Какой вкус вы чувствуете? Вода какая?

Дети, скажите, пожалуйста, какой вывод мы можем сделать?

Т.о. язык - это не только средство общения, но и орган вкуса.

Отлично, дети, мы с вами узнали о важности министра Языка и теперь вернем его Лилу.

А теперь переходим в гости ко второму министру - министру Голосу.

Для чего человеку нужен голос?

Вы знаете, как образуется голос?

Сейчас мы узнаем!

Дети, скажите шепотом слово «весна».

А теперь повторите его так, чтобы услышали все.

Хорошо!

Что вы сделали для того, чтобы вас услышали?

Что вы почувствовали рукой, когда говорили громко? Почему? Это вибрируют голосовые связки.

Что почувствовали рукой, когда говорили шепотом? Ничего.

Голосовые связки можно сравнить со струнами: для того чтобы сказать слово, надо чтобы они задрожали. Как это происходит, мы сейчас узнаем. Возьмите гитары и присаживайтесь на стулья.

Потрогайте струны, они одинаково натянуты? Нет. Сыграйте на слабо натянутой струне. Какой звук получился? Тихий, слабый, тусклый.

А теперь сыграйте на остальных струнах. Какой звук?  

Что нужно сделать чтобы звук был громче?

Дети, как вы думаете, что произойдет со струной если ее очень сильно потянуть?

Так же и при громком разговоре, крике, голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить. Говоря спокойно, без крика, мы бережем свои голосовые связки.

Дети, какой вывод мы можем сделать?

Вот мы с вами и узнали о важности министра Голоса, Катя, верни пожалуйста Лилу голос!

Дети, как вы думаете, что делает человек на протяжении всей своей жизни, даже во сне?

Необходимо ли дыхание для общения? Давайте выясним

Дыхание состоит из вдоха и выдоха. Чтобы во время разговора дыхание не сбивалось, нужно говорить на выдохе.

Давайте научимся правильному речевому дыханию.

Вдох- выдох АААААА

Вдох- выдох ОООООО

Вдох- выдох УУУУУУ

Дети, посмотрите, министр Дыхание приготовил для вас воздушный боулинг.

Сколько в нем шаров? Из чего они сделаны?

Как вы думаете, какой из шаров сложнее докатить до финиша? Давайте проверим.

Скажите, пожалуйста, какой шар сдуть было сложнее? А почему? Сравните их по весу.

Попробуйте подуть на него немного сильнее.

Какой вывод мы можем сделать?

Итак, дети, можем ли мы утверждать, что министр Дыхание важен для общения?

Давайте вернем Лилу дыхание.

А теперь отправляемся к министру Слуха.

По дороге 3-е детей «теряются» в лесу.

Что мы кричим, когда заблудились?

Дети кричат «ау» по очереди и садятся на места.

Как вы думаете, в чем важность слуха?

А почему у человека язык один, а уха два?

Дети, что нам помогло определить кому принадлежит звучащий голос.

Какой вывод мы можем сделать?

Давайте вернем Лилу слух.

- Дети, мы с вами посетили всех четырех министров Логоляндии. Давайте же наконец разрешим их спор и выясним, кто же из них самый важный.

Вот и подошло к концу наше путешествие. В заключении давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали

Мы помирили министров, теперь они живут дружно, потому что знают, что каждый из них важен и незаменим. Теперь логоляндцы снова могут общаться.

Молодцы, ребята! Отличное путешествие у нас сегодня получилось.

Что вам больше всего понравилось, запомнилось?

Мы с вами не только интересно и с пользой провели время, но и помогли жителям Логоляндии вернуть себе общение!

Благодарю за активную работу на занятии!

До новых встреч!

Дети, опираясь на изображения на экране называют министров Логоляндии (средства общения)

Дети отвечают на вопросы

Дети выполняют опыт: окунают в 1-й стаканчик ватную палочку и проводят ею по разным зонам языка, определяют вкус, затем берут новую палочку и окунают во 2-й стакан, определяют вкус, третий стакан.

Вкус пищи можно определить, при помощи языка.

Размещают изображение

Дети отвечают на вопросы (Слышимость речи, интонация)

Дети выполняют инструкции педагога

Дети размышляют, отвечают на вопросы.

Выполняют опыт со струной

Легко подергивать за нить

Дернуть посильнее – звук усилится

Речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. Чтобы их не повредить, необходимо разговаривать спокойно, не кричать.

Голос позволяет нашей речи звучать.

Дети закрепляют символичное изображение голоса на плакате

Дети отвечают на вопросы

Дышит

Выполняют упражнение «Гласные звуки»

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются через стороны.

Дети перечисляют оборудование, необходимое для следующего опыта.

выполняют эксперимент

Ответы детей (стеклянный)

Дети выполняют эксперимент с силой воздушной струи

Воздушная струя может быть различной силы. Чем сильнее мы выдыхаем, тем громче можем издавать звуки. Можно долго общаться и не уставать если правильно дышать.

Закрепляют символ на плакате

Ответы детей.

Ответы детей.

Для общения нам нужно не только говорить, но и слышать собеседника, а для этого нам нужен слух.

Министр слуха очень важен для общения.

Дети размышляют, отвечают на вопросы.

В процессе обсуждения дети приходят к тому, что каждый министр по-своему важен, для полноценного общения необходимы все компоненты речи.

Дети подводят итоги занятия.

Ребенок проявляет любознательность

Получают инструкции, необходимые для выполнения заданий.

Используют на практике полученную информацию.

Развитие мышления, фонематического слуха.

Развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики.

Используют на практике полученную информацию.

Дети учатся беречь свои голосовые связки, развивать и укреплять голос.

Развитие УУД: памяти, внимания, мышления, связной речи.

Дети овладевают приемами правильного речевого дыхания.

.

Происходит уточнение знаний детей о важности правильного дыхания.

Ребенок осознает себя участником познавательного процесса.

Формируются элементарные навыки самооценки.

Развитие памяти, внимания, мышления, связной речи.

        



Предварительный просмотр:

«Использование опытно-экспериментальной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ»


В ходе диагностики детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение.

Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми  помогает решить ряд проблем в данном направлении. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.

 Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует расширению словаря детей.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить    присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».

В ходе детского экспериментирования активно развивается коммуникативная функция речи. Дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь). На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Целью     применения учителем-логопедом детского  экспериментирования является повышение эффективности коррекционной работы.
Активизация речевого развития  происходит через выполнение следующих задач:

-  активизация  работы тактильного,  зрительного и  слухового анализаторов, способствующих речевому развитию;
формирование  способности  у  детей понять образовательно-развивающую задачу и решить её;
- воспитывать самостоятельность, самоконтроль, интерес к ориентировочно-исследовательской деятельности;

- развивать у детей мыслительные операции - анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

-   обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия.

По своей сути эксперимент (от лат . experimentum – проба, опыт) – метод чувственно-эмпирического познания действительности, единство знаний и умений, проба, опыт вообще; попытка осуществить что-либо.

 Я хочу предложить Вашему вниманию те задания и упражнения, которые использую в своей работе, используя метод эксперимента.

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха

Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и является составной частью коррекционного воздействия на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме непосредственно образовательной деятельности.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

                   .  

Игра «Где звенит?»

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет (свисток, бубен). Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: Где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

Игра «Шумящие коробочки» 

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить    их различными материалами, которые при встряхивании  издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

Игра «Подбери картинку или игрушку»

 Вы стучите,  шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино, а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку или игрушку.

 «Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под     рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

«Угадай, что звучало»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10. 

 При этом выполняется речевая работа: формирование пространственных представлений, усвоение предложно-падежных конструкций, составление предложений с союзом а.

Игры - эксперименты при  развитии анализа и синтеза

Своё развитие экспериментальная деятельность в области анализа и синтеза получает на втором году обучения детей с общим недоразвитием речи. Появляется больше возможностей включать их в занимательную деятельность, поскольку к этому времени у детей возрастает уровень представлений о звуках, словах и предложении, формируется комплекс буквенных образов-представлений, позволяющих совершать переход от звуков к их графическому изображению. Кроме того, на 7 году жизни у детей формируются такие качества, как целеполагание, стремление довести начатое дело до конца (А что же получится?), желание испытать свои возможности, то есть начинают формироваться волевые установки, как ведущая форма мотивации, определяющая деятельность детей 7 года жизни.

 На логопедических занятиях необходимо подавать детям не только готовый материал, но и побудить самих детей к находкам, к открытиям в усвоении родного языка.

 Из авторских методик Голубевой Г. Г., Ткаченко Т. А, научно-методического пособия Гаркуши Ю. Ф., и других авторов,  отобрала и использую тот материал, который может вызвать естественный интерес к экспериментальной деятельности, создаёт базу к развитию языкового чутья.

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам с заданиями возрастающей сложности, направленными на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова и предложения.

Работу по карточкам можно проводить на индивидуальных занятиях - как один из видов контроля фронтальных занятий, во второй половине дня - в коррекционной работе с воспитателем и дома Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение, как для детей, так и для педагога.

  Для детей обеспечивается максимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению. Создаются условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей.
Развиваются различные стороны психической деятельности - внимание, мышление, память, речь. Закрепляется запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;
Для педагога:
 снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми, позволяют контролировать уровень усвоения программного материала.
Все задания на карточках сопровождаются яркими иллюстрациями и защищены пленкой, что дает возможность детям пользоваться фломастерами при выполнении заданий и использовать многократно.

Игры-эксперименты  для развития речевого дыхания

Важным разделом логопедической работы является развитие речевого дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Во время выполнения дыхательных упражнений следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. С этой целью эффективно проводить некоторые дыхательные упражнения в виде экспериментов. В этом случае мы предлагаем ребенку понаблюдать и сравнить результат при выполнении упражнений с различной силой выдоха. Особенно это важно при работе над устранением бокового сигматизма. Для того чтобы сформировать направленную воздушную струю, необходимо показать ребенку, что выдыхаемый воздух может выходить изо рта в разном направлении: вперед, вбок или даже в щеки. Для этого  предлагается  поэкспериментировать, «поймать» воздушную струйку в различных игровых дыхательных упражнениях с предметами.

Игра «Задуй свечу»

Для игры понадобятся большие разноцветные свечи. Необходимо поставить перед ребенком на столе три свечи разных цветов на разном расстоянии от него и попросить его задуть их по очереди: ближнюю, среднюю и дальнюю. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть ближнюю свечу достаточно подуть слабо, чтобы задуть дальнюю – необходимо дунуть как можно сильнее.

Игра «Поймай воздушную струю»

Ребенку предлагается подуть на   вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где вертушка закрутилась и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом  сигматизме.

Игра «Греем руки»

 В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю. Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый,   ладошки греются.

Игра «Футбол»

Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»  При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка. Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха. Вариант игры - загони машину в гараж.

Игра « Фокусник»

Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы  сдуть ватку– выдох должен быть не только сильным, но и длительным

Игра «Буль- буль» или «Буря в стакане»

Необходимо взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем  много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в "буль - буль " с помощью трубочек для коктейля. Задача ребенка так играть в "Буль-буль ", чтобы не пролить воду. Пробуя дуть в стаканчики по-разному, ребенок делает вывод - в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно.(вода прольется из стакана) Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.

Применение игр-экспериментов для развития лексико-грамматического строя

В процессе игр-экспериментов происходит накопление активного и пассивного словаря.

 Ребенок усваивает качественные прилагательные, обозначающие цвет, температуру (холодный, горячий, теплый). Относительные прилагательные, обозначающие тип поверхности (гладкий, шершавый, ребристый, выпуклый). Материал (деревянный, стеклянный, металлический, пластмассовый...). Практически усваивает глаголы -  шуршит, гремит, шипит, звенит, тонет, так же однокоренные глаголы с разными приставками. Наречия: громко, тихо, холодно, тепло, быстро, медленно. Ребенок усваивает антонимы: холодный и горячий, толстый и тонкий, короткий – длинный, высокий – низкий и т.д.

Также происходит более быстрое формирование навыков словоизменения, в том числе: согласование прилагательных с существительными в числе, роде и падеже, согласование и управление в сочетаниях числительных с существительными, усвоение форм сравнительной степени прилагательных и наречий, предложно-падежных конструкций, усвоение причастия как одной из глагольных форм, например, шуршащий, плавающий.

Во время игры ребенок учится строить предложения различных типов: простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные с придаточными причины, следствия, с придаточными изъяснительными. активного и пассивного словаря. Во время игры ребенок учится строить предложения различных типов: простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные с придаточными оборотами причины, следствия.

Игры с магнитами позволяют ребенку заключить, что магнит притягивает, например, железный шуруп и железную гайку и не притягивает деревянный шарик и фарфоровое блюдце, что к магниту прицепились две железные (стальные) шайбочки, два железных винтика и не прицепились пять пластмассовых (или алюминиевых) гаек. О результатах эксперимента ребенок рассказывает с помощью логопеда, усваивая при этом согласование числительных и прилагательных с существительными и относительные прилагательные со значением материала.

Эксперименты со светом

 Для них нам нужны электрический фонарик, разноцветные прозрачные предметы, зеркала. С помощью пускаемых нами солнечных зайчиков  мы учим ребенка употреблять предложно-падежные конструкции, учим согласованию прилагательных с существительными, ребенок усваивает также и приставочные глаголы: солнечный зайчик к Машиной кукле подбежал, от Машиной куклы убежал, между красным мячиком и синим кубиком пробежал и так далее. Развивается пространственное восприятие: Солнечный зайчик в комнате слева, справа, вверху справа и т.д.

Практика показывает, что экспериментальная деятельность с использованием наглядно-практического материала на логопедических занятиях способствует развитию у детей навыков фонематического слуха, речевого дыхания, языкового анализа и синтеза.
Помогает понять ребёнку, что не всякий набор звуков или букв является словом, что слово имеет значение. Делает привлекательным овладение   чтением.
Развивает познавательный интерес к изучению родного языка.
Воспитывает у детей стремление к  поисковой,  мыслительной  деятельности.

                           

 Библиографический список

1. Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман «Чтение без принуждения», М. «Знание», 1987.

2. «Коррекционно-педагогическая работа в учреждениях для детей с нарушениями речи». Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши, М. Т. Ц. «Сфера»,  2007.

3. Т. А. Ткаченко «Совершенствование навыков звукового анализа и обучению грамоте», «ЭГСИ», 1999.

4. Фоминых Е. Н «Организация экспериментальной деятельности детей на логопедических занятиях в ДОУ», ж. «Логопед» №3, 2007.

 



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Представляю вашему вниманию серию интересных опытов и экспериментов, которые вы можете провести вместе со своими детьми в свободное время. Коллекция опытов поделена на 4 части согласно 4 временам года. Некоторые из них не требуют инвентаря и подготовки, к остальным же вы без труда сможете подготовиться в домашних условиях.

Помимо того, что все опыты познавательны и помогают расширить кругозор ребенка, они стимулируют его познавательную активность, мышление, воображение, речь, память, увеличивают словарный запас ребенка.

Желаю вам веселого, интересного и полезного времяпровождения с вашими любимыми исследователями!

Опытно-экспериментальная деятельность по теме «Весна»

«Как развивается растение?»

Цель: Выделить циклы развития растения: семя --> росток --» растение --> цветок --> плод --> семя.

Материалы и оборудование: Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа.

Ход: 

Младшие дети не знают, как из маленького семечка появляется плод (например, помидор или перец), можно попросить детей постарше рассказать им. Дети рассматривают семена, доказывают, что из них может вырасти растение (есть ядрышко), высаживают в почву после предварительного замачивания, делают зарисовки по ходу наблюдений до появления плодов, отправляют малышам.

 «Что любят растения?»

Цель: Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Материалы и оборудование: Два-три одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.

Ход: 

Дети ухаживают за тремя одинаковыми растениями по-разному: первое — своевременно пропалывают, поливают, рыхлят;  второе — своевременно поливают, пропалывают без рыхления;  третье — только поливают. Длительно наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением с зарисовкой каждого результата, делают выводы о необходимости ухода для роста и состояния растений.

«Дождевые облака»

Цель: дать понятие, что облака – это скопившаяся в воздухе влага, которая в определенный момент может пролиться дождем или другими осадками. Оборудование: банка, пена для бритья, вода, гуашь.

Ход: в банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки. Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Этот опыт можно провести детском саду и дома с детьми всех возрастов - он зачаровывает всех.

Эксперименты со светом

 Цель: ознакомить детей со свойствами света.

Оборудование: электрический фонарик, разноцветные прозрачные предметы, зеркала.

Ход: С помощью пускаемых нами солнечных зайчиков  мы учим ребенка употреблять предложно-падежные конструкции, учим согласованию прилагательных с существительными, ребенок усваивает также и приставочные глаголы: солнечный зайчик к Машиной кукле подбежал, от Машиной куклы убежал, между красным мячиком и синим кубиком пробежал и так далее. Развивается пространственное восприятие: Солнечный зайчик в комнате слева, справа, вверху справа и т.д.

«Тепло — холодно»

Цель: Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

Материалы и оборудование: 

а) цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода;

б) веточки разных деревьев, емкости с водой (весной и зимой);

в) семена овощей (огурцов, гороха, фасоли), емкости для замачивания, ткань. Ход: 

1. Дети наблюдают за вянущими растениями на клумбе. Выясняют, почему они вянут, если воды достаточно для роста (вянут, потому что не могут питаться на холоде). Пересаживают растение вместе с почвой в подходящую емкость, вносят в помещение, наблюдают за изменениями, происходящими с цветами в помещении и на клумбе. Взрослый предлагает зарисовать результаты в дневнике наблюдений.

2. Дети рассматривают веточки голых деревьев. Выясняют, почему нет листочков (холодно) и как сделать, чтобы они появились (растениям для роста нужно тепло). Вносят веточки в помещение, рассматривают почки, помещают в воду, наблюдают за ростом почек, появлением листьев. Зарисовывают наблюдения в дневнике в сравнении: на участке — в помещении.

3. Дети рассматривают семена. Выясняют, можно ли высаживать их на грядку в апреле (нет, холодно, они погибнут). Замачивают семена — «будят» их. Помещают семена во влажную ткань, ставят в разные по температуре места, поддерживают во влажном состоянии. Через 2—3 дня проверяют результаты: выясняют, что помешало «проснуться» одним семенам и помогло — другим (семена в тепле и влаге проросли, остальные — лишь набухли от воды). Высаживают проросшие семена в ящички для получения рассады.

Опытно-экспериментальная деятельность по теме «Лето»

«Разноцветные огоньки»

Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный луч?

Материал: противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.

Ход игры: дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней — в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, другой — слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Обсуждают результаты. Вода от верхнего слоя до поверхности зеркала выполняет функцию призмы. (Призма — это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета — спектр. Призма может разделить солнечный свет на семь цветов, которые располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.) Взрослый предлагает запомнить цвета радуги, выучив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке. Дети уточняют, что вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огонь.

«Уличные тени»

Цель: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

Ход: рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее) Вывод:  тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.

«Как образуется тень» 

Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

Ход: 1) Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света.

2) Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении от предметов разной степени прозрачности.

Вывод: Тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет. От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.

Опытно-экспериментальная деятельность по теме «Осень»

Тепло

Цель: дать понятие о тепловой проводимости, то есть тепло переходит от одного объекта к другому.  

Материал: металлический стержень, гвозди, воск, горелка, штатив.

Ход: Взять стержень, растопить воск, закрепить металлические гвозди вдоль стержня на равных расстояниях вдоль стержня. Закрепить один конец стержня на штативе. Использовать горелку, чтоб нагреть другой конец стержня. Вывод: тепло передается от одной части стержня к другой. Это приводит к тому, что стержень, в конце концов, нагревается целиком. Гвозди начинают падать, когда тепловые волны доходят до них.

 «Сохранение тепла» 

Цель: ознакомить детей со свойствами тепла

Материал: Две стеклянные банки с крышками, шерстяная ткань, вода, горелка, термометр.

Ход. 

Нагреть воду, налить в обе банки. Одну банку накрыть шерстяной тканью, другую ничем не накрывать. Затем измерить температуру в обеих банках. Затем накрыть обе банки крышками, убрать в темное место на полчаса. Снова измерить температуру воды.

Вывод. Вода в первой банке теплее, чем в другой, т. к. накрыта была тканью, которая препятствовала доступу холодного воздуха и сохранило тепло в банке.

«Заплесневелый хлеб» 

Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

Материалы и оборудование: полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Ход: дети знают, что хлеб может портиться — на нем начинают расти мельчайшие организмы (плесневые грибки). Составляем алгоритм опыта. Помещают хлеб в разные условия:

а) в теплое темное место, в полиэтиленовый пакет;

б) в холодное место;

в) в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета

Проводят наблюдения в течение нескольких дней, рассматривают результаты через лупу, зарисовывают (во влажных теплых условиях — первый вариант — появилась плесень; в сухих или холодных условиях плесень не образуется). Дети рассказывают о том, как люди научились дома сохранять хлебопродукты (хранят в холодильнике, сушат из хлеба сухари и т.д.).

«Зачем зайчику другая шубка?» 

Цель. 

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Материалы и оборудование: 

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

Ход: Дети наблюдают за одеждой прохожих со сменой времени года и определяют, что зимой она становится теплее. Выясняют, что делать животным, чтобы не замерзнуть. Дети представляют, что рука — это «зайчик», и выбирают ему шубку на лето и на зиму (рукавички). Выходят на прогулку в этих шубках и сравнивают ощущения обеих рук. Взрослый выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму, какие шубки нужны зверям зимой (теплые, плотные, с длинным мехом, пушистые). Наблюдения зарисовывают в виде символов.

«Как звери меняют шубку?» 

Цель: 

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Материалы и оборудование: 

Кусочки меха (старого), кора деревьев.

Ход: 

Взрослый предлагает детям, подумать, что делать зверям, которым нужны зимой теплые шубки, но купить их они не могут (отрастить новый мех, плотный, тяжелый). Рассматривают старую вылезшую и плотную пушистую шкурку лисы. Выясняют, какую из них лиса могла бы носить летом, какую зимой, откуда зимой появилась пушистая шубка и куда она исчезает летом. Взрослый подводит детей к пониманию того, как звери «развешивают» в лесу зимние шубы (проводит старой шкуркой по коре дерева, на ней остаются волоски).

Опытно-экспериментальная деятельность по теме «Зима»

«Нужен ли зимой растениям снег?» 

Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. Материалы и оборудование: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности.

Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую — под снег на время прогулки. Взрослый проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзнут. Не будет снега — могут замерзнуть и погибнуть корешки). Дети высказывают предположения, зарисовывают их. Взрослый вместе с детьми находит место, где снег выдувается, обозначает его условным значком: «нет снега». Весной можно наблюдать за появлением растительности на разных участках с привлечением зарисовок. Делают вывод о необходимости снега растениям зимой.

Соленая снежинка

Снежинку нельзя занести домой - она сразу растает... А снежинку из этого опыта можно! Новогоднее украшение и химический опыт - два в одном.

Материалы:

- синельная проволока ("пушистая" проволока или палочки-синель);
- стеклянная банка, объемом 0,5л;
- поваренная соль (18 чайных ложек);
- белая нитка;
- деревянная палочка для подвешивания снежинки.

Ход:

1) Из синельной проволоки сгибаем снежинку. Привязываем к ней ниточку, за которую мы будем опускать снежинку в соляной раствор.
2) В стеклянную банку наливаем кипяток.
Нам нужно получить перенасыщенный солевой раствор. Добавляем в кипяток соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться в воде. Если соль была с примесями, раствор может получиться мутным. В этом случае его желательно отфильтровать и перелить в новую банку.
3) При помощи нитки и деревянной палочки опускаем снежинку в раствор так, чтобы она не касалась стенок банки. Ставим банку в тихое место.

В горячей воде процесс образования кристаллов идет намного быстрее. Поэтому основная часть кристаллов образуется до того, как вода остынет. Затем процесс продолжится, но пойдет уже гораздо медленнее.

Примерно через сутки снежинку можно достать из раствора и высушить. Зимнее украшение готово! Можно использовать ее как украшение для интерьера или как елочную игрушку.

Объяснение опыта

При растворении поваренной соли в воде появляется иллюзия того, что соль исчезает. Но это не так. Частички соли распадаются на мельчайшие кусочки, невидимые глазу. И, при определенных условиях, эти частичку могут собраться вместе и снова стать видимыми. И не просто видимыми! Они могут образовать причудливые структуры!

Когда мы готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя в банке с водой соли больше, чем она может "принять", то излишки соли тут же начинают снова собираться в кристаллы. Очагом роста кристаллов может послужить любое тело в воде: пылинка, не растворившийся кристаллик той же соли или нитка. Поэтому, когда мы опускаем в солевой раствор нашу снежинку, на ней тут же начинают расти кристаллы соли.


Красочные «леденцы»

Цель: узнать- как покрасить лед? Можно ли "запустить" краску внутрь ледяного кубика?

Материалы:

- формочки для льда (или любые чашки и миски);
- поднос с бортиками;
- поваренная соль;
- жидкие пищевые красители или краски; 
- пипетка или чайная ложка.

Ход:

1) Заранее, перед опытом, замораживаем лед в больших и маленьких формочках.
2) Готовим в нескольких емкостях крепкие солевые растворы. Как сделать такой раствор - см. предыдущий опыт со снежинкой. Добавляем в растворы краску.
3) Раскладываем ледяные фигурки на подносе. Пипеткой или чайной ложкой капаем на них цветные солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит "ходы" причудливыми узорами.

Объяснение опыта

Когда натрий, содержащийся в соли, вступает в контакт со льдом, происходит химическая реакция с выделением тепла. Она заставляет лед таять. Именно поэтому в гололед улицы посыпают смесью песка и соли.

Кружащиеся блестки

Видели когда-нибудь новогодние шары? Обычно внутри таких шаров стоит домик или чья-то фигура... Встряхнешь такой шар, и в нем начинает кружиться вихрь снежинок. Попробуем добиться такого эффекта при помощи подручных средств!

Материалы:

- стеклянная или пластиковая прозрачная банка с крышкой;
- блестки;
- глицерин.

Ход:

1) Наливаем в банку кипяченую воду, добавляем в нее глицерин и блестки. Закрываем крышкой.  
2) Встряхиваем банку. Блестки плавно кружатся в воде и не спешат падать.
А можно найти подходящий красивый сосуд, закрепить у него на дне фигурку или игрушечный домик... И сделать собственный волшебный зимний шар.

Объяснение опыта

Глицерин хорошо поддается желированию. Поэтому блестки при встряхивании опускаются на дно не сразу, а постепенно, напоминая тем самым падение снега.

Практика показывает, что экспериментальная деятельность с использованием наглядно-практического материала на логопедических занятиях способствует развитию у детей навыков фонематического слуха, речевого дыхания, языкового анализа и синтеза.
Помогает понять ребёнку, что не всякий набор звуков или букв является словом, что слово имеет значение. Делает привлекательным овладение   чтением.
Развивает познавательный интерес к изучению родного языка.
Воспитывает у детей стремление к поисковой,  мыслительной  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковый игро-тренинг "Пальчики играют, речь нам развивают"

тренинг для детей и родителей (открытое занятие)...

Презентация: родительское собрание тема: «Мы играем, мы играем , речь ребёнка развиваем»

- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье и ДОУ; - Повышение педагогической культуры родителей....

В игры с пальцами играем, речь ребенка развиваем.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальцы, мелкую моторику. Упражнения, по тренировке пальцев рук, являются мощны...

Мастер-класс для родителей «В игры играем – речь детей развиваем».

Почему важно развивать речь детей? Потому что речь, по сути, - основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А ...

" В игры с пальцами играем, речь ребенка развиваем"

Многочисленные научные  исследования доказывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка быстрее развивается речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо. Упражнения , игры по трениро...