Конспект родительского собрания
материал (старшая группа)

Коспект родительского собрания на тему: "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                   «Детский сад «Светлячок»

Конспект  родительского собрания №2

в старшей группе  «Подсолнушек».

Тема:  «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

Picture background

                                                                                     Подготовила:

                                                                                   воспитатель

                                                                                            Муравицкая Е.В.,

                                                                                       

 

С. Мильково, январь  2025 г.

Конспект родительского собрания №2

в старшей  группе  «Подсолнушек».

Тема: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

Цель: ознакомление родителей с организацией образовательной деятельности по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.

 Задачи: 

- повысить педагогическую компетентность родителей в области познавательного развития детей через опытно-экспериментальную, исследовательскую деятельность;

- повысить качество образовательной деятельности по познавательному развитию детей дошкольного возраста;

- повысить педагогическую культуру родителей;

- активизировать участие родителей в жизни группы.

Участники: воспитатели, родители.

План проведения:

1. Вступительная часть. «Влияние опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста».

2. Мастер-класс «Играем-учимся и познаем!»

3. Рефлексия.

4. Разное.

5. Решение.

Ход собрания.

1. Вступительная часть. «Влияние опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста».

Воспитатель: 

- Здравствуйте дорогие родители! Мы всегда рады видеть Вас здесь. Спасибо за то, что пришли на нашу встречу. На этом родительском собрании мы расскажем вам, как влияет опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.

Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Задача взрослых – помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.

Экспериментирование всегда считалось эффективным способом обучения детей. К. А. Тимирязев сказал: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошел».

На прогулках и экскурсиях дети учатся сравнивать деревья по толщине, виду веток, ствола; различать хвойные и лиственные деревья. В уголках природы ведутся наблюдения за ростом комнатных растений; поставленными в вазу ветками березы, смородины; уточняются представления детей посаженным в песок репчатым луком, фасолью и т. д. Таким образом, у детей реализуются и удовлетворяются потребности познания эффективным для них способом – путём самостоятельного исследования мира.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая со временем заметно растет. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, обогащения речи, развития уверенности в себе и коммуникабельности. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к изменению, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

Задачами экспериментальной деятельности дошкольника являются:

1. Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомство с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

2. Развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

3. Развитие представлений детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость);

4. Расширение представлений об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей;

5. Расширение знаний детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

6. Знакомство детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

7. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

8. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что новое усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Для того чтобы сформировать у детей представления о растениях и животных, научить наблюдать за различными явлениями окружающего мира и делать выводы, в нашем детском саду в каждой группе оформлены яркие и красочные уголки природы. Чего в них только нет: живые комнатные растения и предметы для ухода за ними (лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели для листьев), сухие листья и семена растений, энциклопедии и книги о животных и растениях, календарь природы, перья птиц, различные крупы, муляжи овощей и фруктов, песок, глина, камни… А ещё в уголке природы обязательно есть материалы и оборудование для проведения опытов и экспериментов: микроскопы, лупы, магниты и металлические предметы, полиэтиленовые пакеты, пластиковые стаканы и трубочки, весы, воронки и многое другое.

Ребята с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные наблюдения и исследования, которые дают им реальные представления о свойствах изучаемых объектов и явлений природы, помогают удовлетворить присущую детям любознательность и почувствовать себя первооткрывателями.

А так же для вас была подготовлена консультация «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности», вы можете с ней ознакомиться самостоятельно, она будет размещена в приемной нашей группы.

2. Мастер-класс: «Играем-учимся и познаем!»

Опыт № 1. Можно ли взвесить воздух?

Оборудование: полиэтиленовый пакет, весы.

-Положим на одну чашу весов пустой пакет, на другую – наполненный воздухом. Чаша с каким пакетом опустилась вниз? (С тем, в котором воздух).

Вывод: воздух имеет вес, его можно взвесить на весах.

Опыт № 2. Движется ли воздух?

Оборудование:

1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) по числу детей.

2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

 - Аккуратно возьмём за краешек полоску бумаги  и подуем на неё. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха.  В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется  ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется  сквозняк, и тогда мы знаем, что открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? (Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку).  Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате и разнёс запах.

Вывод: воздух всегда находится в движении, даже если нет ветра и сквозняка. Благодаря этому свойству воздуха мы чувствуем запах.

Опыт № 3. Игры с соломинкой.

Оборудование: соломинки, прозрачная ёмкость, вода.

Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в неё. Откуда появились пузыри, куда исчезли?

Результат: дети обнаруживают воздух внутри себя.

Вывод: человек вдыхает воздух (кислород). Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он лёгкий, поднимается в воде вверх пузырьками и лопается.

Опыт № 4. Лодочка.

Материалы и оборудование: таз, вода, лодочка из бумаги.

Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы: «Почему она плывёт?», «Что её толкает?», «Откуда появляется ветерок?».

Результат: лодочка плывёт, если на неё дуешь.

Вывод: воздух обладает силой. Человек выдувает воздух - он толкает лодочку.

Чем сильнее дует человек, тем быстрее плывёт лодочка.

3. Рефлексия.

Мне хотелось услышать Ваше отношение: как Вы думаете, что дает ребенку то, что Вы сейчас делали? Сложно ли Вам было найти способ решения задачи? Как (какие) дома можно применять подручные средства для развития любознательности ребенка?

В результате организации опытно-экспериментальной деятельности у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисковой деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце). У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность. Такая деятельность вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

4. Разное.

Обсуждение следующих вопросов:

- Напоминаем режим работы ДОУ, просим исключить опоздания.

- Напоминаем о необходимости иметь спортивную форму.

-Не пропускать ДОУ без уважительной причины, всегда оповещать заблаговременно о пропуске ребёнком ДОУ и указывать причину отсутствия.

- Также родителям напомнили о необходимости своевременно вносить оплату за детский сад.

- Напомнили о правилах безопасности дорожного движения антитеррористических мерах.

- Предложили активнее участвовать в различных конкурсах на уровне ДОУ и округа.

5. Итог собрания.

Воспитатель:

- Предлагаю высказать свое мнение о полученной информации, была ли она для вас интересна и полезна, и принять решение.

- На этом наше собрание окончено. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»

Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»...

Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"

Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....

План-конспект родительского собрания "Организационное родительское собрание"

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Муртазалиева ЗамираПлан-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Орган...