Просвещение родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста: новые подходы и практики в формировании ответственного родительства 24.01.2024 г.
методическая разработка (старшая группа)

Татьяна Олеговна Дернова

Дошкольное образовательное учреждение – первое образовательное учреждение, где устанавливается контакт с родителями и начинается педагогическое воспитание. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это различные способы организации совместной деятельности и общения педагогов, воспитанников и их родителей. Главной целью видов форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей является объединение детей, родителей и педагогов в единую команду, установление между ними доверительных отношений, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и воспитать желание решать их вместе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные подходы по осуществлению взаимодействия педагогов с родителями в ДОО.

Тема: Просвещение родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста: новые подходы и практики в формировании ответственного родительства.

                                                         Подготовил: Дернова Т.О.

Салехард 2024 г.

Дошкольное образовательное учреждение – первое образовательное учреждение, где устанавливается контакт с родителями и начинается педагогическое воспитание. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это различные способы организации совместной деятельности и общения педагогов, воспитанников и их родителей. Главной целью видов форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей является объединение детей, родителей и педагогов в единую команду, установление между ними доверительных отношений, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и воспитать желание решать их вместе.

           Инновационной формой общения педагогов с семьёй может стать «творческие вечера» - предполагают взаимодействие, где родителям и детям отводятся ведущие роли, им принадлежит главная инициатива. Педагог, выступающие в роли консультантов, предоставляют родителям необходимую информацию, обучают их необходимым навыкам и методам работы с детьми младшего возраста. На «творческих вечерах» дети и родители создают индивидуальные или коллективные работы: В сентябре было сделано коллективное украшение группы осенними листьями: родители рисовали и вырезали контуры листьев, а дети раскрашивали их карандашами. Индивидуальные творческие занятия включали в себя изготовление открыток «День пожилого человека», «Новый Год», «8 Марта», «23 Февраля» и т.д. С помощью «творческих вечеров» родители могут сформулировать потребность в общении с детьми, повысить уровень своих педагогических знаний, осознать, что дошкольное детство — это важнейший этап в развитии личности ребенка; «творческие вечера» для активного участия семьи в образовательном процессе в ДОО. Высокий потенциал формы. Потенциал этой формы еще более возрастает, если родители выступают в качестве экспертов и критиков.

Инновационной формой обмена можно назвать «Поучительные чтения». Поучительные чтения— это образовательные мероприятия для родителей, «основанные на чтении определенного произведения литературы». Вместе с учителем родители определяют тему произведения. Например, «Мойдодыр» К.И. Чуковского. Воспитатель готовит книгу с яркими картинками и рисунками на интерактивной доске. Благодаря этой работе дети всегда выглядят опрятными и чистыми. После прочтения книги родители обсуждают с детьми их привычки. Это также возможность поделиться опытом взросления друг друга. «Чтения» не только дают возможность воспитателям и родителям договориться об общих концепциях воспитания, но и способствуют взаимопониманию между учреждением и домом, воспитателями и родителем, родителем и ребенком, готовя стихи для заучивания детьми и организуя поэтические вечера, где дети могут показать свою выразительность и интерес при чтениях стихов.

Формы взаимодействия детского сада с родителями применяется в работе воспитателей в течений года и очень хорошо отражается на взаимоотношениях в группе с детьми и их родителями.

Родительский клуб «Это я и моя семья» даёт возможность вовлекаться родителям в образовательную деятельность, принимать активное участие в жизни группы; обязательное условие данного мероприятия- участие родителей совместно с детьми. Родительский клуб «Это я и моя семья» выстраивает взаимоотношения с семьёй на принципах заинтересованности родителей, добровольности, инициативности. В ходе совместной деятельности дети с родителями выполняют различные задания, принимают активное участие в мастер-классах, развлечениях (где героями выступают не только дети, но и родители).

По окончании мероприятий, воспитатель предлагает детям и родителям поделиться впечатлениями. Также, родители будучи являясь представителями различных профессий, приглашают группу детей с воспитателем на экскурсию или проводят интересные беседы.

Так, в октябре 2024 года, старшая группа «Медвежата» отправилась на экскурсию для знакомства с дорожными знаками, где детей ждала машина с сотрудниками ГАИ. А в мае 2024 года папа воспитанницы нашей группы провёл для детей интересную беседу о том, как опасно играть с огнем и пригласил на экскурсию в Пожарную часть, где дети с удовольствием познакомились с настоящими пожарными, побывали в диспетчерской, учебных классах, сенсорной комнате, предназначенной для снятия эмоционального напряжения, в ангаре ребятам удалось поближе разглядеть пожарные машины и даже посидеть в них.

После проведения данных мероприятий, родители воспитанников нашей группы, уже пытаются без помощи воспитателя проводить мастер-классы, семейные круги чтения (если сначала это были просто беседы после прочтения книги, где обсуждалось содержание, поступки героев, родители уточняли, какие еще произведения у этого автора знакомы ребятам, то сейчас родитель после прочтения книги, предлагает перейти к художественному творчеству, используя НТР. Из иллюстраций изготавливаются книжки-малышки, книжки-самоделки, которые дарятся детям групп младшего дошкольного возраста или принимают участие в конкурсах).

Также, семь воспитанников нашей группы посещают творческое объединение мультстудию «Три кота», на базе МБДОУ Детский сад «Мамонтёнок» и зачастую, нарисованные иллюстрации складываются в целую презентацию или мультфильм, которые с удовольствием смотрят воспитанники не только нашей группы или используются для участия в конкурсах различного уровня.

Хочется обратить внимание на то, что данная работа является результативной, если ведётся системно. По нашему мнению, проделанная работа помогает повышать компетентность родителей, выстроить доверительные отношения между педагогами и семьёй воспитанников, вовлекать родителей у участие не только в мероприятиях ДОО, но и в мероприятиях различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста

Просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях ин...

Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста

Программа представляет из себя документ, определяющий содержание просвещения родителей воспитанников педагогами дошкольного образования....

Анализ раздела "Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации"

Раздел по безопасному поведению в Программе просвещения родителей направлен на повышение образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей....

Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, как условие решения задач ФОП ДО

Семья – социальный институт воспитания, в котором осуществляется преемственность поколений, развитие личности и социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения. Сегодня с...

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации (далее – Программа), представляет из себя документ, опреде...