проект«Использование моделирования в работе со старшими дошкольниками»
проект (подготовительная группа)
Цель проекта : обучение детей способам наглядного моделирования, которые позволяют ребенку усваивать социокультурный опыт, представленный в виде знаков, символов и моделей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза В.Н.Банцекина городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад №69»
ПРОЕКТ
«Использование моделирования в работе со старшими дошкольниками»
номинация
«художественно-эстетическое воспитание»
Воспитатель СП
«Детский сад № 69»
ГБОУ СОШ № 6 г.о.Сызрань:
Авакян Людмила Геннадьевна
2020 г.
Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
К.Д.Ушинский.
Проблема
использования символико- знаковой технологии как фактора комплексного личностного развития и условия повышения качества образовательного процесса находит отражение в работах таких ученых, как Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, Н.Г.Салмина, О.С.Ушаковой и др. Своими исследованиями ученые доказывают, что именно символико- знаковая деятельность оптимально обеспечивает ребенку процесс осознания сущности, помогает четко и ясно формулировать и выражать свои мысли, описывать объекты и явления, составлять рассказы. По мнению Леонида Абрамовича Венгера, моделирование — метод, при котором создаются модели и используются в дальнейшем при формировании представления о структуре объектов, о связи отдельных элементов данных объектов между собой. Эффективность их использования зависит от следующих условий:
модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной реальному объекту;
быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
О проекте
Состав участников – дети подготовительной к школе группы .
Вид проекта – краткосрочный групповой
Суть проекта –повысить уровень развития познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста путем использования на занятиях метода наглядного моделирования.
Формы работы - игровая, учебно-познавательная, продуктивная.
Цель проекта : обучение детей способам наглядного моделирования, которые позволяют ребенку усваивать социокультурный опыт, представленный в виде знаков, символов и моделей.
Задачи:
1.Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, моделей, заместителей .
2.Учить создавать воображаемые образы и узнавать некоторые ситуации по схеме.
3.Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки, загадки, сюжета рассказа,
4.Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели.
5.Учить составлять по схеме, мнемотаблице связные, последовательные рассказы.
Актуальность проблемы
- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
- применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
- ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей в настоящее время характерна зачастую не четкая речь , неумение выстроить четкий, последовательный, логически связанный расссказ, задержка речевого развития, утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
Пути реализации проекта :
- I этап- подготовительный.
- II этап- активного обучения
- III итоговый этап -общение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности.
I этап проекта:
- Подобрать и изучить методическую литературу по обучению детей с помощью моделей, схем, знаков и символов.
- Составить тематический план работы с детьми (определить виды деятельности, содержание, методы и приёмы);
- Изготовить схемы, модели, мнемотаблицы, знаки, символы и др.
- Подобрать дидактические игры;
- Выявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста ;
- Разработать серию занятий с использованием методики обучения составлению описательных рассказов и пересказа при помощи моделей и схем;
В качестве моделей изготовлены и используются:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, используемые в них;
- мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы;
- опорные схемы;
- карточки — символы.
II этап – основной:
№ | Образовательная область | Форма работы | Цель |
1 | Социально – коммуникативное развитие | беседы, рассказы воспитателя; рассматривание схем, иллюстраций, тематических картинок; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры. | Цель: Расширять представления детей о том, откуда берется электричество и как оно помогает человеку; |
2 | Познавательное развитие | Рассматривание и ознакомление с сенсорно-графическими, опорными схемами, мнемотаблицами, карточками-символами, схемами, использование геометрических фигур различных цветов и т.д. | Формировать умение у детей использовать в качестве символов-заместителей геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. |
3 | Речевое развитие | беседы, рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений, загадок с опорой на схематическое или символическое изображение. |
|
Художественно-эстетическое развитие | Рисование по темам: «Запишем любимую сказку», конструирование «Город мастеров», лепка/аппликация «Загадки-отгадки» | Закрепить умение изображать этапы сказки символами или схемами. Формировать у детей умение конструировать, определяя по схемам скрытые детали, Совершенствовать у детей умение вырезывать предметы, зашифрованные в мнемотаблице или карточке-схеме обычным и силуэтным способами. | |
Физическая культура | Пальчиковая гимнастика. Физкультминутки, подвижные игры | Развивать равновесие, координации движения, мелкой моторики обеих рук. Закрепить умение красиво, грациозно выполнять знакомые движения. |
III этап - заключительный.
Конечный продукт: проведение детско-родительской игры
Используемая литература:
- Т.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
- Т.В.Большева. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники »
- Белоусова Л.Е . «Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий ТРИЗ (моделирование маленькими человечками) в работе со старшими дошкольниками.
Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), разработанный тризовцами ещё в середине 80-х годов, достаточно популярен и эффетивен в работе с дошкольниками, особенно старшего возраста. В представл...

Презентация проекта"Использование наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР"
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абс...

План реализации проекта "Использование русского фольклора в развитии речи старших дошкольников с особыми образовательными потребностями в группе компенсирующей направленности "Солнышко"
Актуальность проекта: В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия.Это способствует формированию культуры толерантности в детском коллективе. Как нала...

Проект "Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
В данном поекте разработана система работы по развитию речи через разные виды деятельности с использованием мнемотаблиц....

Проект "Использование ТРИЗ технологий в познавательном развитии старших дошкольников"
Педагогический проект...
Презентация "Использование метода моделирования в работе со старшими дошкольниками в процессе разучивания танца"
Метод моделирования выступает как один из современных ориентированный на особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. В основе метода лежит принцип замещения....

Проект «Использование метода мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Проект «Использование метода мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»...