Проект «Использование метода мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
проект по развитию речи (старшая группа)

Скорых Елена Михайловна

Проект «Использование метода мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_mnemotehnike_starshaya_gr.docx775.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Использование метода мнемотехники

в развитии речи старших дошкольников»

К.Д. Ушинский писал: « Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»
Проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста, педагогами и родителями.

Проблема: работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них не развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.

Актуальность:

У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.

Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними). Одним из таких методов моделирования является МНЕМОТЕХНИКА.

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций.

Цель проекта
- Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста, с использованием элементов мнемотехники.
             Тип проекта
- Педагогический, творческий, практический для детей старшей группы (5-6 лет).
Продолжительность проекта
- краткосрочный  (3 месяца).
           Участники проекта
- Дети старшей группы, родители, воспитатели.
           Задачи проекта
            1. Совершенствовать грамматический  строй речи, обогащать словарный запас детей.
            2. Развивать связную  речь  детей, включая элементы мнемотехники.
3. Учить составлять план рассказа, считывая  информацию с  мнемотаблицы.
4. Развивать психические  процессы  (память, мышление, внимание)

5. Приобщать к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса;

6. Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову;

7. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

Новизна представленной темы заключается в том, что мной разработаны календарно-перспективные планы работы с использованием мнемотаблиц для старшей группы.

Предварительная работа:

- наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);

- раздаточный материал;

- обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром;

- выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.
            Реализация  проекта
I. Подготовительный
II. Основной
III. Заключительный
            I. Подготовительный этап
1. Изучение научно – методической литературы по данной теме.
2. Подбор  сказок, упражнений и игр для развития связной речи
3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек,  мнемотаблиц)
4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.
5. Обсуждение проекта вместе с родителями.
6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

II. Основной этап:

Работа с детьми
1.Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками – символами;
2.Учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами.
3. Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа;
4.  Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.
5. Использовать мнемотаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.
6. Заучивание коротких текстов скороговорок, чистоговорок при автоматизации звука.
7.  Для закрепления полученных знаний изготовить с детьми альбомы по пройденным темам с рассказами и подбор материала к проекту с рисунками.

Работа с родителями

1. Вовлекать родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей, педагогов и родителей

2. Повысить компетентность родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

3. Активнее включать родителей в образовательный процесс.

4. Повысить компетентность родителей в вопросе использования приема мнемотехники в развитии познавательно-речевой активности детей старшего возраста.

Результаты:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные        истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Отработка метода запоминания.

4. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы.

Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:

1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета

2. Раскрыть сущность в объекте.

3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.

Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы. Очень полезно использовать мнемотаблицы для описания сезонных явлений.

Примерный план использования мнемотаблиц :

Сентябрь

Тема: Пересказ р. н. сказки «Заюшкина избушка»

Задачи: формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы; уточнить и закрепить правильное произношение звука (а).

Тема: Рассказывание сказки «Гуси - лебеди»

Задачи: упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблицы; закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Лепка «Орешки для белочки»

Задачи: продолжать учить детей работать с пластилином; развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей

Рассказывание стихов про мишку по мнемотаблице

Мишка по лесу гулял

 Мишка шишки собирал

 Очень мишка наш устал

 Сел мишутка задремал.

Я рубашку сшила мишке

И сошью ему штанишки

Надо к ним карман пришить

И платочек положить.

Октябрь

Тема: Рассказывание сказки «Теремок»

Задачи: упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности; закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Аппликация «Теремок»

Задачи:  продолжать учить детей наклеивать детали, работая с клеем; развивать творчество, мышление; учить обыгрывать и драматизировать сказку.

Тема: Рассказывание  сказки «Три медведя»

Задачи: формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем; совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах; развивать память, внимание.

Лепка «Пирожки для Маши»

Задачи: продолжать учить детей работать с пластилином; развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей

 Тема: беседа "Фрукты"

Задачи: уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме;  формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы

 Ноябрь

Тема: пересказ сказки «Маша и медведь»

Задачи: формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произносить  звук (м)

Тема: Рассказывание  сказки «Колобок»

Задачи: формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем; совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах; развивать память, внимание.

Рисование «Колобок»

Задачи: продолжать развивать у детей творчество, воображение;  рисовать колобка и других героев сказки

Заключительный этап: показ открытого занятия и создание презентации-отчета.

Практическая значимость

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражаются собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

Вывод:

У детей появилось желание пересказывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;

Расширился круг знаний об окружающем мире;

Расширился активный и пассивный словарный запас;

Появился интерес к заучиванию;

Дети преодолели робость, застенчивость;

Усовершенствовалась диалоговая речь.

Приложение 1

https://tacon.ru/wp-content/uploads/f/3/2/f327ba8ea897e4ec849b71425ef54ca5.jpeg

https://66000848.xn--e1agmmh.xn--p1ai/upload/5395/images/big/a3/fd/a3fdee2e9fdc00b38203ac563b6b3839.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/12/11/s_61b4ca9b997d5/phprdQrZD_Nnemoshemy-skazki_html_e895c79f8a9dbba7.jpg

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/bookfairytalealgorithm/algoritmskazok2.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/03/13/s_640f37ab66dcf/phpXAsdcV_razvitie-rechi.-konspekt_html_c8a9ee77466da243.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации проекта "Использование русского фольклора в развитии речи старших дошкольников с особыми образовательными потребностями в группе компенсирующей направленности "Солнышко"

Актуальность проекта: В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия.Это способствует формированию культуры толерантности в детском коллективе. Как нала...

Консультация «Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация для педагогов «Использование методов мнемотехники  в развитии речи дошкольников» с презентацией....

Проект « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является раз...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников»....

Из опыта работы. "Использование приемов мнемотехники для развития речи старших дошкольников"

Отчет о работе кружка  по развитию связной речи  средствами приемов мнемотехники "От слова к слову"....