План по самообразованию "Развитие речи у детей 3-4 лет, по средствам дидактических игр"
материал (младшая группа)
Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 73.6 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательно автономное учреждение
«Детский сад №32»
План по самообразованию
«Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр »
Подготовила:
Воспитатель Калданова Эльмира Сарбаевна
г.Оренбург, 2023
План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2023-2024Воспитатель: Калданова Эльмира Сарбаевна (2-я младшая группа «Пчелки»)
Тема: «Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр »
Цель работы: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей 3-4 лет, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи:
− способствовать активизации словаря детей 3-4 лет,
-развивать представление об окружающем мире посредством дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь;
- расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов - у мышки-голова, ушки, носик и т.д.;
- учить слова, обозначающие пространство- вперед, назад;
-поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов - машинка, уточка, собачка; развивать произносительную сторону речи;
-обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;
− побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
− способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
− совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь;
− формировать грамматический строй речи;
− изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
− выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей дошкольного возраста;
− определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
− привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
− представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Актуальность выбранной темы.
Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия..
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.
В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно младший возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.
Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей младшего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.
Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом активизации речи, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.
А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на младший возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.
Формы работы с детьми:
− совместная деятельность воспитателя с детьми:
− индивидуальная работа с детьми
− свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
− консультации
− индивидуальные и групповые беседы
− родительские собрания
− оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
− привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Этапы проработки по теме:
-Планирование работы по самообразованию
-Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)
-Подведение итогов самообразования.
Используемые технологии: здоровье сберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Планируемы результаты: к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.
План по самообразованию 2023-2024 уч.год
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Изучение необходимой литературы, подбор методического материала. | Д/И «Что как плавает?»; «Постираем кукле платье». Диагностика детей по развитию речи. | Консультация для родителей «Развитие речи у детей 3-4 лет». |
Октябрь | Создание картотеки дидактических игр для работы с детьми. | Занятия с сюжетными игрушками. Занятие с куклой. «Кукла Катя поёт и пляшет». Д/и « Волшебный мешочек»(мячики) | Консультация: «Игры для развития детей 3-4 лет» |
Ноябрь | Изучение статьи на тему: «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка3-4 лет». | Занятие по развитию речи в второй младшей группе Игровая ситуация «Кукла Катя и её подружки». Д/И «Спрячем мышку» | Пополнить коллекцию игр и упражнений по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. |
Декабрь | Развитие речи по средствам дидактических игр | Игровая ситуация « Что нам заинька принёс?» Игровая ситуация «Игрушки в гости к нам пришли» | Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей» |
Январь | Изучение статьи на тему: «Роль дидактических игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». | Д/И «Разноцветная посуда» Д/И «Подбери заплатку к одежде» | Консультация« Я играю целый день, мне играть совсем не лень» |
Февраль | Подбор диагностического материала. | Диагностика детей по развитию речи. Д/И «Подбери колеса к машине» Д/И «Подбери пару варежек» | Консультация для родителей «Поговорим об агрессии» |
Март | Дидактические игры по методике ТРИЗ. | Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» | Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам. |
Апрель | Распространение педагогического опыта через электронные СМИ. Подбор материала для проведения итогового мероприятия. | Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования: maam.ru;nsportal.ru. | Консультация «Развитие речи детей второй младшей группы, посредством дидактических игр.» |
Май | Подготовка к летне-оздоровительной работе. Итоговое мероприятие. | Д/И Сборные матрёшки. Диагностика детей по развитию речи. | Создание папки-передвижки: «Развитие речи» |
Отчет по реализации плана по самообразовании «Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр»
Возраст детей от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.
В 2022-2023 учебном году мною была выбрана тема самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр».
Выбрав эту тему, поставила цель: повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
Образовательные:
- обогащать и активизировать словарный запас детей через игровую деятельность;
- учить отчетливо произносить слова и короткие фразы;
- учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
- учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа;
- учить понимать обобщающие слова;
- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Развивающие:
- развивать грамматический строй речи, связную речь;
- развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
- развивать диалогическую, монологическую речь;
- развивать слуховое и зрительного восприятия;
- развивать познавательную активность, творческие способности.
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость;
- воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
По данной теме изучала методическую литературу:
1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М., 1991.
2. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». М.,1981
3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М., 2007.
4.Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред.Л.П. Федоренко. М., 2004.
5.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М., 2009.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий, использование игрушек, персонажей кукольного театра.
Словесный метод: рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, чтение художественной литературы.
Игровой метод: дидактические игры, настольно-печатные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные, словесные, музыкально-хороводные.
Использую групповые, подгрупповые и индивидуальные формы организации игры.
В работе по речевому развитию детей младшей группы использую игры в разные периоды режимных моментов.
Считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Были разработаны дидактические игры: «Чего не стало?», «Чей это домик?», «Большой, средний, маленький», «Назови одним словом», «Что сначала, что потом», «Что не так на картинке?», «Какая погода?», «Отгадай сказку», «Что делает?», «Ассоциации. Угадай сказку».
Приобретены дидактические игры: «Кто что ест?», «Времена года», «Назови часть целого», «Жили-были сказки…»«Чей хвост?», «Зоологическое лото».
С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок.
Так играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь.
Использую в работе настольно - печатные игры: «Парные картинки», «Собери картинку» и другие. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. Регулярно предлагаю детям составление разрезных картинок и кубиков. В данном виде игр решаю задачу – развивать у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, даю детям рассмотреть целую картинку.
С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные). Манипулируя с игрушками в процессе игры, ребенок учится употреблять глаголы. В играх: «Большой, средний, маленький», «Чудесный мешочек» - учу детей видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества, закрепляю у малышей знания о цвете и величине, обогащаю словарь прилагательными.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у ребенка желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.
Играем в сюжетно-ролевые игры. В таких играх, как «Семья», «На приёме у врача», «Парикмахерская», «Мы водители» - знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т.д.). Изначально дети подражают тому, что им показала я, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаю детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.
Для организации сюжетно – ролевых игр приобрела одежду для парикмахерской, поликлиники, полицейского, а также наборы Доктор», «Парикмахерская», муляжи продуктов для игры в «Магазин».
Особое место занимают подвижные игры, хороводные игры. Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.
При проведении подвижных игр с текстом использую соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, маски). Были изготовлены атрибуты для подвижных игр «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль», «Сигналы светофора». Во время игры побуждаю детей к повтору текста.
В подвижных играх для принятия сюжета малышом я даю характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Изготовила картотеку подвижных игр с текстами.
Театрализованная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат ребенка. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, последовательность событий. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
В театрализованных играх знакомлю детей с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогащаю новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развиваю интерес к литературе. У детей активизируется речь, они активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
Для театрализованных игр изготовила настольные театры «Репка», «Теремок», маски героев, приобрела костюмы.
Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей. Оформила центр речевого развития детей. Оборудование расположено так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок мог легко включиться в игровую ситуацию.
В работе по развитию речи детей в игровой деятельности невозможно обойтись без активного участия родителей. Провожу беседы с родителями, отвечаю на вопросы, даю рекомендации по активизации словарного запаса ребенка младшего дошкольного возраста. Оформлена папка-передвижка на тему: «Играйте вместе с детьми», буклеты, консультации.
В результате проведённой работы к концу года у детей повысилась речевая активность, словарный запас, соответствующий их возрасту, большинство детей умеют говорить не торопясь, отчетливо произносят слова и короткие фразы, рассказывают об увиденном, отвечают на вопросы. Дети умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.
Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют самостоятельность, активность в игре. Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.
В результате изучения темы: «Развитие речи у детей 3-4 лет посредством дидактических игр» сделала следующие выводы: работа должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей, с учётом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей детей
Список использованной литературы
1. Акимова, Г.Е. «Лучшие игры для детей от 2 до 7».
2. Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду».
3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в второй младшей группе
детского сада.
4. Галанова, Т.В. Развивающие игры с детьми трёх-четырех лет.
5. Ермакова, И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для
детей.
6. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду.
7. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя
группа)
8. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. /
Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е
изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984.-240с
9. А.Андреева «30 уроков мелкой моторики рук»
10. С.В.Лесина «Индивидуальное развитие детей в дошкольных
образовательных учреждениях»
11. Е.С.Рычагова «Игры-занятия со звучащим словом »
12. Бубнова А.Х. «Развитие речи».
13. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду.»
14. Богуславская З.М Смирнова Е.О. « Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста.»
Приложение 1.
Консультация для родителей
«Развитие речи детей 3-4 лет»
Заговори, чтобы я тебя увидел.
(Сократ)
Правильная, выразительная речь- портрет человека.
Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. ( пример, Мауги )Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»
Речь
— существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.
В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:
- Устную речь (говорение и слушание);
- Письменную речь ( письмо и чтение)
Наше собрание посвящено развитию устной речи детей .
Развитие устной речи, ее компонентов является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.
1.Формирование словаря.
К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные {папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель.
И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.
- Расширять и активизировать словарь мы должны на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов- у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества ( цвет, форма, размер), особенности поверхности ( пушистая, шороховатая).
- Обогатить словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.
Практическое задание
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
ЦЕЛЬ: закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т.д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие.
ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек, предметы по теме.
Предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет.
«ПОДБЕРИ ПАРУ»
Цель: закрепить словарь существительных по теме «Игрушки», учить устанавливать сходство предмета с его изображением на картинках, совершенствовать зрительное восприятие.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки ( мяч, кукла, мишка и т.д.), предметные картинки с изображением этих игрушек.
Рассмотрите вместе с ребенком игрушки и предметные картинки. Назовите каждую из них. Попросите ребенка взять в руки одну из картинок и найти игрушку соответствующую ей.
2.Грамматический строй речи
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.
Наша задача:
- совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Упражнение:
Жёлтое…. (солнце)
Пушистые…(котята)
Машина…какая? (большая)
- научить употреблять существительные с предлогами.
Упражнение:
Зайчик ( под столом, над столом, на столе )
Ворона (над крышей, на крыши)
Мячик (под столом)
Поросенок (в коробке). (см. Плакат № 4)
- Учим детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей
Упражнение:
Утка- утенок- утята.
Кошка- котенок- котята
Собака-щенок- щенята и т.д.
В возрасте 3,5-4 лет ребенок все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»), В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.
3.Связная речь
Задачи :
- Развитие диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей.
- Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Практика.
Телефон.
разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.
Ситуация общения «Научи меня».
Персонаж (игрушка) беседует с ребенком, спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом.
( …А меня научишь???)
Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил. У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать- это интересно и здорово!
Мнемотехника
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, мы часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.
Мнемотаблицы особенно эффективны- при разучивании стихотворений, обучении рассказыванию и пересказу. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение, текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение, текст целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
4.Звуковая культура речи
У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.
Задачи для детей 3-4 лет:
- Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц)
Практика:
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
- Помимо развития моторики речедвигательного аппарата, необходимо развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Учим ребенка отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Практика:
Развитие интонационной выразительности:
- Говорить голосом мышки, медведя, волка;
- Рассказывать стихи с разной интонацией ( как робот, принцесса и пр.)
- Разучивание скороговорок
Развитие слухового внимания:
- Игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай звук», «Послушаем тишину», «Чей голос?» (аудиозаписи голосов животных или голосовая импровизация)
Развитие речевого дыхания:
- Игры: «Снежинка», «Прожорливые фрукты», «Бабочки» и пр.
Правильное произношение формируется в основном в дошкольном детстве. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и пр. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
- Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание родителей на слух своего ребенка. Необходимо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенных на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха – на своевременное лечение.
Следует беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
- Не рекомендуется чрезмерное форсирование речевого развития малыша. Вредно нагружать ребенка сложным речевым материалом, заставляя повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в два года учить правильно произносить звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.
- Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости отокружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ними не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребенка. Ребенок может начать также торопливо и недостаточно четко произносить слова, в результате начать пропускать звуки, «проглатывать» окончания.
- Важно чтобы в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. Не стоит произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?», «Ляля хочет бай-бай»). Это только задерживает своевременное овладение словарем.
- Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения, попросить повторить, выделив правильный звук.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.
Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.
Приложение 2
Консультация для родителей
Игры для развития детей от 3 до 4 лет
Период раннего дошкольного развития малыша очень важен. На этом этапе он приобретает навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Чтобы направлять его физическое, эмоциональное, психическое развитие в нужное русло, родители должны обеспечивать его необходимыми нагрузками.
Учитывая возраст, ведущей деятельностью должна стать игра. Причём это должны быть уже не привычные прятки и догонялки, а развивающие игры для детей 3-4 лет, которые доступны родителям даже в домашних условиях, без привлечения педагогов и воспитателей. Каждая из них должна выполнять свою функцию: в игровой форме можно способствовать формированию логики, речи, мелкой моторики, памяти и внимания.
Логические игры
Логика — способность здраво и даже мудро рассуждать. Без неё человеку очень трудно приходится в жизни. Чтобы способствовать её формированию у малыша, можете подобрать специальные игры для развития детей 3-4 лет, которые смогут научить логическим умозаключениям.
• «Поварёнок»
Выставите на пол все пустые кастрюли, которые только найдёте на кухне, а рядом с ними положите вперемежку крышки. Юный Шерлок Холмс должен подобрать к каждой посудине свою собственную шляпку, анализируя их размер и цвет.
• «Листопад»
Наберите листья с деревьев, легко угадываемые по контуру (дуб, клён, берёза), обрисуйте их границы на бумаге. Ребёнок должен угадать, какой контур, какому листочку соответствует, не прикладывая при этом последние к рисунку.
• «Фруктовый коктейль»
Завяжите малышу глаза и предложите на ощупь угадать известные ему фрукты: грушу, яблоко, банан, апельсин и другие.
• «Третий лишний»
Нужны карточки с нарисованными предметами, среди которых один будет лишним. Например, среди чашки, ложки и кружки будет утюг. Ребёнок в процессе развивающей игры должен исключить последний предмет.
Подобные детские развивающие игры на логику хорошо устраивать раз в 2-3 дня, чтобы интеллект малыша не перегружался. А в дни отдыха от мозгового штурма можете заняться речевыми способностями своего чада. И опять вам в помощь — игровая деятельность.
Речевые игры
Существуют самые разнообразные игры для развития речи детей 3-4 лет, направленные на сформированность грамматического строя и пополнение лексического запаса. Заранее выберите те, которые заинтересуют вашего кроху и не только окажутся полезными, но ещё и заинтересуют его. Причём специалист здесь вовсе не обязателен. Все задания легко выполняются дома с родителями.
• «Врединка»
Не секрет, что 3-4 года — самый упрямый возраст, и этим обязательно нужно воспользоваться, подыскивая игры, развивающие речь. В частности, дошкольник должен подбирать простейшие антонимы к словам, которые вы ему называете. Например, белый — чёрный, весёлый — грустный, добрый — злой.
• «Дрессировщик звуков»
Для чистоты речи нужны развивающие логопедические игры, направленные на коррекцию произношения разных звуков. Повторяйте с малышом те звуки, которые произносят разные животные. Поставьте перед ним задачу максимально точного воспроизведения.
• «Маленький детектив»
Это игра, развивающая не только речь, но ещё и внимание. Прогуливаясь по улице, попросите ребёнка описать всё, что он видит. Он должен правильно и грамотно строить свою речь, говорить предложения и замечать малейшие детали и нюансы, которые он видит.
Подобного рода дидактические игры позволяют обогатить словарный запас 3-4-летнего малыша и научить его правильно строить не только предложения, но и связывать их в единое целое — текст. Подобные речевые навыки ему очень пригодятся в школе.
Но для достижения успехов на этом поприще не обойтись без мелкой моторики рук, с которой напрямую связан речевой аппарат в мозговой коре.
Пальчиковые игры (для мелкой моторики)
Чтобы мелкая моторика рук не страдала, обязательно проводите дома развивающие игры для детей 3-х лет и сами активно в них участвуйте. Ведь именно от этого показателя, как утверждают физиологи, зависит дальнейшее формирование речи у ребёнка. Не упустите этот важный момент.
• Волшебный пластилин
Слепите с ребёнком царство из пластилина. Ежедневно пусть создаёт по 1 герою, параметры которого вы можете задавать сами. При этом пальчики могут тренироваться не только на пластилине, но и на тесте или глине.
• Картина из пазлов
Самая увлекательная из всех развивающих мелкую моторику игр — это пазлы, которые содержат мелкие фрагменты. Их нужно соединить в единое полотно. С возрастом детали должны становиться всё мельче и мельче. Начинайте с 9 пазлов в 3 года, а заканчивайте 200 пазлами в 5 лет.
• Рисование
Правильный захват карандаша, нажим на него, ровность изображаемых линий — всё это присутствует в рисовании. Так что раскраски — ещё один важный вид развивающей игры для данного возраста. Причём с ними ребёнок должен заниматься ежедневно.
Эти простые, но очень полезные развивающие игры для детей 3-4 лет помогут сформировать мелкую моторику рук без отклонений и подготовить малыша к школе должным образом. При этом не забывайте про память, которую тоже нужно начать тренировать уже в раннем возрасте.
Игры для развития памяти
Существуют специальные игры на развитие памяти для детей 3-4 лет, что в дальнейшем позволит ему усваивать большие объёмы школьного материала. От этого будут зависеть и успехи в обучении.
• «Супермаркет»
Дайте ребёнку задание сходить в виртуальный магазин и купить ряд продуктов и вещей. Каждый раз, отправляя его в супермаркет, увеличивайте список.
• «Чистюля»
Дайте ребёнку осмотреться в комнате, пусть запомнит, насколько сможет, расположение вещей. Потом он выходит, и вы меняете местами некоторые предметы. Зайдя к вам, малыш должен угадать, что изменилось.
• «Художник»
Нарисуйте при нём несложный узор. Пусть он его рассмотрит как следует. Затем уберите картинку и попросите его воспроизвести её самому.
Для полноценного формирования личности родители обязательно должны устраивать игры для развития ребенка в 3-4 года, чтобы в процессе он мог познавать жизнь. Примеряя на себя различные роли, принимая решения, увлекаясь и создавая свой мир в развивающей игровой деятельности, дошкольник будет всесторонне прогрессировать, тренируя свои высшие психические функции. Это позволит ему в будущем уверенно шагать по жизни и добиваться во всём успехов.
Приложение 3
Консультация для родителей
Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звука произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Своевременное и полноценное формирование речи детей — одно из условий нормального его развития. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развитии ребенка. Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно. Поэтому важно, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находиться в прямой зависимости от окружающей речевой среды. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Не стоит подстраиваться под детский язык, это тормозит развитие речи ребёнка. Речь взрослого, лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка. Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи взрослого. Правильно произносимые родителями звуки родного языка - образец для речи детей. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Широкое использование устного народного творчества, пословиц, поговорок – расширяет и пополняет словарный запас детей. Необходимо читать детям произведения художественной литературы, учить с ними стихи, беседовать. Формирование разговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы побуждают ребенка к ответу. Надо добиваться, чтобы ребенок давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог описать её.
Темы для разговора с ребенком могут быть самыми разнообразными – это и покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина, прогулки в лес, парк, поездка за город. Взрослый задает вопросы, направляет разговор, стремиться заинтересовать ребёнка, предлагает вспомнить что-либо, рассказать о том, что его заинтересовало.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения.
В каждой семье на вооружении должна быть «Домашняя игротека», состоящая из игр для улицы, дома и кухни.
Игры на прогулке, по дороге из детского сада (в детский сад).
Игра «Опиши»
Предложить ребенку составить описательную загадку о любом предмете по темам «Овощи», «Фрукты», «Животные (домашние, дикие)» и т.д.
Игра «Самый внимательный»
Предложить поочередно называть и описывать предметы только прилагательными (большой, синий, яркий, пушистый и т.д.), которые ребенок видит на прогулке, по дороге в детский сад или домой. Выигрывает тот, кто больше предметов заметит и подберет больше описательных прилагательных.
Игра «Я заметил»
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая» .Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
Игра «Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и т.д.».
Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
«Путаница»
«Жили - были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т.д.».
Игра на обогащение словаря ребенка.
«Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.
Например: ворона каркает, а воробей ...... (чирикает). Сова летает, а заяц ..... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади .... (жеребенок) и т.д.
Игра на развитие грамматического строя речи.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова. Которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро).
«Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. д.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях – ответах.
Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас, предложите ему «игры на кухне».
- Перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики (развитие мелкой моторики).
- Дайте малышу счётные палочки. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
Игры на обогащение словаря ребёнка.
- «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? и т.д.
- «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» вам в ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.
- «Приготовим сок». «Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из лимона, моркови, апельсина и т.д. Справились. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? … (из апельсинов) и т.д.
Эффективной формой в развитии речи ребёнка является театрализованная деятельность. Театрализованные игры способствуют развитию мышления и воображения, обогащению словаря, развитию связной речи. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться и преодолевают свои страхи, неуверенность. Театрализованная деятельность дает детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
Многие родители считают, что если ребенок посещает детский сад, то развитие и обучение должны полностью обеспечить сотрудники детского сада. Опыт показывает, что никакое самое хорошее дошкольное учреждение не могут полностью заменить семейное воспитание. Воспитатели отлично знают, в каких семьях занимаются с детьми, а в каких нет. Специально организованные занятия многое дают детям: знания, умения, навыки. Но если занятиями ребенка не интересуются дома, не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять ошибки. Некоторых детей такое невнимание родителей обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника придает особое значение всем достижениям ребенка.
Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, необходимо соблюдать некоторые рекомендации:
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит развитие ребенка.
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
- Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить, понятен ли ему ваш ответ?
- Обратите внимание умеет ли ваш ребёнок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное? Как развита у него фантазия? Умеет ли составлять сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут необходимы ребёнку в школе.
- Игры, способствующие развитию речи:
- Настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Целью этих игр является сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно их называть.
- Следует обратить внимание на то, что купив игру взрослым необходимо сначала самим ознакомиться с правилами, иначе при длительном изучении правил у ребенка может пропасть интерес. Лучше если первый раз вы поиграете вместе с ребёнком. В процессе игры можно задать такие вопросы: "Что нарисовано на картинке?", "Как можно назвать их одним словом?", "Где растут овощи?", "Что можно сделать из фруктов?".
- Можно помочь ребенку начать складывать картинку, а далее дать возможность продолжить самостоятельно. Допустим, если на картинках изображены герои сказки, то также можно попросить ребенка пересказать краткое содержание той или иной сказки.
- Игры с пальчиками — это не только радостное общение с близкими людьми, но и стимул для развития речи и мелкой моторики. Хорошо известные «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» пришли к нам еще от наших бабушек. Различные стихотворные тексты, которые сопровождаются движениями пальцев рук, также оказывают благотворное влияние на развитие речевой функции.
- Кроме того, для развития мелкой моторики полезно иметь дома конструкторы, мозаику, набор пуговиц или крупных бусин для нанизывания.
- Массаж пальцев и ладоней (разминание, растирание, легкое пощипывание)также развивает мелкую моторику.
- Гимнастика язычка. Гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Объединяет простые движения в сложные.
- Чтение сказок. Наверное, нет ни одного малыша, который бы был равнодушен к сказке. Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
- Словесные игры. Для развития речи с малыша.
- «Чудесный мешочек»
Мешочек можно наполнить различными предметами (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Игра заключается в том, что ребенок опускает ручку в мешочек и наощуп определяет, что у него оказалось в руке. Потом он достает предмет и рассказывает, для чего он нужен.
- «Что из чего сделано?»
Взрослый говорит ребёнку: «В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разных материалов. Я буду называть предмет, а ты попробуй определить, из чего он сделан».
Например: стол сделан из дерева значит он деревянный; ваза из стекла (стеклянная); мяч из резины (резиновый) и т. д.
- «Кто как работает?»
Взрослый рассказывает, что существует множество разных профессий. Что люди этих профессий трудятся каждый по-своему. Например: врач лечит людей. А что делает повар? (готовит еду); строитель? (строит дома); водитель? (водит машины) и т. д.
Спросите у ребёнка, знает ли он, какая у вас профессия, что вы делаете на работе. Выслушайте рассказ ребёнка и, если надо поправьте его.
- «Правильно ли я сказал?»
Взрослый говорит ребёнку: «Я знаю много домашних животных: корова, лошадь, собака, курица, ворона, заяц».
Ребёнок должен исправить ошибки и объяснить, что не так, почему.
- «Скажи наоборот»
Взрослый говорит: «Я вижу высокое дерево», а ребёнок должен сказать наоборот: «Я вижу низкое дерево». «У меня мало игрушек» («У меня много игрушек») и т. д.
- «Назови ласково»
Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне.
- «Что, где лежит?»
Предложить ребенку рассказать где какие предметы находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…, на…, под…, за…, между…, около…) и т.д.
- «Веселый счет»
Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д.
- «Чего не стало?»
Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.
- Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пусть выберет сам.
- Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.
- Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.
Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители
Приложение 4
«Я играю целый день, мне играть совсем не лень»
Игра – это естественная жизнь детей и не в коем случае не пустая забава. Игра – это жизнь, переломленная через психику ребенка. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь. Игра не заменима в период дошкольного детства. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, экспериментирует, проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируется внимание, воображение. Память, мышление, развиваются активность и самостоятельность. Именно в игре складываются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включится в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами сверстников. В игре ребенок имеет возможность реализовывать и углублять свои знания.
Взрослый не должен вмешиваться в игру, управлять ею, руководить играми детей. Его задача – создавать условия для того, чтобы игра и развернулась. Вступая в игровое общение, взрослый получает возможность экономно, без лишнего нажима руководить деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.
На втором году жизни к самостоятельной игровой деятельности детей относятся подвижные игры с мячом, игрушками – двигателями (машиной, тележкой), влезание на горку и слезание с нее, на улице зимой катание на санках и др. Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность. Она проявляется, прежде всего, в рассматривании окружающего, ребенок много действует с предметами.
Дети на втором году жизни не только воспроизводят разученные действия с предметами, но и отображают то, что сами часто видят в жизни. Во время самостоятельной деятельности малыши по своей инициативе по разным поводам общаются с взрослыми. Большую радость доставляет им включение в игру взрослого. Ребенок наблюдает, как действует взрослый, обращается к нему, демонстрируя результаты своей деятельности, и просит вместе посмотреть книги, нарисовать ему что-нибудь, помочь исправить сломанную игрушку и т.п.
Сначала взрослому необходимо быть ведущим в игре, тогда ребенок – зритель начнет присоединяться к игре. Затем взрослый должен помочь ребенку выбрать игрушки и научить действовать вместе. После этого ребенок начнет играть. Взрослому необходимо поощрять успехи ребенка, и тогда совместная игра станет желанной. На следующем этапе взрослый должен снизить свою активность, после чего у ребенка увеличится свобода действий, возрастет активность, и он научится играть самостоятельно. А самое главное, у малыша возникнет желание иметь партнера по общению.
Во время игры, взрослый формирует поведение ребенка: учит выполнять правила игры, показывает, где и с какой игрушкой удобнее играть, воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их убирать на место.
Совместные игры открывают большие возможности для формирования личности ребенка, проявления им инициативы, самостоятельности, любознательности. Под руководством взрослого ребенок учится выполнять определенные его требования: собрать игрушки, положить их на свои места, возвратить отобранный у другого ребенка предмет.
В совместной игре обогащаются впечатления ребенка: например, в присутствии малышей взрослый может погладить ленточки, полить цветы, пришить пуговицу, вызывая при этом интерес к своей работе. Организуя игру ребенка, взрослый разыгрывает различные сюжеты: мишка заболел, кошка обожгла лапку, ее надо полечить и т.д.
Показатель правильно организованной игры детей – их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения, частые обращения к взрослому по поводу игры.
«Тяни - толкай» Сядьте напротив малыша и вместе с ним (с разных сторон) возьмитесь за достаточно крепкое кольцо. Теперь потяните кольцо на себя так, чтобы малыш наклонился в вашу сторону. Затем дайте возможность малышу привлечь вас к себе с помощью кольца.
«Палочка - выручалочка» Посадите малыша на пол, ноги вытянуты. Предложите ему крепко взяться за палку обеими руками. Затем потяните палку так, чтобы ребенок с вашей помощью встал на ноги. После этого займите исходное положение и повторите еще раз.
«Догонялки» Когда ваш малыш научится ползать, покажите ему заводную игрушку (машинку, лягушку и т.д.), заведите ее и отпустите. Затем попросите малыша догнать игрушку и при этом сами «догоняйте» ее. Дайте ребенку обогнать вас, первому добраться до заветной игрушки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему " Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи детей второй группы раннего возраста средствами дидактических игр"
Материал по расширению ориентировки в окружающем и развитие речи детей второй группы раннего возраста средствами дидактических игр....
Развитие связной речи детей в средней группе по средством дидактических игр.
laquo;Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценно...

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"
План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"...

план самообразования на 5 лет для детей дошкольного возраста на тему "развитие речи детей 5-7 лет по средством дидактической игры
план самообразования...

план самообразования на 5 лет для детей дошкольного возраста на тему "развитие речи детей 5-7 лет по средством дидактической игры
план самообразования...

Консультация для родителей группы общеразвивающей направленности для детей 4 –5 лет Тема: «Развитие речи у дошкольников 4 – 5 лет по-средством дидактических игр»
Консультация для родителейгруппыобщеразвивающей направленностидля детей 4 –5 летТема: «Развитие речи у дошкольников 4 – 5 лет посредством дидактических игр»...

