«Нейроигры и нейрогимнастика для развития мозга»
методическая разработка

Симонова Ирина Александровна

Для воспитателей и родителей нейроигры-незаменимый инструмент развития детей, укрепление их психического здоровья и коррекции поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Нейроигры и нейрогимнастика для развития мозга.

Нейроигры как средство развития межполушарных связей в работе с детьми дошкольного возраста

Цель: развитие межполушарного взаимодействия полушарий головного мозга детей младшего дошкольного возраста?

Задачи: развитие правого полушария головного мозга у детей (и левого полушария у леворуких);
Развитие памяти, внимание, мышления и координации движений;
Формирование самоконтроля над своим телом.


Схема нейроигр.

Схема нейроигры классифицируется: на развитие правого полушария, межполушарное взаимодействие и развитие координации движений.

Разница между полушариями заключается также в том, что левое полушарие последовательно (по этапам) производит обработку информации, а правое – параллельно, то есть одновременно осуществляется обработка различной информации. С учётом решения разных задач полушариями мозга крайне важно, чтобы они активно взаимодействовали между собой, дополняя друг друга.

Как известно у ребёнка до трёх лет доминирует правое полушарие мозга. В возрасте трёх лет доминирующую позицию принимает левое полушарие головного мозга. Соответственно, работа правого полушария значительно снижается.

В возрасте сразу после рождения и до 3 лет мозг ребенка работает как накопитель. Ведь дети в этот период все схватывают на лету, переполнены жаждой знаний, воспринимают и обрабатывают огромные объемы информации, словно маленькие компьютеры, прекрасно запоминая детали. И поэтому в данный возрастной период главная задача родителей и воспитателей стимулировать все пять органов чувств ребенка и обеспечить все потребности для его развития. Для гармоничного развития ребенка Макото Шичида предлагает развивать в ребенке способность к запоминанию, а не вкладывать сами знания, для того чтобы в будущем ребенку было легко учиться и работать, чтобы все давалось легко и без долгих заучиваний. Вместе с феноменальной памятью к ребенку приходит способность к языкам. Он также предлагает развивать интуицию для того, чтобы в будущем ребенок мог принимать верные решения, чувствуя интуитивно, как именно следует поступить и какой путь верный. Активно развивать фантазию и воображение, чтобы через них стимулировать развитие творческой личности, которая способна к искусству и принятию нестандартных решений. Помимо этого, методика подразумевает отсутствие насилия при выполнении заданий и поиск подхода к ребенку через ласку, любовь и взаимное доверие и уважение как родителей, так и педагога.

Важно в первые годы жизни ребенка развивать правое полушарие мозга, потому что к трем годам левое полушарие станет доминирующим. Только при гармоничном развитии обоих полушарий мозга ребенок растет уверенным, творческим, разносторонне развитым.

Игры, направленные на развитие правого полушария:

Сетка памяти. Memory game Игра: запомни и найди.
Цель:
Развитие памяти и правого полушария.

Описание: положите карточки (две или более) со знакомыми изображениями перед ребенком, четко назовите их по порядку. Дайте ребенку запомнить изображения в течение 5-10 секунд. Переверните карточки и попросите вспомнить что где «спряталось». Правильно угаданные карточки оставляйте открытыми, неправильно названные карточки опять переворачивайте «рубашкой» вверх. Можно использовать любые имеющиеся в наличии карточки либо предметы (игрушки) накрывайте одинаковыми непрозрачными стаканчиками (баночками). Можно играть несколько раз.

Игры с водой: Поймай парный предмет.
Цель: развитие межполушарных связей и правого полушария, создание эмоционально положительного настроя.

Описание: Воспитатель наливает в ёмкость тёплую воду на глазах у детей, предлагает детям пустить поплавать различные предметы (шарики, пробки, шишки, рыбки). Затем предлагает поймать предметы поочередно правой рукой, левой рукой, двумя.)

Упражнение из комплекса кинезиологических игр: наши пальчики здороваются.

Цель: развитие правого полушария, мелкой моторики рук.

Ход игры: «Кулак-ребро-ладонь»: Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с воспитателем, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении воспитатель предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия.

Сортируем крупы.
Игра: мамин помощник.

Цель: развитие мелкой моторики и межполушарных связей.

Атрибуты: мисочки, пластмассовый пинцет, мелкие игрушки, крупы: фасоль, горох, макароны,
Ход игры: Предложить детям перекладывать крупы
из миски в миску двумя руками одновременно. Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки. Сортировать: смешать горох и фасоль, а затем предложить разложить пинцетом их по разным мискам. Сортировать разную крупу по цвету, форме, размеру.

Игра: покорми свинку.
Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики,
восприятия, внимания, речи, воображения.

Атрибуты: свинки из пластиковых бутылок, крупы, тарелочки.
Ход игры: педагог предлагает детям покормить Хрюшку, у ребёнка поросёнок, в тарелке корм (фасоль, горох, жёлуди, бобы, макароны). Постепенно, не торопясь накормить поросёнка (засовывать их по одному зернышку или семечку в горлышко бутылки).

Игра на определение знакомых запахов.
Игра: узнай по запаху.

Цель: развивать у детей обоняние и межполушарные связи.
Атрибуты: повязка на глаза, тарелочка, лимон, шоколад, яблоко, апельсин, огурец.
Ход игры: Ребенок с закрытыми глазами
определяет запах предмета на тарелке, даёт определение запаху, находит этот предмет на столе.

Сетка памяти. Memory game.
Игра: Найди пару.

Цель: развитие памяти и межполушарных связей.

Атрибуты: 4 карточки.
Ход игры:
на столе раскладываются карточки с изображением различных предметов. Детям дается задание запомнить в каком месте находится каждая из карточек. Через 20 секунд картинки переворачиваются изображением вниз. Дети должны по заданию воспитателя найти изображение по команде: (Покажи –где находится кружка). Если ребенок правильно находит заданную картинку, то забирает карточку себе, если нет, то карточки переворачиваются изображением вниз и возвращаются в игру. Выигрывает тот, кто больше всех угадает и загаданные картинки.

Зеркальное рисование. Рисуем воздушный шарик.
Атрибуты: фломастеры, бумага.
Ход игры: Дети берут два фломастера в две руки и одновременно двумя руками рисуют округлый предмет в разные стороны.

Рисуем палочками солнышко.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Атрибуты: палочки для рисования.
Ход игры: Дети берут две палочки в две руки и одновременно двумя руками рисуют округлый предмет в разные стороны.

Перекрестный точечный массаж в области ушей. Комплекс занятий по Семеновой К.А.

Ухо/нос.

Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полушарием, снятие эмоционального стресса.

Дети слушает команду: «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» — дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с детьми, затем умышленно допускает ошибки.

Игра кулак, ребро, ладонь.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.)
Ход игры: детям показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости
, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с воспитателем, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении воспитатель предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух.

Игры на развитие координации движений.

Нейрогимнастика.

Работа с кинезиологической дорожкой: Ручки-ножки.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, ловкости, быстроты двигательной реакции, средней и крупной моторики.
Атрибуты: дорожка с изображение ручек и ножек, магнитофон, ритмичная музыка.
Ход занятия: Детям предлагается пройти под музыку по дорожке «рукой» или «ногой» в зависимости от того, что нарисовано на дорожке.

Упражнение: По кочкам.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, улучшать навыки самоконтроля движений. Развитие средней и крупной моторики.
Атрибуты: разноцветные кочки, мячики, магнитофон, ритмичная музыка.
Ход игры:
Кочки выкладываются на полу, дети должны пройти по ним. Перепрыгивать через одну под ритмичную музыку (на одной ноге, на двух в прыжке, поднять правую руку- левую, две одновременно).

Упражнение: разноцветные ладошки.
Цель: развитие межполушарных связей, внимания, памяти, ловкости, быстроты двигательной реакции, мелкой моторики рук.
Атрибуты: заламинированные силуэты цветных ладошек правой и левой руки: красные, желтые, зелёные.
Ход игры: Воспитатель показывает детям цветные ладошки, напоминая, где правая и левая рука. По сигналу
педагога, дети находят названные ладошки методом зрительного соотнесения.

Перекрестная передача мячей су – джоку. Игра: колючие ёжики.

Цель: развитие межполушарного взаимодействий, ловкости, зрительно-моторной координации, мелкой средней крупной моторики.
Ход игры: дети сидят друг на против друга, перекрёстными движениями из правой руки в левую и наоборот перекатывают мяч по диагонали.

Игра: Зеркало.
Цель: развитие зрительно-пространственной организации движений, межполушарных связей, координации движений.
Ход игры: Пара детей стоят друг к другу лицом. Один из них ведущий. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные позы, движения, имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы поднимает руку с предметами в руках и т. д.), второй игрок одновременно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику в зеркальном отражении.

Заключение.

Мозгу нужны интенсивные ежедневные тренировки, заставляющие работать и левое, и правое полушарие. Упражнения, в которых укрепляется связь между полушариями, станут вашим верным помощником в воспитании всесторонне развитой, гармоничной личности и счастливого ребенка. Играйте и развивайте мышление и межполушарные связи!

Список использованной литературы:

  1. Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения: учеб. пособие. Волгоград.: Учитель, 2022. 32 c.
  2. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч #1042;алентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих – М. : АЙРИС-пресс, 416 с. : ил.
  3. Дубровина, И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
  4. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.
  5. Интернет-ресурс: #1085;ейроигры.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейрогимнастика как ключ к развитию мозга ребенка.

Нейрогимнастики в дошкольном возрасте  очень актуальна, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии.  И развитие  детей в целом, помогает развивать когнит...

Нейрогимнастика или Нейробика – упражнения для развития мозга ребёнка. ( 31.05.2024)

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а продуктивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного...

Мастер класс для педагогов: "Нейрогимнастика.тренировка для мозга"

Нейрогимнастика — это​ упражнения, которые гармонизируют работу обоих полушарий мозга....

Упражнения для развития мозга или нейрогимнастика

Упражнения для развития мозга  или нейрогимнастика...

Нейрогимнастика или Нейробика – упражнения для развития мозга ребёнка.

В современной педагогике существует множество технологий, методик, программ развития ребёнка, его творческих и интеллектуальных способностей. Следует отметить, что развитие способностей и успешность р...

Нейроигры для дошкольников: Развитие мозга через игру

В современном мире, где информация окружает нас повсюду, крайне важно заложить прочный фундамент для развития мозга ребенка с самых ранних лет. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) — это золотой п...