"Чудесный мир народного творчества" (кружковая работа старших дошкольников)
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Павлова Наталья Андреевна

Вот уже не один год я веду кружковую работу по теме «Чудесный  мир народного творчества» в нашем детском саду. Желание приобщать детей к народной культуре не случайно. С уверенностью можно сказать, что большинство, как дети, так и взрослые, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. На занятиях кружка дети изучают историю традиционных народных промыслов и воплощают полученные знания в своих творческих работах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesnyy_mir_narodnogo_tvorchestva.docx867.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 4 «РОДНИЧОК»

ИНН 3704003518   КПП 370401001

155047 Ивановская область, г. Тейково, ул. Щорса, д. 1

тел.(8)49343 4-43-26     e-mail-mdou4rodnichok@yandex.ru

 

(кружковая работа старших дошкольников)

Разработал и провел

воспитатель 1 кв.категории

МДОУ № 4 «Родничок»

Павлова Н.А.

2024 год, г.Тейково

          Актуальность (соответствие современным тенденциям развития образования, соответствие требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»).

          Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Все то, что будет заложено в детстве, человек пронесет через всю свою жизнь.

         Вот уже не один год я веду кружковую работу по теме «Чудесный  мир народного творчества» в нашем детском саду. Желание приобщать детей к народной культуре не случайно. С уверенностью можно сказать, что большинство, как дети, так и взрослые, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Русский философ И.А.Ильин писал: «Судьба народа скрыта в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его призвание».

          Дети старшего дошкольного возраста изучают историю традиционных народных промыслов и воплощают полученные знания в своих творческих работах.

         Вся работа в группе по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством пронизана духом творчества, радости и любви к русскому народу. В группе создан мини-музей народного прикладного творчества. Его ценность в том, что экспонаты можно брать в руки, рассматривать, переставлять, придумывать сюжеты.

         Конечно, дошкольники не смогут овладеть изучаемыми народными ремеслами, да этого и не требуется. Задача воспитателя состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества, научить работа.

         Содержательность. Программа кружка рассчитана на один год. Предполагается две подгруппы по 8-10 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня два раза в месяц, продолжительностью 25 - 30 мин.  

         Цель программы – приобщение детей к народной культуре как средство формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

         Задача – раскрыть формы, способы организации и содержания образовательной деятельности в ДОУ по приобщению детей к народной культуре через декоративно-прикладное искусство и другие формы образовательной деятельности.

Состав группы: одновозрастной

Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.

          Принципы проведения занятий: системность подачи материала; наглядность обучения; цикличность построения занятия, доступность, проблемность, развивающий воспитательный характер учебного материала.

Этапы занятия: 

1. Организационный этап (создание эмоционального настроя в группе;

упражнения, игры с целью привлечения внимания детей).

2. Мотивационный этап (сообщение темы занятия; выяснение исходного

уровня знаний детей по данной теме).

3. Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся

данных)

4. Рефлексивный этап (обобщение нового материала; подведение итогов

занятия).

Перспективное планирование

старший дошкольный возраст

Месяц

НОД

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Сентябрь

1 неделя

«Повторение гжельских орнаментов»

Программное содержание

Продолжать углублять знания детей об истории и традициях гжельского промысла. Упражнять в рисовании тонких линий концом кисти. Способствовать развитию восприятия, эмоционально положительного отношения к окружающему миру. Воспитывать самостоятельность

Дидактическая игра «Составь узор»

Продолжать знакомить детей с особенностями гжельской росписи, упражнять в составлении узора из элементов

2 неделя

«Кольца для салфеток»

Программное содержание

При рассматривании изделий, расписанных цветочными узорами, учить детей выделять композицию рисунка, особенности, оживляющие элементы (завитки, усики) и составлять узор. Упражнять в рисовании тонких линий концом кисти. Развивать эстетический вкус.

1. Дидактическая игра «Предметы русской старины».

Знакомить детей с культурой родного народа – его традициями, бытом, костюмом.

2. «Сказанья и поверья русского народа».

Познакомить детей со сказаньями и поверьями русского народа, приобщать к духовному наследию. развивать воображение и творчество детей

Октябрь

1 неделя

Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – гжельская керамика. «Капелька»

Программное содержание

Познакомить с традиционным русским художественным промыслом –  «капелькой». Способствовать закреплению различных приемов работы с кистью, развитию восприятия, образного мышления. Формировать навыки взаимооценки художественно-творческой деятельности

«Деревенская посуда»

дать представление о старинной посуде, закрепить знания о современной посуде. Расширять словарный запас, активизировать мыслительную деятельность, учить разрешать проблемные ситуации

2 неделя

«Блюдце»

Программное содержание

Углублять знания детей о гжельской

росписи. Упражнять в рисовании

простейших видов растительных

орнаментов. Способствовать развитию

Рассматривание альбома «»Сказочная гжель»

Способствовать развитию умения видеть красоту цвета в изделиях. Воспитывать

интерес к народному декоративно-прикладному искусству

образного мышления, эмоционально положительного отношения к окружающему миру.

Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности

Ноябрь

1 неделя

Мазковая роспись. «Цветочек»

Программное содержание

Способствовать овладению детьми традиционной техникой гжельского мазка – «мазок с тенью», главным мотивом гжельской росписи – «синяя роза». Развивать мелкую моторику пальцев. воспитывать интерес к изобразительной деятельности, искусству

Дидактическая игра «Дорисуй и раскрась».

Упражнять детей в симметричном рисовании предмета и узора, развивать глазомер. Углублять знания детей о различных росписях.

2 неделя

«Чайный сервиз»

Программное содержание

Упражнять детей в рисовании традиционного мотива гжельской мазковой росписи – «цветка», тонких линий концом кисти. Формировать умение вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа. Развивать эстетическое восприятие

1. Отгадывание стихотворных загадок. Поддерживать интерес к русским народным промыслам.

2. Праздник «Осенины – осени именины».

Формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, истории и жизни русского народа

Декабрь

1 неделя

«Лебедь»

Программное содержание

Способствовать освоению детьми приемов гжельской росписи (точки, капельки, мазки с тенью). Упражнять в рисовании

тонких линий концом кисти. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать эмоциональную отзывчивость

«Хлеб – всему голова: народные предания и пословицы»

Воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям, его сотворившим. Познакомить с народными традициями, связанными с хлебом, и посвященными ему пословицами

2 неделя

Коллективная работа «Хохломской

букет»

Программное содержание

Создавать условия для создания

коллективных декоративных композиций

по мотивам хохломской росписи.

Способствовать закреплению различных

приемов работы с кистью. Развивать

эстетические чувства, художественно-

творческие способности.

Воспитывать эмоциональное отношение

Дидактическая игра «Дорисуй и раскрась»

Упражнять детей в симметричном

рисовании предмета и узора. Развивать

глазомер. Углублять знания о различных росписях

к красоте предметов декоративно-

прикладного искусства

Январь

1 неделя

«Росписное панно»

Программное содержание

Углублять знания детей о городецкой росписи. Способствовать восприятию произведений народного прикладного искусства, созданию собственных по мотивам росписи, соблюдению определенного ритма, симметрии, соразмерности отдельных элементов.

1. «Дело мастера боится». Чтение сказки «Семь Симеонов».

Способствовать формированию общечеловеческих качеств: трудолюбие,

смелость, честность, доброта.

 2. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

Развитие ассоциативного мышления

2 неделя

«Основы композиции». Украшение разделочной доски»

Программное содержание

Углублять знания о городецкой росписи. Познакомить с вариантами композиционного размещения узора на разделочных досках. Развивать самостоятельность в выборе формы, умении подбирать цвета в соответствии с видом росписи. Воспитывать чувство уважения к людям, создающим рукотворные предметы

1. «Щи да каша – пища наша».

Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.

2. «Ой, вы, гости-господа».

Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях

Февраль

1 неделя

Знакомство с декоративно-прикладным искусством – хохломская роспись. Узор «Травка» (в полосе)

Программное содержание

Познакомить с декоративно-прикладным искусством – хохломских мастеров, колоритом, основными элементами хохломской росписи. Упражнять в рисовании простейших элементов травяного орнамента. Развивать художественно-творческие способности

1. «Где живет перо жар-птицы».

Познакомить детей с историей народного промысла – хохлома, его легендами, преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей.

2. Дидактическая игра «Составь узор».

Упражнять в составлении хохломского узора из готовых форм, закрепить элементы и цветовую гамму

2 неделя

«Подарок для Мишутки. Ложка»

Программное содержание

Продолжать освоение элементов травяного орнамента с использованием двух цветов – черного и красного. Упражнять детей в рисовании тонких линий концом кисти. Развивать чувство цвета. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, искусству.

1. Рассматривание альбома «Хохломская роспись».

Развивать умение видеть красоту цвета в народных изделиях. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

2. «Русский самовар и чаепитие на Руси».

Познакомить детей с устройством самовара, показать значение чаепития для русского народа

Март

1 неделя

«Травяной орнамент»

Программное содержания

Способствовать освоению детьми

травяного орнамента с использованием

ранее изученных элементов. Упражнять

в рисовании тонких линий концом кисти.

Развивать восприятие, образное

мышление, мелкую моторику пальцев.

Развивать художественно-творческие

способности, художественный вкус

1. «Чудо чудное, диво дивное – Золотая Хохлома».

Рассказать детям о традициях хохломской росписи.

2. Рассматривание открыток «Золотая Хохлома».

Приобщать детей к восприятию искусства

2 неделя

«Роспись чашки»

Программное содержание

Способствовать обретению умения плавно поворачивать руки при рисовании округлых линий, завитков в разных направлениях (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), осуществлять движение всей руки при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании форм небольшого размера и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки и др. Развивать умение видеть красоту цвета в народных изделиях

1. Беседа «Горшочек, вари…»

Продолжать знакомить детей с глиняной посудой, а именно с историей создания и назначением горшка.

2. «В тереме расписном я живу…»

Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками. Дать представление о быте русского народа и его гостеприимстве. Воспитывать интерес к народной культуре

Апрель

1 неделя

«Уточка-солонка»

Программное содержание

Упражнять детей в росписи силуэта изделия кистью и печаткой-тычком, уделяя внимание ритмичности расположения элементов, равномерности закрашивания рисунка. Способствовать развитию восприятия, образного мышления, воображения, эмоционально положительного отношения к окружающему миру.

Рассказ воспитателя «Русские народные праздники».

Продолжать знакомить с русскими народными традициями.

2 неделя

«Вазочка для цветов»

Программное содержание

Способствовать освоению детьми

элементов хохломской росписи. Развивать самостоятельность в составлении узора, умении подбирать цвета в соответствии с видом росписи.

Рассматривание альбома «Золотая Хохлома».

Приобщать детей к восприятию искусства

Май

1 неделя

«Пятилистник» (цветок яблони)

Программное содержание

Познакомить детей с цветовой гаммой, временем цветения цветка, с послойной проработкой изображения в жостовской росписи. Упражнять детей в рисовании традиционного жостовского узора – «пятилистника» (цветка яблони). развивать художественно-творческие способности, художественный вкус.

Чтение и рассматривание книги «Цветы на подносе»

Способствовать формированию умения видеть прекрасное в окружающем мире

2 неделя

«Жостовский орнамент»

Программное содержание

Познакомить детей с построением традиционных жостовских орнаментов, украшающих борта подносов. Упражнять в умении держать кисточку тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Способствовать развитию восприятия, образного мышления, эмоционально положительного отношения к окружающему миру.

1. Жостовские подносы

Познакомить с деревней Жостово и промыслом – изготовлением подносов, характерной росписью.

2. Дидактическая игра «Составь узор»

Упражнять детей в умении выделять особенности жостовской росписи, составлять узор из готовых форм. Познакомить с декоративно-прикладным искусством жостовских мастеров

I:\Педагоги\Грачева Т.В\SAM_2820.JPG

D:\Документы\Педагоги\Грачева Т.В\Дымка\SAM_3136.JPG

D:\Документы\Педагоги\Грачева Т.В\Дымка\SAM_3108.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

Чудесный мир народного творчества

Соответствие современным тенденциям развития образования, соответствие требованиям ФГОС ДО к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».Дошкольный возраст – период...

Знакомство детей с русским народным творчеством в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины (Из опыта работы)

Мы живем в мире технического прогресса, и многое забыли о прошлом нашего народа, о его традициях, духовном мире и культуре. И от этого беднеем мы сами и наши дети. С уверенностью можно сказать, что бо...

Фольклор – чудесный мир народного творчества.

Проект по приобщению детей к истокам русского словесного творчества....