Знакомство детей с русским народным творчеством в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины (Из опыта работы)
статья (средняя, старшая группа) по теме

Грызунова Надежда Васильевна

Мы живем в мире технического прогресса, и многое забыли о прошлом нашего народа, о его традициях, духовном мире и культуре. И от этого беднеем мы сами и наши дети. С уверенностью можно сказать, что большинство очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало и что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. 
          В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко»

г. Губкин, Белгородская обл.

Грызунова Н. В., музыкальный руководитель

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ В КОНТЕКСТЕ ПРИОБЩЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОМУ

ТВОРЧЕСТВУ БЕЛГОРОДЧИНЫ

(Из опыта работы)

Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
Со светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Если эту заповедь предков в душе сбережет,
То радость и счастье с собой принесет.

Мы живем в мире технического прогресса, и многое забыли о прошлом нашего народа, о его традициях, духовном мире и культуре. И от этого беднеем мы сами и наши дети. С уверенностью можно сказать, что большинство очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало и что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. 
          В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности. 

Белгородская земля – край, где с любовью и трепетом хранят и возрождают народное творчество. Это заповедник русской души, народного творчества. В Белгородской области сохранились богатейшие певческие, музыкальные, хореографические народные традиции.

К народным традициям я приобщаю детей в основном  в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность была и есть народная песня.  Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных, песнях, закличках, калядках. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Основными развлечениями жителей Белгородского края были песни и игры. Любопытно, что в 1648 году выбранный от Белгорода на земский собор боярский сын Г. Малышев подал челобитную о запрещении Соборным уложением песен и игр. Узнав о безрезультатности своего челобитья, подал вторую челобитную, прося царя указом запретить «праздничные игрища». В ноябре - декабре 1648 года в «украинные города» была послана царская грамота, запрещающая скоморошество, народные игрища и обряды.

XVII век отмечен большим подъемом устного народного творчества.

Рост населения, достигший в 1727 году 171 625 жителей, способствовал образованию Белгородской губернии, которая просуществовала до 1779 года, в 1780 году она была упразднена, и ее территория вошла в Курскую и Воронежскую губернии. Часть Белгородской территории была включена в состав Украины. В современных границах Белгородская область образована из части территорий двух соседних областей — Курской и Воронежской.

Первые записи песен края были сделаны в середине прошлого века.

Народные певцы при каждом исполнении несколько видоизменяют напев. Можно с уверенностью сказать, что нельзя дважды записать одну и ту же песню, без незначительных строфических изменений. Как правило, песню начинает запевала, реже песня начинается одновременно группой певцов.                 Песни Старооскольского и Губкинского районов сохраняется бесполутоновый звукоряд - пентатоника.

Певческая исполнительская традиция Белгородчины — яркая, полётная, звонкая, открытая. Несколько резкая и энергичная подача звука обусловлена благоприятными природно-климатическими условиями (ширь полей и лугов, мягкий климат), спецификой открытого пространства, особенностями художественной образности песен, яркими свойствами характера и темперамента местных жителей.

Знакомство с музыкальным фольклором позволяет научить детей слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

Строя свою работу с детьми на основе народного творчества, я исходила из того, что оно должно быть широко включено в опыт и деятельность детей.

Я даю послушать аудио и посмотреть видеозаписи выступлений самодеятельных фольклорных ансамблей Алексеевского, Шебекинского, Губкинского районов  с такими песнями как «Ой коты, коты, коты»,  Ой на горе лен, лен», «Ой по лугу, да по зеленому», «Мимо моего садика».  И, затем предлагаю поплясать «дроби», что бы дети почувствовали ритм, красоту многоголосия, звучащую как оркестр.

На занятиях я с детьми разучиваю короткие народные песенки-попевки: «Петушок», «Заинька», «Две тетери», Гуси», «Дождик», «Сорока», «Солнышко», «Таусеньки-таусень», «Дождик», «Идет коза», «Чики-чики чикалочки», «Кто у нас хороший»,  Барашеньки-крутороженьки», «На зеленом лугу», «Уж я колышки тешу».  Познавая такие произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Ценность фольклорных произведений обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для раннего возраста, а также другими жанровыми особенностями - речевыми, смысловыми, звуковыми. Творчество народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. 

В процессе работы с детьми я стремилась к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринуждённо, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.

Мое внимание привлекли русские народные игры. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил меня ввести народные игры в образовательную деятельность детей  дошкольного возраста. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении. Игры предоставляют обильную пищу для работы ума и воображения.

Вот, например, Танец-игра «Пойдем, кума на улицу», «Как во славном городе» приобщает детей к национальным традициям и фольклору Белгородского края; формирует устойчивые навыки игры на ложках, развивает и совершенствует ритмический слух; формирует коммуникативные навыки и творческий потенциал. Игра «Дедушка Семак» (Записано в селе Б. Быково Белгородской области.) помогает детям в накоплении духовных ценностей, учит находить своё место в творческом процессе, независимо от одарённости, знакомит  с традициями своего края, развивает  память, учит  уважению к старшим, друг к другу и к труду.

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные  «Гори-гори, ясно», «Плетень, «Заинька поскачи»,  «Карусель» и др.  В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. В младенческих играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки”, «Прятки», и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста. 

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка. А.П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, – оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы». Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественно.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как «Жаворонушки» (Сороки), «Вербное воскресенье», «Пасха», «Троица», «Масленица», «Крещение», «Святочные вечера» (Рождество, Крещение).

Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» (древнее слово «колада» ) означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.

Наши дети с интересом разучивают  колядки, я объясняю им непонятные старинные слова и выражения, их привлекают интересные сюжеты колядок. Вот некоторые колядки из Белгородского фольклора:

Калёда — перепелка,
Калёда — чистокрылка,
Калёда, не летай далёко,
Калёда, не садись близко.
Калёда — возле дороги
Калёда — там будут ехать.
Калёда — возьмут тебя.
Калёда — повезут тебя.
Калёда — заставят тебя,
Калёда шить и прясть.
Калёда — нитки мотать.

Коледа шла по дорожке,
Коледа нашла железку.
Коледа коваль, ковалёчек,
Коледа, скуй топорочек.
Коледа, пойдём во лесочек,
Коледа, срубим дубочек,
Коледа, мостим мосточек,
Коледа, по том мосточку,
Коледа пришла к вам в гости.
Кто не даст пирога —

мы корову за рога,
Кто не даст пышку —

свинью за лодыжку.
Кто не даст тёрну —

того с печки сдёрну.
Громким голосом приговаривая:
Коле-коле, коледица
С добрым мёдом поленица,

А без мёду не така,
Дай хозяин пятака!

Коледа, Коляда,
по проулку шла,
себе двор нашла!
Как на том дворе,
костёр горит,
надо кашу варить,
колядовщиков кормить.
Коля, коля, колядица,
С белым маком поляница
А без мака не така —
Дай дед пирога
А не дашь пирога —
Мы корову за рога.
А не дашь пышку —
Свинью за лодыжку.
А не дашь тёрну —
С печки сдёрну.
А не дашь копеечку —
Курицу за шеечку.
Вы-но-си-те!

 (Авсеневая песня)

  1. Эй, авсень за рекою.
  2. Эй, авсень, за быстрою.
  3. Эй, авсень, там люди живут.
  4. Эй, авсень, богатые.
  5. Эй, авсень, деньги гребут.
  6. Эй, авсень, лопатами.
  7. Эй, авсень, по копеечке.
  8. Эй, авсень, по трёшничку.

 «Дома ли хозяин?» —
«Дома нет».—
«Где же хозяин?» —
«Уехал на торг, соли купить».—
«Для чего соли?» —
«Мясо солить».—
«На что мяса?» —
«Сына женить».—
«На что сына женить?» —
«Чтобы пашеньку пахати,
Хлеба промышляти».
Ой тавсень, тавсень!
Мы ходим не гуляем
Со святым вечером
 поздравляем!
Хозяин дома, ой дома,
Хозяин, давай пирог.

Чтобы все это было донесено до родителей нашей группы, мы всю информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные ширмы, папки – передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки. Даем задание на выполнение игрушек из ниток, лыка, тряпочек».

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины.

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины....

«Знакомство детей с русским народным творчеством»

Перспективное планирование разработано для старше - подготовительной группы...

Статья.Знакомство детей с русским народным творчеством.

СПб ГАДОУ д.с. № 18 Калининского района.Музыкальный руководитель Белоусова Анна Геннадьевна. Знакомство детей с русским народным творчеством.  Чем же привлекает народная песня? Про...

Развлечение для детей старшего возраста "Ярмарка русской матрешки" в рамках творческого проекта "Знакомство дошкольников с русским народным творчеством"

Матрешка    Подобран информационно - познавательный материал об истории матрешки. Эстетично и ярко оформлена наглядная среда. Матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное пон...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....