Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины.
статья по музыке на тему

Банченко Юлия Сергеевна

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №36 «Колокольчик» Белгородской области, г. Губкин.

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины.

Составитель: музыкальный руководитель

Банченко Ю. С.

г. Губкин 2015 г.

В последнее время обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания не только преподавателей школ, но и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далекую древность. Многочисленные жанры фольклора — предания, былины, сказки, песни и так далее повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение. Не случайно во всех странах мира народному творчеству отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранение и укрепление национальной культуры. Русский фольклор — кладезь народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, русские народные песни, заклички, календарные песни — всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке, особенно к музыке родного края – Белгородчины. Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Детские впечатления неизгладимы. Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление, любовь к своей родине – Белгородскому краю. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. В течение многих веков народные песенки, прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучая малышей и приобщая их к высокой моральной культуре своего народа. Ребенок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его роль в воспитании детей трудно переоценить. С детства у нас в доме звучали русские народные песни, частушки, колыбельные песни. Русская народная музыка очень меня волновала, интересовала и вдохновила на работу с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно — воспитательной ценностью. С большим удовольствием дети поют песни «У ворот сосна зеленая», «А я по лугу», «Во кузнице», «Как у наших у ворот», «Здорово, у ворот Егорова». Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу — диафрагму и вырабатывает при этом постепенное расходование воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания. В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры родного Белогорья, приобщение детей к истокам русской национальной культуры является одним из главных направлений общего художественно — эстетического воспитания дошкольника. Воспитывать любовь к русскому народному искусству и с его помощью развивать музыкальные способности дошкольников — такую задачу поставила перед собой и я. Для более интересного общения и изучения данной темы, решила собрать материал об устном и музыкальном фольклоре, о прикладном искусстве, о народном быте, о народных костюмах, играх, о народном творчестве Белгородской области, ее обычаях и традициях, духовно- нравственном воспитании. Все это пригодится в дальнейшей моей работе. Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь дошкольников, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству, всесторонне развивает личность ребенка. На музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски. Хороводным, топающим, переменным шагом, шагом с притопом, распашонкой, самоварчиком, ковырялочкой, присядкой и другими элементами русской народной пляски. Кроме плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы, и потешки с движением. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Дети это делают с большим удовольствием. Использование в повседневной жизни потешек, приговорок, закличек раскрывают возможности детского голоса. Сила голоса, его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность помогает дошкольнику легче справиться с поставленными перед ним задачами. Здесь ведется работа над точным интонирование с музыкальным сопровождением и без него. Развиваются первоначальные творческие проявления детей в пении, умение находить ласковые интонации в пении. Цель считалок, дразнилок, частушек — использование их в игровой деятельности, развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логические ударения в музыкальных фразах все это позволяет более эмоционально и выразительно исполнять ту или иную песню. Различные виды народных игр широко используются нашими педагогами ДОУ в продуктивной деятельности, при оздоровительных мероприятиях, при закаливании и т. д. Особенно детям нравится играть на музыкальных инструментах. Мне повезло, что в нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, румба, бубенцы, бубны), которые используются постоянно. Пришла также мысль разнообразить и увеличить количество музыкальных инструментов инструментами — самоделками. Хочется сказать, что вся работа по ознакомлению детей народным творчеством пронизана любовью и радостью к русскому народу, любовью к родному краю. Знакомя детей с музыкальным фольклором и проводя повседневные занятия мы, убедились, что совместная деятельность детей и взрослых приводит к более успешному усвоению материала. Стараюсь включать в репертуар совместное пение детей и взрослых, по мере усвоения включаю двухголосное пение. Таким образом, все праздники проводятся на основе фольклорного материала. Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей родного края. Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой вселенной душа русского народа, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками. Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры, это значит сохранять традиции и обычаи наших предков. Так было всегда, даже в далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им добра и хлебов обильных, когда устраивали игрища и забавы. Русская песня, русское поэтическое слово становится близким детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, любви к своей малой Родине, т. е. к Белгородчине. А это значит, что фольклор является незаменимым в музыкальном воспитании дошкольника, он воспитывает любовь к родному краю, дает первые представления о культуре русского народа в целом. Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, о народном быте, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыкальному фольклору, к занятиям. Ребята лучше, чем раньше поют русские народные песни, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованы, более выразительными, а это значит — развилась музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители обратили внимание, что дома ребята с удовольствием поют и играют на детских музыкальных инструментах. Можно с уверенностью сказать, что музыкальный фольклор является средством развития музыкальных творческих способностей дошкольников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство детей с русским народным творчеством»

Перспективное планирование разработано для старше - подготовительной группы...

Знакомство детей с русским народным творчеством в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины (Из опыта работы)

Мы живем в мире технического прогресса, и многое забыли о прошлом нашего народа, о его традициях, духовном мире и культуре. И от этого беднеем мы сами и наши дети. С уверенностью можно сказать, что бо...

Статья.Знакомство детей с русским народным творчеством.

СПб ГАДОУ д.с. № 18 Калининского района.Музыкальный руководитель Белоусова Анна Геннадьевна. Знакомство детей с русским народным творчеством.  Чем же привлекает народная песня? Про...

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....