Мастер-класс «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессе развития музыкальных и творческих способностей детей»
консультация
знакомство с разработкой системы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей в целостном образовательном процессе детского сада;
– создание условий для успешного музыкального развития воспитанников ДОУ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессе развития музыкальных и творческих способностей детей»
Цели мастер-класса
– знакомство с разработкой системы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей в целостном образовательном процессе детского сада;
– создание условий для успешного музыкального развития воспитанников ДОУ.
Задачи:
- - повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросу музыкального развития детей дошкольного возраста;
- - познакомить воспитателей с их функционалом при разных видах детской музыкальной деятельности во время проведения музыкальных занятий;
- - оказать методическое сопровождение (рекомендации для воспитателей и "Ведущих" на детских праздниках и развлечениях); - обеспечить взаимодействие педагога-воспитателя и музыкального руководителя.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие маленького человека: формируется его эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного, в том числе к миру музыки. Основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Но более эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает активное сотрудничество между педагогами.
Как показывает практика, проблема взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ— одна из важных: от её решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников, целью которого является развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Цель нашего мероприятия сегодня: представить коллегам систему взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей в целостном образовательном процессе детского сада. Для реализации этой цели более всего подходит такая форма обмена опытом как мастер-класс.
О взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя говорили такие авторы, как О. П. Радынова, Н. А. Ветлугина, Э. П. Костина, Л. С. Замыцкая, Н. Б. Крашенинникова. Считаю, что выбор темы мастер-класса не теряет своей актуальности и сегодня по таким причинам:
1.Процесс взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя часто носит стихийный, нерегламентированный характер.
- Не все воспитатели владеют специальными исполнительскими умениями; многие не знакомы со спецификой детского музыкального репертуара; слабо ориентируются в мире музыкального искусства.
- Недостаточное использование музыки в быту детского сада и во время НОД.
Главные условия взаимодействия муз. руководителя и воспитателя в музыкальном развитии детей – это совместное планирование работы и единство предъявляемых детям требований. Для реализации таких условий существуют различные формы взаимодействия педагогов. Использование данных форм помогает четко определить роль каждого специалиста в образовательном процессе.
Как уже говорилось ранее – основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Предлагаю рассмотреть отдельно задачи, решаемые муз. руководителем и воспитателем в процессе музыкального развития дошкольников.
Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям усвоить программный репертуар. Если требуется, воспитатель показывает детям упражнения, движения, пляски, помогает отрабатывать качество их исполнения. Более пассивная роль отводится им при слушании музыки, обучении пению, т.е. в таких видах деятельности, где требуется специальное музыкальное образование.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
Сложно переоценить роль воспитателя во время подготовки к детским утренникам и их проведении!
Основная его функция воспитателя – непосредственное проведение мероприятия. Здесь как раз воспитатель выполняет главную роль, а муз. руководитель становится помощником ведущего. Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.
Кто, как ни воспитатель личным примером покажет детям непосредственно на празднике, как интересно, ярко и эмоционально можно сыграть роль сказочного персонажа. Такую актёрскую игру дети ещё долго вспоминают и в будущем стараются исполнить уже свои роли не менее достойно.
Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.
Понимая воспитательную силу музыки, педагоги заботятся о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. В детском саду, а также в каждой группе должна быть собрана аудиотека с записями классической музыки для детей, звуков и шумов природы, детских песен и сказок с музыкальным сопровождением. Слушая и исполняя их вместе с детьми, используя на других занятиях, воспитатель прививает навык слушания музыкальных произведений, расширяет музыкальный кругозор детей.
Детям важно иметь свой “музыкальный уголок”. В распоряжении детей находятся музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, металлофоны, бубны, треугольники, музыкальные кубики; нетрадиционные музыкальные инструменты, различные самоделки: ноты, пианино с нарисованной клавиатурой, балалайка, на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут “сочинять” и свои.
В свободное время дети устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль, играя в «концерт», «театр», «цирк» дети исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют. Часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдатиков», четко маршируют под звуки барабана. В дни рождения детей звучит музыка, поздравления, самостоятельное пение, дети танцуют. Все это развивает музыкальные способности детей, приучает их заботиться друг о друге, проявлять внимание. СЛАЙДЫ 24 – 25
В группах создаются условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, в доступном месте находятся атрибуты, маски, костюмы. Театрализованные представления оказывают положительное влияние на общее развитие ребенка, его воображение, творческую инициативу, развитие музыкальности, развитие и совершенствование речи. Воспитатель поддерживает интерес к музыкальной деятельности и в группе закрепляет приемы правильного звукоизвлечения на музыкальных инструментах.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Они развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания и знакомит их с новыми музыкально-дидактическими играми.
Вот мы и подошли к практической части нашего мастер-класса. Я хочу предложить несколько музыкально-дидактических игр, которые можно использовать не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни группы.
Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие, ….
- УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)
Муз.рук.: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.
Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»
Звучит ритмический рисунок популярной песни «Маленькой ёлочке холодно зимой» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.
Муз.рук.: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.
В группе воспитатель может предложить детям угадать одну из песен, разучиваемых к ближайшему утреннику, которые сейчас у детей на слуху. И ритмический рисунок которых воспитатель исполнить может без помощи муз.рука.
- Ритмическая игра «ЗАЙЧИКИ»
(Участники с оранжевыми нотками)
Муз.рук.: Зазвучали жесты наши,
А ведь так бывает
Координацию движений, ритм
В упражнениях развиваем.
Звучит полька «Добрый жук». (1 трек)
Участники , которым достались красные нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой.
Муз.рук.: В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений,
- Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)
Муз.рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи снова мы и снова.
Вы научитесь читать их с чувством, выражением.
Впереди у вас друзья, море достижений.
Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»
НОЧЬ
- Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)
- Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».
(кастаньеты)
- Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.
(звенит колокольчик)
- И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.
(свистулька)
Муз.рук.: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),
Развивается чувство ансамбля
Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
- Поем молча (участвуют зеленые нотки)
Упражнение «Испорченная пластинка»
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками (2 трек)
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, про себя
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. про себя
Муз.рук.: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
- Театр пантомимы (задание для участников с голубыми нотками)
Упражнение «Сказочные человечки»
Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:
а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;
б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;
в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;
г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.
Муз.рук.: Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.
- Танцтерапия (для участников с фиолетовыми нотками)
Муз.рук.: Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам - зам» (3 трек)
Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»
Арам Зам Зам, Арам Зам Зам, Гули, гули, гули, гули, гули,
рам зам зам,
Арам Зам Зам, Арам Зам Зам, Гули гули гули гули гули рам зам зам
Арафи, арафи,
гули гули гули гули рам зам зам Арафи Арафи гули гули гули гули рам зам зам | 1 хлопок по коленям, 2 хлопка в ладошки,
вращают предплечьями на уровне груди,
1 хлопок по коленям, 2 хлопка
движения повторяются,
поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой руки, вращают предплечьями, 1 шлепок по коленям, два хлопка движения повторяются |
Муз.рук.: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
- Релакс (упражнение для синих ноток)
Муз.рук.: Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).
Упражнение "Куклы-марионетки"
Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.
Муз.рук.: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает ребенку найти чувство уверенности в себе, проявить активность и инициативу. В совместной деятельности складываются дружеские отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Самостоятельная деятельность воспитывает настойчивость, увлеченность, дает радость открытий.
Благодаря хорошим деловым взаимоотношениям музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению.
Желаю всем творческих успехов и благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
консультация для воспитателей...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей?...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ
В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...
Консультация для воспитателей "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников"
Консультация о взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Кконсультация для воспитателей.«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Функции и обязанности музыкального руководителя и воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий
Консультация для педагогов...

Деятельность музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания детей
В статье описывается функция музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания детей. Подчёркивается, что для успешного выполнения этой функции оба специалиста должны обладать...