Отчет по теме самообразования "Музейная педагогика, как средство познавательной активности старших дошкольников"
материал

Отчет по работе над темой самообразования .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

 «Музейная педагогика – как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Куракаловой Л.С.

Музейная педагогика- является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно – пространственную среду. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе воспитания и образования-  создаются музейные программы, выходят книги, разрабатывают методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль и О.В.Дыбиной).

Основной целью музейной педагогики является приобщение подрастающего поколения к музеям, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают, как инновационную, педагогическую технологию. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называют эти экспозиции мини- музеями. Часть слова «мини» обозначает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Цель моей темы по самообразованию -повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников, средствами музейной педагогики.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи-

1.Повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно-методической, публицистической литературы по теме самообразования.

2. Изучить опыт других педагогов в данной области (посещение открытых

мероприятий, просмотр публикаций на образовательных сайтах и интернете).

3. Разработать   план работы по теме самообразования.

4. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.

5. Сформировать у дошкольников представление о музее.

6.Развивать познавательные способности, познавательную деятельность.

7.Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве.

8. Разработать и апробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

Был составлен план работы по теме самообразования на год.

Наши дети живут в таком населенном пункте, где нет возможности познакомить их с разными видами музеев. В нашем селе есть один краеведческий музей и музей в первой школе. А сколько разных музеев существует только в одной нашей стране! Музей картин, музей посуды, музеи кукол, музеи изделий народных умельцев и многие другие. Не у всех есть возможность выехать за пределы села и побывать в них. Поэтому , мы как можем знакомим детей с разнообразием музеев. Вот поэтому в садах создаются мини- музеи на разнообразные темы. Поэтому, чтобы развить тему мини-музеев, надо было создать такой или несколько в детском саду.

 В связи с тем, что второй год под моим руководством работает театральное объединение «Театральный калейдоскоп», было принято решение в первый год работы объединения организовать мини- музей «Здравствуй, театр».

В нашем мини- музее собраны разные интересные экспонаты. Это разные виды театра, используемые в детском саду: несколько видов пальчикового театра, театр игрушек, театры на магните, театр на конусах, театр на кружках, на ложках. Все перечислять не буду, их можно посмотреть, посетив наш музей. Для знакомства с театрами изготовлены альбомы: «Виды театра в детском саду», «Виды театров», «Театр кукол Образцова», «Театральные профессии».

В нашем мини- музее имеются, как современные экспонаты, так и экспонаты 80-90 годов. Это театры на конусах, театр на фланелеграфе, теневой театр из картона и более современный из дерева; пальчиковый театр бумажный, вязаный. и фабричный из меха и фетра.  Куклы би-ба-бо старого образца и более новые, современные. Маски для драматизации еще рисованные, обклеенные скотчем и более современные, распечатанные на принтере и заламинированные. Так же изготовлены новые куклы для музея, это прыгающие куклы, куклы на палочках, масочный театр, куклы из салфеток.

В этом году наш музей вместе с детьми мы пополнили новыми экспонатами. Это магнитный театр «Три поросенка» и театр на прищепках «Заюшкина избушка».

В театр кукол би-ба-бо добавились куклы 80 годов.

 Музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться с взрослыми сверстниками по поводу увиденного».

С помощью музейной педагогики развиваются познавательные способности детей, расширяется их кругозор, так как они узнают много нового о разных музеях, о их экспонатах. Спрашивают у родителей о том, в каких музеях были они и что там видели. Потом на занятиях объединения рассказывают об этом детям.

  • Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы или даже цикла бесед. 
  • У детей активизируются  процессы восприятия, внимания и памяти. Яркие, красочные и увлекательные экспонаты музея обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей. 
  • Обогащается  активный словарь и развиваются все стороны речи.  Во-первых, играя с экспонатами мини-музея, дети могут сами сочинять новые сказки, придумывать  новую концовку к знакомым сказкам. Могут с помощью того или иного театра рассказать по схеме сказку. Так же дети осваивают профессию экскурсовода по музею. А для этого должна быть правильно поставленная речь у ребенка.
  • Развивается  внимание, наблюдательность, любознательность, воображение, фантазия, творчество. 
  • Открывается  возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Дошкольники могут играть с экспонатами, использовать их для театрализованных представлений, создавать новые коллекции своими руками, ремонтировать и обновлять прямо в мини-музее. 
  • Для того, чтобы вникнуть в тему музейная педагогика изучила методику Б.А.Столярова «Музейная педагогика». Наиболее для меня интересными были разделы- детские музеи, дошкольники в музее.
  • Изучила музейно- педагогическую программу «Здравствуй, музей», и программу «Здравствуй, музей!».
  • Изучила методику « Мини-музей в детском саду» под редакцией Рыжовой Н., Логиновой Л., Данюкова А.
  • Литература, изученная в этом учебном году:
  • Трунова М. «Секреты музейной педагогики», Дошкольное воспитание- 2006г.
  • Горяева Н. «Первые шаги в мир искусства», 1991г.
  • Губанова Н. «Театрализованная деятельность дошкольников», 2007г.
  • Чумалова М. «Музейная педагогика для дошкольников», 2007г.
  • Петрова И. «Театр на столе», 2009г.
  • Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. –

В течение работы над темой самообразования были изготовлены:

  1. Создан мини- музей «Здравствуй, театр!», который в течение учебного года пополнялся новыми экспонатами.
  2. Созданы альбомы «Виды театров», «Виды театра в детском саду», «Театральные профессии», «Театр кукол Образцова».
  3. На свой персональный сайт вы ставила консультацию «Музейная педагогика в детском саду» и видеоролик о работе объединения и мини- музея.
  4. Для родителей подготовлена консультация «Мини- музей в детском саду».
  5. С детьми группы проведена экскурсия в мини- музей.
  6. С детьми были изготовлены театры «Коза- дереза» и «Театр эмоций» для пополнения мини- музея.

В этом году добавлены два театра магнитный «Три поросенка» и театр на прищепках «Заюшкина избушка». Добавлены куклы в театра би-ба-бо.

Для посещения музея выработали правила:

В нашем музее многие экспонаты можно трогать руками!

Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

Можно и даже нужно задавать вопросы.

Можно пополнять музей новыми экспонатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры - как средство формирование познавательной активности старшего дошкольника.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ТЕСНО ВПЛЕТЕНЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....

Технология проектирования как средство развития познавательной активности старших дошкольников

Технология проектной деятельности является одной из форм ,которая способствует развитию самостоятельности,инициативности,активности ребенка....

Отчёт по годовому проекту "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"

Годовой проект на тему: "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"...

ИКТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников

В современных условиях, решая проблему познавательного развития, нельзя не оценить возможности  внедрения новых информационно-коммуникационных технологий  в образовательную деятельность...