Отчет по теме самообразования "Музейная педагогика, как средство познавательной активности старших дошкольников"
материал
Отчет по работе над темой самообразования .
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования
«Музейная педагогика – как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Куракаловой Л.С.
Музейная педагогика- является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно – пространственную среду. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе воспитания и образования- создаются музейные программы, выходят книги, разрабатывают методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль и О.В.Дыбиной).
Основной целью музейной педагогики является приобщение подрастающего поколения к музеям, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают, как инновационную, педагогическую технологию. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называют эти экспозиции мини- музеями. Часть слова «мини» обозначает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.
Цель моей темы по самообразованию -повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников, средствами музейной педагогики.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи-
1.Повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно-методической, публицистической литературы по теме самообразования.
2. Изучить опыт других педагогов в данной области (посещение открытых
мероприятий, просмотр публикаций на образовательных сайтах и интернете).
3. Разработать план работы по теме самообразования.
4. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.
5. Сформировать у дошкольников представление о музее.
6.Развивать познавательные способности, познавательную деятельность.
7.Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве.
8. Разработать и апробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
Был составлен план работы по теме самообразования на год.
Наши дети живут в таком населенном пункте, где нет возможности познакомить их с разными видами музеев. В нашем селе есть один краеведческий музей и музей в первой школе. А сколько разных музеев существует только в одной нашей стране! Музей картин, музей посуды, музеи кукол, музеи изделий народных умельцев и многие другие. Не у всех есть возможность выехать за пределы села и побывать в них. Поэтому , мы как можем знакомим детей с разнообразием музеев. Вот поэтому в садах создаются мини- музеи на разнообразные темы. Поэтому, чтобы развить тему мини-музеев, надо было создать такой или несколько в детском саду.
В связи с тем, что второй год под моим руководством работает театральное объединение «Театральный калейдоскоп», было принято решение в первый год работы объединения организовать мини- музей «Здравствуй, театр».
В нашем мини- музее собраны разные интересные экспонаты. Это разные виды театра, используемые в детском саду: несколько видов пальчикового театра, театр игрушек, театры на магните, театр на конусах, театр на кружках, на ложках. Все перечислять не буду, их можно посмотреть, посетив наш музей. Для знакомства с театрами изготовлены альбомы: «Виды театра в детском саду», «Виды театров», «Театр кукол Образцова», «Театральные профессии».
В нашем мини- музее имеются, как современные экспонаты, так и экспонаты 80-90 годов. Это театры на конусах, театр на фланелеграфе, теневой театр из картона и более современный из дерева; пальчиковый театр бумажный, вязаный. и фабричный из меха и фетра. Куклы би-ба-бо старого образца и более новые, современные. Маски для драматизации еще рисованные, обклеенные скотчем и более современные, распечатанные на принтере и заламинированные. Так же изготовлены новые куклы для музея, это прыгающие куклы, куклы на палочках, масочный театр, куклы из салфеток.
В этом году наш музей вместе с детьми мы пополнили новыми экспонатами. Это магнитный театр «Три поросенка» и театр на прищепках «Заюшкина избушка».
В театр кукол би-ба-бо добавились куклы 80 годов.
Музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться с взрослыми сверстниками по поводу увиденного».
С помощью музейной педагогики развиваются познавательные способности детей, расширяется их кругозор, так как они узнают много нового о разных музеях, о их экспонатах. Спрашивают у родителей о том, в каких музеях были они и что там видели. Потом на занятиях объединения рассказывают об этом детям.
- Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы или даже цикла бесед.
- У детей активизируются процессы восприятия, внимания и памяти. Яркие, красочные и увлекательные экспонаты музея обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей.
- Обогащается активный словарь и развиваются все стороны речи. Во-первых, играя с экспонатами мини-музея, дети могут сами сочинять новые сказки, придумывать новую концовку к знакомым сказкам. Могут с помощью того или иного театра рассказать по схеме сказку. Так же дети осваивают профессию экскурсовода по музею. А для этого должна быть правильно поставленная речь у ребенка.
- Развивается внимание, наблюдательность, любознательность, воображение, фантазия, творчество.
- Открывается возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Дошкольники могут играть с экспонатами, использовать их для театрализованных представлений, создавать новые коллекции своими руками, ремонтировать и обновлять прямо в мини-музее.
- Для того, чтобы вникнуть в тему музейная педагогика изучила методику Б.А.Столярова «Музейная педагогика». Наиболее для меня интересными были разделы- детские музеи, дошкольники в музее.
- Изучила музейно- педагогическую программу «Здравствуй, музей», и программу «Здравствуй, музей!».
- Изучила методику « Мини-музей в детском саду» под редакцией Рыжовой Н., Логиновой Л., Данюкова А.
- Литература, изученная в этом учебном году:
- Трунова М. «Секреты музейной педагогики», Дошкольное воспитание- 2006г.
- Горяева Н. «Первые шаги в мир искусства», 1991г.
- Губанова Н. «Театрализованная деятельность дошкольников», 2007г.
- Чумалова М. «Музейная педагогика для дошкольников», 2007г.
- Петрова И. «Театр на столе», 2009г.
- Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. –
В течение работы над темой самообразования были изготовлены:
- Создан мини- музей «Здравствуй, театр!», который в течение учебного года пополнялся новыми экспонатами.
- Созданы альбомы «Виды театров», «Виды театра в детском саду», «Театральные профессии», «Театр кукол Образцова».
- На свой персональный сайт вы ставила консультацию «Музейная педагогика в детском саду» и видеоролик о работе объединения и мини- музея.
- Для родителей подготовлена консультация «Мини- музей в детском саду».
- С детьми группы проведена экскурсия в мини- музей.
- С детьми были изготовлены театры «Коза- дереза» и «Театр эмоций» для пополнения мини- музея.
В этом году добавлены два театра магнитный «Три поросенка» и театр на прищепках «Заюшкина избушка». Добавлены куклы в театра би-ба-бо.
Для посещения музея выработали правила:
В нашем музее многие экспонаты можно трогать руками!
Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
Можно и даже нужно задавать вопросы.
Можно пополнять музей новыми экспонатами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры - как средство формирование познавательной активности старшего дошкольника.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ТЕСНО ВПЛЕТЕНЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Методическое пособие для педагогов детского сада...
Технология проектирования как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Технология проектной деятельности является одной из форм ,которая способствует развитию самостоятельности,инициативности,активности ребенка....

«Информационно-коммуникативные технологии, как средство познавательной активности старших дошкольников в организации образовательной деятельности.»
из опыта работы...

Отчёт по годовому проекту "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"
Годовой проект на тему: "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"...

Презентация "Логико-математические игры и головоломки как средство для формирования познавательной активности старших дошкольников"
В данной презентауции представлены логико-математические игры и головоломки...

ИКТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников
В современных условиях, решая проблему познавательного развития, нельзя не оценить возможности внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность...