программа "Мы - вместе"
рабочая программа

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 25 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по МБДОУ «Детский сад

«Родничок»

от 25 августа 2023 г. № 25-од

программа  работы

музыкального руководителя ДОУ

с семьями воспитанников

«Мы - вместе»

Автор-составитель

 Абрамчик Елена Анатольевна

г. Рославль

2023г.

1.Пояснительная записка

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»  одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.

В связи с этим возникает  необходимость  по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья - детский сад» в совместном  воспитании  дошкольников.

Проблема: отсутствует гармоничное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, родители не в полной мере компетентны в вопросах воспитания и образования дошкольников, не всегда принимают активное участие в жизни  ДОУ.

Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. установление сотрудничества и взаимодействия  ДОУ, родителей и воспитанников в процессе воспитания и образования дошкольников.

Задачи: 

  • создать необходимые условия для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников;
  • изучить и проанализировать литературу, описывающую совместные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников;
  • повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания и обучения детей;
  • внедрить в практику активные как традиционные, так и новые формы и методы  взаимодействия педагогов,  родителей, воспитанников.
  • способствовать переходу родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Предполагаемый результат:

  • созданные условия будут способствовать формированию ответственных взаимоотношений сотрудников детского сада и родителей;
  • изученная литература поможет повысить компетентность родителей в вопросах воспитания детей;
  • повысится профессиональная компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников;
  • повысится авторитет педагогов среди родителей;
  • увеличится число родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка;
  • повысится авторитет родителей в глазах детей, улучшится эмоциональный климат в семьях.

Нормативно-правовые разработки программы

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • ФОП дошкольного образования;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Родничок»».
  • Рабочая программа воспитателя

Принципы реализации программы

  • Принцип открытости и понимания целей и задач воспитательно-образовательного процесса;
  • Принцип партнерской позиции воспитателей по отношению к семье и ее членам;
  • Принцип установки на развитие позитивного воспитательного потенциала семьи, ее способности к самопомощи и самоорганизации;
  • Принцип доброжелательного и без оценочного отношения к каждому члену семьи, создание спокойной и комфортной обстановки во время встреч;
  • Принцип разграничения личных и профессиональных отношений;
  • Принцип научности;
  • Принцип конфиденциальности.

Участники

  • воспитатели;
  • воспитанники;
  • семьи воспитанников.

Программа рассчитана на 1 учебный год 2023-2024гг.

2.Этапы реализации программы. Содержание работы

  1. Подготовительный  (август-сентябрь  2023 г.)

Содержание:

  • подбор, изучение  и анализ методической литературы по теме;
  • анкетирование родителей;
  • разработка конспектов мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
  • подбор и создание презентаций, фотоматериалов;
  • изготовление наглядных материалов информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).
  1. Основной (октябрь 2023г. - май 2024г.)

Содержание:

Перспективный план взаимодействия музыкального руководителя  с родителями младшей группы на 2023-2024 учебный год (на основе планирования воспитателей групп):

https://ds-rodnichok-r66.gosweb.gosuslugi.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizatsii/dokumenty/rabochaya-programma-mladshey-gruppy.html

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

«Возрастные особенности  музыкального развития детей

 3-4 лет» / Выступление на родительском собрании

Октябрь

«Путешествие в осенний лес. В гости к Ёжику» / Совместный праздник с родителями

Ноябрь

1.«Очень я мамочку люблю» / Совместный досуг с родителями

2.«Слушаем музыку вместе с детьми» / Памятка для родителей

Декабрь

1. «Готовимся к Новогоднему празднику» /  Подготовка костюмов для выступления и репетиция ролей со взрослыми.

2. «Мастерим дудочки» / Новогодняя мастерская по изготовлению муляжей дудочек для всех детей  

3. «Новогодний теремок» / Совместный праздник с родителями,

Январь

1.«Поём вместе с детьми» / Организация уголка «Мы-поём!»

2.«Сказки бабушки Загадушки» / Досуг с родителями

3. «Зима в картинах русских художников» / Фото-выставка

Февраль

1.«Музыка и эмоциональная сфера детей» / Консультация для родителей

2. «День Защитника Отечества» / Семейный досуг

3. «Широкая масленица» / Буклет о традиции празднования Масленицы на Руси

Март

1. «День 8 Марта» / Совместный праздник, чаепитие

2. «Домашние музыкальные занятия» / Памятка для родителей

Апрель

1.«Прилетайте скорей…» / Мастерская добрых дел. Изготовление крыльев и шапочек птиц.

2.«Пасхальные гуляния» / Семейный досуг

3. «Пасхальное яйцо / Конкурс на самую оригинальную роспись яйца

Май

1.«Развиваем пальчики – улучшаем речь» / Буклет с музыкальными пальчиковыми играми

2. «Здравствуй, Лето!» / совместный праздник

3.Анкетирование родителей «Выявление удовлетворенности родителей профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОУ»

Перспективный план взаимодействия музыкального руководителя с родителями средне-старшей группы  на 2023-2024 учебный год (на основе планирования воспитателей групп): 

https://ds-rodnichok-r66.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/19/8/RP_sredne_starshey_gruppy.pdf

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

1.«Возрастные особенности  музыкального развития детей

 4-6 лет» / Выступление на родительском собрании

2.«Зачем ребёнку нужны танцы» / Информация в родительском уголке (консультация)

Октябрь

1.«День пожилого человека. Семейные традиции»/ Совместный семейный досуг

2.«Фольклор в жизни дошкольника» / Папка-передвижка

3. «Осенняя электричка» / Осенний праздник, репетиция с родителями роли Осени

Ноябрь

1.«День Матери» / Праздничный концерт с элементами интерактивной игры, чаепитие

2. «Все дети любят петь» / Информация в родительском уголке

Декабрь

1.«Новогоднее волшебство» / Совместный праздник с родителями, подготовка костюмов для выступления и репетиция ролей со взрослыми

2. «Мы -  артисты!» / Индивидуальная беседа с родителями о том, как учить вместе с детьми роль на праздник

Январь

1.«Весёлые старты» / Семейное спортивное развлечение

2. «Святки. Колядки» / Буклет «Разучиваем колядки с детьми »

3. «Зима в картинах русских художников» / Фото-выставка

Февраль

1. «Мама, папа, я спортивная семья» / Весёлые старты для всей семьи посвящённые Дню Защитника Отечества

2. «Наши Защитники» / фотовыставка родственников в военной форме

Март

1.«Мамин день» / Совместный праздник

2. «Значение ритмики для детей» / консультация для родителей

Апрель

1.«Мое любимое стихотворение о весне» / Музыкально- литературная семейная гостиная

2. «Все дети любят петь» / Консультация в родительском уголке

2. «Учим пасхальную песенку» / Памятка для родителей

Май

1.«День победы» - совместный  праздник

2.Анкетирование «Выявление удовлетворенности родителей профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОУ»

Перспективный план взаимодействия музыкального руокводителя с родителями подготовительной группы  на 2023-2024 учебный год (на основе планирования воспитателей групп): 

https://ds-rodnichok-r66.gosweb.gosuslugi.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizatsii/dokumenty/rabochaya-programma-podgotovitelnoy-gruppy.html

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

1.«Возрастные особенности  музыкального развития детей

  1. лет» / Выступление на родительском собрании

2.«Осенний вернисаж» / Выставка рисунков совместного творчества детей и родителей

3. «Осень в музыке» / Размещение в мессенджере музыкальных фрагментов: Вивальди «Осень», Чайковский «Осенняя песнь», Прокофьев «Фея Осени»

Октябрь

1.«Сказка  про ленивого зайца» / Театральная гостиная для родителей

2.«Театральная деятельность, как одно из средств раскрепощения и формирования уверенности ребёнка» / Информация в родительском уголке (консультация)

3. «Готовим костюм для выступления» / Мастер- класс для родителей

Ноябрь

1.«День Матери» / Праздничный концерт с элементами интерактивной игры

2. «Можно ли детям давать слушать музыку через наушники?» / Консультация для родителей

Декабрь

1. «Новогодние обычаи и традиции на Руси и народов мира» / Папка-передвижка для родителей

3.«Новогоднее волшебство» / Совместный праздник с родителями, подготовка костюмов для выступления и репетиция ролей со взрослыми.

2. «Мы -  артисты!»

Индивидуальная беседа с родителями о том, как правильно учить роль на праздник

Январь

1.«Святки. Колядки» / Буклет «Разучиваем колядки с детьми »

3.«Зима в картинах русских художников» / Фото-выставка

Февраль

1.«Наши Защитники» / фотовыставка родственников в военной форме

2. «Илья Муромец и богатыри» / Совместный праздник,  посвящённый Дню Защитника Отечества

Март

1.«8 марта – Международный женский день» / Музыкально-литературная гостиная

2.«Развитие творческих способностей ребенка» / Консультация для родителей

Апрель

1.«1 апреля – день смеха» / Папка-передвижка

2. «Как поддержать интерес к музыкальному образованию детей» / Памятка для родителей

3.«Знатоки птиц» / КВН

Май

1.«Этих дней не смолкнет слава!» / Наглядная информация ко дню 9 мая

2 «День победы» / Совместный праздник

3.«Выпускной в школу» / Совместный праздник

4.Анкетирование родителей «Выявление удовлетворенности родителей профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОУ»

3.Формы работы с родителями

Информационно-аналитические формы организации общения с родителями:

Анкетирование; наблюдение за ребенком; беседа с ребенком; беседа с родителями.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей:

Консультации, беседы, информация в родительском уголке и на сайте педагога, подбор литературы, круглый стол, родительские собрания.

Досуговые формы организации общения:

Совместные праздники, развлечения, досуг, спортивные встречи; участие родителей в изготовлении костюмов, педагогическая, театральная, литературная гостиная, КВНы,викторины.

Творческая продуктивная совместная деятельность:

Совместное проведение занятий, выставок; создание игрового материала, видеосъемка; акции по благоустройству и пополнению развивающей среды; создание семейных альбомов и стенгазет; совместные проекты.

Интерактивное общение посредством персонального сайта музруководителя и через мессенджеры:

 Обсуждении проблем воспитания на форуме сайта; повышение педагогической грамотности родителей; получения консультаций, ответов на вопросы и т.д.

4.Мониторинг

Цель мониторинга - изучение степени удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг в группе.

Задачи:

  • выявить представления родителей о качестве образовании в определённой  группе;
  • разработать рекомендации по улучшению качества образовательных услуг в группе и оптимизации взаимодействия с семьями воспитанников.

Мониторинг системы взаимодействия ДОУ с семьей проводится на основе анкетирования родителей.

В качестве критериев результативности сотрудничества ДОУ с семьями дошкольников были определены:

  • уровень профессиональных навыков педагога
  • информированность родителей
  • использованные формы работы с родителями
  • авторитет педагога
  • учет мнения родителей
  • удовлетворенность родителей образовательными услугами
  • качество созданных условий для образовательной деятельности (материально-технические, санитарно-гигиенические, учебно-методические)

Выделенные критерии легли в основу содержания анкеты. Предполагается проведение анкетирования в каждой группе в конце  учебного года.

Анкета для родителей

№ п/п

Вопрос

Да

Нет

Затруд няюсь ответи

ть

1

Довольны ли вы результатами музыкального

образования        и        творческого        развития        вашего ребенка?

2

С удовольствием ли Ваш ребёнок посещает

музыкальные мероприятия?

3

Чувствуете        ли        Вы        доброжелательное

отношение музыкального руководителя к Вам и Вашему ребёнку?

4

Поёт ли ребёнок песни, разученные в детском

саду?

5

Посещаете        ли        Вы        праздники        и        утренники,

проводимые в детском саду?

6

Создают ли        условия для Вашего        участия в музыкальном развитии ребёнка?

7

Как Вы думаете, осуществляет ли музыкальный

руководитель        индивидуальный        подход        к вашему ребёнку?

8

Рассказывает ли Ваш ребёнок о музыкальной

деятельности в детском саду?

9

Пользуетесь        ли        Вы        информацией,

предоставленной музыкальным руководителем о музыкальном воспитании дошкольников?

10

Устраивает        ли        Вас        формы        общения музыкального руководителя с Вами? (беседы,

выступления на собраниях)

Средний показатель

Результаты мониторинга фиксируются в сводной таблице:

Анализ результатов исследования анкетирования родителей

«Удовлетворенность деятельностью музыкального руководителя в ДОУ»

Вопросы

Показатели

Количество родителей / %

Младшая

Средне-старшая

Подготовительная

5.Литература

 «Тимофеева М.В. «Система сопровождения родителей», Волгоград, 2009

Осипова Л.Е. «Работа ДОУ с семьей», 2008

Данилина Т.А. «Взаимодействие ДОУ с социумом» - М.:АРКТИ, 2004

Журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Обруч».

Доронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: Просвещение, 2005.

Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ – М.: Айрис-пресс, 2006.

Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

Свирская Л.Н. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...