программа "Мы - вместе"
рабочая программа
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета протокол №1 от 25 августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по МБДОУ «Детский сад «Родничок» от 25 августа 2023 г. № 25-од |
программа работы
музыкального руководителя ДОУ
с семьями воспитанников
«Мы - вместе»
Автор-составитель
Абрамчик Елена Анатольевна
г. Рославль
2023г.
1.Пояснительная записка
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
В связи с этим возникает необходимость по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья - детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Проблема: отсутствует гармоничное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, родители не в полной мере компетентны в вопросах воспитания и образования дошкольников, не всегда принимают активное участие в жизни ДОУ.
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. установление сотрудничества и взаимодействия ДОУ, родителей и воспитанников в процессе воспитания и образования дошкольников.
Задачи:
- создать необходимые условия для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников;
- изучить и проанализировать литературу, описывающую совместные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников;
- повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания и обучения детей;
- внедрить в практику активные как традиционные, так и новые формы и методы взаимодействия педагогов, родителей, воспитанников.
- способствовать переходу родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Предполагаемый результат:
- созданные условия будут способствовать формированию ответственных взаимоотношений сотрудников детского сада и родителей;
- изученная литература поможет повысить компетентность родителей в вопросах воспитания детей;
- повысится профессиональная компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников;
- повысится авторитет педагогов среди родителей;
- увеличится число родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка;
- повысится авторитет родителей в глазах детей, улучшится эмоциональный климат в семьях.
Нормативно-правовые разработки программы
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- ФОП дошкольного образования;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Родничок»».
- Рабочая программа воспитателя
Принципы реализации программы
- Принцип открытости и понимания целей и задач воспитательно-образовательного процесса;
- Принцип партнерской позиции воспитателей по отношению к семье и ее членам;
- Принцип установки на развитие позитивного воспитательного потенциала семьи, ее способности к самопомощи и самоорганизации;
- Принцип доброжелательного и без оценочного отношения к каждому члену семьи, создание спокойной и комфортной обстановки во время встреч;
- Принцип разграничения личных и профессиональных отношений;
- Принцип научности;
- Принцип конфиденциальности.
Участники
- воспитатели;
- воспитанники;
- семьи воспитанников.
Программа рассчитана на 1 учебный год 2023-2024гг.
2.Этапы реализации программы. Содержание работы
- Подготовительный (август-сентябрь 2023 г.)
Содержание:
- подбор, изучение и анализ методической литературы по теме;
- анкетирование родителей;
- разработка конспектов мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
- подбор и создание презентаций, фотоматериалов;
- изготовление наглядных материалов информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).
- Основной (октябрь 2023г. - май 2024г.)
Содержание:
Перспективный план взаимодействия музыкального руководителя с родителями младшей группы на 2023-2024 учебный год (на основе планирования воспитателей групп):
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь | «Возрастные особенности музыкального развития детей 3-4 лет» / Выступление на родительском собрании |
Октябрь | «Путешествие в осенний лес. В гости к Ёжику» / Совместный праздник с родителями |
Ноябрь | 1.«Очень я мамочку люблю» / Совместный досуг с родителями 2.«Слушаем музыку вместе с детьми» / Памятка для родителей |
Декабрь | 1. «Готовимся к Новогоднему празднику» / Подготовка костюмов для выступления и репетиция ролей со взрослыми. 2. «Мастерим дудочки» / Новогодняя мастерская по изготовлению муляжей дудочек для всех детей 3. «Новогодний теремок» / Совместный праздник с родителями, |
Январь | 1.«Поём вместе с детьми» / Организация уголка «Мы-поём!» 2.«Сказки бабушки Загадушки» / Досуг с родителями 3. «Зима в картинах русских художников» / Фото-выставка |
Февраль | 1.«Музыка и эмоциональная сфера детей» / Консультация для родителей 2. «День Защитника Отечества» / Семейный досуг 3. «Широкая масленица» / Буклет о традиции празднования Масленицы на Руси |
Март | 1. «День 8 Марта» / Совместный праздник, чаепитие 2. «Домашние музыкальные занятия» / Памятка для родителей |
Апрель | 1.«Прилетайте скорей…» / Мастерская добрых дел. Изготовление крыльев и шапочек птиц. 2.«Пасхальные гуляния» / Семейный досуг 3. «Пасхальное яйцо / Конкурс на самую оригинальную роспись яйца |
Май | 1.«Развиваем пальчики – улучшаем речь» / Буклет с музыкальными пальчиковыми играми 2. «Здравствуй, Лето!» / совместный праздник 3.Анкетирование родителей «Выявление удовлетворенности родителей профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОУ» |
Перспективный план взаимодействия музыкального руководителя с родителями средне-старшей группы на 2023-2024 учебный год (на основе планирования воспитателей групп):
https://ds-rodnichok-r66.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/19/8/RP_sredne_starshey_gruppy.pdf
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь | 1.«Возрастные особенности музыкального развития детей 4-6 лет» / Выступление на родительском собрании 2.«Зачем ребёнку нужны танцы» / Информация в родительском уголке (консультация) |
Октябрь | 1.«День пожилого человека. Семейные традиции»/ Совместный семейный досуг 2.«Фольклор в жизни дошкольника» / Папка-передвижка 3. «Осенняя электричка» / Осенний праздник, репетиция с родителями роли Осени |
Ноябрь | 1.«День Матери» / Праздничный концерт с элементами интерактивной игры, чаепитие 2. «Все дети любят петь» / Информация в родительском уголке |
Декабрь | 1.«Новогоднее волшебство» / Совместный праздник с родителями, подготовка костюмов для выступления и репетиция ролей со взрослыми 2. «Мы - артисты!» / Индивидуальная беседа с родителями о том, как учить вместе с детьми роль на праздник |
Январь | 1.«Весёлые старты» / Семейное спортивное развлечение 2. «Святки. Колядки» / Буклет «Разучиваем колядки с детьми » 3. «Зима в картинах русских художников» / Фото-выставка |
Февраль | 1. «Мама, папа, я спортивная семья» / Весёлые старты для всей семьи посвящённые Дню Защитника Отечества 2. «Наши Защитники» / фотовыставка родственников в военной форме |
Март | 1.«Мамин день» / Совместный праздник 2. «Значение ритмики для детей» / консультация для родителей |
Апрель | 1.«Мое любимое стихотворение о весне» / Музыкально- литературная семейная гостиная 2. «Все дети любят петь» / Консультация в родительском уголке 2. «Учим пасхальную песенку» / Памятка для родителей |
Май | 1.«День победы» - совместный праздник 2.Анкетирование «Выявление удовлетворенности родителей профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОУ» |
Перспективный план взаимодействия музыкального руокводителя с родителями подготовительной группы на 2023-2024 учебный год (на основе планирования воспитателей групп):
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь | 1.«Возрастные особенности музыкального развития детей
2.«Осенний вернисаж» / Выставка рисунков совместного творчества детей и родителей 3. «Осень в музыке» / Размещение в мессенджере музыкальных фрагментов: Вивальди «Осень», Чайковский «Осенняя песнь», Прокофьев «Фея Осени» |
Октябрь | 1.«Сказка про ленивого зайца» / Театральная гостиная для родителей 2.«Театральная деятельность, как одно из средств раскрепощения и формирования уверенности ребёнка» / Информация в родительском уголке (консультация) 3. «Готовим костюм для выступления» / Мастер- класс для родителей |
Ноябрь | 1.«День Матери» / Праздничный концерт с элементами интерактивной игры 2. «Можно ли детям давать слушать музыку через наушники?» / Консультация для родителей |
Декабрь | 1. «Новогодние обычаи и традиции на Руси и народов мира» / Папка-передвижка для родителей 3.«Новогоднее волшебство» / Совместный праздник с родителями, подготовка костюмов для выступления и репетиция ролей со взрослыми. 2. «Мы - артисты!» Индивидуальная беседа с родителями о том, как правильно учить роль на праздник |
Январь | 1.«Святки. Колядки» / Буклет «Разучиваем колядки с детьми » 3.«Зима в картинах русских художников» / Фото-выставка |
Февраль | 1.«Наши Защитники» / фотовыставка родственников в военной форме 2. «Илья Муромец и богатыри» / Совместный праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества |
Март | 1.«8 марта – Международный женский день» / Музыкально-литературная гостиная 2.«Развитие творческих способностей ребенка» / Консультация для родителей |
Апрель | 1.«1 апреля – день смеха» / Папка-передвижка 2. «Как поддержать интерес к музыкальному образованию детей» / Памятка для родителей 3.«Знатоки птиц» / КВН |
Май | 1.«Этих дней не смолкнет слава!» / Наглядная информация ко дню 9 мая 2 «День победы» / Совместный праздник 3.«Выпускной в школу» / Совместный праздник 4.Анкетирование родителей «Выявление удовлетворенности родителей профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОУ» |
3.Формы работы с родителями
Информационно-аналитические формы организации общения с родителями:
Анкетирование; наблюдение за ребенком; беседа с ребенком; беседа с родителями.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей:
Консультации, беседы, информация в родительском уголке и на сайте педагога, подбор литературы, круглый стол, родительские собрания.
Досуговые формы организации общения:
Совместные праздники, развлечения, досуг, спортивные встречи; участие родителей в изготовлении костюмов, педагогическая, театральная, литературная гостиная, КВНы,викторины.
Творческая продуктивная совместная деятельность:
Совместное проведение занятий, выставок; создание игрового материала, видеосъемка; акции по благоустройству и пополнению развивающей среды; создание семейных альбомов и стенгазет; совместные проекты.
Интерактивное общение посредством персонального сайта музруководителя и через мессенджеры:
Обсуждении проблем воспитания на форуме сайта; повышение педагогической грамотности родителей; получения консультаций, ответов на вопросы и т.д.
4.Мониторинг
Цель мониторинга - изучение степени удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг в группе.
Задачи:
- выявить представления родителей о качестве образовании в определённой группе;
- разработать рекомендации по улучшению качества образовательных услуг в группе и оптимизации взаимодействия с семьями воспитанников.
Мониторинг системы взаимодействия ДОУ с семьей проводится на основе анкетирования родителей.
В качестве критериев результативности сотрудничества ДОУ с семьями дошкольников были определены:
- уровень профессиональных навыков педагога
- информированность родителей
- использованные формы работы с родителями
- авторитет педагога
- учет мнения родителей
- удовлетворенность родителей образовательными услугами
- качество созданных условий для образовательной деятельности (материально-технические, санитарно-гигиенические, учебно-методические)
Выделенные критерии легли в основу содержания анкеты. Предполагается проведение анкетирования в каждой группе в конце учебного года.
Анкета для родителей
№ п/п | Вопрос | Да | Нет | Затруд няюсь ответи ть |
1 | Довольны ли вы результатами музыкального образования и творческого развития вашего ребенка? | |||
2 | С удовольствием ли Ваш ребёнок посещает музыкальные мероприятия? | |||
3 | Чувствуете ли Вы доброжелательное отношение музыкального руководителя к Вам и Вашему ребёнку? | |||
4 | Поёт ли ребёнок песни, разученные в детском саду? | |||
5 | Посещаете ли Вы праздники и утренники, проводимые в детском саду? | |||
6 | Создают ли условия для Вашего участия в музыкальном развитии ребёнка? | |||
7 | Как Вы думаете, осуществляет ли музыкальный руководитель индивидуальный подход к вашему ребёнку? | |||
8 | Рассказывает ли Ваш ребёнок о музыкальной деятельности в детском саду? | |||
9 | Пользуетесь ли Вы информацией, предоставленной музыкальным руководителем о музыкальном воспитании дошкольников? | |||
10 | Устраивает ли Вас формы общения музыкального руководителя с Вами? (беседы, выступления на собраниях) | |||
Средний показатель |
Результаты мониторинга фиксируются в сводной таблице:
Анализ результатов исследования анкетирования родителей
«Удовлетворенность деятельностью музыкального руководителя в ДОУ»
Вопросы | Показатели | Количество родителей / % | ||
Младшая | Средне-старшая | Подготовительная | ||
5.Литература
«Тимофеева М.В. «Система сопровождения родителей», Волгоград, 2009
Осипова Л.Е. «Работа ДОУ с семьей», 2008
Данилина Т.А. «Взаимодействие ДОУ с социумом» - М.:АРКТИ, 2004
Журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Обруч».
Доронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: Просвещение, 2005.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ – М.: Айрис-пресс, 2006.
Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Свирская Л.Н. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».
Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...
Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой». (старшая группа)
Сюжетно – игровоефизкультурное развлечение...
Вместе с мамой, вместе с папой
Консультативный центр...
Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"
Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...
Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".
«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...
"Вместе с папой, вместе с мамой"
Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....
Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"
Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...