"Загадочный космос"
материал (старшая группа)

программа для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zagadochnyy_kosmos.docx49.61 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Загадочный космос»

на 2022 – 2023 учебный год

в подготовительной группе

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка:

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания – ощущение и восприятие. В настоящее время необходимо формировать познавательную активность у детей через разные формы деятельности: игры, эксперименты, опыты, наблюдения.

Любознательность и познавательные способности не возникают сами по себе, их надо развивать. А причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Возникает проблема: как помочь сформировать и развить у подрастающего поколения представления об окружающем мире до глубин Вселенной, воспитать у них чувство гордости и уважения к великому подвигу нашего русского героя – Космонавта, который первый в мире облетел земной шар и открыл человечеству «окно» в космос.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Современные дети мало интересуются темой космоса, в нынешнее время стало привычным запуск ракет в космос, мальчишки больше не мечтают быть космонавтами. Побеседовав с детьми, мы узнали, что дети мало что знают о космосе. Данная программа поможет сформировать у детей первоначальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах, позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной космонавтике, развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым.

Отличительные особенности программы

Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей дошкольного возраста, даются в играх, учебной деятельности, наблюдениях, чтении художественной литературы, экспериментах, моделировании, при создании проблемных  ситуаций. Закрепление знаний осуществляется с опорой на ведущие виды деятельности

дошкольника: игровую и художественно- продуктивную - в изобразительной

деятельности, конструировании, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных играх, а также при проведении досугов и развлечений.

1.2.Цели и задачи реализации программы:

Цель программы: Формировать у детей целостную картину мира, представления о космосе и Солнечной системе.

Задачи программы:

1. Дать детям первоначальные знания о строении Вселенной.

2. Познакомить детей с наукой «Астрономией», людьми, посвятившими себя изучению данной области науки.

3. Формировать познавательный интерес к природе земного и небесного пространства.

4. Дать элементарные представления о физических приборах и их назначении.

5. Формировать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация)

6. Развивать речь и мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

7. Устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми в процессе познавательной деятельности.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.4. Значимые для разработки характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста (характеристика возрастных особенностей воспитанников):

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития.

Интеллектуальное развитие

• способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей

• проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов

• с удовольствием воспринимают любую новую информацию

• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни

• способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи;

• могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;

• способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;

• способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней;

• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу

деятельности.

Развитие внимания

• способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка

Развитие памяти и объема внимания

• количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2)

• преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии

• дети способны к произвольному запоминанию

• умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала

• значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения

• способны овладеть приемами логического запоминания

• не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида

деятельности и т. п. на другой

Развитие мышления

• наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление

• доступна логическая форма мышления.

Зрительно-пространственное восприятие

• способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над —под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п)

• способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб ит. п.)

• способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом

• способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей

1.5.Целевые ориентиры образовательного процесса (планируемые  результаты освоения программы):

- дети имеют представления о науке «Астрономия»;

- сформирован познавательный интерес к природе земного и небесного пространства;

- имеют элементарные представления о физических приборах и их назначении;

- развита речь и мышление.

2.Содержательный раздел

2.1.Модель образовательного процесса:

Перспективный план работы кружка

Продолжительность

занятия

Периодичность

в неделю

Всего занятий в год

Количество

часов в год

30 мин

1 раз

31

31

Месяц

Неделя

Вид деятельности

Название занятия

Общее число учебных часов

Октябрь

1

Мониторинг

1

2

Раздел 1. Ознакомление с астрономией.

Познавательные рассказы

Чтение художественной литературы

Загадочный космический мир

1

3

Просмотр мультфильмов, документальных фильмов

Почемучки

1

4

Коллективное панно

Загадочный космос

1

Ноябрь

1

Раздел 2. Небесное светило

Занятие

Встреча с солнцем

1

2

Занятие

Встреча с луной

1

3

Занятие

Почему Луна не падает на Землю

1

4

Раздел 3. Солнечная система

Занятие

Кратеры на Луне

1

Декабрь

1

Опыты и эксперименты

Перемещение тени

1

2

Занятие

Солнце. Планеты в солнечной системе

1

3

Занятие

Моя планета Земля

1

4

Раздел 4. Первооткрыватели космоса

Слушание и исполнение песен

Космическая музыка

1

Январь

1

Занятие

Первые собаки -  космонавты

1

2

Занятие

Первооткрыватели космоса

1

3

Занятие

Как готовят космонавтов к полету. Жизнь на орбите

1

Февраль

1

Занятие

Как человек полетел в космос

1

2

Занятие

Ракеты – луноходы – корабли

1

3

Занятие

Планета Земля круглая или нет?

1

4

Занятие

Космическая музыка

1

Март

1

Раздел 5. Звезды в небе

Звезды в небе. Есть ли жизнь на других планетах

1

2

Опыты и эксперименты

«Рождение радуги»

1

3

День памяти

Беседа о Ю.А. Гагарине

1

4

Чтение художественной литературы

Звездные сказки

1

Апрель

1

Изобразительное творчество детей ко Дню авиации и космонавтики РФ

12 апреля – День авиации и космонавтики

1

2

Беседа о летчиках испытателях

1

3

Изобразительная деятельность

Модель планетария

1

4

КВН

Знатоки космоса

1

Май

1

Спортивное развлечение

Мы космонавты

1

2

Подготовка к открытому показу для родителей

Космические миры

1

3

Открытый показ для родителей

Космические миры

1

4

Мониторинг

Итого часов

31

2.2. Учебно – календарный план (6 – 7 лет):

Месяц

Неделя

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

Октябрь

1

Мониторинг

2

Раздел 1. Ознакомление с астрономией.

Познавательные рассказы

Чтение художественной литературы

Загадочный космический мир. Познавательные

рассказы: Е. П. Левитан «Твоя вселенная», «Звездные сказки», К. А.

Порцевский «Моя первая книга о космосе», детская энциклопедия В.

Горькова и Ю Авдеева «Космическая азбука»

Сформировать у детей понятия «космос»,

«Вселенная». Объяснить что представляет собой вселенная. Закрепить знания детей о том, что они живут на планете Земля; в космосе

есть другие планеты. Дать элементарное понятие о планетах,  формирование

представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

3

Просмотр мультфильмов, документальных фильмов

«Почемучка. Какие

бывают планеты»,

«Английская песня о

планетах», «Планеты

и звезды», «О кометах», «Закон Кеплера»

С помощью разнообразных методов и приёмов активизировать работу с детьми по формированию знаний о космосе; развивать

у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творческое

воображение.

4

Коллективное панно

Загадочный космос

Развитие изобразительных навыков

Ноябрь

1

Раздел 2. Небесное светило

Занятие

Встреча с солнцем

Расширять знания о космосе, солнечной системе, планете Земля

2

Занятие

Встреча с луной

Закреплять знания детей о летательных космических аппаратах.

Чтение художественной литературы:

Ж. Парамонова «Наша Солнечная система».

В.Степанов «Юрий Гагарин»,

Г. Лагздынь «Космонавт»,

В. Лепилов «Космическая сказка»,

В. Бородин рассказ «Ракета», Н.И. Андреев «Как человек

научился летать».

3

Занятие

Почему Луна не падает на Землю

вызвать интерес к теме, желание узнать новое о Космосе.

4

Раздел 3. Солнечная система

Занятие

Кратеры на Луне

уточнить представления детей о космосе и космических объектах

Декабрь

1

Опыты и эксперименты

Перемещение тени

С помощью разнообразных методов и приёмов активизировать работу с детьми по формированию знаний о космосе; развивать

у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творческое

воображение.

2

Занятие

Солнце. Планеты в Солнечной системе

 

Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд, Солнце –

это самая близкая к Земле звезда; уточнить представления о планетах

3

Занятие

Моя планета Земля

Воспитывать интерес к космосу, нашей планете Земля, любовь к ней и желание беречь её

4

Раздел 4. Первооткрыватели космоса

Слушание и исполнение песен

Космическая музыка

Танцы, движения

Загадки на астрономические темы

«Знаете, каким он парнем был» А. Пахмутова, «До старта 14 минут», «Земля в

иллюминаторе» В. Мигуля, «Марш юных космонавтов» Магиденко, музыка

«Волшебный полет» Экама

Январь

1

Занятие

Первые собаки космонавты

С помощью разнообразных методов и приёмов активизировать работу с детьми по формированию знаний о космосе; развивать

у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творческое воображение.

2

Занятие

Первооткрыватели космоса

Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Дать детям возможность понять, кто такие космонавты, на чём они отправляются в космос. Расширить представления о космических полётах:

познакомить с российскими учёными, которые стояли у истоков развития космонавтики. Учить быть внимательными, любознательными.

3

Занятие

Как готовят космонавтов к полёту, Жизнь на орбите

уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов;

·подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за ее

будущее;

· вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение;

· воспитывать уважение к труду космонавтов.

Февраль

1

Занятие

Как человек полетел в космос

С помощью разнообразных методов и приёмов активизировать работу с детьми по формированию знаний о космосе; развивать

у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творческое

воображение.

2

Занятие

Ракеты – луноходы – корабли

С помощью разнообразных методов и приёмов активизировать работу с детьми по формированию знаний о космосе; развивать

у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творческое

воображение.

3

Занятие

Планета Земля круглая или нет?

С помощью разнообразных методов и приёмов активизировать работу с детьми по формированию знаний о космосе; развивать

у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творческое

воображение.

4

Занятие

Космическая музыка

Танцы, движения

Загадки на астрономические темы

«Знаете, каким он парнем был» А. Пахмутова, «До старта 14 минут», «Земля в

иллюминаторе» В. Мигуля, «Марш юных космонавтов» Магиденко, музыка

«Волшебный полет» Экама

Март

1

Раздел 5. Звезды в небе

Звезды в небе

Есть ли жизнь на других планетах

«Мы - космонавты»,

«Полёт на Марс»,

«Полёт в космос»

Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса; рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса

2

Опыты и эксперименты

«Рождение радуги»

С помощью разнообразных методов и приёмов активизировать работу с детьми по формированию знаний о космосе; развивать

у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творческое

воображение.

3

День памяти

Беседа о Ю.А. Гагарине

Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни

людей на Земле; познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным

4

Чтение художественной литературы

Звездные сказки

Способствовать воспитанию детской инициативы и творчества, выполнять задания по словесному объяснению, формировать элементарный самоконтроль.

Развивать интерес к новым источникам информации. «Звёздная книга» Г. Дядина, А. Усачёв

«Один день в космосе»

Юрий Усачев

Т. Ларина «Герои - космонавты», Г. Сапгир

«Комета», Ю. Синицын «Большая Медведица», «Созвездия», Р. Алдонина

«Сатурн», «Луна», «Комета», «Звезды»

Апрель

1

Изобразительное творчество детей ко Дню авиации и космонавтики РФ

12 апреля – День авиации и космонавтики

С помощью разнообразных методов и приёмов активизировать работу с детьми по формированию знаний о космосе; развивать

у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творческое

воображение.

2

Беседа о летчиках испытателях

Подвижная игра

«Космонавты»

С помощью разнообразных методов и приёмов активизировать работу с детьми по формированию знаний о космосе; развивать

у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творческое

воображение.

3

Изобразительная деятельность

Модель планетария

Развитие изобразительных навыков

4

КВН

Знатоки космоса

С помощью разнообразных методов и приёмов активизировать работу с детьми по формированию знаний о космосе; развивать

у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творческое

воображение.

Май

1

Спортивное развлечение

Мы космонавты

Прививать детям потребность в физической культуре и спорте, способствовать закреплению полученных на занятиях умений. Воспитывать чувство уважения к профессии космонавта. Формировать волевые качества, целеустремлённость, выдержку; поддерживать в детях желание и умение

преодолевать препятствия

2

Подготовка к открытому показу для родителей

Космические миры

Уточнение представлений детей о Космосе, планетах Солнечной системы (элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе, периодичности смены дня и ночи, чередовании времён года их цикличностью и зависимостью от положения планет на звёздном небе)

3

Открытый показ для родителей

Космические миры

Отчет о проделанной работе

4

Мониторинг

2.3. План организационно- методической работы:

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Анкетирование родителей с целью изучения

социального заказа и выбора направления

дополнительной образовательной деятельности - кружковой работы на бесплатной основе.

Май – июнь

Старший воспитатель

Воспитатели подготовительной группы

2

Разработка программы кружка

Работа по самообразованию, изучение литературы

Июль – август

Руководители кружка:

Макарова С.А.

Денега А.С.

3

Рассмотрение и утверждение программы кружка

Август

Заведующий – Карвель И.В.

Творческая группа

4

Консультации для педагогов: «Дополнительная

образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста».

Сентябрь

Старший воспитатель

Руководители кружка:

Макарова С.А.

Денега А.С.

5

День открытых дверей для родителей

В течение года

Руководители кружка:

Макарова С.А.

Денега А.С.

6

Презентация программы кружка на родительском собрании группы

Октябрь

Руководители кружка:

Макарова С.А.

Денега А.С.

7

Отчеты о реализации программы кружка на

педагогическом и методическом советах, на

родительских собраниях, открытые просмотры на итоговых собраниях групп, размещение информации на сайте МБДОУ

В течение года

Руководители кружка:

Макарова С.А.

Денега А.С.

8

День открытых дверей для родителей

Май

Руководители кружка:

Макарова С.А.

Денега А.С.

3.Организационный раздел

Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет и

предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия– 30 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностный ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

Все занятия разбиты на разделы, каждый из которых начинается с беседы. Закрепление полученных знаний осуществляется в течение следующей недели в следующих формах работы: подвижных играх, наблюдениях, беседах, в экспериментальной деятельности.

Способ организации занятия:

-словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)

-наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

-практический (тренинг, упражнения, лабораторные работы и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию

-репродуктивный - дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

-частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

-исследовательский - самостоятельная творческая работа детей.

3.1.Расписание занятий:

День недели

Время проведения

Среда

1 подгруппа 15.30-16.00

2 подгруппа 16.10-16.40

3.2.Материально-техническое обеспечение:

Наименование

Количество

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.3. Литература:

1. Аткинсон С. «Энциклопедия окружающего мира» М., изд. « Росмэн», 1999

2. Венгер Л.А.: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей

дошкольного возраста»: Книга для воспитателя детского сада. М., изд–во «Росмэн» 1989.

3. Попова Т.«Космос». Демонстрационный материал для фронтальных занятий. М., изд. «Росмэн» 2004.

4. Клушанцева П.Ф. «О чем рассказал телескоп». Л., изд–во «Эксмо», 1987.

5. Куцакова Л., Хитрова О. «Оригами. Альбом».М., изд–во «Владос», 1994

6. Лыкова И.А. «Аппликация из бумаги». М., изд–во «Владос», 2007.

7. Паникова Е.А. «Беседы о космосе». М., изд–во «Эксмо», 2010.

8. Светлова И. «Атлас Земли». М., изд–во «Эксмо», 2007

9.Шорыгина Т: Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы,

досуги, рассказы, Сфера,2012.

Приложение 1.

Мониторинг

Цель мониторинга: выявление уровня освоения программы ребенком

Метод мониторинга: беседа, наблюдения, игра, выполнение заданий по картинкам.

Занятие №1

Воспитатель задает вопросы:        

1.Какие животные побывали в космосе?

(обезьяны, крысы, собаки)

2.Как звали человека, который впервые полетел в космос и благополучно вернулся?

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, отвечает на вопросы

2 балла – требуются

наводящие вопросы

педагога

1 балл – ребенок

самостоятельно не справляется, плохо отвечает на наводящие

вопросы

Занятие №2

Воспитатель задает вопросы:

1.На каком космическом корабле летал Гагарин?

2.Как называется упавший камень из космоса?

Занятие №3

Воспитатель задает вопросы:

1.Как называется снаряжение космонавтов?

2.Как называется место, откуда стартует ракета?

Занятие №4

Воспитатель задает вопросы:

1.Какие планеты ты знаешь?

2.Источник жизни на Земле?

Занятие №5

Воспитатель задает вопросы:

1.Какими чертами характера должен обладать космонавт?

2.Когда мы отмечаем День Космонавтики?

ИТОГО

Высокий уровень 12-15 б

Средний уровень 7-11 б

Низкий уровень – до 6 б

Карта освоения Программы кружка «Загадочный космос»

Руководители: Макарова С.А., Денега А.С.

Дата проведения мониторинга: сентябрь _______________________
                                                      май ___________________________

Ф.И. ребенка

Занятие 1

Занятие

2

Занятие

3

Занятие

4

Занятие

5

ИТОГО

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1

Брюханова Катя

2

Волчек Вероника

3

Дергачев Рома

4

Вязович Вероника

5

Епифанцева Даша

6

Зимина Лиля

7

Игнатьев Матвей

8

Иванов Леша

9

Колесникова Кира

10

Козлов Ярослав

11

Леонов Андрей

12

Никифорова София

13

Павлова Варя

14

Пригоцкий Арсений

15

Свистунова Ульяна

16

Семенова Карина

17

Слатин Евдоким

18

Терехина Яна

19

Турайкина Алиса

20

Уйманов Родион

21

Урунгулова Аня

22

Ускова Лера

23

Шрайнер Тимур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-тематический праздник «Загадочный космос» в старшем дошкольном возрасте.

Развлечение посвящёное 12 апреля "День космонавтики". Развлечение проводилось с эстафетами, опытами и играми цель которого: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космо...

Олимпиада для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, посвященная 55-летию первого полета человека в космос «Этот загадочный космос».

Основной целью викторины является формирование осознанного отношения к празднику День космонавтики, закрепление и расширение знаний детей о космических первопроходцах, о людях, благодаря которым наш м...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос» в средней группе «Любознайки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №57» городского округа Самара   Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос  Ю. А. Гагарина «Это...

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...