«Формирование социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Материал для ознакомления по формированию социально-коммуникативной компетентности у воспитанников старшего дошкольного козраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста»
У многих современных дошкольников имеются проблемы, которые связаны с недостаточной сформированностью коммуникативных навыков, обеспечивающих общение. Отмечаются случаи ссор, неумение договариваться друг с другом.
Общение ребенка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать.
Из всех детских игр в старшем дошкольном возрасте важное место занимает сюжетно-ролевая игра. Именно она оказывает большое влияние на развитие коммуникативных способностей дошкольников. Д.Б. Эльконин отмечал, что содержанием сюжетно-ролевой игры является не предмет и его употребление человеком, а отношение между людьми, осуществляемые через действия с предметами. Основным содержанием роли, которую взял на себя ребенок, является воспроизведение им сферы человеческой деятельности, труда и отношений между людьми.
Характер сюжетно-ролевой игры предполагает активное развитие коммуникативных умений детей и вовлечения их в коммуникацию друг с другом. Игра необходима самим воспитанникам, и в ней они учатся ориентироваться на сверстников, осознавать потребности и возможности свои и партнера по игре.
Автор книги «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Н.А. Виноградова выделяет пять основных функций, которые выполняет сюжетно-ролевая игра: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориетировочную, компенсаторскую.
Мотивационно-побудительная функция основывается на том, что сюжетно-ролевая игра базируется на межличностных отношениях, которые осуществляются в ходе общения во время игры. Ролевая игра является побуждающим фактором общения и образцом межличностного общения.
Обучающая функция сюжетно-ролевой игры состоит в том, что она способствует формированию речевых навыков и умений детей, дает возможность смоделировать общение партнеров по игре в различных речевых ситуациях. Является площадкой для постижения навыков диалогической речи.
Воспитательная функция проявляется в том, что в игре идет сплочение детского коллектива. Воспитывается стремление участвовать в различных видах деятельности, самостоятельность, взаимовыручка, умение отстаивать свою точку зрения, осознанная дисциплина.
Ориетировочная функция игры формирует у дошкольников умение «примерять» на себя роль другого человека, и увидеть себя с позиции партнера по общению. Данная функция направляет дошкольников на планирование своего речевого поведения и поведения собеседника, дает возможность сформировать умение контролировать свои действия.
Компенсаторская функция сюжетно-ролевой игры дает возможность играющим выйти за рамки своего контекста деятельности.
Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенку получить необходимую информацию в общении:
- умение слушать другого человека, уважительно относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение;
- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях;
- умение относить свои желания, стремления с интересами других;
- умение детей понять настроение партнеров по его вербальному и невербальному настроению.
В процессе работы по формированию коммуникативных навыков следует обратить внимание на следующие моменты:
1) коммуникативный навык появляется не сразу, а в процессе взаимодействия с людьми.
2) При организации игровой деятельности необходимо опираться на игровой опыт ребенка, учитывая его интересы, желания и возможности.
3) Не следует привлекать к сюжетно-ролевой игре большое количество участников, так как игра рассчитана на небольшую группу.
4) Обучать навыкам общения сразу большую группу детей намного сложнее по причине неумения дошкольников строить диалоги, выслушивать товарищей, принимать во внимание чужую точку зрения.
5) Педагогам обратить внимание на игру как способ сотрудничества с ребенком, анализ различных технологий при подходе к правильному формированию коммуникативных навыков, игровых умений ребенка.
Планируя тему, содержание, цели и задачи сюжетно-ролевой игры педагогу необходимо все время анализировать игру, намечая дальнейшее совершенствование игровой деятельности детей. Постоянно планировать, какие средства коммуникации нужно развивать в детях. Определяя роли для детей и показывая, какие средства коммуникации в этой роли нужно выполнить.
Процесс формирования коммуникативных навыков будет более эффективен, если обогатить центр игровой деятельности атрибутами к сюжетно-ролевой игре, разработать комплекс игр для совместной деятельности. При знакомстве с правилами игры воспитатель должен продумать инструкции, способы их подачи, учить действовать с помощью интонационно-окрашенной речи, прогнозировать возможные реакции детей на правила и условия игры. Одной из положительных сторон сюжетно-ролевой игры заключается в том, что, сделав в ней ошибку, ее всегда можно исправить, а приоритетный положительный итог повторить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста седьмого года жизни по теме «Наша Родина - Россия»
Краткая аннотация работы:Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знани...

Программа формирования социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста
Программа «Я-человек» направлена на формирование социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных о...

Программа по формированию начал социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста
разработанная программа занятий по формированию начал социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста...

«Формирование социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности».
laquo;Формирование социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»....

опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»
laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...
Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений
Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упрежнений...
