КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «Непокоренный Ленинград»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
-Своей стойкостью Ленинград внес вклад в победу над фашизмом. За это пришлось заплатить страшную цену - свыше 1 миллиона человек погибло в городе от немецких бомб, снарядов, болезней, голода и холода.
-Оставшиеся в живых были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34»
ДО 1 Корпус 3
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «Непокоренный Ленинград»
Подготовила и провела:
воспитатель высшей категории
Калайджан Екатерина Владимировна
Г.Подольск, 2023г.
Цель: знакомство с городом-героем Ленинградом.
Задачи:
Познавательные:
1)Расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о городах-героях, истории Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.
2)Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне.
3)Мотивировать детей к самостоятельному изучению темы Великой Отечественной войны.
Развивающие:
1)Продолжать развивать любознательность, потребность задавать вопросы взрослым и сверстникам.
2)Продолжать формировать желание интересоваться причинно-следственными связями.
3)Продолжать развивать способность находить объяснения поступкам людей.
Воспитывающие:
1)Продолжать воспитывать любовь к Родине, гордость за свою Родину, за свой народ.
2) Продолжать воспитывать чувство благодарности и уважения к защитникам Родины.
3)Продолжать воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
Словарная работа: блокада, военное положение, иждивенец
Предварительная работа:
1)Беседы о Великой Отечественной войне, городах-героях.
2)Рассматривание фотографий времен Великой Отечественной войны.
3)Чтение художественных произведений на тему Великой Отечественной войны.
4)Выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне.
5)Прослушивание музыки и песен военных лет и о войне.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, колонка, кухонные весы.
Ход образовательной деятельности:
Слайд 1.
27 января 1944 года – снятие блокады Ленинграда.
872 дня длилась блокада.
С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года
Венок сонетов. Города-герои.
Дмитрий Ахременко.
СОНЕТ 1. ЛЕНИНГРАД.
Все люди вспоминать должны
Про вечный подвиг Ленинграда,
Что перенёс всю боль войны,
Об этом вечно помнить надо.
Как тот кошмар, что входит в сны,
Так в мир ворвался час блокады,
На страшный бой обречены
Все те, кому здесь выжить надо.
И люди выстоять смогли,
Все горести встречая стоя,
Не веря в смерть родной земли.
Сквозь это время непростое
Они нам донести смогли
Про подвиг городов – героев.
Слайд 2.
-Мы с вами знаем, что Великая Отечественная война началась …
-Правильно, 22 июня 1941 года в 4часа утра. Сразу же после начала войны в Ленинграде было введено военное положение- т.е. наступило время, когда общими усилиями стали создавать условия для отражения угрозы стране.
Гитлер решил стереть Ленинград с лица Земли.
Знаменитые монументы города, архитектурные памятники были укрыты.
-Произведения мирового искусства были упакованы в ящики и вывезены из города на Урал.
-Но самое главное - было решено эвакуировать 392000детей. Семьи разделялись, иногда поезда возвращали назад, потому что путь им преграждали фашисты. 18августа на станции Лычково немецкий бомбардировщик сбросил бомбы на состав с эвакуированными детьми.
-Посмотрите на фото. Как вы думаете, что это такое? Правильно, это жители заклеивали окна крест-накрест полосками бумаги, чтобы при бомбежке не лопались стекла.
-Население стало строить оборонительные сооружения. Около полумиллиона мирных жителей трудились в окрестностях города. Но фашисты неумолимо продолжали двигаться вперед. Ожесточенные бои на подступах к городу начались уже 10 июля 1941 года.
-Большое количество людей было эвакуировано, однако численность города не уменьшалась из-за беженцев, которые спасались от немецкого наступления.
-Фашисты уничтожили большинство продовольственных складов. Было введено распределение продовольствия. Людям выдали продуктовые карточки, срок действия которых истекал через месяц.
-Ориентировочно в кольце блокады 8сентября 1941 года оказалось около 3 500 000 ленинградцев. Блокада - это окружение города войсками противника в целях прекращения его связей с внешним миром и принуждения к капитуляции- т.е. сдаче. Продовольствия оставалось всего на 3недели.
Начались страшные дни для города. Не было топлива, электричества, вышел из строя водопровод, начался голод. Выехать из города было невозможно, привезти продукты в город - невозможно. Немцы так близко подошли к городу, что могли из пушек обстреливать улицы. А до линии фронта можно было доехать на трамвае. Фашисты постоянно атаковали и обстреливали город. В Ленинграде начались пожары, рушились от обстрелов дома, погибали люди.
Слайд 3.
-Ребята, посмотрите на экран и послушайте. Кто знает, что это такое? Для чего этот прибор включали в Ленинграде?
В блокадном Ленинграде включали метроном для нескольких целей:
Звук метронома означал, что радиосеть и радиоточка работают, спокойный ритм говорил о том, что угрозы нет, а такт в 150 ударов в минуту извещал о тревоге, работающее радио с привычным монотонным звуком означало, что город ещё жив и борется.
Слайд 4.
-За время блокады норма выдачи хлеба населению снижалась 5 раз, а в период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года была самой низкой и составляла:
Для рабочих-250 граммов в день, для служащих, иждивенцев (это нетрудоспособный гражданин, материально полностью или частично зависимый от другого человека) и детей – 125 граммов на человека в день.
-Люди были обессилены от голода и холода, умирали прямо на улице. Рабочие оставались ночевать на заводах, потому что не было сил идти домой.
-А теперь подойдите все ко мне. Посмотрите на эти кусочки хлеба.
-Да, они маленькие, но вкусно пахнут, пахнут хлебом. Теперь давайте взвесим эти кусочки. Вот такой кусочек хлеба получал рабочий, а такой - все остальные. И каждый сам решал, съесть его за один раз или разделить на 3 раза. Ни одной крошки не теряли люди. Топили печи, ломая мебель, варили суп из обойного клея, пили простой кипяток, чтобы чуть-чуть согреться. А за водой еще надо было сходить на Неву. При этом город бомбили. Продовольственные карточки воровали, и человек, оставшись без карточек, погибал от голода. Люди в Ленинграде стали похожи на ходячие скелеты с раздувшимися от голода животами. Так вот, эти кусочки хлеба не давали умереть от голода. Но только хлебом тот хлеб трудно назвать, иногда в нем практически не было муки, он состоял из различных примесей и, по воспоминаниям блокадников, по вкусу был похож на мыло. Есть в Санкт-Петербурге Пискаревское кладбище, на котором похоронено 650 тясяч человек, умерших от голода и холода.
Слайд 5.
-Посмотрите, ребята, это Дорога жизни. Ее проложили по льду Ладожского озера, чтобы доставлять в Ленинград продукты и горючее. Машины, которые везли продукты в город и вывозили людей из города, часто проваливались под лед вместе с людьми и продуктами. Чтобы заметить трещину во льду, водители ездили с включенными фарами, и становились мишенями для немецких самолетов.
Слайд 6.
-На 9августа 1942 года фашистами было назначено пышное празднование взятия города, были даже распечатаны приглашения.
-Но в этот день в Большом концертном зале Ленинградской филармонии состоялось премьерное исполнение Седьмой симфонии - Ленинградской симфонии - произведения советского композитора Дмитрия Шостаковича, ставшее музыкальным символом стойкости и мужества защитников блокадного города. Для поднятия боевого духа города были найдены 14 оставшихся в живых оркестранта, которые должны были исполнить Седьмую симфонию. На репетициях у них даже не хватало сил исполнить симфонию до конца.
- За несколько часов до концерта на немецкие позиции обрушили шквал артиллерийских снарядов, чтобы обеспечить тишину. Громкоговорители включили на полную мощность и направили в сторону немцев – город хотел, чтобы они тоже послушали. Через много лет после войны дирижер Карл Элиасберг узнал, что немецкие солдаты, сидевшие в окопах на окраинах города, услышав музыку, заплакали. Давайте и мы немного послушаем Ленинградскую симфонию.
Слайд 7.
-А сейчас посмотрите на экран. Когда вы немного подрастете, обязательно прочтите эту книгу.
-Михаил Павлович Сухачев, автор книги «Дети блокады», рассказывает о тяжелых и страшных днях блокады, о невероятном мужестве и стойкости маленьких ленинградцев. В книге нет вымысла. Автор все видел своими глазами, когда началась блокада, ему было 12 лет.
-Дети наравне со взрослыми строили баррикады, сбрасывали зажигательные бомбы с крыш, работали на заводах, подставляя под ноги ящики, чтобы дотянуться до станка, дети постарше из последних сил обходили квартиры и забирали маленьких беспомощных детей, у которых умерли родители.
Слайд 8.
-Очень много информации мы узнаем из дневников, причем не только взрослых, но и детей. Самый известный – Дневник Тани Савичевой. Посмотрите. Да, это странички записной книжки. Всего их 9. А сколько за ними горя, страха и слез. Только подумайте, как это - ребенку остаться в полном одиночестве в голоде и холоде, в полуразрушенном городе. Это страшно!
-Есть дневник другой девочки – Тани Вассоевич. Посмотрите на экран.
-Да, он большой, с картинками. Девочка зарисовывала все, что происходило в ее жизни. Сейчас этот дневник хранит ее сын. А то, что вы видите,- отсканированные страницы, собранные в книгу.
-Есть еще много дневников девочек и мальчиков, переживших блокаду. Из них мы узнаем, как голодные коты, которых в городе оставались единицы, приносили своим хозяевам мышей, делились добычей. Как голодный кот в одной семье забрался в клетку к попугаю, но не съел его, а улегся и согревал своим теплом, потому что попугай от голода и холода лишился всех перьев. Мы узнаем о том, что в город с севера были привезены коты для борьбы с крысами. Котов в Ленинграде почти не осталось, и город заполонили крысы, тоже голодные. Они набрасывались на людей, особенно маленьких детей. Один мальчик, сейчас уже дедушка, вспоминал, как он вместе с мамой и сестрой спал в одной кровати, а рядом, сидя на диване, в их маленькой комнате, спали соседи.
-Как вы думаете почему? Да, конечно, так было не так страшно. Но еще и потому, что отапливать одну комнату было легче, чем несколько. Так было теплее.
-Постепенно дневники, воспоминания, записки, письма становятся доступными для прочтения, потому что потомки блокадников, помнят о подвиге ленинградцев, и хотят передать эти истории следующим поколениям, и мы все должны помнить ужас, в котором находился Ленинград на протяжении 872 дней.
Слайд 9.
-В 20.00 27 января 1944 года наконец смогли доложить: «Город Ленинград полностью освобожден!» В тот вечер в ночном небе над городом рвались снаряды, но это была не немецкая артиллерия, а праздничный салют.
-Своей стойкостью Ленинград внес вклад в победу над фашизмом. За это пришлось заплатить страшную цену - свыше 1 миллиона человек погибло в городе от немецких бомб, снарядов, болезней, голода и холода.
-Оставшиеся в живых были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
-Ребята, почему мы с вами должны помнить об этих событиях?
-Правильно, благодаря подвигу советского народа, подвигу ленинградцев в том числе, мы с вами сейчас живем. Помня это, мы не допустим повторения событий.
-Чему учат истории разных людей, которые мы с вами сегодня услышали?
-Да, надо быть добрее друг к другу, уважать друг друга, мужественно переносить трудности, помогать друг другу.
Список использованной литературы:
- Сухачев М.П. Дети блокады: повесть.- М.: Дет.лит., 2018.-268 с.: ил.
- Ульева Е. Беседы о войне: энциклопедия для малышей. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 140с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне. – М.:ТЦ Сфера, 2018. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Разные виды транспорта»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Разные виды транспорта»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Березы тоже плачут»
На данном занятии дети смогут научиться узнавать деревья по породам, описывать их, давать характеристику березе, учить бережному отношению к деревьям, в том числе при сборе березового сока....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Волга-труженица»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Волга-труженица»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.
Разработанный конспект позволяет развивать элементарные математические представления у детей 6-7 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных особенн...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Формирование знаний о плавучести предметов;представление о механизме всплытия подводной лодки; формирование навыков эксперементирования и наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности;вос...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Бизнес-центр «Лесная Экономика»
Занятие по финансовой грамотности детей старшего дошольного возраста....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наземный транспорт».
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе«Наземный транспорт».Целевой ориентир: ребенок знает и называет виды транспорта, имеет пре...
