«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
консультация
Предварительный просмотр:
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу — знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется — введение дошкольников в профориентацию.
Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ранняя профориентация заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, привить уважительное отношение к результатам чужого труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Дошкольный возраст — это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых проводим в процессе организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.
В своей работе я уделяю внимание развитию навыков профориентации у детей. Знакомлю детей со спецификой различных профессий, а также интересуюсь, кем они хотят стать, когда вырастут. Чем больше дошкольники получают разнообразной информации, тем легче им будет сделать в будущем выбор, который определит их жизнь.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится мной по трем направлениям:
— Первое направление связано с приближением видов деятельности ребенка к взрослому человеку.
— Второе направление указывает на приближенность трудовой деятельности взрослого человека к ребенку.
— Третье направление построено на совместной работе детей и взрослых, ориентированной на продуктивную и игровую деятельности.
I. Приближение детей к труду взрослых. На этом этапе я знакомлю детей с профессиями, как на занятии, так и вне: рассказываю о труде взрослых с показом иллюстраций.
Для более эффективного усвоения детьми пройденного материала, я использую в своей работе алгоритм ознакомления с профессией:
• Название профессии
• Место работы
• Материал для труда
• Форменная одежда
• Орудия труда
• Трудовые действия
• Личностные качества
• Результат труда
• Польза труда для общества.
Также организовываю встречу с интересными людьми какой-то профессии. Для этого использую технологию «Гость группы», которая позволяет познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечений. Гостями нашей группы были родители детей: пожарный, полицейский, врач, кондитер.
На этой встрече гости не только показывают, что им необходимо для хорошей работы, но и рассказывают, за что они любят свою профессию, как другим людям было бы плохо в этом мире без данной профессии, объясняют, как разные предметы помогают им в их работе.
Также «гость группы» рассказывает о своих увлечениях (вязание, игра на музыкальных инструментах, коллекционирование)
II . Ознакомление детей с трудом взрослых. На этом этапе организовываю экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий — на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Например, мы с ребятами посетили кабинет медсестры (Зульфия Миграновна рассказала детям о своей работе, показала различное оборудование: весы, ростомер. Рассказала, что прививки нужно делать обязательно. Если вам сделают прививки, вы будете меньше болеть. И бояться прививок не надо. Перед уходом медсестра угостила детей витаминами).
Посетили прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада. А также кабинеты заведующего, старшего воспитателя, завхоза, слесаря.
За время работы мы вместе с детьми посетили пожарную часть, краеведческий музей, картинную галерею.
Также я планирую периодически совершать виртуальные экскурсии (Музей, Больница и др.);
III. Совместная деятельность взрослого и ребенка.
К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Ведь знакомство с миром профессий будет успешным, если ребенок испытывает радость, положительные эмоции и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности.
Каждый центр предметно-пространственной развивающей среды был оснащен специальным игровым оборудованием, дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д. Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации оказывали родители.
Мною было внесено изменение в организацию игровых центров детей старшего дошкольного возраста. Все групповое пространство было разделено на несколько крупных «Центров», подобран перечень современных профессий к ним.
Традиционное название зон (уголков) | Наименование центра | Перечень профессий |
Книжный уголок | Библиотечно - информационный центр | Библиотекарь |
Музыкальный или театрализованный центр | Телевизионный центр | Музыкант Артист Звукорежиссер Режиссер Костюмер Дирижер Кукловод Декоратор Дизайнер Хореограф Телеведущий |
Центр конструирования | Центр автотехосблуживания | Автомеханик Автослесарь Работник заправки Кассир архитектор, бульдозерист, каменщик, крановщик, плотник, штукатур-маляр. |
Парикмахерская | Салон красоты | Ногтевой мастер, Парикмахер Стилист Визажист |
Магазин | Торгово – развлекательный центр | Кассир Менеджер по продажам Дизайнер Фотограф Аниматор |
Ателье | Швея, закройщица, модельер, гладильщик | |
Банк | кассир, консультант, охранник, инкассатор, управляющий банком, Кассир-оператор | |
Спортивный уголок | Центр спорта | Тренер Инструктор по спорту Билетер Спортсмен Звукорежиссер |
Уголок природы | Экологический центр | Цветовод Кинолог Садовник Лаборант Зоотехник Ветеринар |
Уголок ПДД | водители всех видов транспорта, служба ДПС | |
Больница | медицинские работники | |
Центр юного Пожарника | Служба МЧС, спасатели, пожарные | |
Почта | Почтальон, оператор, сортировщик | |
Уголок изобразительной деятельности | Арт - студия | Дизайнер Художник Архитектор Скульптор Мультипликатор |
Уголок дежурства также был мною преобразован. Вместо традиционных видов дежурств, мною были подобраны наименования профессий, трудовым действиям которых соответствуют виды дежурств. А также введены новые виды трудовых поручений, соответствующие профессиям.
Традиционный вид дежурства | Наименование профессии | Трудовые поручения |
Дежурство по столовой | Официант | Накрывать столы к приему пищи |
Дежурство по уголку природы | Цветовод Метеоролог | Ухаживать за растениями Наблюдать за погодой |
Дежурный по занятиям | Учитель | Проверка готовности раздаточного материала |
Дежурный по группе | Доктор | Проверяет чистоту рук |
Дети участвовали в проекте «Путешествие в мир профессий», в конкурсе рисунков на тему «Такие разные профессии»; «Кем я хочу быть?»
Большая работа проводилась с родителями, они были незаменимыми помощниками во всех совместных мероприятиях. В сотрудничестве с ними использовались следующие формы работы:
- занятия «О профессиях родителей» с приглашением мам и пап воспитанников и проведение ими мастер-классов,
- анкетирование родителей: «Выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома».
- консультации: «Роль игры в жизни ребенка», «Знакомство детей с профессиями взрослых», «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании», «Влияние игры на развитие ребёнка».
- были разработаны памятки для родителей: «По организации игровой деятельности детей дома», «Чему обучается ребёнок в игре?».
- рекомендации: «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего возраста через ознакомление с профессиями».
- совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, оформление альбомов.
- организация экскурсий, наблюдений.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых — это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни. Недаром говорят, что дети — это наше будущее, а пока наше будущее еще маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"
Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»
Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....

ПРОЕКТ РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ИНЖЕНЕРА»
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА1. ранняя профориентация естественно-научного и технического направлений2. информационное сопровождение и продвижение позитивного обр...

Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.
Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30" "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...

Проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Детям о профессиях лесного хозяйства»
Проект по ранней профориентации «Детям о профессиях лесного хозяйства» предназначен для работы с детьми....

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ» (для старшего дошкольного возраста)
КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ»(для старшего дошкольного возраста) Цель: Формирование представление детей о пр...