круглый стол для педагогов
консультация (старшая группа)

Родикова Наталья Юрьевна

«Игры на обогащение словарного запаса у дошкольников в социально коммуникативном развитии»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_rodikova_6.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

Круглый стол для педагогов

по теме «Игры на обогащение словарного запаса у дошкольников в социально коммуникативном развитии»

подготовила воспитатель старшей группы

Родикова Наталья Юрьевна

«Развитие речи посредством коммуникативных игр»

Развитие речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время в связи с вступлением ФГОС ДО, развитие речи дошкольников приобретает особую актуальность.

Почему речь имеет такое серьезное значение?

Во-первых, с освоением речи связаны все высшие психические функции: восприятие; память; мышление; внимание.

Соответственно развитие восприятия, памяти, мышления и внимания напрямую зависит от того, насколько качественно и своевременно развивается речь.

Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.

Кроме того, важно помнить, что речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. С самого раннего возраста, дети встречаются на игровых площадках, в гостях, на занятиях и т.п. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Тут проблема в речи может стать началом проблем общения с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый». Если углубиться дальше, то сложности в развитии речи окажут влияние при обучении чтению и письму, и дальнейшему обучению в школе. Исходя из основного вида деятельности дошкольников игры, пришли к безоговорочному выводу, что использование развивающих игр для обогащения словарного запаса с целью эффективного развития коммуникативной сферы является самым продуктивным. Ничто другое кроме игры, так сильно и на долго не заинтересует ребенка. Именно с помощью этого несложного процесса мы пополняем словарный запас детей. Нужно понимать, что развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослыми. А это нам и нужно, так как для развития словарного запаса очень важно постоянное общение взрослых с ребенком.

Педагогическая ценность коммуникативных игр заключается в том, что они оказывают большое влияние на совершенствование речи. Так же коммуникативная игра – обеспечивает возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Всем известно, что речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики. В последнее время, вследствие высокой занятости родителей и повсеместного использования технических средств коммуникации ( телефонная связь, интернет), наблюдается тенденция снижения качества развития речи, коммуникативных навыков детей. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на просмотре телевизора, игровых приставках и компьютерных играх, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками. Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребёнка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибка и податлива. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий сложный дефект.

Рекомендации родителям и педагогам по развитию речи детей.

1. Необходимо содержательное и многоплановое общение взрослого с ребенком. Быть только рядом с ним – этого мало. Мы много объясняем, поучаем, но не находим тем для интересных разговоров с ребенком. Чаще всего они посвящены тому, как ребенок чувствует себя, не замерз ли он, как ел, как спал в детском саду, не обидел ли его кто-нибудь. Поэтому целесообразно проводить совместные прогулки в парк, на стадион, в лес, которые создают условия для развития речи и общения с ребенком.

 2. Отвечать на детские «почему», а не отмахиваться, как чаще всего это бывает. Отвечать на вопросы грамотно, четко, внятно. Не иронизировать, не посмеиваться над нелепостью и наивностью вопросов. Иногда полезно отвечать ребенку вопросом на вопрос: «А как ты думаешь почему?» Пусть попытается сам добраться до истины. Пусть посмотрит, понаблюдает, сравнит, порассуждает вслух.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Собирать мозаику, перебирать горох и фасоль, лепить из теста, пластилина. Все это способствует речевому развитию детей.

4. Развивать речевое дыхание, от которого зависит громкость , чистота и выразительность звучащей речи. В этом вам помогут специальные упражнения по формированию правильной осанки и правильного речевого дыхания. Предложите детям сдуть с рукава пушинку, задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте, дуть на кораблики в воде, в мыльные пузыри. 5. Проговаривать чистоговорки, потешки, стихотворения.

6. Учить говорить выразительно. Что значить говорить выразительно? «Выразительность» предполагает умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, подчеркивать самое главное, важное; «выразительно говорить» - говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей. Предложить детям повторить фразу «СНЕГ ПОШЕЛ» с помощью интонационной выразительности речи: - спросить, удивляясь - восхитится радуясь - огорчится смене погоды - грустить - спросить, уточняя - радостно сообщить об этом

7. Предлагать речевые словесные игры детям. 1) «Положи в кузовок, все что кончается на «ОК» (грибок, клубок, колобок,…) 2) «Ты начни, а я продолжу» - Я взял мяч,…. - Мама пошла в магазин,… 3) «Скажи ласково», «1-2-5», «Чего не стало?» 8. Развивать связную речь. - «Сочиняем сказку» - пересказывать небольшие рассказы, сказки - игры «Я начну, а ты продолжи…» - находить на картинках начало, середину, конец рассказа

В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целым классом.Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности, так как они дают участнику игры возможность почувствовать язык как средство общения. Коммуникативные игры обеспечивают разнообразие языковых тем, что обусловлено ситуацией общения, повседневной жизнью. Коммуникативная игра в методическом плане представляет собой учебное задание, содержащее задачу, которая разделяется на три более мелкие: лингвистическую, коммуникативную и деятельную. Важно соблюдать принцип постепенного усложнения заданий и нацеливать сначала учащихся на действия по образцу, затем на действия по аналогии с образцом и, наконец, на самостоятельные действия творческого характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов "Какой ты педагог"

Конспект мероприятия с педагогами, направленного на выявление знаний, педагогических навыков и умений...

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на ф...

Круглый стол с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС»

Сценарий круглого стола с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС» поможет начинающему методист повысить профессиональный уровень своих педагогов, донести ...

Круглый стол для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей детей путем повышения компетентности педагогов в продуктивной (изобразительной) деятельности»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством...

Круглый стол для педагогов. «Словесное творчество детей – результат работы педагога»

рабочий материал для проведения круглого втола с педагогами по направлению "работа над развитием словаря детей"...