Рекомендации родителям и педагогам " Как организовать предметно-пространственную среду в группе ДОУ для развития мелкой моторики"
материал (старшая группа)

Христолюбова  Светлана Владимировна

Данный  материал  может  быть  полезен  для  организации  в  группе  ДОУ  развивающей  предметно-пространственной среды для развития  мелкой  моторики у  дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Рекомендации  родителям  и  педагогам

 «  Как  организовать  предметно-пространственную  среду в  группе  детского  сада для  развития ручной  умелости».

"Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев.

От них … идут тончайшие ручейки,

которые питают источник образной мысли."

В. А. Сухомлинский

  Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

Также ученые доказали,что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Мелкая  моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.  

Значение мелкой моторики.

Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

Виды организованной деятельности и их направления, где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики руки.

Познание:

Социализация (игровая деятельность).

Труд (самообслуживание).

Безопасность (сохранение жизни и здоровья).

Познавательно – речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность).

Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).

Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).

Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой

гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж))

Для развития мелкой моторики рук в  каждой  группе  должна быть создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики.

Игры с крупой

«Золушка» Детям предлагаем поиграть в игру. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и фасоли. После этого предлагаем

рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по- своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время.

Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь.

Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком.

Насыпаем фасоль разного цвета на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт и распределяет её по цветам.

«Разверни, не порви» Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу.

«Спрятанный предмет» Игрушки из киндер сюрприза спрячьте в горох или фасоль, и ребенок пусть ищет все игрушки, закопанные в крупе. При

выполнении этого задания происходит точечный массаж.

«Игры со счётными палочками».

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки.

"Сложи колодец" "Выложи картинку"

"Выложи геометрическую фигуру"

«Игры с прищепками»

Упражнение с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике. При развешивании белья попросите ребёнка вам помочь. Или возьмите картонные геометрические фигуры и пусть ребёнок с помощью прищепок превратит фигуру в какой -нибудь предмет.

«Игры с тенью»

Развивают мелкую моторику рук, воображение и фантазию у ребёнка.

«Работа с нитками» очень разнообразна: Рисование нитью по силуэту.

Мелкое нарезание и приклеивание к шаблону. Плетение разноцветными шнурками.

«Пробки от пластиковых бутылок» можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:

В новеньких сапожках

-Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ- топ- топ. Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Топаем дружнее: топ- топ- топ».

«Игры с конструктором «Лего», «Конструкторы»

Для детей старшего дошкольного возраста лучше выбирать конструкторы с мелкими деталями, с разными видами соединений. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук. Способствует развитию

восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

«Сухой бассейн»

Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек, мячиков, киндер- сюрпризов). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов, которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.

«Игры – шнуровки»

Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "слева", "справа".

Способствуют развитию речи. Развивают творческие способности.

Развивают усидчивость, внимание, терпение.

Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе. Дети постарше учатся завязывать шнурки. Это могут быть готовые шнуровки, сделанные мамой или завязывание шнурков на предметах (кофточки, ботинки, шапочки и т.д.).

Рисование

Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…

А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты,

     скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных     способов развить детское восприятие… Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

Игры с пластилином. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима, что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок,  пластилинография… При этом попутно будет развиваться и мелкая моторика рук.

Игры с бумагой

Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами… Такие игры помогут детям узнать как обычная бумага превращается в

красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки.

Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти

помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д. Да и потребуется лишь одна бумага. Хорошо бы, если сделанные работы вы смогли бы обыграть, например, придумайте совместно сказку и поиграйте в неё вместе с ребёнком.

Игры с природным материалом

Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук. Создание картин с помощью семян и плодов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Пазлы и мозаика

Пазлы – в переводе с английского "головоломка", "затруднение". Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное

представление, умение складывать большое из мелких деталей. В них есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь

действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот. Мозаика – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на

собственную фантазию.

Работа с ножницами

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и

координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Изготовление поделок из бумаги. Например,

вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться

ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики

способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более

выразительной.

Массаж кистей рук и пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.

Развитие графической моторики

Одним из важных моментов в развитии старших дошкольников, является ориентировка на листе бумаги.

Прежде всего, ребенок должен четко определять, где у него правая и левая стороны туловища. Это будет основной ориентировкой в пространстве. Он также должен познакомиться с понятиями верх – низ, сзади – спереди.

Еще одно из важных упражнений для формирования пространственной ориентировки на листе – это фиксация ритма, который слышит ребенок, посредством ритмических рисунков и чтении этих рисунков.

Не менее полезным упражнением для развития пространственной

ориентации на листе является штриховка. В основе штриховки лежит

определенный ритмический рисунок: линии сочетаются с пропусками, как длительность звука с паузами. А значит, штриховка может быть редкой и частой.

Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие

тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует

возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие

пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, непосредственно образовательная деятельность проводится в тетрадях с крупной

клеткой. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких точных движений, а так же создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микро пространстве.

«Игры с использованием мелких предметов», из которых надо что-то сложить или построить, что-то взять, прикрутить или отвинтить, на что-то надеть, куда-то положить или насыпать, сжать или разжать – это то, что

поможет малышу в будущем лучше усваивать школьную программу. Такие занятия развивают не только воображение и мелкую моторику, но и память, аккуратность, глазомер, ассоциативное мышление, умение анализировать и принимать решения. Для мальчиков можно создать игру «Юный механик», для которой потребуются только болты с гайками. Попросите раскрутить или накрутить гайку. Для интереса попробуйте посоревноваться с ребёнком, кто быстрее справиться или даже устроить семейный турнир. Хорошо ещё если болты и гайки будут разными по величине. Это ещё будет

способствовать развитию глазомера.

-Завяжите на шнурке несколько, не очень тугих узелков и ребёнка попросите их развязать, и наоборот.

- Для девочек хорошо подойдёт нанизывание бусин, макарон или пуговиц на проволоку.

Вывод

Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача

комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и

необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими

движениями. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву последующего формирования речи.

Графическая моторика развивает графические навыки, путём преодоления недоразвития моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка. Совершенствуются навыки выполнения пальчиковых гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи.

Формируется мелкая моторика, умение слушать, запоминать, выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции.

Совершенствуется умение детей ориентироваться в пространстве и на

плоскости, определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями, а также умения различать правую и левую стороны.

Учит детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.

Учит детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв в подготовительной группе.

Учит детей рисовать наклонные линии по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв.

Совершенствуется навыки штриховки горизонтальными и косыми линиями. Развивается глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.

Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объёмными буквами. Сейчас продаются такие книжки, открытки и таблички, на которых буквы не просто написаны, а сделаны объёмными. Завяжите ребёнку глаза и дайте ему ощупывать эти буквы. Пусть он попробует на ощупь определить, что за буква находится под его пальцами. Такие тренировки в целом полезны для изучения алфавита.

«Игры с использованием мелких предметов», из которых надо что-то сложить или построить, что-то взять, прикрутить или отвинтить, на что-то надеть, куда-то положить или насыпать, сжать или разжать – это то, что

поможет малышу в будущем лучше усваивать школьную программу. Такие занятия развивают не только воображение и мелкую моторику, но и память, аккуратность, глазомер, ассоциативное мышление, умение анализировать и принимать решения. Для мальчиков можно создать игру «Юный механик», для которой потребуются только болты с гайками. Попросите раскрутить или накрутить гайку. Для интереса попробуйте посоревноваться с ребёнком, кто быстрее справиться или даже устроить семейный турнир. Хорошо ещё если болты и гайки будут разными по величине. Это ещё будет

способствовать развитию глазомера.

-Завяжите на шнурке несколько, не очень тугих узелков и ребёнка попросите их развязать, и наоборот.

- Для девочек хорошо подойдёт нанизывание бусин, макарон или пуговиц на проволоку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Рекомендации родителям будущих первоклассников""

Советы логопеда родителям: на что обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника....

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации родителям: "10 рекомендаций родителям детей младшего и среднего возраста"

Материал консультации для родителей по особенностям развития и воспитания ребенка....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации родителям по воспитанию детей «Рекомендации родителям о ПДД»

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения....