Кружковая работа "Волшебная глина"
материал (средняя группа)

Максимова Екатерина Васильевна

Кружковая работа "Волшебная глина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_volshebnaya_glina.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Анцирский детский сад»

О.В.Долингер ________ 01.09.2023 г.

Рабочая программа кружка в средней группе

 «Волшебная глина»

Воспитатель: Максимова Е.В.

с. Анцирь, 2023 г.

Пояснительная записка

Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться.

Система обучения в детском саду  строится  таким образом, чтобы  подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка,  и, в дальнейшем,  подготовке к школе.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это  целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий  требованиям  всестороннего  и гармонического развития ребенка.

У ребенка особая острота восприятия.  То, что эмоционально воспринято в  детстве, запоминается  на всю жизнь. Восприятие  красивого,  формирует у детей эстетическое чувство, уважение и  бережное отношение к искусству.

Народное  искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Развитие «ручной умелости» для поступления  ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Лепка имеет большое значение  для обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию  зрительного  восприятия, памяти, образного мышления, привитию  ручных умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в школе. Лепка  так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические   вкусы, развивает чувство  прекрасного, умение  понимать прекрасное  во всем его  многообразии.

Лепка как  деятельность в большей  мере, чем рисование или  аппликация, подводит  детей  к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению  целого ряда  математических  представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной  литературой, с  наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком  даже самых  простых  скульптур – творческий процесс.

В системе  эстетического воспитания детей лепка занимает  определенное место и имеет свою специфику.

Развитие  детского творчества является  актуальной проблемой. Творчество – это  деятельность  человека, преобразующая природный и  социальный мир в соответствии с целями и  потребностями человека. Творческое  созидание – это проявление  продуктивной  активности  человеческого сознания.

Скульптура  открывает большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание  многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

Каждый  вид  изобразительной  деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

При оформлении  поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.

Специфику лепки определяет материал.

Почему именно глина ? Глина – это такой материал, который  для детской руки более удобен – он мягкий и для  ребенка представляет больший интерес, чем  пластилин.

Глина  в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из глины - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Глина– материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Программа кружка «Волшебная глина» основана на интеграции  художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной  деятельности; в основе  программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством.

Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию  творческого воображения положено  начало  именно  в  дошкольном возрасте. Главное, вовремя  увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.

Приобщая ребенка к миру  прекрасного,  развивается  трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное  отношение  к миропониманию.

Выявление  народными мастерами природной красоты материала, умение  извлечь наиболее   декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение   ямок, штрихов и т. п.  Усиливая  художественную выразительность изделий,  техническая простота  этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении  детей с различными  материалами и разнообразными способами  их декорирования. Освоение  отдельных  технических  приемов  вполне  доступно  детям дошкольного возраста и может внести  определенную новизну в творчество детей, сделать его более  интересным и увлекательным .

Важное  воспитательное  значение  народного искусства  неоднократно подчеркивала  в своих работах А.П.Усова. Она пишет, что использование  народного искусства в детском саду никогда не было  только  случайным побуждением или  модой, а всегда  выступало в тесной связи  с педагогами и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом  способствовало  народное искусство.

Так же,  важную роль народного  и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании,  отмечали многие  отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного  творчества (Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова,  Т.Н. Доронова и  др.). Они убедительно показывают,  что ознакомление с произведениями народного  творчества,  побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В.М.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова,  Е.А. Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Материалы для занятий включают как авторскую разработку Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г., так и  различные дополнительные источники: Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.; М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто, 2006 г. И. Хананова. Соленое тесто, 2007 г., способствующие широкому  раскрытию изучаемой  темы.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА:

Цели:

1)  образовательные:

  1. расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
  2. освоение системы знаний  по русскому народному творчеству и малых  жанрах культуры.

2) развивающие:

  1. развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со  скульптурой.
  2. раскрытие интеллектуальных и творческих способностей  через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие  личности ребенка в творческом его развитии

3) воспитательные:

  1. ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение  ценить, уважать  достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
  2. информационно-познавательная компетентность  воспитывать интерес к изучению и  познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к  малым скульптурным жанрам
  3. регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения  в обществе с детьми и взрослыми
  4. коммуникативная компетентность учить детей культуре  речевого общения, выразительной речи, эмоциональному  настроению
  5. культурно-социальная компетентность  приобщить  к уважению выполненных  работ  детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке  и самооценке деятельности.

Задачи:

1) образовательные:

  1. формирование представлений о народных  промыслах
  2. ознакомление со способами деятельности – лепка из глины  игрушки, барельеф, скульптура
  3. овладение основами, умениями  работы из  целого куска глины, из отдельных частей  создание образов
  4. формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
  5. обогащение  знаний детей через  изучение  декоративно-прикладного искусства – лепка из глины .
  6. овладение умениями применять  в дальнейшей жизни   полученные знания.

2) развивающие:

  1. развитие интереса к изучению народных промыслов
  2. повышение уровня  навыков и умений в мастерстве детей в результате  своих работ
  3. активизация имеющегося опыта  на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на  кружке, применив их на  практике  ежедневно с усложнениями
  4. формирование способности к самостоятельному  поиску методов и приемов, способов выполнения
  5. развитие опыта и творческой деятельности  в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании  композиций
  6. развитие способности к личному самоопределению и самореализации  в дальнейшей жизни.

3) воспитательные:

  1. воспитание ответственности при выполнении работ,  подготовке к  ярмаркам,  выставкам
  2. соблюдение правил  соблюдение правил техники безопасности
  3. активное участие в ярмарках-распродажах, выставках
  4. стремление к  поиску, самостоятельности
  5. понимание необходимости  качественного выполнения образа
  6. конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой  моторики, глазомера
  7. приобретение готовности  самостоятельно  выполнять все виды  игрушек,  требуемых по программе, а также скульптуре
  8. самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному  искусству – лепка из глины  народных игрушек, скульптур по декоративно-прикладному  искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптуры.

 ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая направленность.
  7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и  самостоятельность.
  9. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА

НА КОНЕЦ ГОДА:

  1. скатывание прямыми движениями;
  2. скатывание круговыми движениями;
  3. расплющивание;
  4. соединение в виде кольца;
  5. защипывание  края формы;
  6. лепка из нескольких частей;
  7. пропорции;
  8. оттягивание части от основной формы;
  9. сглаживание поверхности формы;
  10. присоединение  части;
  11. прижимание;
  12. примазывание;
  13. вдавливание для получения полой формы;
  14. использование стеки.

В течение учебного года диагностическое обследование проводится 3  раза в год.

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам .

Все это способствует успешной  работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует  овладению  навыками  учебной деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана, национально-регионального, внутриучрежденческого и ученического компонентов – вариативная часть учебно-тематического плана.

Основные параметры базового компонента (инвариантная часть программы) учитывают видовое своеобразие изучаемой предметной области – декоративно-прикладное искусство. Они определяют минимум содержания образования: уровень предъявления знаний, умений, навыков, различных способов деятельности. Особое внимание уделяется формированию опыта разнообразной деятельности, что позволяет устранить излишнее теоретизирование и реализовать цели дополнительной образовательной программы с учётом специфики предмета изучения: приобретение опыта двигательной, художественной, коммуникативной  деятельности. Базовый компонент составляет 70% общего времени, выделяемого на освоение образовательной программы.

Возраст детей : 4-5 лет .

Расписание работы : Один раз в неделю.        

Планирование работы кружка «Волшебная глина» в средней группе.

Дата проведения

Тема, содержание работы

Задачи

Октябрь, 1 неделя.

«Волшебная глина».

Знакомство с материалом, его свойствами, особенностями работы над изделием. Демонстрация готовых изделий.

Познакомить детей с глиной, её свойствами;

Уточнить отличия от работы с пластилином;

Познакомить с основными этапами работы над глиняной игрушкой.

Октябрь, 2 неделя.

«Колобок на пенёчке». Знакомство с оборудованием (стеки, доски для лепки, влажные тряпочки, стаканчики с водой). Лепка колобка из глины.

Учить скатывать шар из глины, использовать приём сплющивания («пенёк»);

Учить совершенствовать готовое изделие (сглаживать трещинки, корректировать форму с помощью стеки).

Октябрь, 3 неделя

Раскрашивание готовых изделий.

Учить раскрашивать объёмные фигуры, не оставляя незакрашенных участков;

Учить использовать различные приёмы работы с кистью ;

Учить поэтапно наносить слои краски.

Октябрь , 4 неделя.

Дымковская игрушка. Знакомство с характерными особенностями дымковской игрушки.

Формировать у детей простейшие представления о традиционной народной глиняной игрушке;

Познакомить с основными принципами и элементами росписи  (симметрия, повторяемость элементов узора, использование типичных элементов: круг, точка, прямая и волнистая линия, клетка и др.)

Ноябрь, 1 неделя

«Уточка». Лепка из глины.

Учить лепить уточку из целого куска глины путём оттягивания частей;

Продолжать учить совершенствовать готовое изделие (сглаживать трещинки, устранять вмятины, использовать стеку для нанесения насечек, узоров).

Ноябрь, 2неделя

Раскрашивание готовых изделий.

Совершенствовать умение раскрашивать объёмные фигуры;

Развивать чувство симметрии (идентичность узоров с правой и левой сторон);

Учить использовать основные элементы росписи для создания своего индивидуального рисунка).

Ноябрь, 3 неделя

«Колокольчик». Лепка из глины.

Учить лепить колокольчик из целого куска глины, используя приём вдавливания (полая форма);

Приучать соблюдать равномерную толщину стенок готового изделия;

Учить соединять детали изделия, используя приём «примазывания».

Ноябрь, 4 неделя

Раскрашивание готовых изделий.

Продолжать учить раскрашивать объёмные фигуры;

Развивать чувство ритма (одинаковое расстояние между элементами узора);

Показать приёмы работы кистью для получения линий разной толщины (кончиком кисти, всем ворсом).

Декабрь, 1 неделя

«Рыбка». Лепка из глины.

Учить лепить рыбку из целого куска глины путём вытягивания частей (хвостик, плавничок, ротик);

Продолжать учить использовать стеку для нанесения дополнительных узоров на готовом изделии.

Декабрь, 2 неделя

Раскрашивание готовых изделий.

Закреплять представления об основных элементах дымковской росписи;

Приучать самостоятельно отбирать элементы узора для создания индивидуального рисунка.

Декабрь , 3 неделя

«Печенье». Лепка из глины.

Учить лепить «печенье» путём сплющивания объёмного куска глины и удаления лишней глины с помощью стеки для получения квадрата или прямоугольника;

Развивать чувство формы, пропорциональности;

Приучать работать самостоятельно, совершенствовать готовое изделие.

Декабрь, 4 неделя

Раскрашивание готовых изделий.

Познакомить с различными вариантами расположения элементов узора (« от центра»,  по всему полю);

Закреплять представления о характерных элементах дымковской росписи.

Январь, 1 неделя

Искусство мастеров гжели. Рассматривание готовых изделий.

Познакомить детей с гжелью как с одним из самых известных народных промыслов;

Формировать элементарные представления о традициях гжели (изготовление, характерные цвета и оттенки, узоры);

Воспитывать умение видеть красоту, изящество в изделиях народных мастеров.

Январь, 2 неделя

«Мисочка». Лепка из глины.

Учить лепить мисочку простым способом, используя приём вдавливания;

Формировать у детей элементарные представления об истории возникновения посуды из глины, достоинствах глиняной посуды;

Приучать соблюдать равномерную толщину стенок при лепке полой формы.

Январь, 3 неделя

Раскрашивание готовых изделий

Учить раскрашивать готовое изделие «под гжель», используя характерные цвета и оттенки;

Учить смешивать цвета для получения нужных оттенков, оптимально сочетать полученные цвета и оттенки для создания яркого, красочного рисунка;

Учить рисовать цветок в стиле мастеров гжели на основе круга.

Февраль, 1 неделя

«Вазочка для мамы». Лепка из глины.

Учить лепить вазочку путём накладывания жгутиков глины и последующего сглаживания мест стыка;

Учить соблюдать равномерную толщину стенок всего изделия;

Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Февраль, 2 неделя

Раскрашивание готовых изделий по мотивам росписи под гжель.

Продолжать учить расписывать готовое изделие по мотивам гжельской росписи;

Воспитывать эстетический вкус, приучать избегать обилия деталей при росписи.

Февраль, 3 неделя

«Кулон для мамы». Лепка из глины.

Учить детей лепить кулон овальной формы путём сплющивания овоидной формы;

Учить использовать налепы как прием украшения;

Вызвать желание доставить радость мамам своим подарком.

Февраль, 4 неделя

Раскрашивание готовых изделий по мотивам росписи под гжель.

Продолжать учить расписывать готовое изделие по мотивам гжельской росписи;

Продолжать учить приёмам работы с кистью;

Показать возможности градации оттенков от светлых к тёмным и наоборот.

Март, 1 неделя

«Изразец». Лепка из глины.

Познакомить детей с понятием «изразец»;

Учить лепить изразец квадратной или прямоугольной формы;

Продолжать учить использовать приёмы украшения готового изделия - налепы и насечки.

Март, 2 неделя

Раскрашивание готовых изделий.

Учить раскрашивать готовое изделие, обыгрывая налепы, насечки на готовом изделии;

Учить самостоятельно подбирать и смешивать цвета для получения нужных оттенков (гжельская роспись);

Развивать эстетический вкус.

Март, 3 неделя

«Снегурочка». Лепка из глины.

Учить лепить фигурку снегурочки на основе полого конуса;

Вызвать желание создать образ по мотивам известного литературного произведения (сказка «Снегурочка»);

Показать варианты соединения деталей.

Март, 4 неделя

Раскрашивание готовых изделий.

Учить раскрашивать фигурку снегурочки, используя кисточки разных размеров;

Побуждать самостоятельно отбирать известные элементы узоров для украшения шубки снегурочки;

Приучать поэтапно накладывать слои краски (фон, элементы узора).

Апрель, 1 неделя

Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка из глины «Петушок».

Познакомить с филимоновской игрушкой, уточнить характерные особенности филимоновской росписи (основные цвета и основные элементы росписи, особенности при лепке фигурок- вытянутые шеи у людей, животных);

Учить лепить петушка из целого куска глины путём вытягивания частей.

Апрель, 2 неделя

Раскрашивание готовых изделий по мотивам филимоновской росписи.

Учить раскрашивать петушка в традициях филимоновской росписи;

Развивать чувство цвета, ритма.

Апрель, 3 неделя

«Пасхальное яйцо». Лепка из глины.

Познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи;

Закреплять умение лепить овоид из целого куска глины;

Продолжать учить добиваться ровной, гладкой поверхности готового изделия.

Апрель, 4 неделя

Раскрашивание готовых изделий.

Учить раскрашивать готовое изделие, самостоятельно отбирая элементы росписи на основе имеющихся знаний;

Развивать творчество, фантазию, воображение.

Май, 1 неделя

«Глиняные забавки». Лепка из глины по замыслу.

Учить детей лепить по замыслу готовое изделие, самостоятельно отбирая приёмы лепки (из целого куска, соединением частей);

Вызвать желание слепить игрушку на основе имеющихся знаний и собственных представлений.

Май, 2 неделя

Раскрашивание готовых изделий.

 Учить раскрашивать готовое изделие, добиваться яркости, чистоты линий;

Развивать творчество, фантазию, воображение, эстетический вкус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Картотека опытов "Песок. Глина. Сравнение песка и глины"

Разработанная картотека  опытов и экспериментов с песком предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа кружковой деятельности в подготовительной группе "Чудо-глина"

 Лепка из глины – один из наиболее эмоциональных видов деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображен...