Кружковая работа "Волшебная глина"
материал (средняя группа)
Кружковая работа "Волшебная глина"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Анцирский детский сад»
О.В.Долингер ________ 01.09.2023 г.
Рабочая программа кружка в средней группе
«Волшебная глина»
Воспитатель: Максимова Е.В.
с. Анцирь, 2023 г.
Пояснительная записка
Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться.
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка, и, в дальнейшем, подготовке к школе.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.
У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно глина ? Глина – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Глина в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из глины - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Глина– материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Программа кружка «Волшебная глина» основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности; в основе программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством.
Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Выявление народными мастерами природной красоты материала, умение извлечь наиболее декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение ямок, штрихов и т. п. Усиливая художественную выразительность изделий, техническая простота этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным .
Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах А.П.Усова. Она пишет, что использование народного искусства в детском саду никогда не было только случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогами и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство.
Так же, важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании, отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова и др.). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества, побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В.М.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, Е.А. Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Материалы для занятий включают как авторскую разработку Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г., так и различные дополнительные источники: Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.; М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто, 2006 г. И. Хананова. Соленое тесто, 2007 г., способствующие широкому раскрытию изучаемой темы.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА:
Цели:
1) образовательные:
- расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
- освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2) развивающие:
- развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой.
- раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии
3) воспитательные:
- ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
- информационно-познавательная компетентность воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам
- регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
- коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
- культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
1) образовательные:
- формирование представлений о народных промыслах
- ознакомление со способами деятельности – лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура
- овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов
- формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
- обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из глины .
- овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
- развитие интереса к изучению народных промыслов
- повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ
- активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
- развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
- развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) воспитательные:
- воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к ярмаркам, выставкам
- соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
- активное участие в ярмарках-распродажах, выставках
- стремление к поиску, самостоятельности
- понимание необходимости качественного выполнения образа
- конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
- приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре
- самостоятельно приобретать знания по декоративно-прикладному искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптур по декоративно-прикладному искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптуры.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА
НА КОНЕЦ ГОДА:
- скатывание прямыми движениями;
- скатывание круговыми движениями;
- расплющивание;
- соединение в виде кольца;
- защипывание края формы;
- лепка из нескольких частей;
- пропорции;
- оттягивание части от основной формы;
- сглаживание поверхности формы;
- присоединение части;
- прижимание;
- примазывание;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки.
В течение учебного года диагностическое обследование проводится 3 раза в год.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам .
Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует овладению навыками учебной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана, национально-регионального, внутриучрежденческого и ученического компонентов – вариативная часть учебно-тематического плана.
Основные параметры базового компонента (инвариантная часть программы) учитывают видовое своеобразие изучаемой предметной области – декоративно-прикладное искусство. Они определяют минимум содержания образования: уровень предъявления знаний, умений, навыков, различных способов деятельности. Особое внимание уделяется формированию опыта разнообразной деятельности, что позволяет устранить излишнее теоретизирование и реализовать цели дополнительной образовательной программы с учётом специфики предмета изучения: приобретение опыта двигательной, художественной, коммуникативной деятельности. Базовый компонент составляет 70% общего времени, выделяемого на освоение образовательной программы.
Возраст детей : 4-5 лет .
Расписание работы : Один раз в неделю.
Планирование работы кружка «Волшебная глина» в средней группе.
Дата проведения | Тема, содержание работы | Задачи |
Октябрь, 1 неделя. | «Волшебная глина». Знакомство с материалом, его свойствами, особенностями работы над изделием. Демонстрация готовых изделий. | Познакомить детей с глиной, её свойствами; Уточнить отличия от работы с пластилином; Познакомить с основными этапами работы над глиняной игрушкой. |
Октябрь, 2 неделя. | «Колобок на пенёчке». Знакомство с оборудованием (стеки, доски для лепки, влажные тряпочки, стаканчики с водой). Лепка колобка из глины. | Учить скатывать шар из глины, использовать приём сплющивания («пенёк»); Учить совершенствовать готовое изделие (сглаживать трещинки, корректировать форму с помощью стеки). |
Октябрь, 3 неделя | Раскрашивание готовых изделий. | Учить раскрашивать объёмные фигуры, не оставляя незакрашенных участков; Учить использовать различные приёмы работы с кистью ; Учить поэтапно наносить слои краски. |
Октябрь , 4 неделя. | Дымковская игрушка. Знакомство с характерными особенностями дымковской игрушки. | Формировать у детей простейшие представления о традиционной народной глиняной игрушке; Познакомить с основными принципами и элементами росписи (симметрия, повторяемость элементов узора, использование типичных элементов: круг, точка, прямая и волнистая линия, клетка и др.) |
Ноябрь, 1 неделя | «Уточка». Лепка из глины. | Учить лепить уточку из целого куска глины путём оттягивания частей; Продолжать учить совершенствовать готовое изделие (сглаживать трещинки, устранять вмятины, использовать стеку для нанесения насечек, узоров). |
Ноябрь, 2неделя | Раскрашивание готовых изделий. | Совершенствовать умение раскрашивать объёмные фигуры; Развивать чувство симметрии (идентичность узоров с правой и левой сторон); Учить использовать основные элементы росписи для создания своего индивидуального рисунка). |
Ноябрь, 3 неделя | «Колокольчик». Лепка из глины. | Учить лепить колокольчик из целого куска глины, используя приём вдавливания (полая форма); Приучать соблюдать равномерную толщину стенок готового изделия; Учить соединять детали изделия, используя приём «примазывания». |
Ноябрь, 4 неделя | Раскрашивание готовых изделий. | Продолжать учить раскрашивать объёмные фигуры; Развивать чувство ритма (одинаковое расстояние между элементами узора); Показать приёмы работы кистью для получения линий разной толщины (кончиком кисти, всем ворсом). |
Декабрь, 1 неделя | «Рыбка». Лепка из глины. | Учить лепить рыбку из целого куска глины путём вытягивания частей (хвостик, плавничок, ротик); Продолжать учить использовать стеку для нанесения дополнительных узоров на готовом изделии. |
Декабрь, 2 неделя | Раскрашивание готовых изделий. | Закреплять представления об основных элементах дымковской росписи; Приучать самостоятельно отбирать элементы узора для создания индивидуального рисунка. |
Декабрь , 3 неделя | «Печенье». Лепка из глины. | Учить лепить «печенье» путём сплющивания объёмного куска глины и удаления лишней глины с помощью стеки для получения квадрата или прямоугольника; Развивать чувство формы, пропорциональности; Приучать работать самостоятельно, совершенствовать готовое изделие. |
Декабрь, 4 неделя | Раскрашивание готовых изделий. | Познакомить с различными вариантами расположения элементов узора (« от центра», по всему полю); Закреплять представления о характерных элементах дымковской росписи. |
Январь, 1 неделя | Искусство мастеров гжели. Рассматривание готовых изделий. | Познакомить детей с гжелью как с одним из самых известных народных промыслов; Формировать элементарные представления о традициях гжели (изготовление, характерные цвета и оттенки, узоры); Воспитывать умение видеть красоту, изящество в изделиях народных мастеров. |
Январь, 2 неделя | «Мисочка». Лепка из глины. | Учить лепить мисочку простым способом, используя приём вдавливания; Формировать у детей элементарные представления об истории возникновения посуды из глины, достоинствах глиняной посуды; Приучать соблюдать равномерную толщину стенок при лепке полой формы. |
Январь, 3 неделя | Раскрашивание готовых изделий | Учить раскрашивать готовое изделие «под гжель», используя характерные цвета и оттенки; Учить смешивать цвета для получения нужных оттенков, оптимально сочетать полученные цвета и оттенки для создания яркого, красочного рисунка; Учить рисовать цветок в стиле мастеров гжели на основе круга. |
Февраль, 1 неделя | «Вазочка для мамы». Лепка из глины. | Учить лепить вазочку путём накладывания жгутиков глины и последующего сглаживания мест стыка; Учить соблюдать равномерную толщину стенок всего изделия; Воспитывать усидчивость, аккуратность. |
Февраль, 2 неделя | Раскрашивание готовых изделий по мотивам росписи под гжель. | Продолжать учить расписывать готовое изделие по мотивам гжельской росписи; Воспитывать эстетический вкус, приучать избегать обилия деталей при росписи. |
Февраль, 3 неделя | «Кулон для мамы». Лепка из глины. | Учить детей лепить кулон овальной формы путём сплющивания овоидной формы; Учить использовать налепы как прием украшения; Вызвать желание доставить радость мамам своим подарком. |
Февраль, 4 неделя | Раскрашивание готовых изделий по мотивам росписи под гжель. | Продолжать учить расписывать готовое изделие по мотивам гжельской росписи; Продолжать учить приёмам работы с кистью; Показать возможности градации оттенков от светлых к тёмным и наоборот. |
Март, 1 неделя | «Изразец». Лепка из глины. | Познакомить детей с понятием «изразец»; Учить лепить изразец квадратной или прямоугольной формы; Продолжать учить использовать приёмы украшения готового изделия - налепы и насечки. |
Март, 2 неделя | Раскрашивание готовых изделий. | Учить раскрашивать готовое изделие, обыгрывая налепы, насечки на готовом изделии; Учить самостоятельно подбирать и смешивать цвета для получения нужных оттенков (гжельская роспись); Развивать эстетический вкус. |
Март, 3 неделя | «Снегурочка». Лепка из глины. | Учить лепить фигурку снегурочки на основе полого конуса; Вызвать желание создать образ по мотивам известного литературного произведения (сказка «Снегурочка»); Показать варианты соединения деталей. |
Март, 4 неделя | Раскрашивание готовых изделий. | Учить раскрашивать фигурку снегурочки, используя кисточки разных размеров; Побуждать самостоятельно отбирать известные элементы узоров для украшения шубки снегурочки; Приучать поэтапно накладывать слои краски (фон, элементы узора). |
Апрель, 1 неделя | Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка из глины «Петушок». | Познакомить с филимоновской игрушкой, уточнить характерные особенности филимоновской росписи (основные цвета и основные элементы росписи, особенности при лепке фигурок- вытянутые шеи у людей, животных); Учить лепить петушка из целого куска глины путём вытягивания частей. |
Апрель, 2 неделя | Раскрашивание готовых изделий по мотивам филимоновской росписи. | Учить раскрашивать петушка в традициях филимоновской росписи; Развивать чувство цвета, ритма. |
Апрель, 3 неделя | «Пасхальное яйцо». Лепка из глины. | Познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи; Закреплять умение лепить овоид из целого куска глины; Продолжать учить добиваться ровной, гладкой поверхности готового изделия. |
Апрель, 4 неделя | Раскрашивание готовых изделий. | Учить раскрашивать готовое изделие, самостоятельно отбирая элементы росписи на основе имеющихся знаний; Развивать творчество, фантазию, воображение. |
Май, 1 неделя | «Глиняные забавки». Лепка из глины по замыслу. | Учить детей лепить по замыслу готовое изделие, самостоятельно отбирая приёмы лепки (из целого куска, соединением частей); Вызвать желание слепить игрушку на основе имеющихся знаний и собственных представлений. |
Май, 2 неделя | Раскрашивание готовых изделий. | Учить раскрашивать готовое изделие, добиваться яркости, чистоты линий; Развивать творчество, фантазию, воображение, эстетический вкус. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...
Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»
Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...
Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Картотека опытов "Песок. Глина. Сравнение песка и глины"
Разработанная картотека опытов и экспериментов с песком предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа кружковой деятельности в подготовительной группе "Чудо-глина"
Лепка из глины – один из наиболее эмоциональных видов деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображен...
