"Развитие графомоторных навыков у детей посредством изобразительной деятельности"
консультация
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 301.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»
Консультация на тему:
«Развитие графомоторных навыков у детей посредством изобразительной деятельности»
Подготовила оспитатель
Якунина Э.Ф.
Март 2023 г.
Актуальность
Очень часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука... Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Непонятно, чем больше строк исписывает в своей тетради сын, тем хуже становится каллиграфия...». Встает вопрос: в достаточной ли мере развита рука первоклассника? Можно ли её готовить к школе лучше и основательнее? Письмо первоклассника это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения это не обязательно письмо. Рисование, которым так любят заниматься дошкольники одно из важнейших занятий, которые нам помогают развивать руку ребенка. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука шестилетки это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать. И в этом нам поможет рисование.
Что же такое графомоторные навыки? Графомоторика сложное слово, состоит из двух частей: графо... (от греческого grafo пишу) часть сложных слов, означающая: «относящийся к письму, почерку, начертанию»; моторика в данном случае, имеется ввиду тонкая моторика: это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков это развитие мелких мышц пальцев рук для обучения ребенка письму. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.
Развитие детской руки; мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений является основой развития таких важных процессов, как внимание, зрительная и двигательная память, пространственные представления, мышление, необходимых ребёнку в его дальнейшей «взрослой» жизни.
Среди всех видов деятельности ребёнок нередко отдаёт предпочтение рисованию. Его привлекает игра манипуляция с яркими художественными материалами, а также возможность наблюдать продукт своей деятельности, что приближает его к миру взрослых и повышает значительность продуктивной деятельности. Именно через изобразительную деятельность и происходит развитие, т. к. она является одной из форм познания окружающей действительности, способствуя накоплению факторов, сведений об окружающем мире, создаёт основы для формирования представлений и понятий, формирует определённый объём знаний, навыков, познавательный интерес.
Чтобы нарисовать предмет, ребёнок должен рассмотреть его, произвести анализ, разделив мысленно на части, соотнести с имеющимися эталонами по форме, цвету, фактуре, размеру, местоположению.
В процессе восприятия красоты природы, формируются эстетические чувства, происходит развитие эмоций. В процессе рисования совершенствуется зрительно двигательная координация, мелкая моторика, формируется ручная умелость.
Как мы уже говорили ранее, усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом.
В школе детям надо одновременно освоить графические и орфографические навыки. Это требует серьёзных усилий и напряжения. Рисование может значительно развить и подготовить руку к написанию букв и освоению каллиграфии. Рисование имеет много общего с письмом: в процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего школьника. Он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя.
В ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (при рисовании), знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием, регулирующие усилия руки при нажиме.
Конечно, есть и существенные различия. При рисовании лист бумаги используется свободно, гораздо шире, чем при письме, а написание букв, слов, цифр строго ограничено в пространстве (клетка, строка, линия). Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения полезно упражняться в штриховке.
При этом дети учатся накладывать штрихи, регулируя силу нажима на карандаш или фломастер. При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.
Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные и вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, ромб, прямоугольник и т.д.). Для дошкольников интересны декоративные рисунки.
Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины, пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем при освоении навыков письма. При рисовании орнаментов дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т.д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные).
Таким образом, в процессе рисования развиваются такие мысленные операции, как анализ, синтез, сравнение, ассоциативное связывание, систематизация. Мышление от наглядно действенного развивается в наглядно образное. Развитие произвольного воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи, памяти, внимания. Формируются нравственные качества поведения, развиваются навыки трудолюбия.
Этапы реализации:
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Большакова 1.С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М.:ТЦ Сфера, 2006.
2.Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб:изд.дом «Литера», 2006.
3. Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. СПб.: КАРО, 2005.
4. Богатеева 3. Подготовка руки ребенка письму на занятиях рисованием// дошкольное воспитание, 1987. №8. С. 49 53. 5. Мастрюк Г. Детская рука: (О развитии навыков письма)// Дошкольное воспитание, 1976. № 11. С. 7778. 6. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки// Начальная школа, 1996. № 8. С.1213. 7. Толбанова А. Пальцы помогают говорить// Дошкольное воспитание, 1988. №9. С.8182; 1989. № 10. С. 9495. 8. Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму// Дошкольное воспитание, 1996. №4.С.8084. 9. Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. 4.1. Псков, 1995. 10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород, 1995. 11. Матвеева Н.А. Развиваем пальчики играя.// Дошкольное воспитание, 2005.№3. С. 3538; №5. С. 4043; №6. С. 3841. 10. Иванова Е.В. «Ступеньки» развития ребенка.// Ребенок в детском саду, 2002.№3.С.1519. 12 .Алексеева Е.Н. Рука волшебница. Псков, 2005. 13.Ткачева М.В. Послушный карандаш. Послушный карандаш. М.: Дрофа, 2005. 14.Нищева Н.В. Тетради №№ 1 2 для средней и старшей логопедических групп детского сада. СПб.: «Детствопресс», 2005. 15.Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 5. Ге Да М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики и графические формируются в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...

Статья: «Развитие творческих способностей у детей посредством изобразительной деятельности».
Рисование – самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей и переживаний....

Развитие художественно- творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности
Развитие художественно- творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности...

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...

Развитие графомоторных навыков у детей с умственными нарушениями развития
Развитие графомоторных навыков важно для всестороннего развития ребенка. Занятия активизируют сенсорное развитие, моторику, пространственное восприятие, а также, положительно воздействует на формирова...
«Развитие графомоторных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством книжек-раскрасок в условиях инклюзивного образования».
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования.В специальной литературе отмечается, что процесс овладения графо- моторными навыками очень тяжелый и трудный, а для детей с нарушениями речи вдвойне сложн...

Приложение к методической разработке по развитию графических навыков : Перспективное планирование работы по развитию графомоторных навыков у детей 5-7 лет с ЗПР
Перспективное планирование работы по развитию графомоторных навыков у детей 5-7 лет с ЗПР...
