Консультация с элементами тренинга "Адаптация"
консультация (младшая группа)
Консультация с элементами тренинга "Адаптация"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация с элементами тренинга
для родителей "Адаптация"
Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.
Задачи:
- Познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ.
- Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками.
- Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.
- Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.
Планируемые результаты:
- Благоприятный адаптационный период детей раннего и дошкольного возраста.
- Создание благоприятной обстановки для детей в группе.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей в период адаптации.
- Установление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Слайд1
I.Начать свое выступление я хотела бы с Притчи «О воспитании»
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом:
- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Как вы думаете в чем суть? слайд 2
Я предлагаю вам выполнить интересное упражнение «Снежинка».
Цель: осознание своей индивидуальности.
Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию.
Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета.
Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна.
Теперь раскройте свой листочек, что у вас получилось? (СНЕЖИНКА)
Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? (НЕТ)
- А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, каждый индивидуален.
Слайд3
В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей ребенок по-разному привыкает к детскому саду. Сегодня мы с вами поговорим про адаптацию детей к детскому саду.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад является новым, еще не известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду?
Давайте все вместе порассуждаем, как вы думаете, какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду
Идет обсуждение, в конце которого педагог подводит итог.
Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:
• являющиеся единственными в семье;
• чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
• привыкшие к тому, что их капризам потакают;
• пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
• не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
• неуверенные в себе;
• страдающие ночными страхами;
• эмоционально неустойчивые;
• пережившие психологическую травму;
- Те, у кого нет опыта общения со сверстниками
- те, у кого нет опыта нахождения без мамы-с другим взрослым (бабушки, дедушки, тети, няни и т.п.)
-чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад
Учитывая вышесказанное, можно выделить три группы детей за характером приспособления к новым условиям жизни:
Первая группа – те, для кого процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Эти дети интересуются игрушками и деятельностью, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные. В семье общение родителей с ребенком доброжелательное, уважающее. Таких детей можно отдавать даже в самом раннем возрасте, они будут чувствовать себя комфортно слайд5
Вторая группа – дети, которые адаптируются медленнее и сложнее. Их поведение характеризуется нестабильностью, периоды заинтересованности игрою меняются периодами каприз, равнодушия. Им не хватает доверия в отношении к воспитателю, другим детям.слайд 6
Третья группа – дети, которые трудно приспосабливаются к новой среде. Как правило, они несамостоятельные, неконтактные, быстро утомляемые. Игровые способности не сформированы. Сон и аппетит у таких детей часто бывает плохой или совсем отсутствовать. Лучший возраст для отправки в ДС ребят такого типа – 4 года, так что если есть возможность не спешить с поступлением, лучше подождать.слайд 7
Инсценировка: “Ошибки при адаптации”. слайд8
Цель: создать условия для успешной адаптации родителей и детей к детскому саду.
Ситуация № 1 “Резкое погружение ребенка в среду детского сада”
У мамы Лены двое детей в возрасте 4-х и 2-х лет. Старший сын пошел в детский сад в 4 года. Ему все нравилось: в сад хотел и ходил, когда болел, выздоравливал быстро. А вот младший болел сильно и долго. Из-за этого мама не водила старшего ребенка долгое время в детский сад. Через какое то время снова начал с удовольствием посещать. Но однажды на прогулке он увидел рядом с детским садом родных : маму, папу и братика. В слезах подбежал к забору со словами, что ему не весело, что хочет уйти. С этого дня ситуация кардинально изменилась, категорически отказывается посещать. Никакие уговоры и объяснения не помогали: обещание сходить на выходных в парк, купить игрушку после садика, объяснения, что младший брат тоже скоро пойдет, что маме надо на работу, ругань и крик, ремень (редко, но бывает). Ничего не помогает.
В чем ошибка родных и как решить проблему?
Ошибка: очень часто мамы совершают большую ошибку, переставая водить старших детей в детский сад в связи с рождением ребенка и боязнью его заразить; стараться родным не показываться на глаза ребенку, пока он находится в детском саду. Решение проблемы: постараться понять чувства ребенка (его оставили одного с чужими людьми, а в это время вся семья за забором ходит, гуляет, они счастливы и без него, а он за «решёткой», где есть много правил и запретов.) Ребенок чувствует себя одиноким, ненужным, словно его бросили. В силу незрелости его мозга он физиологически не может понять, что с ним происходит, он просто скучает по-самым близким, поэтому плачет и не хочет ходить в детский сад. Взрослым надо понять, что ему не в саду плохо, а плохо без родных. Так как детский сад посещать надо, необходимо подобрать к нему такие слова, чтобы ребенку легче было понять ситуацию, что он нужен, что его любят, по нему скучают и обязательно заберут его.
Ситуация № 2 слайд 9“Нарушение принципа системности, последовательности плюс чрезмерная насыщенность развлечениями”
Мама и дочка Лиза уже посещают детский сад несколько дней. Мама вовремя забирала девочку, даже раньше. Девочка плакала при прощании, а потом успокаивалась. Кушала мало.
Однажды утром воспитателю позвонила мама, сказала, что они не придут в детский сад. Но завтра придут обязательно.
Воспитатель предупреждает, что бы ни затягивали: адаптация – серьезный процесс, который нельзя нарушать.
В течение этих дней мама и дочка катались на каруселях, ходили в цирк, катались на велосипеде, гуляли.
Через пару дней воспитатель снова получает звонок от мамы девочки: мама говорит, что Лиза что-то не хочет идти в детский сад. Мы завтра придем.
На следующий день Лиза устроила маме истерику, как только они подошли к садику. Она взяла ее на руки и привела в раздевалку. Лиза очень сильно плакала, мама уговаривала ее как могла.
Мама успокаивает девочку, обещает, что завтра будет выходной, и они пойдут в кукольный театр.
Лиза долго не могла успокоиться, с детьми играть не хотела и почти ни чего не ела.
Какую ошибку совершила мама?
ОШИБКА: Сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять». Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве + Стремление развлечь ребенка в трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
Типичные ошибки родителей
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
- Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
- Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Есть лайфхаки, помогающие ребёнку пережить расставание с мамой утром и целый день в саду: слайд10
1. Принести подарок вечером
Самый простой: цветочек, шишку, листочек. Знак того, что вы думали о нём в течение дня, что ребёнок не исчез из вашей головы, как только вы простились.
2. Ритуал прощания
Крепкое объятие. Поцелуй в носик и ушки. Три хлопка в ладоши. Что-то, что будет переходом в сад.
3. Поцелуй в ладошке
Здесь поможет одноимённая книга Одри Пенн. Поцелуйте ребёнка в ладошку, разложите по карманам объятия, чтобы в течение дня ребёнок мог почувствовать ваше тепло, вернуться к этому ритуалу, вспомнить, что мама любит, не забывает, обязательно вернётся.
4. Смещение акцента
Расскажите, что ждёт ребёнка в саду. Как легко и быстро пролетит день. Какие его ждут игры, занятия, игрушки, друзья. Обговорите, как можно справиться с возникающими сложными моментами. Дайте совет, окажите поддержку. И всеми силами показывайте, что верите в малыша, он справится. А вечером вы всей семьёй соберётесь вместе и будете ужинать, пить чай, болтать, делать что-то, сплачивающее вас.
Как ни странно, самое важное во всём этом – тёплый, эмоциональный контакт с ребёнком в любой ситуации: утром, перед садом, после, в выходные, когда он шалит и когда ведёт себя хорошо. Если ребёнок знает, что его принимают, что он может на вас положиться, что вы всегда придёте на помощь, ему есть на кого опереться, он гораздо смелее и решительнее сможет идти в мир, начинать жить самостоятельно.
Можно попробовать совместить налаживание надёжной привязанности (более подробно о ней можно читать или слушать у Петрановской) и хождение в сад сначала по полдня, пока не привыкнет, не окрепнет, не почувствует, что мама остаётся рядом, никто ребёнка не выгоняет и не отвергает. Главное здесь – почувствовать сердцем, что происходит с сыном. И откликнуться на это. Это не значит делать всё по его указке, это значит оставаться рядом, когда плохо, понимать, заботиться, озвучивать чувства, помогать пережить расставание и раз за разом уверять «я тебя люблю, я буду думать о тебе, скучать и обязательно вернусь, а ты расскажешь мне, как прошёл твой день, обязательно запомни всё хорошее и плохое, мне всё-всё про тебя интересно, ты – самый важный человек в моей жизни, мне тебя никто не заменит».
Рефлексия слайд11
Цель: узнать о внутреннем состоянии, самоанализ.
- А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним рефлексию, т. е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу нашей с вами беседы.
Прошу каждого, взять смайлик определенного цвета:
Если вы сегодня узнали что-то новое ,полезное и почерпнули это для себя-возьмите желтый смайлик.
Если у вас остались вопросы-красный.
Спасибо за ваше внимание и до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация с элементами тренинга для родителей "Гениальность на кончиках пальцев"
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами, чем больше мастерства ...

КОНСУЛЬТАЦИЯМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАКТИКИ «Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»
«Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»...

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника" (консультация с элементами тренинга)
Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра игрушка в жизни ребенка" (консультация с элементами тренинга)...

Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"
Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"...

Консультация с элементами практикума "Организация и проведение режимных моментов с детьми дошкольного возраста"
Изложенный в консультации материал поможет начинающим воспитателям правильно организовать и провести режимные моменты. Представлен материал для речевого сопровождения (стихи, потешки, песенки)....

Консультация с элементами практикума «Эстетика оформления детского участка на летний период»
Наступило долгожданное лето. Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.Организация деятельности наших детей в летний период имеет...

Консультация с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»
Консультация с элементами тренинга для педагогов ДОУ...
- Мне нравится (1)
