Статья "Фольклор в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
статья
Статья посвящена значению фольклора в воспитании детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
"Фольклор в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
И.Г.Кожевникова, Г.В.Лоцманова
МБДОУ «Детский сад №27 «Путене» Моргаушского муниципального округа, galka.lotsmanova@yandex.ru
Аннотация: статья посвящена значению фольклора в воспитании детей дошкольного возраста. Фольклор является не только важной частью народной культуры, но и важным элементом формирования личности ребенка. Его использование способствует нравственному, интеллектуальному и патриотическому развитию детей. Автор рассматривает влияние различных жанров фольклора (сказки, песни, пословицы, игры) на развитие таких качеств, как доброта, честность, трудолюбие, уважение к традициям и Родине. В статье приводятся конкретные примеры фольклорных произведений, иллюстрирующие их воспитательный потенциал, а также описываются эффективные методики работы с фольклором в дошкольных учреждениях. Подчеркивается, что интеграция фольклора в образовательный процесс способствует гармоничному развитию личности ребенка и формированию у него ценностей, важных для становления активного и ответственного гражданина.
Дошкольный возраст – это уникальный и ответственный период в жизни каждого человека. На данном этапе формируются основы его личности, общения и восприятия окружающего мира. В этом возрасте ребенок начинает активно познавать окружающую действительность, осваивать социальные навыки, строить первые взаимодействия с другими людьми и затрагивать моральные аспекты жизни. Именно в дошкольный период закладываются фундаментальные ценности и ориентиры, которые будут определять поведение и отношения человека на протяжении всей жизни.
Фольклор – сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи [12, с. 14]
Он [фольклор] представлен широкой палитрой жанров – сказки, поговорки, пословицы, былины, загадки, игры и хороводы [10]. Каждый из этих жанров имеет воспитательное, образовательное и развивающее значение.
Фольклор, являясь неотъемлемой частью культурного наследия, занимает особое место в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста. Он выступает как своеобразное связующее звено между глубокими культурными традициями и современными жизненными условиями [9]. Через фольклор дети не только знакомятся с представлениями о жизни, о нравственности, но и развивают свои способности. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: способствует возникновению положительных эмоций, улучшает координацию движений, стимулирует речевое развитие, помогает детям справляться с тревогой и страхами.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста – это многогранный процесс, направленный на формирование у детей качеств, таких как доброта, честность, справедливость, уважение к окружающим, трудолюбие и ответственность. В этом процессе фольклорные произведения, особенно сказки, играют ключевую роль.
Сказки всегда содержат четкое противопоставление добра и зла, где добро неизменно одерживает победу. В них часто встречаются ситуации, где герои сталкиваются с моральными дилеммами, что побуждает детей задумываться о правильных и неправильных поступках. Сказка «Колобок» учит осторожности осмотрительности, «Репка» демонстрирует важность коллективного труда, а чувашская народная сказка «Тиле тус» воспитывает видеть красоту чувашской национальной одежды, быть гостеприимным, внимательным.
Фольклор – одно из доступных средств формирования у детей патриотических чувств [2]. Произведения, такие как «Каша из топора» или «Илья Муромец и Соловей-разбойник», знакомят детей с народными героями, воспитывают уважение к истории и традициям своей страны. Песни, нежные колыбельные или колядки, помогают почувствовать себя частью чего-то большего – объединяют поколения, создают атмосферу тепла, уюта, приносят воспоминания о значимых моментах жизни [3]. В колыбельной чувашского народа «Сапка юрри», родители выражают глубокую любовь к своему ребенку. А народные игры: «Гуси-лебеди», «Каравай», «Ылтан хапхалла», не только развивают физическую активность, но и учат детей работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, соблюдать установленные правила.
Виды фольклора и их воспитательный потенциал
№п/п | Вид фольклора | Пример фольклора | Чему учит фольклор |
Сказки | «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Тамана» | Учат детей отличать добро от зла. Показывает важность таких качеств, как смелость, честность, трудолюбие и взаимопомощь | |
Песни и потешки | «Ладушки», «Сорока-ворона», «Ыйхаран варани» | Помогают детям познавать мир через ритм, мелодию и слово. Они развивают чувство языка, обогащают словарный запас и приобщают к культурным традициям [4] | |
Пословицы и поговорки | «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Семеро одного не ждут», «Усалтан тар, ыра патне пыр» | Пословицы и поговорки учат народной мудрости и опыту. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации, иногда подсказка или прямое указание на правильное решение | |
Загадки | «Зимой и летом одним цветом», «Ползун ползет, иглы везет», «Шик-шик шикленет,ката кутне кукленет» | Развивают логическое мышление, воображение, наблюдательность. Загадки учат детей видеть необычное в обычном, развивают любознательность | |
Народные игры | «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Каравай», «Атьар ваййа тухар-и» | Способствуют физическому развитию, учат детей взаимодействовать в коллективе, соблюдать правила и уважать традиции | |
Легенды и былины | «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко», «Вуткайак» | Знакомят детей с героическим прошлым своего народа, воспитывают гордость за предков и их подвиги |
Фольклор - эффективное средство воспитания, но важно грамотно использовать его в работе с детьми. Для этого необходимы методы, которые помогут раскрыть воспитательный потенциал. Вот несколько методов [8]:
- Чтение и обсуждение. После чтения сказки, былин или других фольклорных произведений важно обсудить с детьми о действиях героев, их мотивах и последствиях. Это позволяет детям глубже осознать нравственные уроки [7], заложенные в произведении, и научиться анализировать поведение людей в различных ситуациях.
- Театрализация. Инсценировка фольклорных произведений позволяет детям «прожить» сюжет, почувствовать себя в роли героя и лучше понять его характер и эмоции. Театральные постановки развивают воображение, творческие способности и умение работать в команде.
- Творческие задания. Рисование, лепка, создание аппликаций на основе фольклорных сюжетов, помогают детям выразить свои чувства, закрепить образы в памяти, а также развить художественные навыки.
- Праздники и развлечения. Проведение народных праздников, таких как Масленица, Пасха, Рождество, знакомит детей с традициями и обычаями, способствуя их приобщению к культуре [6].
Фольклор является не только ценным источником знаний и традиций, но и важным инструментом для нравственно-патриотического воспитания дошкольников [11]. Он формированию любви к Родине и уважения к традициям своего народа [5]. Через сказки, песни, пословицы, игры и другие формы народного творчества дети постигают добро, справедливость и трудолюбие.
Использование фольклора в работе с дошкольниками делает процесс воспитания более увлекательным и эмоционально насыщенным, что способствует гармоничному развитию личности ребенка. Обогащая занятия фольклором, мы не только развиваем творческие и интеллектуальные способности детей, но и формируем их мировоззрение, опирающееся на нравственные и патриотические [1] ценности.
Фольклор не только обогащает образовательный опыт, но и делает важный вклад в воспитание ответственных и патриотично настроенных граждан, готовых с гордостью продолжать наследие своего народа.
Список литературы:
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005 – 256 с.
- Баранова, И. В. Роль фольклора в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. — Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т, 2019. — 120 с.
- Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
- Егорова, Н. А. Традиции русского фольклора в дошкольном воспитании: методические рекомендации. — Санкт-Петербург: КОП, 2018. — 102 с.
- Жордочкина И.В. Педагогические условия воспитания старших дошкольников любви к Родине // Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы VI научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Минск, 16 апреля 2010 г. / БГПУ им. М. Танка; под ред. Д. Н. Дубининой [и др.]. - Мн., 2010. - С.69-70.
- Князева О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Козлова С.А. «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром». – М., «Педагогика», 1998.
- Крылова, Т. В. Методы работы с фольклором в организации воспитательного процесса // Современные подходы к воспитанию детей. – Екатеринбург: Уралгосиздат, 2017. – С. 45-52.
- Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры», - М., «Воспитание человека», 2005.
- Махалова И.В., Николаева Е.И. «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа», - Чебоксары, 2003.
- Семёнова, Е.И. Фольклор и его влияние на нравственное воспитание детей / Е. И. Семёнова // Вопросы педагогики. — 2020. — № 4. — С. 35-41.
- Силуянова, И.Г. Патриотизм и традиции в воспитании детей детских садов // Воспитание и обучение детей. — 2021. — № 2. — С. 75-80.
- Тронь К.М. Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников / К.М. Тронь // Вестник науки и образования. – 2015. - №3. – 14 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе
Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...
