Статья "Фольклор в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
статья

Статья посвящена значению фольклора в воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_folklor.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

"Фольклор в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

И.Г.Кожевникова, Г.В.Лоцманова

МБДОУ «Детский сад №27 «Путене» Моргаушского муниципального округа, galka.lotsmanova@yandex.ru

Аннотация: статья посвящена значению фольклора в воспитании детей дошкольного возраста. Фольклор является не только важной частью народной культуры, но и важным элементом формирования личности ребенка. Его использование способствует нравственному, интеллектуальному и патриотическому развитию детей. Автор рассматривает влияние различных жанров фольклора (сказки, песни, пословицы, игры) на развитие таких качеств, как доброта, честность, трудолюбие, уважение к традициям и Родине. В статье приводятся конкретные примеры фольклорных произведений, иллюстрирующие их воспитательный потенциал, а также описываются эффективные методики работы с фольклором в дошкольных учреждениях. Подчеркивается, что интеграция фольклора в образовательный процесс способствует гармоничному развитию личности ребенка и формированию у него ценностей, важных для становления активного и ответственного гражданина.

Дошкольный возраст – это уникальный и ответственный период в жизни каждого человека. На данном этапе формируются основы его личности, общения и восприятия окружающего мира. В этом возрасте ребенок начинает активно познавать окружающую действительность, осваивать социальные навыки, строить первые взаимодействия с другими людьми и затрагивать моральные аспекты жизни. Именно в дошкольный период закладываются фундаментальные ценности и ориентиры, которые будут определять поведение и отношения человека на протяжении всей жизни.

Фольклор – сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи [12, с. 14]

Он [фольклор] представлен широкой палитрой жанров – сказки, поговорки, пословицы, былины, загадки, игры и хороводы [10]. Каждый из этих жанров имеет воспитательное, образовательное и развивающее значение.

Фольклор, являясь неотъемлемой частью культурного наследия, занимает особое место в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста. Он выступает как своеобразное связующее звено между глубокими культурными традициями и современными жизненными условиями [9]. Через фольклор дети не только знакомятся с представлениями о жизни, о нравственности, но и развивают свои способности. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: способствует возникновению положительных эмоций, улучшает координацию движений, стимулирует речевое развитие, помогает детям справляться с тревогой и страхами.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста – это многогранный процесс, направленный на формирование у детей качеств, таких как доброта, честность, справедливость, уважение к окружающим, трудолюбие и ответственность. В этом процессе фольклорные произведения, особенно сказки, играют ключевую роль.

Сказки всегда содержат четкое противопоставление добра и зла, где добро неизменно одерживает победу. В них часто встречаются ситуации, где герои сталкиваются с моральными дилеммами, что побуждает детей задумываться о правильных и неправильных поступках. Сказка «Колобок» учит осторожности осмотрительности,  «Репка» демонстрирует важность коллективного труда, а чувашская народная сказка «Тиле тус» воспитывает видеть красоту чувашской национальной одежды, быть гостеприимным, внимательным.

Фольклор – одно из доступных средств формирования у детей патриотических чувств [2]. Произведения, такие как «Каша из топора» или «Илья Муромец и Соловей-разбойник», знакомят детей с народными героями, воспитывают уважение к истории и традициям своей страны. Песни, нежные колыбельные или колядки, помогают почувствовать себя частью чего-то большего – объединяют поколения, создают атмосферу тепла, уюта, приносят воспоминания о значимых моментах жизни [3]. В колыбельной  чувашского народа  «Сапка юрри», родители выражают глубокую любовь к своему ребенку. А народные игры: «Гуси-лебеди», «Каравай», «Ылтан хапхалла», не только развивают физическую активность, но и учат детей работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, соблюдать установленные правила.

Виды фольклора и их воспитательный потенциал

№п/п

Вид фольклора

Пример фольклора

Чему учит фольклор

Сказки

«Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Тамана»

Учат детей отличать добро от зла. Показывает важность таких качеств, как смелость, честность, трудолюбие и взаимопомощь

Песни и потешки

«Ладушки», «Сорока-ворона», «Ыйхаран варани»

Помогают детям познавать мир через ритм, мелодию и слово. Они развивают чувство языка, обогащают словарный запас и приобщают к культурным традициям [4]

Пословицы и поговорки

«Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Семеро одного не ждут», «Усалтан тар, ыра патне пыр»

Пословицы и поговорки учат народной мудрости и опыту. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации, иногда подсказка или прямое указание на правильное решение

Загадки

«Зимой и летом одним цветом», «Ползун ползет, иглы везет», «Шик-шик шикленет,ката кутне кукленет»

Развивают логическое мышление, воображение, наблюдательность. Загадки учат детей видеть необычное в обычном, развивают любознательность

Народные игры

«Ручеек», «Гори, гори ясно», «Каравай», «Атьар ваййа тухар-и»

Способствуют физическому развитию, учат детей взаимодействовать в коллективе, соблюдать правила и уважать традиции

Легенды и былины

«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко», «Вуткайак»

Знакомят детей с героическим прошлым своего народа, воспитывают гордость за предков и их подвиги

Фольклор - эффективное средство воспитания, но важно грамотно использовать его в работе с детьми. Для этого необходимы методы, которые помогут раскрыть воспитательный потенциал. Вот несколько методов [8]:

  1. Чтение и обсуждение. После чтения сказки, былин или других фольклорных произведений важно обсудить с детьми о действиях героев, их мотивах и последствиях. Это позволяет детям глубже осознать нравственные уроки [7], заложенные в произведении, и научиться анализировать поведение людей в различных ситуациях.
  2. Театрализация. Инсценировка фольклорных произведений позволяет детям «прожить» сюжет, почувствовать себя в роли героя и лучше понять его характер и эмоции. Театральные постановки развивают воображение, творческие способности и умение работать в команде.
  3. Творческие задания. Рисование, лепка, создание аппликаций на основе фольклорных сюжетов, помогают детям выразить свои чувства, закрепить образы в памяти, а также развить художественные навыки.
  4. Праздники и развлечения. Проведение народных праздников, таких как Масленица, Пасха, Рождество, знакомит детей с традициями и обычаями, способствуя их приобщению к культуре [6].

Фольклор является не только ценным источником знаний и традиций, но и важным инструментом для нравственно-патриотического воспитания дошкольников [11]. Он формированию любви к Родине и уважения к традициям своего народа [5]. Через сказки, песни, пословицы, игры и другие формы народного творчества дети постигают добро, справедливость и трудолюбие.

Использование фольклора в работе с дошкольниками делает процесс воспитания более увлекательным и эмоционально насыщенным, что способствует гармоничному развитию личности ребенка. Обогащая занятия фольклором, мы не только развиваем творческие и интеллектуальные способности детей, но и формируем их мировоззрение, опирающееся на нравственные и патриотические [1] ценности.

Фольклор не только обогащает образовательный опыт, но и делает важный вклад в воспитание ответственных и патриотично настроенных граждан, готовых с гордостью продолжать наследие своего народа.

Список литературы:

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005 – 256 с.
  2. Баранова, И. В. Роль фольклора в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. — Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т, 2019. — 120 с.
  3. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
  4. Егорова, Н. А. Традиции русского фольклора в дошкольном воспитании: методические рекомендации. — Санкт-Петербург: КОП, 2018. — 102 с.
  5. Жордочкина И.В. Педагогические условия воспитания старших дошкольников любви к Родине // Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы VI научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Минск, 16 апреля 2010 г. / БГПУ им. М. Танка; под ред. Д. Н. Дубининой [и др.]. - Мн., 2010. - С.69-70.
  6. Князева О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  7. Козлова С.А. «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром». – М., «Педагогика», 1998.
  8. Крылова, Т. В. Методы работы с фольклором в организации воспитательного процесса // Современные подходы к воспитанию детей. – Екатеринбург: Уралгосиздат, 2017. – С. 45-52.
  9. Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры», - М., «Воспитание человека», 2005.
  10. Махалова И.В., Николаева Е.И. «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа», - Чебоксары, 2003.
  11. Семёнова, Е.И. Фольклор и его влияние на нравственное воспитание детей / Е. И. Семёнова // Вопросы педагогики. — 2020. — № 4. — С. 35-41.
  12. Силуянова, И.Г. Патриотизм и традиции в воспитании детей детских садов // Воспитание и обучение детей. — 2021. — № 2. — С. 75-80.
  13. Тронь К.М. Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников / К.М. Тронь // Вестник науки и образования. – 2015. - №3. – 14 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...