Статья к здоровью - через экологию!
статья
Статья к здоровью - через экологию!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Территория вокруг – здоровью друг.
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
- К здоровью – через экологию!-
2021 год объявлен Годом Здоровья в РС (Я) и Годом Здорового образа жизни в Алданском районе. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является сохранение здоровья. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребностей к здоровому образу жизни являются актуальными задачами, стоящими перед обществом, в частности, перед нами, педагогами-"дошкольниками".
Так как именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности; закладываются основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности; формирование здорового образа жизни. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. И поэтому нам, педагогам (и конечно же, родителям) следует повернуться лицом к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, потому что, только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Сложившаяся неблагополучная ситуация подтолкнула к определению следующих проблем: сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, воспитания гуманной, социально - активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающей мир. Для решения этой проблемы, используем комплексную программу Васильевой М. А. "Воспитание и обучение в детском саду", парциальные программы Н. А. Рыжова "Наш дом-природа", С. Н. Николаева "Юный эколог" направленные на всестороннее развитие ребёнка в процессе его экологического воспитания, формирование основ экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, выработке основ здорового образа жизни.
Для достижения цели определили следующие задачи:
-Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности;
-Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
-Воспитание у детей потребности в здоровье, элементарном представлении о ЗОЖ
Успешной реализации задач экологического образования способствует экологизация развивающей среды детского сада с точки зрения создания условий для познавательного, эколого-эстетического развития и оздоровления ребёнка. Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой. В каждой возрастной группе организованы центры природы. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. Кроме постоянных растений находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. В мине-огороде выращиваем и рассаду овощных культур, которые с наступлением весны высаживаются в теплицу. В течение лета воспитанники под руководством педагога ведут наблюдение и уход за растениями. В конце осени с детьми собираем неплохой урожай с нашего приусадебного участка.
Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада. На участке МБДОУ «Дюймовочка» растут разнообразные породы лиственных и хвойных деревьев, так как зеленый щит создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике. На территории детского сада есть теплица, где выращиваются такие овощные культуры как: помидоры, огурцы, кабачки. Огород с картофелем, ягоды клубника, смородина, разбиты цветники. Очень красиво смотрится альпинарий, альпийская горка с множеством красок разных цветов. Все эти объекты направлены для наблюдения за ростом растений. Сказочная поляна гномов, где выращивается множество разновидностей цветов.
Огород традиционен для дошкольного учреждения, так как он выполняет функцию в экологическом воспитании детей. Дети не только наблюдают за ростом растений, но и принимают участие в посадке и уходе за ними.
На территории детского сада создана экологическая тропа. Это экологическая зона позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.
На всей территории детского сада расположены цветники, благодаря этому участок смотрится, как цветущий сад. Цветники расположены по всему периметру детского сада: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны). На каждом групповом участке есть клумбы, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние, растения барометры, имеется фитогрядка с лекарственными растениями.
На участке детского сада есть уникальное место - уголок нетронутой природы, здесь произрастают деревья, кустарники, травы. В этом уголке участка складываться естественный биоценоз, здесь произрастают те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. В 2015 году коллектив нашего детского сада принял участие в акции «Посади дерево», где были высажены хвойные деревья: ели, кедр, стланик. Сейчас наши деревья подросли и радуют нас. Каждый год выпускники детского сада высаживают деревья на аллее выпускников. Так у нас появились новые виды деревьев и кустарников: сирень, молодые березы, ели.
В 2017 года у памятника Победы в городе Алдан, в рамках совместного с Администрацией города эколого-патриотического проекта «Нет в России семьи такой, где б не памятен был тот герой», прошла акция юных экологов МБДОУ «ЦРР – д/с «Дюймовочка». Согласно целям и задачам этого проекта, «эколята» взяли шефство над озеленением города клумбами у памятника Победы. Ребята под руководством взрослых, выращивают рассаду цветов, весной высаживают её в клумбы и ухаживают, тем самым отдавая свой вклад и дань памяти героям – алданцам, отдавших жизнь за Победу 1941-1945года. В 2020 на площади Победы нами были досажены кусты сирени, которые, надеемся, прижились, и в этом году будут радовать не только нас, но и наших горожан.
С 2007 года ежегодно наш сад принимает активное участие в городской сельскохозяйственной ярмарке. И не раз становились победителями этого яркого мероприятия.
2007 год участие в районной сельскохозяйственной выставке-ярмарке «Урожай 2007». Заняли 2 место в номинации «Пришкольный участок».
2008 год участие в районном конкурсе на лучший летний участок получили 2 место в номинации «За лучший тип экологического двора среди трудовых коллективов».
2009 год участие в ежегодной городской сельскохозяйственной выставке-ярмарке «Урожай 2008». заняли 1 место в городском смотре-конкурсе «Лучший пришкольный участок».
2010 год участие в районом смотре – конкурсе «Территория образовательных учреждений» - 1 место среди образовательных учреждений.
2011 год участие в районном конкурсе на лучшее озеленение и благоустройство территорий образовательных учреждений стали Победителями в номинации «Творческий подход к оформлению территории ДОУ»
2014 за участие в конкурсе «Экология начинается со двора» стали победителями районного конкурса «Экология начинается со двора» в номинации «Трудовые коллективы» VIII Республиканской экологической акции «Природа и мы»
2016 приняли участие в конкурсе «Лучшая площадка и явились Победителями конкурса «Лучшая площадка детского сада», посвященного Году благоустройства.
2016 году получили Грамоту за конкурс конкурс «Экология начинается со двора» в номинации лучший двор образовательного учреждения
2017 году участвовали в районном конкурсе «Сказочная страна» посвященному благоустройству территории ДОУ
2017 год стали победителями Городской сельскохозяйственной ярмарки
« Лучшая территория ДОУ»
В нашем детском саду мы постарались создать здоровьесберегающую среду не только в группах, но и на участке детского сада. Наш участок один из самых лучших в городе в плане разновидности пород деревьев и кустарников
Мы вместе с родителями, которые, кстати, активно включаются в данный процесс, разработали проект участка, где разделили все пространство на зоны, благодаря чему он стал более функциональным. Зонирование увеличило двигательную активность детей, позволило выбирать игры по интересам, снизить конфликты между детьми. А так же совместный труд родителей, детей и педагогов превратил обычную группу детского сада в большую дружную семью.
На данный момент у нас существуют следующие зоны: Зона для активных спортивных игр. Зона сюжетно-ролевых игр. Зона творчества. Зона для игр с водой и песком и эксперементирования. «Зеленая зона» , Дорожка здоровья. Метеостанция. Огород. Цветники.
На нашем участке очень удобно проводить динамические часы, утреннюю гимнастику, подвижные и спортивные игры, физкультурные праздники и развлечения.
Физические нагрузки необходимы ребенку, они способствуют формированию всех органов и систем, созданию трех резервов организма: быстроты, ловкости, выносливости, которые определяют меру крепости здоровья.
В своей работе с детьми и родителями делаем акцент на прикладном значении физической культуры. В этом нам помогает труд и трудовые поручения на огороде, в саду и цветнике, которые находятся на нашем участке.
Итак, уже вместе с родителями мы формируем у детей потребность в здоровом образе жизни. Наш девиз «Ни дня без движения».
Прекрасно то, что не мы, не родители уже не можем остановиться на достигнутом, и строим новые планы в этом направлении. Радостно, что простое зонирование участка детского сада включило детей и родителей в увлекательный мир здоровья, игр, отличного настроения и толерантности.
А у истоков работы по экологическому образованию и воспитанию детей, педагогов и родителей стояла и до сих пор является идейным вдохновителем и непосредственным участником наш руководитель – заведующая Кулаженко Н.В.
Забота о здоровье ребенка стала занимать приоритетные позиции во всем мире и это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармоничные, активные, а главное здоровые.
Сегодня важно и у современных родителей поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя. Так и своего ребенка.
Нам кажется, что мы успешно это делаем.
Любовь к природе начинается со знания о ней, и мы надеемся, что воспитывая у дошкольников гуманное отношение ко всему живому и неживому, мы поможем сохранить нашу планету и вырастить здоровое, любящее природу поколение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Укрепление здоровья дошкольника через подвижную игру" (в рамках проекта "Дворовые игры")
Здоровьесбережение и здоровьеукрепление – приоритетные задачи в дошкольном возрасте....

Статья для родителей "Здоровье через спорт"
Спорт - неотъемлемая часть жизни здорового человека, который заботится о своем будущем. И чтобы беречь здоровье смолоду, любовь к спорту нужно прививать с самого детства, начиная с дошкольного в...

Статья «Формирования у детей представлений о безопасности жизни и здоровья, через знакомство их с правилами поведения в доме (в быту)».
Статья знакомит педагогов с моим опытом работы по формированию у детей представлений о безопасном поведении в доме. В статье раскрываются и предлагаются к использованию нетрадиционные формы работы, ко...
Статья для родителей дошкольников «К здоровью через движение».
Статья для родителей дошкольников «К здоровью через движение».В семье чрезвычайно важную роль играют просвещения детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как и в...

Статья на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за своё здоровье через организацию проведения занятий по физической культуре»
Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо хорошо знать свой организм, свои ф...

Статья на тему: «Воспитание у детей дошкольного возраста чувства ответственности за своё здоровье через организацию проведения занятий по физической культуре»
Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, надо хорошо знать свой организм, свои ф...

