«Формирование читательского интереса в совместной работе с семьей»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Мария Вадимовна Шумилова

 

Аннотация: Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В данной работе раскрываются особенности восприятия у дошкольников интереса к книге. Именно чтение оказывает большое влияние на формирование личности, способствует умственному и духовному развитию ребенка.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._razvitie_chitatelskogo_interesa.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование читательского интереса в совместной работе с семьей»

Автор: Шумилова Мария Вадимовна

«Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя».

С. Я. Маршак.

Аннотация: Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В данной работе раскрываются особенности восприятия у дошкольников интереса к книге. Именно чтение оказывает большое влияние на формирование личности, способствует умственному и духовному развитию ребенка.                

        Интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных  ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми. Согласно ФГОС ДО, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, принимать во внимание социальный статус, родительские требования и уровень заинтересованности родителей деятельность ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. [1, с.2]        Но проблема сохранения интереса к чтению сейчас актуальна, как никогда. Президент РФ В.В. Путин выразил тревогу по поводу падения в России интереса к книге среди молодежи, о чем свидетельствует падение уровня общей культуры. "Главная и, я уверен, общая тревога - это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди молодежи. Наша страна, некогда самая читающая в мире, уже не может претендовать на это почетное звание. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь девять минут в сутки", - сказал Путин на Российском литературном собрании. Люди перестают читать все чаще и чаще, заменяя чтение просмотрами фильмов, и пользованием социальными сетями. [6].        Воспитание читательского интереса – очень важная составляющая развития личности, оказывающая влияние на восприятие человеком мира, а значит на его жизнь в целом и на то, что он привнесет  в этот ми, что передаст следующим поколениям. Таким образом, нами было проведено анкетирование родителей и составлен перспективный план по работе с родителями и детьми                                            

        При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями следует  учитывать следующие принципы:

1. Открытость детского сада для семьи, то есть от родителей не скрывают условия развития и пребывания в ДОУ их ребенка;

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

3. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

        Эффективным методом взаимодействия родителей с сотрудниками детского сада по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг может стать система социального партнерства.

        Л.М. Гурович и О.В. Акулова выделяют следующие методы литературного развития детей старшего дошкольного возраста:

- чтение взрослого по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

- рассказывание педагога, допускающее относительно свободную передачу текста с возможной заменой слов, их перестановкой, включением пояснений;

- прослушивание записей и просмотр видеоматериалов

- беседа после чтения

- беседы о книгах, в процессе которых воспитатель может познакомить детей с историей создания книги

- проектная деятельность

- тематические выставки в книжном уголке, способствующие более полному ознакомлению с творчеством писателей или поэтов. [2, с. 192].

        Так же для эффективного решения задачи приобщения дошкольников к чтению (восприятию) книг можно заключить договор с детской библиотекой, разработать совместный план еженедельных тематических встреч для детей и родителей (в выходные и будние дни). [5].

        Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные методы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми.

Для того, чтобы выявить отношение родителей и детей к книге в целом, мы провели данную диагностику

        В данной работе мы использовали такой метод исследования как – анкетирование.  Цель исследования: Проанализировать информацию об отношение детей и родителей к чтению и книге в целом. В анкетирование участвовало 10 родителей детей старшего дошкольного возраста

1. Есть ли у вас дома детская библиотека?

Вывод: У 100% семей дома имеется детская библиотека, хоть и маленькая. Но не все пользуются ей в полной мере.

2. В вашей детской библиотеке преобладают?

Вывод: У 50% семей в домашней библиотеке преобладают – сказки, что являются самыми популярными книгами среди детей. У 30% - это сборники, в которых имеются и сказки, и стихи, и рассказы. У 10% семей – дети увлечены познавательными книгами.

3. Чем вы руководствуетесь при покупке литературы ребенку?

Вывод: 70% семей приобретают книги случайно, что понравится. 20% семей отбирают по иллюстрациям, и лишь 10% семей учитывают возраст и содержание книги.

4. Как часто вы читаете ребенку книги?

Вывод: 40% семей читают книги детям всегда. И остальные 60%, к сожалению, не читают и не проявляют инициативу для прочтения той или иной книги.

5. Обсуждаете ли вы содержание прочитанного с ребенком?

Вывод: В основном почти 80% семей обсуждают с детьми содержание прочитанного, но остальные 20%, не считают это нужным.

6. Рассказывает ли вам ребенок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду?

Вывод: Здесь 100% семей ответили, что их ребенок всегда рассказывает о том, что им сегодня читали в детском саду.

        На основании проведенного анкетирования было выявлено, что все опрошенные семьи имеют дома детскую библиотеку, но не знают ее содержания и ее применения, и действительно, если создать правильный комплекс мероприятий для работы с родителями, то интерес к чтению у детей будет возникать чаще и родители будут ответственней относится к выбору книг, и с каждым разом будут пополнять свою детскую библиотеку.

        Поэтому необходимо наметить пути работы, по формированию читательского интереса, с родителями. Для этого нами разработан комплекс мероприятий для детей и родителей, который поможет повысить интерес детей к читательскому интересу. В этот комплекс входят наиболее интересный мероприятия, посвященные детской литературе. Например, можно устраивать дни чтения ко дню рождения известных авторов детской литературы, тем самым сближать ребенка не только с литературой, но и так же с авторами различных произведений. Так же можно устраивать литературные развлечения и краткосрочные проекты, в которых дети будут погружаться в мир литературы. Например, краткосрочный проект «Книга своими руками».  В этом проекте родители и дети должны создать свою книгу, своими руками и  это будет сплоченная работа родителей и детей, которая поможет им вместе формировать интерес к книге. И самое главное – это привлечь родителей в эти мероприятия, чтобы ребенок видел, что родителю это тоже интересно, и тем самым ребенок будет видеть достойный пример. Таким образом, мы думаем, что с помощью этих совместных мероприятий интерес к чтению будет расти.

Мы, в ходе диагностики подобрали следующие рекомендации:

1. Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, несравнимое ни с чем. При этом самым эффективным будет ваш личный пример. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым.

2. Даже когда ребёнок научится читать, не прекращайте читать ему вслух как можно дольше. Выразительное чтение взрослых поможет связать слова с образами, возникающими в его воображении.

3. В 5-7 лет читайте «с продолжением», прерывая чтение на интересном месте. Это заинтригует ребёнка, вызовет у него желание узнать, что будет дальше.

4. Прочитав книгу, не «забывайте» о ней. Пусть она станет предметом обсуждения, спора, обмена впечатлениями.

5. Читайте книги с хорошими иллюстрациями.

6. Покупайте развивающие книги и детские энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией.

7. Воспитывайте бережное отношение к книге.

8. Можно «оживить» персонажей сказок и рассказов, вылепив их из пластилина или склеив из бумаги и устроить домашний театр.

10. Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет.

11. Можно завести традицию семейного чтения – 2-3 раза в неделю, по вечерам, устраивать час чтения.

        В ходе данного исследования был сделан вывод, что приобщение ребёнка к чтению является приоритетной проблемой нашего общества.  Мы узнали, что все же половина опрошенных родителей не знают, как правильно использовать и применять книгу для формирования читательского интереса. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге и для этого нами разработан комплекс мероприятий для совместной работы с родителями. Таким образом, работа с родителями необходима для формирования читательского интереса у детей, чтобы интерес к чтению в обществе не снижался так ускоренно, как сейчас.

Список используемых источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказа Минобрнауки  [Текст].- М.: ТЦ Сфера, 2014 – С.2

2. Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство» [Текст]: учебно-методическое пособие / научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»; М.: ТЦ «Сфера», 2013. – С. 192

3. Данилина Т.А Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст]: Т.А Данилина //Дошкольное воспитание, 2015 -№1 – С. 41-49

4. Прокопьева М.М.  Работа с родителями в ДОУ [Текст]/ М.М.Прокопьева. Якутск: -2002.

Электронные ресурсы:

1. СТОЛЕТИЕ. Информационно - аналитическое издание фонда исторической перспективы [Электронный ресурс] / «Владимир Путин: падение интереса к книге - общая тревога» URL: https://www.stoletie.ru/na_pervuiu_polosu/vladimir_putin_padenije_interesa_k_knige--obshhaja_trevoga_428.htm

2. Нетрадиционные формы взаимодействие ДОУ и семьи [Электронный ресурс]. — / URL: http://festival.1september.ru/articles/

Приложение 1

Перспективный план работы с родителями по ознакомлению с художественной литературой

Цель взаимодействия: помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания старших дошкольников.

Мероприятия были апробированы мной под руководством научного руководителя во время практики

Консультация для родителей «Чтение литературы в семейном кругу».

Введение традиции домашнего чтения перед сном «Расскажи мне сказку».

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей посредством чтения;

приобщение детей и родителей к традициям семейного чтения художественной литературы

.

Целевая прогулка в детскую библиотеку

.

Цель: формирование навыков взаимодействия детей и родителей

Организация краткосрочного проекта «Нарисуй сказку С.Я.Маршака», посвященная дню рождению С.Я.Маршака

Цель: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности детей и родителей по рисованию совместных рисунков детей и родителей.

День чтения «Денискины рассказы», посвященный дню рождения В.Ю.Драгунского

Цель: познакомить детей с творчеством В.Ю.Драгунского, а так же приобщение родителей к совместной деятельности

Презентация «Мои любимые книги!».

Цель: представить любимые книги семьи

Краткосрочный проект «Книга своими руками!».

Цель: поделиться опытом организации досуга семьи, изготовления своими руками книг.

Акция «Книга из дома»

Для обогащения книжного уголка в группе проведена акция, в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы, а часть книг была передана в библиотеку детского сада.

Фотоколлаж «Читаем вместе с папами»

Цель: приобщение пап к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома.

Организация выступлений с папами «Читаем вместе с папой».

Цель: приобщение пап к совместной деятельности ребенка (чтение стихотворения)

Совместный праздник «День Защитника Отечества».

Цель: получить положительные эмоции от праздника. Дать всем почувствовать свою значимость и необходимость на совместном празднике.

Организация конкурса лучшее стихотворение о маме

.

Цель: развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, добрыми пожеланиями.

Праздник детский книги, посвященный международному дню  книги

Цель: воспитывать культуру общения в праздничной атмосфере, любовь к родному слову.

Консультация для родителей «Интересная, а главное - полезная литература».

Цель: познакомить родителей со списком литературы для чтения детям данной возрастной группы.

Конкурс лучших стихотворений, посвященные Дню Победы

Цель: воспитывать чувство патриотизма с помощью художественного слова

Итоговое мероприятие - литературное развлечение: «Путешествие в страну книг».

Цель: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи). Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к русской народной сказке. Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Детская рукописная книга как источник формирования читательского интереса у дошкольника"

Обобщение опыта работы по формирование читательского интереса дошкольника по средствам создания рукописной книги....

ДЕТСКАЯ РУКОПИСНАЯ КНИГА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА

ДЕТСКАЯ РУКОПИСНАЯ КНИГА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА...

Опыт работы на тему: «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»

Опыт работы на тему:«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...

Совместная работа семьей в формировании читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.

Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В данной работе раскрываются особенности восприятия у дошкольников...

Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов для детей старшего дошкольного возраста.

Ни для кого не секрет,что желание читать, стойкий интерес к чтению и литературный вкус формируется в семье. Поэтому формирование потребности в чтении и навыков понимания текста у дошкольников становит...