«Формирование читательского интереса в совместной работе с семьей»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Аннотация: Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В данной работе раскрываются особенности восприятия у дошкольников интереса к книге. Именно чтение оказывает большое влияние на формирование личности, способствует умственному и духовному развитию ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование читательского интереса в совместной работе с семьей»
Автор: Шумилова Мария Вадимовна
«Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя».
С. Я. Маршак.
Аннотация: Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В данной работе раскрываются особенности восприятия у дошкольников интереса к книге. Именно чтение оказывает большое влияние на формирование личности, способствует умственному и духовному развитию ребенка.
Интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми. Согласно ФГОС ДО, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, принимать во внимание социальный статус, родительские требования и уровень заинтересованности родителей деятельность ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. [1, с.2] Но проблема сохранения интереса к чтению сейчас актуальна, как никогда. Президент РФ В.В. Путин выразил тревогу по поводу падения в России интереса к книге среди молодежи, о чем свидетельствует падение уровня общей культуры. "Главная и, я уверен, общая тревога - это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди молодежи. Наша страна, некогда самая читающая в мире, уже не может претендовать на это почетное звание. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь девять минут в сутки", - сказал Путин на Российском литературном собрании. Люди перестают читать все чаще и чаще, заменяя чтение просмотрами фильмов, и пользованием социальными сетями. [6]. Воспитание читательского интереса – очень важная составляющая развития личности, оказывающая влияние на восприятие человеком мира, а значит на его жизнь в целом и на то, что он привнесет в этот ми, что передаст следующим поколениям. Таким образом, нами было проведено анкетирование родителей и составлен перспективный план по работе с родителями и детьми
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями следует учитывать следующие принципы:
1. Открытость детского сада для семьи, то есть от родителей не скрывают условия развития и пребывания в ДОУ их ребенка;
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
3. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Эффективным методом взаимодействия родителей с сотрудниками детского сада по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг может стать система социального партнерства.
Л.М. Гурович и О.В. Акулова выделяют следующие методы литературного развития детей старшего дошкольного возраста:
- чтение взрослого по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
- рассказывание педагога, допускающее относительно свободную передачу текста с возможной заменой слов, их перестановкой, включением пояснений;
- прослушивание записей и просмотр видеоматериалов
- беседа после чтения
- беседы о книгах, в процессе которых воспитатель может познакомить детей с историей создания книги
- проектная деятельность
- тематические выставки в книжном уголке, способствующие более полному ознакомлению с творчеством писателей или поэтов. [2, с. 192].
Так же для эффективного решения задачи приобщения дошкольников к чтению (восприятию) книг можно заключить договор с детской библиотекой, разработать совместный план еженедельных тематических встреч для детей и родителей (в выходные и будние дни). [5].
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные методы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми.
Для того, чтобы выявить отношение родителей и детей к книге в целом, мы провели данную диагностику
В данной работе мы использовали такой метод исследования как – анкетирование. Цель исследования: Проанализировать информацию об отношение детей и родителей к чтению и книге в целом. В анкетирование участвовало 10 родителей детей старшего дошкольного возраста
1. Есть ли у вас дома детская библиотека?
Вывод: У 100% семей дома имеется детская библиотека, хоть и маленькая. Но не все пользуются ей в полной мере.
2. В вашей детской библиотеке преобладают?
Вывод: У 50% семей в домашней библиотеке преобладают – сказки, что являются самыми популярными книгами среди детей. У 30% - это сборники, в которых имеются и сказки, и стихи, и рассказы. У 10% семей – дети увлечены познавательными книгами.
3. Чем вы руководствуетесь при покупке литературы ребенку?
Вывод: 70% семей приобретают книги случайно, что понравится. 20% семей отбирают по иллюстрациям, и лишь 10% семей учитывают возраст и содержание книги.
4. Как часто вы читаете ребенку книги?
Вывод: 40% семей читают книги детям всегда. И остальные 60%, к сожалению, не читают и не проявляют инициативу для прочтения той или иной книги.
5. Обсуждаете ли вы содержание прочитанного с ребенком?
Вывод: В основном почти 80% семей обсуждают с детьми содержание прочитанного, но остальные 20%, не считают это нужным.
6. Рассказывает ли вам ребенок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду?
Вывод: Здесь 100% семей ответили, что их ребенок всегда рассказывает о том, что им сегодня читали в детском саду.
На основании проведенного анкетирования было выявлено, что все опрошенные семьи имеют дома детскую библиотеку, но не знают ее содержания и ее применения, и действительно, если создать правильный комплекс мероприятий для работы с родителями, то интерес к чтению у детей будет возникать чаще и родители будут ответственней относится к выбору книг, и с каждым разом будут пополнять свою детскую библиотеку.
Поэтому необходимо наметить пути работы, по формированию читательского интереса, с родителями. Для этого нами разработан комплекс мероприятий для детей и родителей, который поможет повысить интерес детей к читательскому интересу. В этот комплекс входят наиболее интересный мероприятия, посвященные детской литературе. Например, можно устраивать дни чтения ко дню рождения известных авторов детской литературы, тем самым сближать ребенка не только с литературой, но и так же с авторами различных произведений. Так же можно устраивать литературные развлечения и краткосрочные проекты, в которых дети будут погружаться в мир литературы. Например, краткосрочный проект «Книга своими руками». В этом проекте родители и дети должны создать свою книгу, своими руками и это будет сплоченная работа родителей и детей, которая поможет им вместе формировать интерес к книге. И самое главное – это привлечь родителей в эти мероприятия, чтобы ребенок видел, что родителю это тоже интересно, и тем самым ребенок будет видеть достойный пример. Таким образом, мы думаем, что с помощью этих совместных мероприятий интерес к чтению будет расти.
Мы, в ходе диагностики подобрали следующие рекомендации:
1. Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, несравнимое ни с чем. При этом самым эффективным будет ваш личный пример. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым.
2. Даже когда ребёнок научится читать, не прекращайте читать ему вслух как можно дольше. Выразительное чтение взрослых поможет связать слова с образами, возникающими в его воображении.
3. В 5-7 лет читайте «с продолжением», прерывая чтение на интересном месте. Это заинтригует ребёнка, вызовет у него желание узнать, что будет дальше.
4. Прочитав книгу, не «забывайте» о ней. Пусть она станет предметом обсуждения, спора, обмена впечатлениями.
5. Читайте книги с хорошими иллюстрациями.
6. Покупайте развивающие книги и детские энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией.
7. Воспитывайте бережное отношение к книге.
8. Можно «оживить» персонажей сказок и рассказов, вылепив их из пластилина или склеив из бумаги и устроить домашний театр.
10. Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет.
11. Можно завести традицию семейного чтения – 2-3 раза в неделю, по вечерам, устраивать час чтения.
В ходе данного исследования был сделан вывод, что приобщение ребёнка к чтению является приоритетной проблемой нашего общества. Мы узнали, что все же половина опрошенных родителей не знают, как правильно использовать и применять книгу для формирования читательского интереса. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге и для этого нами разработан комплекс мероприятий для совместной работы с родителями. Таким образом, работа с родителями необходима для формирования читательского интереса у детей, чтобы интерес к чтению в обществе не снижался так ускоренно, как сейчас.
Список используемых источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказа Минобрнауки [Текст].- М.: ТЦ Сфера, 2014 – С.2
2. Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство» [Текст]: учебно-методическое пособие / научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»; М.: ТЦ «Сфера», 2013. – С. 192
3. Данилина Т.А Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст]: Т.А Данилина //Дошкольное воспитание, 2015 -№1 – С. 41-49
4. Прокопьева М.М. Работа с родителями в ДОУ [Текст]/ М.М.Прокопьева. Якутск: -2002.
Электронные ресурсы:
1. СТОЛЕТИЕ. Информационно - аналитическое издание фонда исторической перспективы [Электронный ресурс] / «Владимир Путин: падение интереса к книге - общая тревога» URL: https://www.stoletie.ru/na_pervuiu_polosu/vladimir_putin_padenije_interesa_k_knige--obshhaja_trevoga_428.htm
2. Нетрадиционные формы взаимодействие ДОУ и семьи [Электронный ресурс]. — / URL: http://festival.1september.ru/articles/
Приложение 1
Перспективный план работы с родителями по ознакомлению с художественной литературой
Цель взаимодействия: помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания старших дошкольников.
Мероприятия были апробированы мной под руководством научного руководителя во время практики
Консультация для родителей «Чтение литературы в семейном кругу». Введение традиции домашнего чтения перед сном «Расскажи мне сказку». | Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей посредством чтения; приобщение детей и родителей к традициям семейного чтения художественной литературы |
. Целевая прогулка в детскую библиотеку | . Цель: формирование навыков взаимодействия детей и родителей |
Организация краткосрочного проекта «Нарисуй сказку С.Я.Маршака», посвященная дню рождению С.Я.Маршака | Цель: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности детей и родителей по рисованию совместных рисунков детей и родителей. |
День чтения «Денискины рассказы», посвященный дню рождения В.Ю.Драгунского | Цель: познакомить детей с творчеством В.Ю.Драгунского, а так же приобщение родителей к совместной деятельности |
Презентация «Мои любимые книги!». | Цель: представить любимые книги семьи |
Краткосрочный проект «Книга своими руками!». | Цель: поделиться опытом организации досуга семьи, изготовления своими руками книг. |
Акция «Книга из дома» | Для обогащения книжного уголка в группе проведена акция, в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы, а часть книг была передана в библиотеку детского сада. |
Фотоколлаж «Читаем вместе с папами» | Цель: приобщение пап к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома. |
Организация выступлений с папами «Читаем вместе с папой». | Цель: приобщение пап к совместной деятельности ребенка (чтение стихотворения) |
Совместный праздник «День Защитника Отечества». | Цель: получить положительные эмоции от праздника. Дать всем почувствовать свою значимость и необходимость на совместном празднике. |
Организация конкурса лучшее стихотворение о маме | . Цель: развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, добрыми пожеланиями. |
Праздник детский книги, посвященный международному дню книги | Цель: воспитывать культуру общения в праздничной атмосфере, любовь к родному слову. |
Консультация для родителей «Интересная, а главное - полезная литература». | Цель: познакомить родителей со списком литературы для чтения детям данной возрастной группы. |
Конкурс лучших стихотворений, посвященные Дню Победы | Цель: воспитывать чувство патриотизма с помощью художественного слова |
Итоговое мероприятие - литературное развлечение: «Путешествие в страну книг». | Цель: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи). Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к русской народной сказке. Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Детская рукописная книга как источник формирования читательского интереса у дошкольника"
Обобщение опыта работы по формирование читательского интереса дошкольника по средствам создания рукописной книги....
ДЕТСКАЯ РУКОПИСНАЯ КНИГА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА
ДЕТСКАЯ РУКОПИСНАЯ КНИГА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА...

Опыт работы на тему: «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»
Опыт работы на тему:«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...

Совместная работа семьей в формировании читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В данной работе раскрываются особенности восприятия у дошкольников...

«Детско-родительский марафон как форма совместной работы с семьей по формированию читательской грамотности»
Опыт работы по организации детско-родительского марафона в ДОУ...

Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов для детей старшего дошкольного возраста.
Ни для кого не секрет,что желание читать, стойкий интерес к чтению и литературный вкус формируется в семье. Поэтому формирование потребности в чтении и навыков понимания текста у дошкольников становит...
«Детско-родительский марафон как форма совместной работы с семьей по формированию читательской грамотности»
Опыт работы по организации детско-родительского марафона в ДОУ...

