Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов для детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)
Ни для кого не секрет,что желание читать, стойкий интерес к чтению и литературный вкус формируется в семье. Поэтому формирование потребности в чтении и навыков понимания текста у дошкольников становится важной задачей для педагогов и родителей. В работе с родителями в данном направлении можно выделить такие формы, как: информационно-аналитические, наглядно-информационные, познавательные, досуговые.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов для детей старшего дошкольного возраста.
В современном мире снижается потребность в чтении, особенно среди детей. Им гораздо интереснее просмотр мультфильмов или компьютерные игры, чем послушать чтение интересной книги. А ведь именно в дошкольном возрасте, отличающемся особой любознательностью, рождается интерес к книге, начинает складываться читательский опыт, необходимые для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению и литературный вкус формируется в семье. Поэтому формирование потребности в чтении и навыков понимания текста у дошкольников становится важной задачей для педагогов и родителей.
В работе с родителями в данном направлении можно выделить такие формы, как:
- Информационно-аналитические
- Наглядно-информационные
- Познавательные
- Досуговые
Задача информационно-аналитических формы организации общения с родителями является: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника; изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам.
Относится:
-проведение опросов, бесед;
-анкетирование;
Задача наглядно-информационных форм работы-познакомить родителей с содержанием и методами ознакомления детей с художественной литературой в группе.
На стендах для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги».
Можно предложить родителям папки-передвижки, памятки, информационные листки «Что читали сегодня детям в группе», «Актуальный список новинок детской литературы», «Список книг для семейного чтения», «Поучите вместе с нами». Оформление фотоотчётов об экскурсиях в библиотеку.
Задача познавательных форм работы: повышать компетентность родителей, способствовать изменению их взглядов на чтение художественной литературы в условиях семьи; знакомить родителей с методами и приемами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста и психологического развития детей.
Познавательные формы:
- Индивидуальные и групповые консультации и беседы. Темы: «как заинтересовать ребёнка к слушанию книг», «книга и развитие интеллекта ребёнка», «как ребёнку полюбить чтение».
- Родительские собрания. Родителей знакомят с интересами детей в области чтения, результатами диагностики, обсуждают имеющиеся проблемы. Рассказывают о необходимости читать детям не только сказки, но и развивающие книги, а также обсуждать с детьми прочитанное. Это могут быть также онлайн собрания.
- Семинар-практикум. На семинаре родители получают новые знания и обучаются новым формам взаимодействия с детьми. Например, на семинаре — практикуме по теме «Учим стихи с детьми» родители получают информацию и практико-ориентированные рекомендации о том, как подобрать стихи в соответствии с возрастом детей, как легко учить стихи с детьми дома, как развивать интонацию и выразительность чтения.
- Работа над проектом. Дети вместе с родителями работают над определённой темой, например, «Книги В. Сутеева». В процессе работы дети и родители узнают много нового о творчестве автора, его биографии, рисуют иллюстрации к его сказкам, изготовляют макеты, декорации, мягкие игрушки, маски.
- Буккроссинг — это уникальная возможность для раннего приобщения детей к чтению. Важно вовлечь родителей в процесс, объяснив им преимущества буккроссинга и предложив участвовать вместе с детьми.
Задача досуговых форм работы: устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Досуговые формы совместной работы с семьёй по формированию читательских интересов детей дошкольного возраста включают:
-Организацию детских конкурсов рисунков, поделок по теме прочитанных книг. При создании выставочных работ объединяются дети и родители.
- Конкурсы чтецов. К каждому конкурсу заранее с детьми, привлекая родителей, разучиваются произведения.
- Конкурсы, например «Книжки-малышки своими руками», «Книги- самоделки», где дети совместно с родителями изготовляют книги на такие темы, как «Моя любимая сказка», «Загадки и отгадки»
- Эффективным новым способом взаимодействия с родителями является методы :
Поэтическая шкатулка. В ней карточки со стихами. Красочные картинки на одной стороне, на второй текст. Дети, не умея еще читать, по картинке понимают, какое здесь стихотворение и выбирают, чтобы с родителями выучить дома.
Литературная копилка «Подари нам стих»-раз в неделю родители вместе с ребенком опускают в копилку небольшое поэтическое произведение, затем в течении недели ребята знакомятся с этими произведениями и заучивают.
- Проведение литературных вечеров. Например, «Вечер К. И. Чуковского», «Вечер стихов о весне», инсценировки детских произведений, где родители помогут вместе с детьми приготовить костюмы , маски, атрибуты .
- Проведение игр с привлечением родителей.
Литературные квесты - это игра по краеведческой и художественной литературе.
Обязательный элемент карта с остановками, где решаются задачи, выполняются задания.
- Очень интересная игра «Угадай по голосу» -родители записывают голосовое сообщение (Стих, рассказ) на предложенную тему, после чего мы прослушиваем вместе с детьми и ребенок угадывает чей это голос, обсуждаем произведение, делятся впечатлениями.
- Читательский марафон «Семейное чтение», по правилам которого: семьи по очереди дома читают и обсуждают выбранные детьми произведения (или рекомендованные по возрасту), затем дети в группе делятся впечатлениями о прочитанном, родители также передают опыт совместного чтения друг другу, оформляется страничка группового альбома.
Семейное чтение играет важную роль в приобщении детей к художественной литературе и формировании у них читательской грамотности. Предстоит еще большая работа в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой
Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на в...

Опыт работы на тему: «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»
Опыт работы на тему:«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...

Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Книга способствует и эмоциональному, и интеллектуальному развитию ребёнка, развивает у него фантазию и чувство юмора, формирует его сознание и взгляд на окружающий мир. В области чувств ребёнок демонс...

«Как эффективно использовать проектный метод в работе учителя-логопеда для повышения познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» ( из опыта работы)
Методические рекомендации для педагогов ДОУТема: «Как эффективно использовать проектный метод в работе учителя-логопеда для повышения познавательного интереса у детей старшего дошкольного в...

«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»
laquo;Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...

Читательские интересы у детей старшего дошкольного возраста
Литературное образование детей старшего дошкольного возраста включает в себя чтение художественной литературы, которое в период дошкольного возраста предстваляет собой совместно организованную деятель...

