Игра как средство формирование функциональной грамотности старших дошкольников
консультация (старшая группа)

Консультация для педагогов на тему "Игра как средство  формирование функциональной грамотности старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_fevr.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство  формирование функциональной грамотности старших дошкольников

По мнению А. А. Леонтьева, функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать постоянно приобретаемые в течение жизни, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.                                                    Функционально грамотный дошкольник – это ребенок, способный ориентироваться в предполагаемых обстоятельствах социального взаимодействия (обучение в школе, общение со сверстниками и взрослыми, выполнение соответствующих возрасту обязанностей) и действующий в соответствии с общественными ценностями и собственными интересами. Функциональная грамотность ребенка связана с готовностью получать новые знания, применять эти знания на практике, оценивать эффективность выбранной стратегии и осуществлять саморазвитие. Учитывая, что готовность ребенка к школьному обучению определяется, в первую очередь, способностью осваивать новую информацию и  применять знания в соответствии с ситуацией, а так же  преобразовывать по мере расширения опыта и знаний,  мы  формируем  функциональную грамотность у дошкольников посредством развития комплекса базовых компетенций и личностных качеств, таких, как целеустремленность, коммуникабельность, любознательность.              Целеустремленность  проявляется в способности ребенка к волевым усилиям, умение следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, способность к самоконтролю.                                                                                            Коммуникабельность - умение ребенка выражать свои мысли, чувства и желания, налаживать общение со сверстником и взрослым, использование средств вербальной и невербальной коммуникации.                                                                                                     Любознательность - умение работать с разными источниками информации в поисках ответов на разнообразные вопросы, применение элементарных навыков исследовательской деятельности, основанных на личном опыте.                                                  Следует также учитывать, что формирование у детей старшего дошкольного возраста  предпосылок к учебной деятельности предполагает развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Дети 5 -6 лет имеют опыт социального взаимодействия, у них сформированы навыки  познавательной и социально - коммуникативной деятельности. Педагогам важно понимать, какое направление формирования функциональной грамотности у дошкольников "западает", какие условия мы можем создать, чтобы помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, мы приняли  решение, в целях диагностики функциональной грамотности применять моделирование игровых ситуаций, которые станут диагностическими в проявлении различных качеств и универсальных умений. По результатам мониторинга педагоги корректируют планирование образовательного процесса для его индивидуализации.

Учитывая ведущую роль игровой деятельности  у  дошкольников, целенаправленная работа по формированию функциональной грамотности осуществляется  посредством организации игровой деятельности. Это и сюжетно – ролевые игры, и дидактические игры, игры по правилам, игры с элементами логопедических, нейропсихологических, тренинговых технологий. Все игры применяются воспитателями как во время организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности дошкольников. При этом в первую очередь педагоги уделяют особое внимание организации предметно пространственной среды, чтобы среда выступала стимулом к развитию игры детей.

Примером дидактической игры по развитию речевой, коммуникативной компетенции   является "Сочинялки", целью которой является создание условий для  развития умения использовать речь как средство коммуникации во взаимодействии со сверстниками при решении общей задачи - коллективное сочинение истории, ее зарисовка. А одной из образовательных задач является учить  составлять сюжетные истории, опираясь на свои знания и личный опыт. В ходе игры воспитатель предлагает ребенку вытащить из волшебного мешочка предмет или сюжетную картинку по теме недели и придумать новую интересную историю по картинке и зарисовать ее. Примером игры на развитие навыков саморегуляции является игра "Слушай и повторяй", в ходе которой воспитатель показывает  ребенку рукой на свой нос, пол, потолок, называя их, а ребенок должен повторять за ним. Скорость показа увеличивается, воспитатель путает ребенка, называя одно, а показывая на другое, а ребенок показывает только то, что говорит воспитатель, игнорируя то, что воспитатель показывает. Целью  игры "Попрыгай по квадратам" является создание условий для развития умения следовать инструкции. В ходе игры воспитатель предлагает ребенку от 3 до 9  пронумерованных квадратов, называет номер квадрата и предлагает продолжить ряд в названном квадрате, по сигналу взрослого переключаясь между квадратами. Для развития математической функциональной грамотности мы проводим игру " Пазлы от царицы Математики", целью которой является создание условий для систематизации счета от 1 до 10 и умения составлять целое из частей. Для проведения игры воспитатель использует разрезные части (равные по длине и ширине полоски бумаги целого изображения одного предмета с нумерацией от 1 до 10) и предлагает ребенку собрать полоски с цифрами по порядку так, чтобы получилась целая картина. Игра "Закрой цветной мозаикой" ставит цель создание условий для развития внимания, а одной из задач является закрепление знаний о диких и домашних животных, овощах и фруктах. Воспитатель предлагает ребенку карточку с изображением диких и домашних животных, овощей и фруктов и предлагает ребенку закрыть мозаикой одного цвета все овощи, а другого цвета - все фрукты.                                                                                          Для формирования речевой, коммуникативной  грамотности,  мы используем в своей работе нейропсихологические игры и упражнения. Занятия проводим в индивидуальной, групповой и фронтальной форме по специально разработанным комплексам. Применяем упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, нейроигры с различными видами мячей (обычными, прыгунами, су-джок), упражнения для пальцев рук по схемам.

Следовательно, функциональная грамотность помогает ребенку быть успешным в школе и в обществе, а именно: формирует умение быть готовым успешно взаимодействовать с окружающим миром, меть возможность решать учебные и жизненные задач, учит ребенка строить социальные отношения в соответствии с нравственно - этическим ценностями социума. А задача педагога - создать условия для формирования функциональной  грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1.Козырева О. А. "Организационно - педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста" Красноярск, 2018.                                                                                                                                                                           2.Колганова В. "Нейропсихологические занятия с детьми" Часть 2.-М.:Айрис - пресс, 2017.                                                                                                                                               3.Михайлова - Свирская Л. В. "Индивидуализация образования детей дошкольного возраста" . Пособие для педагогов. Просвещение, 2019                                                                                3Методические материалы "Функциональная грамотность дошкольников: диагностика и формирование. Из опыта работы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи" - Красноярск, 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»

laquo;Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»...

Формирование функциональной грамотности старших дошкольников через использование разнообразных видов драматизации.

      В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в различных сферах де...

Формирование функциональной грамотности старших дошкольников

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей....

Квест - игра по формированию финансовой грамотности старших дошкольников «Сказочные герои учатся экономить»

Сформировать у старших дошкольников представления о расходах и доходах; умение правильно делать покупки. Дать представление о денежных сбережениях....

Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников на примере естествознания

Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка-дошкольника – один из основных способов формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности в области естествознан...

Разработка кейса игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников.

Разработка кейса игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников представлены для:- Для формирования математической грамотности;- На формирова...

Функциональная грамотность старших дошкольников через развитие художественно - речевой активности

ull;«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческо...