Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством рисования
учебно-методический материал
Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством рисования
Выполнила воспитатель МБДОУ ЦРР
детский сад №21 «Кэнчээри»
Гаврильева Мария Федоровна
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя и творя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. Развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности. Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства. Продолжать учить детей рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки и др. Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).
Сюжетное рисование. Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.
Декоративное рисование. Развивать декоративное творчество детей. Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Лепка. Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция). Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
Аппликация. Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой. При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема); учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.
Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка физкультурник, клюющий петушок и др.). Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами.
Прикладное творчество: работа с тканью. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Прикладное творчество: работа с природным материалом. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»). Развивать фантазию, воображение. Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.
Модельно-конструктивная деятельность: формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. Конструирование из строительного материала. Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома). Конструирование из деталей конструкторов. Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Учить создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Учить создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.). Учить разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).
Цель: развивать нравственные качества ребенка, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи:
Обучающие: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающие: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательные: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Задачи кружка:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры.
- Создавать условия для коммуникативной деятельности детей.
- Развивать связную речь.
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
Работа с родителями. Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от форм организации работы.
Образовательное учреждение и семья ориентированы на решение единой для них задачи: социализацию личности, обогащение социального опыта учащихся. Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности учащегося.
Взаимодействие с семьей позволяет педагогу лучше узнать ребенка, определить совместные действия, объединить усилия по воспитанию и развитию ребенка, получить добровольную родительскую поддержку работы объединения.
Взаимодействие педагога и семьи направлено на достижение двух основных целей:
- создание благоприятных и комфортных условий для воспитания и развития ребёнка;
- сплочение семьи, развитие взаимопонимания родителей и детей, развитие семейных отношений.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
В настоящий момент существуют самые разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей, направленные на развитие творческого потенциала учащихся:
Групповые формы:
• Родительские собрания;
• Мастер-классы для родителей;
• Творческие мастерские;
• Совместная досуговая деятельность;
• Выставки творческих работ;
• Конкурсы;
• Круглый стол;
Индивидуальные формы:
• Индивидуальные консультации.
• Анкетирование, диагностика.
• Индивидуальная консультация (беседа).
Кружок проводится в неделю 1 раз, разработана на 3 года обучения, охватывает детей возрастов 4-5, 5-6, 6-7 лет
Календарный план работы кружковой деятельности «Радуга» для детей 4-5 лет
Сентябрь
Тема занятий | Содержание | Приемы | Материалы |
Рисование про осень | Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом | Рассказ педагога. Художественное слово. Беседа. Практическая работа. Итог.
| Различные виды бумаги, краски, цветные карандаши. |
Осенние поделки | Познакомить с различными осенними материалами | Беседа Чтение художественной литературы | Работа с родителями Дать на дом задание |
Панно из осенних материалов | Познакомить с картинами художников | Беседа Чтение художественной литературы | Осенние листья Клей Бумага Самодельная рамка |
Лепка «Мухомор» | Познакомить с видами грибов | Презентация про осенний лес | Пластилин Картон Стек Доска |
Октябрь
Аппликация «Осенние дары» | Беседы про осень и времена года | Работа с картинками | Цветная бумага Клей Ножницы |
Рисование «Золотая осень» | Беседы про осень и времена года | Работа с картинками | Бумага Краски Кисточки |
Листочки для ярмарки | Беседы что такое ярмарка | Вырезать листочки из цветной бумаги | Цветная бумага Ножницы |
Рисование «Осенняя ярмарка» | Беседы как прошла осенняя ярмарка |
| Бумага Краски Кисточки |
Ноябрь
Рисунок «Лесные звери» | Чтение сказки «Теремок» | Рассматривание картинок по сказке | Цветные карандаши Бумага
|
Рисунок «Гуси Лебеди» | Чтение сказки «Гуси Лебеди» | Рассматривание картинок по сказке | Цветные карандаши Бумага
|
Рисунок «Золотая рыбка» | Чтение сказки «Золотая рыбка» | Рассматривание картинок по сказке | Цветные карандаши Бумага
|
Моя любимая сказка | Нарисовать свою любимую Сказку | Рассматривание картинок по сказке | Цветные карандаши Бумага
|
Декабрь
«Снегири на ветках» | Нарисовать зимних птиц | Углублять представления детей о времена года (зима); расширять знания детей о праздниках. Учить детей рисовать сюжет по предложенному произведению. | Бумага Краски Кисть |
«Моя любимая новогодняя игрушка» | Поделка с родителями | Работа с родителями |
|
Снежинки для украшения группы | Нарисовать снежинки | формировать у детей знания о празднике | Бумага Краски Кисть |
«Маленькая ёлочка»
| Нарисовать открытку | формировать у детей знания о празднике; учить ритмичному нанесению мазков тычком в разных направлениях. | Бумага Краски Кисть |
Январь
Каникулы |
|
|
|
«Снежная семья» | Беседа о зимних каникулах | Учить рисовать снеговика; закрепить приём изображения круглой формы; упражнять в разукрашивании способом тычка. | Бумага Краски Кисть |
«Шишки на ветке» |
| учить разукрашивать шишку на ветке; расширять знания детей о хвойных деревьях. | Бумага Краски Кисть |
«Грузовик» | Беседа о видах транспорта | расширять знания детей о транспорте и его видах. | Бумага Краски Кисть |
Февраль
Рисунок «Портрет папы» |
| Беседа о том что в этом месяце праздник пап, братьев, дедушек | Бумага Краски Карандаш |
Аппликация «Танк» | Аппликация военная техника | Презентация военной техники | Цветные бумаги Клей Карандаш Ножницы |
Рисунок на военную тему | Учить детей передавать в рисунке праздничную атмосферу; располагать изображение по всему листу. | Беседа о 23 февраля | Бумага Краски Кисть |
Открытка для папы | Нарисовать открытку для папы | Чтение стихотворения. | Бумага Краски Кисть |
Март
Веточка мимозы | Учить рисовать кисточкой веточку мимозы. Учить рисовать цветы ватной палочкой. Воспитывать любовь к близким людям. | Рассматривание веточки мимозы. Уточнение способа изображения. Самостоятельная деятельность детей.
| Изображение контура мимозы на листе бумаги, ватные палочки, гуашь. |
Цветок для мамы | Учить рисовать комнатный цветок Учить передавать образ цветка, его строение и форму | Рассматривание картинок | Листы бумаги, гуашь, кисти |
Портрет Мамы | Учить изображать портрет мамы Развивать воображение, познавательные способности. Развивать координации глаза и руки. | Беседа. Чтение стихов. Показ приемов рисования. Самостоятельная деятельность детей.
| Листы бумаги, гуашь, кисти |
"Чудо-дерево" | Учить рисовать ладонями, развивать умение рисовать крупно и аккуратно. Упражнять в составлении композиции гармоничном сочетании цветов | Беседа. Пальчиковая гимнастика. Самостоятельная деятельность детей.
| Листы бумаги, гуашь, кисти |
Апрель
Космический пейзаж | Воспитывать стремление к познанию окружающего мира. Побуждать передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления полученные при рассматривании репродукций, чтения литературы о космосе. | Беседа о космосе Сказки | Листы бумаги, гуашь, кисти |
Лепка «Планеты, солнечная система» | Работа с родителями |
|
|
Рисование «Сказочный мир весны» (кисть) | Закреплять навык в отображении красоты весенней природы, пробуждение деревьев, ласковое солнце, передавая образы с использованием нужной краски. Закреплять приёмы рисования молодой листвы. | Беседа о весне | Листы бумаги, гуашь, кисти |
Аппликация «Загадки» | Закреплять умение соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей, мелкие детали, вырезать самостоятельно. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать творческое воображение. | Загадки Картинки | Цветные листы бумаги Клей Ножницы |
Май
Рисование «По сказке «Колобок» (карандаш) | Продолжать формировать умение детей отображать в рисунке несложный сказочный сюжет самостоятельно определять содержание. Закреплять приёмы рисования карандашом и закрашивание. Развивать творческие способности. | Чтение сказки «Колобок» | Листы бумаги, карандаши |
Весна | Рисование весны, продолжать учить рисовать композиционный рисунок на весь лист бумаги | Рассматривание картины про весну | Листы бумаги, гуашь, кисти |
Моя любимая игрушка | Рисование весны, продолжать учить рисовать композиционный рисунок на весь лист бумаги |
| Листы бумаги, карандаши |
Чем я люблю заниматься в детском саду | Продолжать формировать умение детей отображать в рисунке несложный сюжет, самостоятельно определять содержание. Закреплять приёмы рисования карандашом и закрашивание. Развивать творческие способности. |
| Листы бумаги, карандаши |
Календарный план работы кружковой деятельности «Радуга» для детей 5-6 лет
Сентябрь
«Нарисуй, что бывает овальной формы» (карандаш) | Развивать знание о геометрических формах, продолжать рисование округлых форм, развивать воображение. | Вспомнить о геометрических фигурах | Листы бумаги, карандаши |
Аппликация «Осенний ковер»
| Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета (оранжевый, красный, темно-красный, желтый | Беседа про осень | Квадраты из бледно-желтой бумаги, цветная бумага, ножницы, клей. |
Рисование «Придумай, чем может стать красивый осенний листок»
| Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество. Закреплять умение передавать сложную форму листа. | Беседа о том какие листочки бывают | Цветные карандаши (или краски гуашь, кисти). |
Осенняя поделка | Развивать чувство цвета, композиции. Формировать умение оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению. | Работа с родителями |
|
Октябрь
Лепка «Богатый урожай» | Закреплять знакомые детям приемы лепки: скатывание шариков, раскатывание столбиков, сплющивание, прощипывание, вытягивание, соединение деталей. | Беседа об овощах (огород), дары природы | Пластилин Доска Стек
|
Аппликация «Летят перелётные птицы» (по мотивам сказки М. Гаршина) (коллективная)
| Обучить детей способу вырезывания целой фигуры из бумаги, сложенной пополам, а также приему неполного наклеивания; закрепить умение пользоваться ножницами, клеем, кисточкой для клея; развивать фантазию, стремление к творчеству. | Чтение сказки | Ножницы Клей Карандаши Цветные листы бумаги |
Сказка про краски | Познакомить со свойствами различных художественных материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. | Придумать сказку про краски | Листы бумаги Цветные карандаши (или краски гуашь, кисти). |
Натюрморт | Учить рисовать контур на картоне, размазывать пластилин, не выходя за контур. Создавать натюрморт, подбирать цвет. | Показать слайды как сделать натюрморт | Белый картон Карандаши Пластилин Стек |
Ноябрь
Веселые ладошки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. | Показать картины как можно рисовать ладошками | Листы бумаги Краски |
Картины из пластилина | Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности. | Картины животных | Картоны Пластилин Стек Карандаши |
Ветка рябины | Формировать умение выполнять рисунок с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить дорисовывать детали. | Ваза с веткой рябины | Листы бумаги Цветные карандаши (или краски гуашь, кисти). |
Снежинки | Формировать умение складывать из бумаги снежинку. Упражнять в приемах вырезывания. Развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох. | Показать как вырезать снежинки | Белый и голубой лист бумаги Ножницы |
Декабрь
Елочка нарядная | Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы | Вспомнить какие деревья бывают в лесу. Сделать елочную игрушку | Листы бумаги Цветные карандаши (или краски гуашь, кисти). |
Лепка Птичка | Учить заполнять силуэт птички пластилином, составлять сюжет, используя бросовый материал (веточки, семечки…) | Сделать зимующих птиц Презентация | Пластилин Ветка Картон Стек |
Поделка Гномики, Домик Деда Мороза | Работа с родителями |
|
|
Праздник Новый год | Развивать воображение, творческие способности детей. | Беседа о том, как прошел праздник Новый год и закрепить рисунком | Листы бумаги Цветные карандаши (или краски гуашь, кисти). |
Январь
Каникулы |
|
|
|
Узоры на окне | Отрабатывать технику закрашивания набрызг. Продолжать закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. | Фотографии узоров на окне | Кисточки Листы бумаги Краски |
Рисуем животных | Развивать воображение, творческие способности детей. Продолжать учить составлять образ животного с помощью геометрических фигур. | Вспомнить геометрические фигуры Картины животных | Кисточки Листы бумаги Краски Карандаши |
Моя любимая сказка | Развивать воображение, творческие способности детей. | Вспомнить любимую сказку
| Кисточки Листы бумаги Краски Карандаши |
Февраль
Пограничник | Напомнить правила при работе с ножницами, клеем, бумагой, техника безопасности. Продолжать знакомить с приемами вырезания из бумаги сложенной вдвое, аккуратно наклеивать. | Аппликация | Клей Цветная бумага Ножницы |
Танк (оригами) | Формировать интерес к виду изобразительной деятельности – оригами. Учить складывать лист бумаги пополам, действовать по схеме, дорисовывать детали | Показать как сделать оригами | Цветная бумага |
Моя семья | Развивать воображение, творческие способности детей. Продолжать учить составлять образ | Ко Дню Защитника Отечества нарисовать свою семью | Листы бумаги Цветные карандаши (или краски гуашь, кисти). |
Открытка для папы | Развивать воображение, творческие способности детей. Продолжать учить составлять образ | Картина военного парохода | Цветная бумага Ножницы Клей |
Март
Цветы из бумаги, фетра | Формировать желание сделать подарок своими руками. Учить скручивать бумагу, выкладывать на основу, приклеивать. | Картина цветов (работа группами) | Цветная бумага Ножницы Клей Картон Фетр |
Волшебный карандашик. | Развивать логическое мышление, воображение, зрительную память. | Рассказ. Чтение стихотворения М. Бородицкая «Колдунье не колдуется». | Бумага. Простой карандаш. Цветные карандаши.
|
Весеннее утро | Продолжать учить аккуратно работать с бумагой. Упражнять в знакомых приемах складывания бумаги и вырезывания. | Фотографии весны | Цветная бумага Ножницы Клей Картон |
Я рисую маму | Продолжать учить дорисовывать детали объектов, развивать творческое мышление, воображение. | Чем я помогаю дома маме | Цветные карандаши (или краски гуашь, кисти). |
Апрель
Превращения камешков (рисование на камнях)
| Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы. | Беседа. Показ техники рисования гуашью на камнях. Самостоятельная деятельность детей.
| Гуашь, кисти, плоские камни.
|
Ночное небо (набрызг)
| Закреплять представления детей о времени суток, учить рисовать звездное небо, используя приемы набрызга, совершенствовать умение обследовать предметы, воспитывать бережное отношение к природе. | Беседа. Чтение сказки С. Козлова "Как ежик с медвежонком протирали звезды". Показ приема набрызг.
| Акварель, бумага, кисти, зубная щетка, расческа
|
Волшебный карандашик | Развивать логическое мышление, воображение, зрительную память. Закрепить навык проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов. Развивать усидчивость, желание довести начатое дело до конца. | Рассказ. Чтение стихотворения М. Бородицкая «Колдунье не колдуется».
| Бумага. Простой карандаш. Цветные карандаши.
|
Профессии, которые мне нравятся | Формировать нравственно-эстетическое отношение и интерес к образу человека, учить отражать в рисунке выразительность внешнего вида людей различных профессий, отбирать разные техники, соответствующие изображаемому образу. | Рассматривание картинок. Показ приемов работы
| Восковые мелки, акварель, гуашь, гуашь с мылом, свеча, палочка, акварельные мелки, губка, бумага
|
Май
Букет | Формировать эстетический вкус к составлению букетов и их изображениям. Учить использовать шаблоны для создания одинаковых изображений, развивать пространственные представления, чувства ритма, композиции и колорита. | Беседа, рассматривание, показ приемов работы.
| Шаблоны, карандаши, бумага, кисти, гуашь |
Зоопарк | Расширять представления детей о мире животных, учить изображать животных способом обведения готовых шаблонов различных геом. фигур, развивать координацию движений. | Повторение основных геом. фигур. Худ. слово. Показ рисования с помощью шаблонов.
| Бумага, цв. карандаши, шаблоны, картинки животных
|
Чудесные бабочки | Продолжать знакомить с техникой тычкования. Закрепить представление о симметрии как о средстве выразительности образа, учить работать в парах. | Загадка. Рассматривание иллюстраций. Объяснение способа изображения. Самостоятельная деятельность детей.
| Силуэты бабочек на цветном картоне, клей, квадраты разных цветов, иллюстрации. Карандаши.
|
Итоговая выставка рисунков за год. | Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональное проявления, высказывания | Беседа. Рассматривание рисунков.
| Рисунки детей за год (несколько работ рисунков каждого ребёнка). |
Календарный план работы кружковой деятельности «Радуга» для детей 6-7 лет
Сентябрь
Грибочки в лукошке. | Формировать эстетическое отношение к композиции предметов, знакомить с понятием натюрморт. Упражнять в комбинировании двух различных техник, развивать чувство композиции и ритма. | Загадка. Беседа. Показ способа изображения.
| Бумага. гуашь, кисти, муляжи грибов, рисунок леса, лукошко, кукла, игрушка белка.
|
Кисть рябинки, гроздь калинки. (Ватными палочками)
| Учить рисовать кисть рябины ватными палочками, листок приемом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представления о строении кисти. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе. | Рассматривание кисти рябины. Чтение стихотворения. Показ приемов рисования.
| Гуашь, цветные карандаши, листы тонированной бумаги, ватные палочки, клеёнки. |
Я в волшебном лесу. | Развивать фантазию и творчество в рисовании Развивать чувство композиции, колорита. | Рассматривание иллюстраций. Объяснение. Чтение отрывка стихотворения А. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» | Бумага. Гуашь. Кисти. Белый картон.
|
Осенние деревья | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление. | Беседа по картине И.Левитана «Золотая осень" Показ рисования.
| бумага, краски, гуашь, кисти |
Октябрь
В гостях у народных мастеров. | Расширить эстетическое представление о мире природы на примере изделий народных мастеров. Дать графические умения и навыки о новой технике. | Беседа – рассказ. Рассматривание росписей. Показ приемов рисования.
| Народные изделия, бумага, карандаши, краски. |
Воздушные шары для феи. | Развивать эстетические познания о цветах, познакомить с графическими умениями и навыками в передаче круглой формы предметов. | Беседа. Рассматривание. Самостоятельная деятельность детей.
| Три воздушных шара. Бумага. Кисти. Акварельные краски.
|
Сделать мини книжку по сказкам | Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. | Чтение сказки «О царе Салтане…» Рассказ педагога. Художественное слово. Беседа.
| Различные виды бумаги, краски, цветные карандаши. |
Продолжать делать книжку | Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. | Чтение сказки А.Пушкина «О царе Салтане…» Рассказ педагога. Художественное слово. Беседа.
| Различные виды бумаги, краски, цветные карандаши. |
Ноябрь
Первый снег (набрызги)
| Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка | Чтение стихотворения А.Пушкина «Волшебница-зима». Беседа.
| Репродукции с зимними пейзажами, бумага с фоном, гуашь, кисти, зубная щетка, карандаш. |
Морозные узоры | Вызывать интерес у детей к зимним явлениям природы, развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное | Вступительная беседа. Художественное слово. Самостоятельная работа детей.
| Бумага, краски, кисти |
Снегири | Учить детей рисовать птиц, мазками изображать перья; воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах; радовать полученному результату. | Загадывание загадки. Рассматривание птицы. Показ приемов рисования. Самостоятельная деятельность детей.
| Ватман, краски, кисти. |
Сделать кормушку для зимующих птиц | Воспитывать любовь, заботу и бережное отношение к птицам, радоваться полученному результату. | Пение песни «Мы кормушку мастерили». Принести из дома основу для комушки | Краски, ножницы, клей, кисти, цветная бумага |
Декабрь
Цирк. | Сюжетное рисование. | Картины цирка и кто там работает | Карандаши Бумага |
Герои сказки «Щелкунчик». | Знакомство с иллюстрацией как видом графического искусства. | Чтение сказки Картины | Краски Карандаши Бумага |
Поделка «Дед Мороз и Снегурочка» | Работа с родителями | Задание на дом |
|
Новогодний хоровод | Развивать фантазию и творчество в рисовании Развивать чувство композиции, колорита | Нарисовать что больше всего понравилось на утреннике | Краски Карандаши Бумага |
Январь
Каникулы |
|
|
|
Как прошел праздник «Новый год» | Развивать фантазию и творчество в рисовании Развивать чувство композиции, колорита | Беседа о новогодних каникулах | Краски Карандаши Бумага |
Мой любимый сказочный герой | Развивать фантазию и творчество в рисовании Развивать чувство композиции, колорита | Беседа по сказкам | Краски Карандаши Бумага |
«Снеговичок». | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. | Беседа о зимнем персонаже Снеговик | Краски Бумага карандаш |
Февраль
«Пограничник» | Воспитать у ребенка художественный вкус. | Беседа о «День защитников отечества» | Краски Бумага Карандаш |
«Подарок папе». | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. | Беседа о «День защитников отечества» | Цветная бумага Картон Клей Ножницы |
Военная техника | Работа с родителями | Задание на дом |
|
Былины и сказки сегодня. | Началась масленица Сюжетное рисование | Проиллюстрировать сказку. Поиск изобразительно - выразительных средств. | Краски Карандаши Бумага |
Март
Цветочная композиция для мамы. | Вызвать желание порадовать маму | Беседа: о празднике мам, цветочувствительности и цветоведении. |
|
Весенняя композиция | Развивать эстетические познания о цветах, познакомить с графическими умениями и навыками в передаче разной формы предметов. | Беседа о временах года Картины Чтение сказки «Снегурочка» | Цветная бумага Клей Ножницы Карандаши |
«Веселые матрешки» (рисование декоративное) | Вспомнить свойства различных художественных материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. | Картины матрешек Вспомнить росписи
| Краски Кисти Бумага Карандаши |
Портрет мамы | Формировать умение выполнять рисунок с натуры, учить дорисовывать детали. | Самостоятельная работа детей | Листы бумаги Карандаши
|
Апрель
Жизнь планет во Вселенной. | Аппликация Беседа о планетах. | Аппликация по представлению на тему: «Жизнь планет во Вселенной». | Цветная бумага Картон Клей Ножницы |
Творческое задание «Прогулка по чужой планете». | Беседа о планетах Воспитывать чувство воображения, фантазию | Лепка | Пластилин Доска Стек |
«Пасхальное яйцо» | Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина | Беседе о празднике пасха Картины Презентация | Пластилин Стек Картон Доска Салфетки |
Парад |
|
|
|
Май
«Букет к 9 мая». | Изготовление цветов из пластилина. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Картины Беседа «Что за праздник 9 мая?» | Картон Пластилин Цветная бумага Ножницы Салфетки |
Открытка | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Открытка нашим бабушкам и дедушкам | Материалы по желанию |
Выставка работ за год | Выставка для родителей |
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы:
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М: «Карапуз», 2009.
2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М. Издательство скрипторий 2003. 2007
4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М. Издательство скрипторий 2003. 2007
5. Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе.
6. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
7. Козлина А.В. Уроки ручного труда М.: Мозаика- синтез, 2002г.
8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в д\с. М.: Мозаика – си нтез 2016г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".
В презинтации по теме "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...

Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»
АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

План по самообразованию по теме: "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".
Данную тему я выбрала для повышения собственного уровня знаний в воспитании детей дошкольного возраста и для развития у воспитанников нравственных качеств путем использования русских народных ск...

Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
отчет по самообразованию...
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....

«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Сказка – это могучее, действенное средство в нравственном воспитании детей....

Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством рисования
Выполнила воспитатель МБДОУ ЦРРдетский сад №21 «Кэнчээри»Гаврильева Мария ФедоровнаПояснительная записка Дошкольный возраст – фундамент обще...
