РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
статья
Педагогический опыт " Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования". Дошкольный возраст - благоприятный период для развитие творчества .Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Творческое развитие ребенка дошкольного возраста является важной составляющей его гармоничного формирования. Одним из наиболее эффективных способов стимулирования креативного мышления и художественного самовыражения является использование нетрадиционных техник рисования. Эти методы помогают детям выходить за рамки привычных способов взаимодействия с миром, способствуют развитию их воображения, мелкой моторики, пространственного мышления и эмоциональной сферы.
Значение творческого развития в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст – это период, когда активно развиваются все аспекты личности ребенка: когнитивные, эмоциональные и социальные. Именно в это время закладываются основы креативного мышления, способности к самооценке и самовыражению. Рисование в любом его проявлении играет в этом процессе особую роль, так как позволяет детям не только исследовать внешний мир, но и выражать свои чувства и мысли через символы и образы.
Традиционные методы рисования, такие как использование карандашей и красок, безусловно, важны, но порой они ограничивают свободу самовыражения ребенка. Поэтому на смену им все чаще приходят нетрадиционные техники, которые дают возможность экспериментировать с материалами, цветом, фактурой, создавая необычные и креативные работы.
Основные нетрадиционные техники рисования
Монотипия Монотипия – это техника, при которой ребенок наносит краску на стекло или гладкую поверхность, а затем переносит изображение на бумагу. Этот метод интересен тем, что каждый отпечаток уникален, а результат часто бывает неожиданным. Монотипия развивает фантазию и учит детей видеть красоту в случайностях и неидеальности.
Пальчиковая живопись Рисование пальцами – один из самых любимых методов у детей младшего возраста. Этот способ помогает детям почувствовать материал на тактильном уровне, что способствует развитию сенсорного восприятия. Рисование пальцами также раскрепощает ребенка, давая возможность работать без традиционных инструментов, что делает процесс более увлекательным и творческим.
Граттаж или граттография Способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых или цветных линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Техника Граттаж дает детям первые представления о гравюре. Исполненные в этой технике работы очень оригинальны.
Рисование нитками Суть метода заключается в том, что нитку или шнур макают в краску и раскладывают на листе бумаги, после чего лист складывают пополам и надавливают. Результатом становятся необычные узоры, напоминающие фантастические цветы или бабочек. Этот метод учит ребенка предугадывать результат, тренирует внимание и наблюдательность.
Кляксография Эта техника предполагает создание изображений путем распыления или разбрызгивания краски на лист бумаги. Дети могут использовать трубочки, кисти или даже собственное дыхание для создания разнообразных форм. Такая техника помогает избавиться от страха перед ошибкой, так как каждая клякса может превратиться в новое изображение.
Рисование с помощью губок или трафаретов Использование губок для нанесения краски или работы с трафаретами открывает
перед ребенком новые возможности для создания сложных и текстурированных работ. Этот метод развивает не только воображение, но и координацию движений.
Рисование с помощью соли. Рисунок делается при помощи акварели. До того как он высохнет, на всю поверхность листа сыплется крупная соль. После того как краска высохнет, соль необходимо стряхнуть, песчинки останутся только на поверхности самого изображения. Этот способ развивает художественно-творческую активность и фантазию. Ребёнок подключает жизненный опыт, зрительно воспроизводит узоры, что стимулирует мышление и память, совершенствует мелкую моторику рук.
«Печать листьев». Используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Этот способ учит развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук, чувство композиции и цветовосприятие, помогает воспитать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Психологический аспект нетрадиционных техник рисования
Нетрадиционные техники рисования помогают детям легче справляться с эмоциями и тревогами. Они учат детей быть гибкими, открытыми к новому опыту и не бояться экспериментировать. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда дети только начинают осваивать окружающий мир и часто сталкиваются с непредсказуемыми ситуациями.
Творческие занятия в нетрадиционных техниках помогают ребенку расслабиться, выразить свои эмоции через цвет и форму. Дети учатся контролировать свои движения, что способствует улучшению концентрации и внимания. Кроме того, такие методы стимулируют развитие нестандартного мышления, что в будущем может стать основой для успешной учебной деятельности и решения сложных задач.
Заключение
Нетрадиционные техники рисования – это эффективный инструмент развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Они не только расширяют границы художественного восприятия ребенка, но и помогают ему научиться думать креативно, быть открытым к новому и не бояться экспериментировать. Развивая воображение, сенсорное восприятие и мелкую моторику, такие методы делают процесс обучения увлекательным и полезным для всестороннего развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Педсовет на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельно...

Самообразование «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2019 – 2020 учебный год....

Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
laquo;И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать. И каждый смело нарисуетВсё, что его и...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Задачи: 1. Расширить представления родителей с особенностями работы с детьми по развитию их творческих способностей.1.Познакомить родителей с организацией работы в группе по развити...

Папка по самообразованию педагога:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Нетрадиционная техника рисования...