«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
материал
Создать условия для педагогов составлять предложения с опорой на картинки. Формировать лексико-грамматические представления. Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.5 КБ | |
| 802.65 КБ | |
| 802.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
Тема: «Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Цель : создать условия для педагогов составлять предложения с опорой на картинки. Формировать лексико-грамматические представления. Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь.
Ожидаемые результаты:
- получение участниками знаний об основных принципах использования фразового конструктора для развития фразовой речи у детей дошкольного возраста;
- овладение навыком изготовления элементов фразового конструктора с целью внедрения в образовательный процесс;
- создание атмосферной обстановки, поддержка педагогического творчества, реализация педагогического стремления помогать детям;
- обмен педагогическим опытом, установление коммуникативных связей между участниками образовательного процесса, профессиональная поддержка.
Ход мастер-класса
Слайд 2
-Здравствуйте, дорогие коллеги! Я хочу познакомить Вас сегодня с особенностями работы по развитию связной речи детей с помощью фразового конструктора.
Цель и задачи:
Фразовый конструктор направлен на решение следующих задач: их вы видите на экране:
установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;
актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
формирование связности и четкости высказывания;
Слайд 3
Почему именно возникла идея фразового конструктора? с помощью наглядных подсказок дети способны хорошо усваивать новый материал. Фразовый конструктор — это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения. Он необходим, для формирования языковой способности.
Поможет формированию обращённой речи и установлению контакта с ребёнком. Именно этой цели служит фразовый конструктор.
У фразового конструктора есть несколько правил:
1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами. Минимальный порог ввода: 100 существительных+10 глаголов.
2. Глагол лучше обозначать черно-белой пиктограммой;
3. Вводим части речи по онтогенезу, используя для этого модели фраз по В.И.Балаевой;
Слайд 4
Их вы видите на экране
Слайд 5
Выделяются основные этапы работы:
Начальным этапом применения конструктора будет усваивание ребенком, либо повторение/закрепление /обобщение слов, обозначающих названия, действия и признаки предметов (цвета, размер, форму) на материале конструктора. Это фраза (предложение) из 1 слова. Затем можем приступать к составлению более распространенных фраз.
#1055;еред началом работы с фразовым конструктором, необходимо обучить ребенка соотносить слова с игрушками и изображениями, то есть он должен понимать, о чем или о ком будет идти речь. Работа строится в вопросно-ответной форме с составлением предложений по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям. Это самолет.
2. отработка простого двусоставного предложения на материале слов, доступны детям по звуко-слоговой структуре. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. Работа строится в вопросно-ответной форме, используется сопряженная и отраженная речь. Лев лежит. Самолепт летит.
Слайд 6
3. Для понимания смысла предложения и развития диалогической речи ребенку предлагается ответить на вопросы, поставленные к каждому члену предложения, например: Муравей дружит с бабочкой. Кто дружит с бабочкой? Что делает муравей?
Работа по формированию трехсловных предложений с прямым или косвенным дополнением. Бабушка поливает растения. Мальчик ест кашу. Для формирования у детей навыков словоизменения педагогу необходимо при произнесении акцентуировать падежные окончания.
Слайд 7
4. Четырехсловная фраза. Мальчик едет на машине.
Первая модель фразового конструктора помогает строить фразу именно по типу существительное+ глагол и прилагательное+ существительное.
Преимуществом фразового конструктора является, прежде всего, использование не просто проговаривания либо показывания, а действия с ним, что способствует активизации наглядно-действенного, уже сформированного, типа мышления, а также подключает наглядно-образное мышление.
Слайд 8
Важно помнить!
Формируя фразовую речь у ребенка, не следует ограничиваться только механическим повторением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.
В завершение хочется сказать, что актуальность фразового конструктора сохраняется и для детей, имеющих тяжелые нарушения речи и испытывающих трудности при самостоятельном построении предложений, трудности при самостоятельным рассказывании, при заучивании наизусть текста или пересказе. Фразовые конструкторы выполняют поддерживающую функцию вербальной коммуникации ребенка, снижают его зависимость от помощи взрослого.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
Формирование у ребенка обобщенного представления о логической последовательности текста, на которые они ориентируются в самостоятельной речевой деятельности...
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...

Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.
Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...

«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей раннего и дошкольного возраста
Консультация для педагогов...

Консультация для педагогов: «Фразовый конструктор как средство развития связной речи у детей раннего и дошкольного возраста»
Одним из важнейших аспектов развития дошкольников является формирование связной речи. Связная речь — это способность ребенка последовательно и логично выражать свои мысли, эмоции и представления...

Презентация по развитию речи «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной ...

Фразовый конструктор, как средство развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР
Детей с тяжёлыми нарушениями речи с каждым годом становится всё больше и такие дети, конечно, имеют серьёзные проблемы в общении, что не может не отражаться на их гармоничном развитии. Спонтанное рече...
