Фразовый конструктор, как средство развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Детей с тяжёлыми нарушениями речи с каждым годом становится всё больше и такие дети, конечно, имеют серьёзные проблемы в общении, что не может не отражаться на их гармоничном развитии. Спонтанное речевое развитие ребёнка с ТНР протекает замедленно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными.
Трудности в овладении умением строить предложения логически последовательно, структурировать высказывания, в их логическом оформлении препятствуют осуществлению полноценной коммуникации. В связи с этим необходимы специфические средства и методы, позволяющие детям с ТНР овладеть предложением как единицей речи. Одним из таких методов является наглядное моделирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введение
Работа по формированию фразовой речи является одним из важных этапов коррекционной работы. У детей с особыми образовательными потребностями фразовая речь не может быть сформирована без систематических и целенаправленных занятий. Необходимо проводить одновременную работу над пониманием обращенной речи, обогащением словаря, построением фразы.
Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога.
Мы изготовили фразовый конструктор разных видов. Их разнообразие зависит от возможностей детей, от поставленных целей, и , конечно, для вовлеченности детей в процесс построения фраз. Игра «Фразовый конструктор» направлена на решение следующих задач:
Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
Обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;
Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
Формирование связности и четкости высказывания;
Развитие зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;
Работа над пониманием сказанного.
Этапы работы
Практическая часть
Этапы работы
Пособие конструктор фраз служит зрительной опорой, где каждое слово обозначается отдельной картинкой.
Предлагаем использование фразового конструктора по моделям:
1 модель: существительное + глагол (подлежащее + сказуемое).
Отработка простого двусоставного предложения на материале слов, доступных детям, где идет соотношение слова с изображением. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. На данном этапе происходит отработка умения грамотно задавать вопросы «Кто это? Что это?» и отвечать на них фразой.
«Что делает?» - знакомим детей с символами основных действий, учим устанавливать связи между предметом и его действием.
«Летит, плывёт, идёт» – подводим ребенка к пониманию того, что предметы могут объединяться в группы по способу передвижения.
Работа строится в вопросно-ответной форме, используется сопряженная и отраженная речь. Мальчик идет.
2 модель: работа по формированию трехсловных предложений с прямым или косвенным дополнением. Существительное + глагол + существительное
(подлежащее+ сказуемое+ прямое дополнение).Мама купила овощи.
3 модель: четырехсловная фраза вводим определение с косвенным или прямым дополнением. Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения. (в, за, под, над)
Существительное + глагол + прилагательное +существительное (подлежащее+ сказуемое+ определение + дополнение). Мама стирает зеленую футболку.
Заключение
Благодаря использованию ФК занятия по развитию связной речи перестали быть скучными, дети вовлечены в деятельность по составлению предложений, ускорился процесс введения в речь предлогов. Визуализация предложений помогает воспроизводить фразы даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.
С помощью набора картинок формируется способность к планированию и проговариванию последовательности слов в предложении. Предметные картинки подобраны по лексическим темам, это приводит к умению детей обобщать, классифицировать и сравнивать предметы. Наглядные схемы из картинок обучают детей построению фраз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей раннего и дошкольного возраста
Консультация для педагогов...
«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов В настоящее время у многих детей имеют серьезные проблемы в общении. Эти проблемы, с одной стороны, связаны с нехваткой объема словаря, а с другой стороны, с неумением ...

Мастер класс «Фразовый конструктор, как средство развития связной речи»
Мастер класс «Фразовый конструктор, как средство развития связной речи»...

Презентация. Тема " Фразовый конструктор как средство развития связной речи детей раннего возраста"
Фразовый конструктор - несколько определений. Краткий экскурс в историю происхождения этой методики, задачи функции, цели применения данной методики. Результаты....

Мастер- класс для родителей группы раннего возраста на тему"Фразовый конструктор как средство развития связной речи детей раннего возраста"
Мастер- класс для родителей группы раннего возраста...

Консультация для педагогов: «Фразовый конструктор как средство развития связной речи у детей раннего и дошкольного возраста»
Одним из важнейших аспектов развития дошкольников является формирование связной речи. Связная речь — это способность ребенка последовательно и логично выражать свои мысли, эмоции и представления...

«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Создать условия для педагогов составлять предложения с опорой на картинки. Формировать лексико-грамматические представления. Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь....
