Проект в группе раннего возраста на тему: «Чувашия – мой край родной»
проект (младшая группа)

Романовская Татьяна Анатольевна

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом, краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Чем больше ребёнок  с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. 

В связи с этим был разработан проект «Чувашия – мой край родной».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chuvashiya_-_moy_kray_rodnoy_1.docx46.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 116 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» города Чебоксары

Проект в группе раннего возраста на тему:

«Чувашия – мой край родной»

Подготовила

воспитатель

Романовская Татьяна Анатольевна

Чебоксары 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта…………………………………………………..

3

Актуальность (проблема)…………………………………………

4

Анализ внешней и внутренней среды……………………………

5

Цели и задачи проекта…………………………………………….

8

Участники проекта…………………….......................................

8

Ресурсы проекта…………………………………………………...

9

Механизм реализации проекта…………………………………...

10

План реализации проекта…………………………………………

12

Ожидаемые результаты…………………………………………...

15

Перспективы дальнейшего развития проекта…………………...

15

Список литературы……………………………………………….

16

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Чувашия – мой край родной»

Тема проекта

«По родному краю с рюкзаком шагаю»

Автор проекта

Романовская Татьяна Анатольевна

Место реализации проекта

МБДОУ «Детский сад №116 «Родничок» г. Чебоксары Чувашской Республики, группа раннего возраста

Проблема, на решение которой направлен проект

В настоящее время дети имеют недостаточный объем знаний о родном  городе и крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к своей малой Родине. Родители не уделяют  внимание данной проблеме, считая ее не столь важной.

Цель проекта

Расширение и закрепление знаний детей о родном крае.

Задачи проекта

1. Расширять знания детей о растительном и животном мире родного края.

2. Обогащать знания дошкольников о городе Чебоксары, его истории, достопримечательностях и выдающихся  людях.

3. Формировать эколого-туристские знания и умения.

4. Развивать устойчивый познавательный интерес к родному краю.

5. Воспитывать бережное отношение к природе родного края, к его  достопримечательностям и культурным ценностям.

6.  Приобщать родителей к активному участию в воспитании у детей любви к родному краю.

Участники проекта

Воспитатели группы раннего возраста, воспитанники  группы раннего возраста, родители воспитанников группы раннего возраста.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный: сентябрь 2022 - май 2023 года

Ожидаемые результаты

1. У детей расширены знания о растительном и животном мире родного края.

2. Дошкольники обогащены знаниями о городе Чебоксары, его истории, достопримечательностях и выдающихся  людях.

3. У детей сформированы эколого-туристские знания и умения.

4. У воспитанников развит устойчивый познавательный интерес к родному краю.

5. У дошкольников сформировано бережное отношение к природе родного края, к его  достопримечательностям и культурным ценностям.

6.  Родители приобщены к активному участию в воспитании у детей любви к родному краю.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом, краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Чем больше ребёнок  с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. 

В связи с этим был разработан проект «Чувашия – мой край родной».

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

Анализ внешней среды

За последние годы в стране произошли большие перемены.    Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм и любовь к Родине.  Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего ребенка.

 Как показывает практика, патриотическое воспитание переживает сегодня кризис. Дети – дошкольники не интересуются национальными особенностями своего народа и не соблюдают их, отсутствуют или фрагментарны знания о родном городе, педагоги и родители не всегда используют возможность рассказать интересные истории о городе, районах, улицах. Вместе с тем, именно рассказ, беседа, путешествие по интересным местам малой родины, общение с знаменитыми горожанами помогает воспитанию настоящего патриота.

Анализ внутренней среды

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 116 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей города Чебоксары Чувашской Республики осуществляет свою деятельность с 1 ноября 1980 года.

Проектная мощность здания рассчитана на 249 человек. Фактический списочный состав—315 человек. В ДОУ функционирует 11 групп. В детском саду оборудованы: творческая мастерская, кабинет лего-конструирования,  кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, кабинет педагога дополнительного образования, музыкальный зал,  физкультурный зал и медицинский кабинет.

Воспитательно-образовательная деятельность ведется в соответствии с основной образовательной программой, разработанной ДОО на основе следующих комплексных программ:

1.        Истоки: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/Науч. рук. Л.А. Парамонова. — 6-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2018.

2.        Программа образования ребенка-дошкольника/Авт.-сост. Л.В. Кузнецова, Чебоксары: Чувашский Республиканский институт образования, 2006.

Так же для обеспечения целостности и корректировки воспитательно—образовательного процесса в ДОУ используются парциальные программы:

1. «Основы здорового образа жизни» Н.П. Смирновой.

2. «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

3. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.П. Стеркиной.

Национально-региональный компонент реализуется посредством использования «Программы образования ребенка-дошкольника.» — Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006. — 292с.

В МБДОУ «Детский сад № 116» г. Чебоксары большая роль в эффективности качества воспитательно-образовательного процесса отводится материально-техническому обеспечению, оснащённости образовательного процесса и предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.

В детском саду создана комфортная психолого-педагогическая и предметно-пространственная развивающая среда, которая соответствует нормативно-правовому статусу, реализуемым программам, эстетическим и гигиеническим требованиям. В каждой возрастной группе ДОУ созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д. В группах оборудованы кукольные уголки, зоны сенсорного развития, уголки театрализованных игр, занимательной математики, речевые зоны, зоны сюжетно-ролевых игр, музыкальные, национальные уголки и уголки декоративно-прикладного искусства.

На сегодняшний день педагогический коллектив, обеспечивающий развитие и воспитание детей, состоит из 28 педагогов, из них 21 воспитатель, 2 музыкальных руководителя, 1 старший воспитатель,  2 логопеда, 1 педагог-психолог, 1 инструктор по физической культуре. Педагоги образовательного учреждения постоянно повышают уровень своей квалификации  (100% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации в соответствии с ФГОС ДО).

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

В настоящее время дети имеют недостаточный объем знаний о родном  городе и крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к своей малой Родине. Родители не уделяют  внимание данной проблеме, считая ее не столь важной.

Оценка выявленной проблемной ситуации определила необходимость повышения  уровня  знаний  воспитанников  о родном крае  не только у детей дошкольного возраста, но и у их родителей. В связи с этим был разработан проект «Чувашия – мой край родной».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: расширение и закрепление знаний детей о родном крае.

Задачи:

1. Расширять знания детей о растительном и животном мире родного края.

2. Обогащать знания дошкольников о городе Чебоксары, его истории, достопримечательностях и выдающихся  людях.

3. Формировать эколого-туристские знания и умения.

4. Развивать устойчивый познавательный интерес к родному краю.

5. Воспитывать бережное отношение к природе родного края, к его  достопримечательностям и культурным ценностям.

6.  Приобщать родителей к активному участию в воспитании у детей любви к родному краю.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

1. Воспитатель группы раннего возраста.

2. Воспитанники  группы раннего возраста.

3. Родители воспитанников группы раннего возраста.

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

Качество реализации проекта обеспечивается использованием нескольких видов ресурсов:

Нормативно-правовые ресурсы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».

Программно-методическое обеспечение:

- Истоки: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/Науч. рук. Л.А. Парамонова. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2015.

- Программа образования ребенка-дошкольника/ Авт.-сост. Л.В. Кузнецова, Чебоксары: Чувашский Республиканский институт образования, 2006.

Методическое обеспечение:

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.

3. Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».

4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2016. –128 с.

5. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 136 с.

6. Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.

7. Николаева С.Н. «Юный эколог». – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.

Кадровые ресурсы:

Воспитатель: Романовская Татьяна Анатольевна, стаж педагогической работы – 9 лет.

Информационные ресурсы:

- Информационные стенды для родителей (в ДОУ и группах);

- Сайт ДОУ;

- Сетевой город.

Материально – технические ресурсы:

- детская художественная, познавательная и методическая литература;

- наглядные пособия;

-дидактические игры.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Целевая аудитория

Содержание

Подготови-тельный

С педагогами

-постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

-изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы;

-определение участников проекта, плана проектных мероприятий и сроков его реализации.

С детьми

-беседы;

-рассматривание иллюстраций;

-проведение презентаций.

С родителями

-анкетирование родителей;

-создание папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;

-консультация.

Основной

С педагогами

-консультация.

С детьми

-экскурсия в методический кабинет;

-экскурсия по территории детского сада;

-проведение бесед;

-чтение художественной литературы;

-проведение дидактических игр;

-проведение сюжетно-ролевых игр; 

-НОД;

-проведение целевых прогулок по территории детского сада;

-проведение физминуток;

-проведение подвижных игр;

-просмотр мультфильмов.

С родителями

-консультация «Как научить детей любить и беречь природу», «Люби и знай свой край родной», «Детский туризм»;

овместная выставка поделок из природного материала «Дары осени»;

-рекомендации для родителей «В поход всей семьей»;

нформация  на стенде группы «Двигательная активность детей на прогулке зимой»;

- помощь в организации «Птичьей столовой» на участке (кормушки);

-изготовление лэпбука «Моя Чувашия».

Заключи-тельный

С педагогами

-обобщение результатов работы над проектом;

-выступление на педагогическом совете (обсуждение результатов реализации проекта);

-освещение опыта работы на конкурсах профессионального мастерства.

С детьми

-выставка детских рисунков «По родному краю с рюкзаком шагаю» (совместное творчество).

С родителями

-итоговое родительское собрание «Зачем воспитывать патриотизм? Родина - как семья!».

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы

Наименование мероприятия

Срок

Ответственные

Подгото-витель-ный этап

Работа педагога:

-постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

-изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы;

-определение участников проекта, плана проектных мероприятий и сроков его реализации.

сентябрь

воспитатели

Работа с детьми:

-мультимедийная презентация «Чувашия – мой край родной»;

-беседа «Чебоксары - столица Чувашской Республики»;

-рассматривание иллюстраций «Город на Волге».

октябрь

воспитатели

Работа с родителями:

-анкетирование родителей;

-создание папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;

-консультация «По родному краю с рюкзаком шагаю».

октябрь

воспитатели

Основной этап

 Работа педагога:

-проведение консультации с педагогами «Организация целевой прогулки с детьми дошкольного возраста».

ноябрь

воспитатели

Работа с детьми:

-онлайн-экскурсия «Природа родного края»;

-беседа «Моя Чувашия»;

-литературная гостиная: чтение книг «Животный мир Чувашии», «Растительный мир Чувашии»;

-целевая прогулка по территории детского сада «Осень в родном городе»;

-просмотр мультфильма «Откуда река взялась», «Иван-Батыр»;

-просмотр видеофильма «Достопримечательности города Чебоксары»;

-просмотр презентации «Знаменитые люди Чувашии»;

-дидактическая игра «Собери рюкзак в поход»;

-акция «Покормите птиц зимой»;

-просмотр презентации «Правила поведения в походе»;

-выставка фотографий о зимних приключениях и туристических походах дошколят;

-фото-выставка «Родные просторы»;

-сюжетно-ролевая игра «Идем в поход».

ноябрь-

апрель

воспитатели

Работа с родителями:

-консультация «Как научить детей любить и беречь природу», «Люби и знай свой край родной», «Детский туризм»;

овместная выставка поделок из природного материала «Дары осени»;

-рекомендации для родителей «В поход всей семьей»;

нформация  на стенде группы «Двигательная активность детей на прогулке зимой»;

- помощь в организации «Птичьей столовой» на участке (кормушки);

-изготовление лэпбука «Моя Чувашия».

ноябрь-

апрель

воспитатели

Заключи-тельный этап

Работа педагога:

-обобщение результатов работы над проектом;

-выступление на педагогическом совете (обсуждение результатов реализации проекта);

-освещение опыта работы на конкурсах профессионального мастерства.

май

воспитатели

Работа с детьми:

-выставка детских рисунков «По родному краю с рюкзаком шагаю» (совместное творчество).

май

воспитатели

Работа с родителями:

- создание фотоальбома «По родному краю с рюкзаком шагаю»

-итоговое родительское собрание «Зачем воспитывать патриотизм? Родина - как семья!».

май

воспитатели

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Ожидаемые результаты

1. У детей расширены знания о растительном и животном мире родного края.

2. Дошкольники обогащены знаниями о городе Чебоксары, его истории, достопримечательностях и выдающихся  людях.

3. У детей сформированы эколого-туристские знания и умения.

4. У воспитанников развит устойчивый познавательный интерес к родному краю.

5. У дошкольников сформировано бережное отношение к природе родного края, к его  достопримечательностям и культурным ценностям.

6.  Родители приобщены к активному участию в воспитании у детей любви к родному краю.

Критерии оценки эффективности

1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.

2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.

3. Достижение ожидаемых результатов.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Данный проект может быть принят к реализации другими педагогами.

Необходимо продолжать создавать условия для повышения детской, родительской и педагогической компетентности в вопросах истории, культуры нашего края и формирования заботливого отношения к родному городу и краю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».

4. Истоки: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/Науч. рук. Л.А. Парамонова. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2015. - 192 с.

5. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

6. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.

 7. Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».

8. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2016. –128 с.

9. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 136 с.

10. Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.

11. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. –Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.

12. Николаева С.Н. «Юный эколог». – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.

Интернет-ресурсы:

http://doshkolnik.ru

http://maam.ru

http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в группе раннего возраста по теме: "Наше здоровье"

В проекте планирование с детьми раннего возраста по развитию культурно-гигиенических навыков на 2 недели. Лаконично, понятно и доступно все описано....

Проект в группе раннего возраста по теме: "Наше здоровье"

В проекте планирование с детьми раннего возраста по развитию культурно-гигиенических навыков на 2 недели. Лаконично, понятно и доступно все описано....

Презентация к проекту в группе раннего возраста на тему "В гостях у сказки".

Проектная деятельность в группе раннего возраста на тему "В гостях у сказки"....

Краткосрочный проект в группе раннего возраста на тему: "Домашние птицы"

Воспитание интереса и любви детей к птицам, желание их оберегать, расширять знания детей о птицах, формирование реалистических представлений о птицах....

Проект в группе раннего возраста на тему: "Домашние птицы"

Воспитание интереса и любви детей к птицам, желание их оберегать, расширять знания детей о птицах, формирование реалистических представлений о птицах....

Проект в группе раннего возраста по теме: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Ранний возраст является для ребенка очень насыщенным. Именно в этот период появляется стремление к самостоятельности. В процессе повседневной работы с детьми, надо стремиться к тому, чтобы выполнение ...