Мастер-класс "Шнурочные истории"
методическая разработка (старшая группа)
Мастер-класс "Шнурочные истории" для дошкольников направлен на развитие мелкой моторики, креативности и воображения. В ходе занятия дети будут создавать яркие, увлекательные истории, используя разноцветные шнурки и различные материалы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 197.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Шнурочные истории»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе практического применения пособия «Шнурочные истории».
Задачи:
- познакомить с одним из приёмом развития креативности у дошкольников;
- повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии креативного мышления у дошкольников;
- создать условия для продуктивной работы участников мастер-класса;
- побудить участников к саморазвитию.
Участники мастер-класса: педагоги, дети дошкольного возраста .
Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический.
Материалы и оборудование: презентация, пособие «Шнурочные истории», ковровая подложка, алгоритм работы, элемент игры «Друдлы»
ХОД МАСТЕР- КЛАССА
- Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги! Меня зовут Калинина Наталья Валерьевна, и я хочу сегодня представить вашему вниманию мастер-класс по использованию универсального пособия «Шнурочные истории» для развития креативного мышления у детей дошкольного возраста.
Для начала возьмите пожалуйста по одному шнурку из бокса и пусть он останется у вас до окончания мастер-класса.
В двух словах напомню вам, что такое креативность и для чего это качество нужно начинать развивать именно в дошкольном возрасте.
Креативность – это способность выходить за пределы привычного шаблона, смотреть на мир с разных точек зрения, генерировать качественно новые идеи и воплощать их.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка, остроумное решение проблемы или способность находить выход из различных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.
Каждый взрослый человек имеет данный потенциал, развитый в той или иной мере. А у наших воспитанников есть ценнейшие качества, которые взрослым приходится восстанавливать иногда ценой огромных усилий: любопытство, живость воображения, готовность экспериментировать и пробовать. И я думаю ни у кого уже не осталось сомнений, что дошкольный возраст – это лучший возраст для развития этого самого нестандартного мышления.
Как же помогает мне в этом мое пособие?
В представлении педагогической находки я обращала Ваше внимание, что потенциал пособия во многом раскрыли сами дети, придумывая варианты использования вязаных шнурков в различных видах деятельности. Это и есть проявление детской креативности.
Но есть еще и конкретные педагогические приемы, которые способствуют развитию креативности.
Мы сегодня рассмотрим те приемы, которые можно использовать с применением пособия
«Шнурочные истории».
Креативность – это способ действия. Креативность отвечает на вопрос не ЧТО? а КАК? Поэтому поиск детьми нового варианта использования предмета работает на развитие их креативного мышления, задача педагога – создать условия, чтобы детской мысли было, где развернуться. По сути, это применение шнурков в качестве предметов-заместителей.
Преобразование объекта, изменение его образа, формы влияет не только на развитие образного мышления, но и на саму установку, что, оказав некоторое воздействие на исходную реальность, мы можем ее изменить.
Игры на фантазирование и ассоциации оказывают влияние на развитие нестандартности, вариативности, образности мышления. Примером может служить вот эта игра со шнурком (фото на экране). При свободном падении шнурок образует линии и петли, в которых дети могут увидеть самые разные образы.
В основе приема «Незавершенные фигуры» лежат рисунки теста Элиса Пола Торренса, которые являются средством не только выявления уровня, но и развития креативного мышления. Они также способствуют развитию гибкости и оригинальности мышления.
Техника игры Друдлы сочетает в себе потенциал приемов фантазирования и дорисовки фигур. Процесс работы с
друдлами включает в себя ассоциирование изображения с неким образом и дальнейшее превращение абстракции в конкретный предмет.
- Практическая часть
А сейчас я предлагаю перейти к практической части нашего мастер-класса. Прошу 4-х участниц помочь мне в этом. Пожалуйста займите места за столами.
Мы сейчас с вами освоим один из приемов развития креативности. Перед вами один из элементов игры Друдлы. Внимательно его рассмотрите, перенесите изображение на ковролин, представьте "на что это похоже?" и создайте из этого элемента оконченный образ, используя пособие "Шнурочные истории". Затем Вам необходимо записать полученный результат. Время на работу будет ограничено - 5 минут, при этом необходимо успеть создать и записать как можно больше образов. Каждый раз после фиксирования результата нужно разобрать полученный образ до исходного элемента и создать из этого элемента новый образ.
Алгоритм работы:
- Внимательно рассмотрите предложенный элемент.
- Перенесите элемент на ковролин с помощью пособия.
- Представьте "На что это похоже?"
- Дорисуйте до конечного образа с помощью пособия.
- Запишите результат на лист.
- Разберите конечный образ до исходного элемента и повторите весь процесс снова как можно больше раз.
Время ограничено - 4 минуты!
Первые возникающие образы – это результаты шаблонного мышления, лишь дальнейшие ассоциации являются проявлением креативности.
Креативность развивается и тренируется,
поэтому именно систематические упражнения дают свой результат.
Работа с залом
А пока наши участницы работают, мы тоже потренируемся. У каждой из вас в руках частичка моего пособия, а именно вязанный шнурок. И сейчас мы с вами пофантазируем и покреативим в том, как конкретно вы могли бы применить его в работе с детьми своей возрастной группы и согласно своему направлению в работе. А маленькую подсказку я выведу для вас на экран.
У вас несколько секунд, чтобы подумать. Подумали, а теперь напоминаю, что первые идеи
– это результат шаблонного мышления. Итак, вперед!
Благодаря вашим ответам мы увидели множество вариантов использования пособия. Именно его простота и универсальность помогают создавать условия для развития детской креативности. Спасибо за работу, и я возвращаюсь к нашей фокус-группе.
Итак, напоминаю, что все участницы получили элемент игры Друдлы. Он у всех одинаковый.
Далее перед каждой из них стояла задача в ограниченное количество времени перенести этот элемент на ковролин, пофантазировать «на что это похоже?» и создать из этого элемента оконченный образ, используя пособие «Шнурочные истории». Затем необходимо было записать свою ассоциацию. Нужно было успеть придумать как можно больше образов. Давайте попросим наших участниц озвучить результаты их работы. Каждая участница назовет все свои образы, начиная с самого первого.
3. Рефлексивно-оценочный этап
Отлично! Скажите пожалуйста, столкнулись ли вы во время работы с какими-то трудностями? Как вы с ними справились?
Повторялись ли ваши образы?
Если бы сейчас я снова предложила вам выполнить это упражнением, но с другим элементом, как вы думаете, было бы вам легче/проще справиться с поставленной задачей? Почему?
Верно, Креативность развивается и тренируется, поэтому именно систематические
упражнения дают свой результат.
Чтобы развивать креативность мышления, каждый раз пробуйте новые техники и приемы, сравнивайте результаты и выбирайте те инструменты, которые приносят лучший результат. А результат отследить предельно легко - в вариантах решений должно заметно уменьшится количество шаблонных повторов, а количество разнообразных жизнеспособных проектов заметно увеличиться. Постоянно учитесь новому и тогда успех вам обеспечен!
Я же в качестве основного средства развития креативности своих воспитанников выбрала пособие "Шнурочные истории" и, если, мне удалось показать вам большой диапазон возможностей моей находки, то прошу вас завязать узелок на шнурке, который у вас в руках и вернуть его в бокс. А если вы считаете, что есть еще неосвоенные
области и непокоренные вершины, то прошу оставить шнурок в первозданном виде. Ваши ответы станут для меня новой ступенькой на пути развития моей креативности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
"О чём расскажут улицы Коломны" - история России в истории города.
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

Реферат по истории педагогики: «Актуальные вопросы семейного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики».
Реферат по истории педагогики...

Паспорт проекта "Изучение с дошкольниками истории России на основе знакомства с историей семьи" Тебякина Инна Петровна МБДОУ №7 "Золотая рыбка" г. Тамбов
Паспорт проекта «Изучение с дошкольниками истории Россиина основе знакомства с историей семьи»творческое название: «Моя семья – мое богатство». Вид проекта: информационно-творческий.Авторы проект...

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"
"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...

Проект к дню Победы. "История моей семьи в истории страны".
Укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, педагогов, родителей. Формирование знаний о Великой Отечественной войне через различные виды де...

Проект "История моей семьи в истории моей страны"
Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....
