«Развитие личностных качеств в процессе экспериментирования (инициатива, любознательность, самостоятельность, взаимодействие с другими детьми и т.д.)»
статья

Лиманова Марина Сергеевна

В статье представлен личный опыт 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие личностных качеств в процессе экспериментирования (инициатива, любознательность, самостоятельность, взаимодействие с другими детьми и т.д.)»

 «Ни одно великое открытие

не было сделано без инициативы»

Эмерсон Р.

У детей ни дня не проходит без новых открытий. Уже в младенческом возрасте действия ребёнка направленны на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого. В младенчестве появляется постоянная и чёткая реакция ощупывания, хватания, размахивания погремушкой, похлопывание рукой, предметом, постукивание предметом о предмет, раскачивание. И начинается первое проявление инициативности в исследовании ребёнком окружающего его мира.

Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом.

Детская инициативность в младшем дошкольном возрасте проявляется в выборе тематических игр, в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми дошкольник обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. А в старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах деятельности ребёнка, это в общении, в игре, в продуктивной деятельности, в экспериментировании.

Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования, т. е. дети задают вопросы взрослому – почему? зачем? как? откуда и др., или риторических, как бы адресованных самому себе.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в экспериментировании.

Л. С. Выгодский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года –

практически единственным способом познания мира. Уходя своими корнями в манипулировании предметами.

По мнению Н. Н. Поддьякова детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности, с другой.

Термин «Эспериментирование» понимается, как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В своей работе я решила исследовать проблему развития такого качества, как инициативность через процесс экспериментирования. Использовала такие формы и методы, чтобы дошкольник был любознательным, активным, для того чтобы в процессе экспериментирования ребёнок приобрёл следующие навыки: мог видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; выделять существенные проблемы и связи; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; проводить эксперимент; делать вывод.

Изучив и проанализировав методическую литературу решила провести мониторинг дошкольников, который показал, что в НОД проявляли инициативу из 25 детей – 5 детей, а в экспериментировании 7 детей.

Остальные дети были пассивны.

После чего, взяв за основу такую форму работы, как экспериментирование решила сначала:

  • определить зону экспериментирования.
  • подобрала методическую литературу,
  • выбрала место для хранения материала,
  • оформила картотеку опытов и наблюдений,
  • с помощью родителей наполнили материалом для опытов и экспериментов (специальная посуда, природный и бросовый материал и т. д.),
  • разработала мнемотаблицы,
  • изготовила таблицы по правилам поведения в лаборатории,
  • оформила лепбуки по темам: «Всё о воде», «Воздух и его свойства»,

«Песок и глина», «Фабрика растений», «Моё тело».

При проведении эксперимента проводила наблюдения распознающего характера, где формировались знания о свойствах и качествах предметов и явлений; и наблюдения за изменениями и преобразованием объектов. Также использовала игровой метод, который сопровождался в сочетании с другими приёмами: вопросами, объяснениями, указаниями, пояснениями, показом. Из словесных методов использовала ситуативные беседы, применяла для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. Для развития

детской инициативы в начале эксперимента использовала сюрпризные моменты:

-«Чудесный мешочек»

-«Посылка от Фиксиков»

  • «Письмо от Барбоскиных»

Дети испытывали радость, начинали задавать вопросы, проявляли инициативу и любознательность во время проведения экспериментов. Для развития инициативы организовывала необычные дни, например:

  • «День фантастических превращений»
  • «Целый день на луне»
  • «Логический день»

В такие дни все виды деятельности, включая режимные процессы, организовывала с детьми в соответствии с замыслом и принятыми ролями.

Проводила опыты, эксперименты и наблюдения, такие как:

  • «Почему песок хорошо сыплется?»
  • «Глина, её качества и свойства»
  • «Свойства и признаки воды»
  • «Откуда берётся вода»
  • «Реактивный шарик»
  • «Упрямый воздух»
  • «Живая змейка»
  • «В тепле ив холоде»
  • «Фабрика питания»
  • «Умный нос» и т. д.

Проводила эксперименты с детьми: группами и индивидуально. Эксперименты проводила в группе, на участке, на территории детского сада.

По продолжительности эксперименты были: кратковременные и длительные. Наблюдения были за одним и тем же объектом: однократные,

многократные.

Проводя мониторинг в конце года результаты показали, из 25 детей активными стали 15 дошкольников. Результаты показали, что развитие инициативности, через экспериментирование стало более развито.

Дети стали проявлять инициативность и в других видах деятельности и в режимных моментах.

Таким образом, дети стали более инициативны, стали больше проявлять интерес к изучению окружающего мира, дети научились выделять и ставить проблему, которую нужно было решить; научились находить разные решения; научились проверять все возможные решения; делать выводы; делать обобщения.

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «Детство»
  2. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект:"Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

Тип проекта: Практико-ориентированный. Вид проекта: Долгосрочный. Участники: • Воспитатель; • Дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 л...

Развитие личностных качеств дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития личности дошкольников. Обучение рисованию, лепке, аппликации, к...

«Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой через различные виды театрализованной деятельности»

Тема : «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в прцессе ознакомления со сказкой через различные виды театрализованной деятельности»          ...

Консультация для родителей « Взаимодействие с семьей при создании предметно-развивающей среды, как условие развития личностных качеств ребенка»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что вс...

Поддержка детской инициативы, как основы развития личностных качеств и достижений целевых ориентиров средствами кейс- технологий."

Данный материал поможет педагогам узнать виды кейс- технологии, где и как использовать в работе с детьми, в каких видах деятельности. А также можно узнать как правильно выстроить работу с детьми старш...

Консультация для педагогов" Поддержка детской инициативы как основы для развития личностных качеств и достижений целевых ориентиров средствами кейс- технологий."

Данная консультация поможет педагогу познакомить воспитанников с интерактивной технологией, которая направлена для краткосрочного обучения. на основе реальных или вымыщленных ситуаций, направленная не...