Использование технологии детского проектирования в работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка

Лиманова Марина Сергеевна

Статья "Использование технологии детского проектирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_proektirovanie.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии детского проектирования в работе с детьми дошкольного возраста

Дошкольники находятся под постоянным контролем взрослых. Они не привыкли к свободе выбора своей деятельности, ее способов и взаимоотношений – не умеют планировать, организовывать ее и регулировать возникшие в ней отношения. Часто взрослые (педагоги, родители) делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Все это тормозит развитие дошкольника, формирование его личного опыта.

Одна из самых перспективных, универсальных технологий, позволяющая получить ощутимые практические результаты (продукт) и публично их предъявить (презентовать) - детское проектирование. Оно является одним из эффективных вариантов интеграции образовательных областей и естественно вписывается в систему календарно-тематического планирования. Развитие ребенка- дошкольника в процессе детского проектирования способствует формированию интегративных качеств личности и интегративности формируемых знаний и умений.

Изучив литературу ведущих специалистов в этой области, захотелось увидеть на практике, как же проектирование помогает детям раскрыться. На протяжении четырёх лет внедряю метод проектов, а что из этого получилось, хочу поделиться опытом своей работы через проведённый мастер – класс для педагогов города.

Начинаю мастер – класс с настроя на предстоящую работу, предложив педагогам выбрать листочек такого цвета, который соответствует настроению, а потом интерпретирую их выбор. Кто выбрал зелёный листочек, тот пришел с целью узнать что-то новое, кто выбрал жёлтый листочек - вы спокойны и уравновешенны, у кого красный листочек, вы немного встревожены, не знаете, что ожидать. У всех педагогов разное настроение, но надеюсь, что они получат для себя много полезной информации. Затем предлагаю коллегам объединиться в компании, не более пяти человек, и занять свои места за столом.

Что же такое проект?

В переводе с латинского - проект – это брошенный вперёд, выступающий, выдающийся замысел, план.

Вы уже знаете, что проекты бывают педагогическими и детскими. А в чём их существенная разница, попытаемся разобраться.

Предлагаю каждой компании изучить документ и определить, какой перед ними проект. Провожу дискуссию.

Педагогический проект - совместная деятельность детей и взрослых, основанная на специально спланированных комплексных действиях, которые завершаются созданием творческого продукта.

Детский проект – деятельность детей, основанная на свободно выбранной теме, цели и зависит от степени заинтересованности, увлечения ребёнка.

Таким образом, можно выделить две существенные разницы между детским и педагогическим проектом: 1 - роль взрослого, 2 - субъект деятельности или кто исполнитель, кто выражает инициативу и самостоятельность в проекте. Если в педагогическом проекте взрослый – это организатор, то в детском проекте, лишь режиссирует детские идеи и интересы, являясь партнёром. А исполнитель педагогического проекта является педагог, родитель и дети, а в детском проекте – только дети.

педагогический

детский

роль взрослого

организатор

партнёр (режиссёр)

субъект деятельности (исполнитель)

взрослый и дети

дети

В проектировании можно выделить пять основных видов проектов со своей структурой и этапами, которые использовала в своей работе. По классификации Николая Евгеньевича Вераксы:

  • информационно-социальный проект (это проект, в котором дети собирают, изучают информацию и оформляют её в виде реферата, газеты, доклада);
  • игровой (когда дети входят в образ персонажа сказки и решают по-своему поставленные задачи; моя воспитанница Даша, например, перевоплощается в сказочных героев, изготавливает маски, вовлекает других детей в свои маскарады, результатом её проекта являются инсценировки и другое);
  • исследовательский (пример, дети проводят исследования над водой, растениями и другими предметами и явлениями, затем записывают их в виде рисунков, схем);
  • творческий (в результате его реализации появляется творческий продукт в виде праздника, оформления групп, драматизации сказки).

Для мастер-класса выбираю самый сложный, на мой взгляд, нормативный проект, он не столь привлекательный для детей, как другие виды, но очень важный для каждого педагога. А как его сделать интересным для детей - демонстрирую.

Каждый из вас, наверняка, сталкивался с конфликтами между детьми, и нередко они переходили в оскорбления, обиды, ссоры, и даже драки. Поэтому представить такую ситуацию педагогам легко. Пробуем ситуации обсуждать и разыгрывать, работая в компаниях:

  1. задание: продолжить фразу: «Хорошо, когда дети ссорятся и дерутся, потому что … »
  2. задание: продолжить фразу: «Плохо, когда дети ссорятся и дерутся, потому что … »
  3. задание:        каковы        могут        быть        последствия        ссор        между        детьми? Перечисляем варианты ответов.

И так, ссоры - это хорошо или плохо, однозначного ответа нет, в детском возрасте это нормально: ссориться, драться, мириться, каждый из нас это прожил, это нормальная детская реакция. А что надо делать педагогам, чтоб не было таких последствий, о которых говорим? Что помогает воспитателю регулировать поведение детей в группе? (Правила!).

Участники мастер – класса изображают правило группы при помощи аппликации на ткани и презентуют его перед коллегами. Затем все правила соединяем в одно большое полотно – получается коврик, даём ему название

«Коврик мира», «Мирилка» и другие. В моей группе есть такая традиция: когда воспитанники ссорятся, они берут «Коврик дружбы» и мирятся на нём. В заключении, в память о нашей встрече, дарю педагогам буклеты о внедрении метода проектов в работу с дошкольниками.

Поскольку проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу педагога, то одним из условий эффективной разработки и реализации проекта является компетентность педагога. Поэтому воспитателям необходимо пройти курсовую подготовку по данной теме, постоянно повышать уровень своей квалификации и заниматься самообразованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии Айрис – фолдинг в работе с детьми дошкольного возраста.

Айрис -фолдинг - техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали....

Методическая разработка на тему «Игры на развитие речи С использованием технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста»

Использование интерактивных игр в развитии речи с детьми дошкольного возраста. Использованы интерактивные технологии "Круг" (младший возраст), "Броуновское движение"  (младший...

Использование технологии «Дерево решений» в работе с детьми дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 350» городского округа Самара Россия, 443004, Самарская обл, город Самара, ул.Зеленая., д...

Мастер - класс "Использование технологии интеллект - карт в работе с детьми дошкольного возраста коррекционной группы"

Интеллект - карта это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого рзвиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Технология "интелл...

Методическая разработка - консультация для педагогов "Использование технологии Утренний круг в работе с детьми дошкольного возраста"

Методическая разработка - консультация для педагогов "Использование технологии "Утренний круг" в работе с детьми дошкольного возраста"...

Выступление из опыта работы: «Использование технологии цветотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Выступление из опыта работы: «Использование технологии цветотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»...