Cтатья на тему «Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)

Андреева Татьяна Владимировна

Дошкольный возраст — самый «нежный», психически уязвимый возраст, все детские неврозы (тики, заикания, энурезы, фобии, психосоматические заболевания) стартуют чаще всего в этом возрасте. Здесь особо хотелось бы отметить, что эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными: слова, действия или внутренние переживания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 18 (2 корпус)

Статья на тему

«Эмоции в развитии ребенка

дошкольного возраста»

Picture background

Подготовила:

Андреева Т.В.

2025 год

Дошкольный возраст — самый «нежный», психически уязвимый возраст, все детские неврозы (тики, заикания, энурезы, фобии, психосоматические заболевания) стартуют чаще всего в этом возрасте. Здесь особо хотелось бы отметить, что эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными: слова, действия или внутренние переживания.

Ребёнок может плакать, когда ему дискомфортно, больно или нужна мама рядом, и улыбаться, когда он сыт и доволен. Уже начиная с этого этапа, родители могут совершить типичную ошибку — говорить ребёнку: «Не плачь», «Прекрати себя так вести», «Тише, сейчас все разбегутся». В таком случае родители как бы запрещают ребёнку чувствовать, проявлять свои эмоции. Спрятанные ощущения малыша могут найти выход в других ситуациях, например, психосоматике или агрессивном поведении с другими детьми.

Когда ребёнок взрослеет, он уже может выражать эмоции словами. Например, говорить, что ему грустно или радостно. Здесь частая проблема — это чёрно-белый мир. Ребёнок не различает оттенки эмоций, а родители не стремятся расширить его представления об этом.

Очень часто родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот. Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие. Если родители часто в присутствии детей говорят о страхах и сомнениях, сами того не замечая делают ребенка тревожным и неуверенным в себе. Дети очень впечатлительны, поэтому в итоге, такие родители вызывают у них страхи и тревоги, этот ребенок болезненно переживает унижение, оскорбление, обиду, продолжительное время возвращается мысленно к неприятным событиям, которые вызвали отрицательные эмоции.

Эти дети неспособны быстро переключиться на новые цели, долго помнят страх, оскорбление, несправедливость.

Беспомощность у таких детей проявляется главным образом во взаимоотношениях с ровесниками:

-Ребенок не может защитить себя, дать ответ на агрессивное поведение других детей;

-Ребенок находится в постоянном конфликте с детьми. 

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста. Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» заменяется более доступным понятием «настроение».

 «Ребенок 4- 5 лет — это маленький человек, обладающий достаточно разнообразным спектром эмоций. Его чувства и переживания связаны, в

основном, с атмосферой в семейном кругу. Новые умения и интересы способствуют проявлению целого спектра разнообразных эмоций ребенка. У дошкольника постепенно усложняется гамма эмоций и чувств: он уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, нежность, застенчивость, удивление и т. д.

Ребенок уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику».

 Развитие и воспитание эмоциональности ребенка заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, а направлять их в нужное русло.
Помогайте различать и выражать эмоции словесно, причём вербально. Анализируйте их вместе: «Ты злишься, тебе обидно, потому что…» Важно, чтобы малыш осознавал, что с ним происходит, почему он испытывает какие-либо эмоции. Когда чувство как-то характеризуется вслух, оно уже отчасти контролируется. Если не уделять этому внимания, ребёнок будет чувствовать себя словно в бушующем море, не зная, куда ему двигаться и что делать.  Прежде чем критиковать ребенка, восстановите дыхание, выйдите в другое помещение, успокойтесь и только потом скажите малышу, что вас не устраивает в его поведении.

Чуткое отношение к собственным эмоциям и умение ими управлять— очень важные качества, которые не возникают сами по себе.

Помогите ребёнку прислушиваться к себе и владеть своими эмоциями. Picture background

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья по теме "Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной матиматике"

Головоломки , занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Ребята не отвлекаясь подолгу упражняются в преобразовании фигур, перекладывание палочек. На таких занятиях формируются в...

CТАТЬЯ НА ТЕМУ: "РАЗВИТИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

CТАТЬЯ НА ТЕМУ: "РАЗВИТИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"...

Cтатья Психолого-педагогические проблемы литературного развития дошкольников

Психолого педагогические аспекты проблемы литературного развития дошкольников...

Cтатья на тему: «Развитие связной речи у дошкольников средней группы «Зайчата» в разных видах деятельности».

Cтатья на тему: «Развитие связной речи у дошкольников средней группы «Зайчата» в разных видах деятельности».Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение зам...

Развитие дошкольного возраста с ЗПР в процессе познавательной деятельности с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» (тема «Человек. Эмоции»)

Учебно-наглядное пособие адресовано педагогам и специалистам дошкольных учреждений для образовательной работы с воспитанниками ОВЗ (от 4 до 6 лет).Дидактический материал может быть использован для раз...

Cтатья на тему: "Нужны ли ребенку правила?"

В статье раскрывается тема о необходимости и важности правил в воспитании ребенка....

Тема выступления из опыта работы: «Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста».

Мечты родителей  видеть своего ребенка идеальным во всех отношениях, на мой взгляд, наполнены романтизмом, так как мой жизненный опыт наблюдает оборотные стороны сверкающего лучика  мечты. Э...