Самообразование «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»
материал

Савицкая Наталья Александровна

Самообразование на тему: «Сенсорное воспитание детей

 2-3 лет через дидактические игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аистенок»

План

по самообразованию

по теме:

«Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»

Выполнила:

Воспитатель:

Савицкая. Н.А.

п. Выгоничи

2022 г.

На актуальность развития навыков сенсорных навыков у детей раннего возраста указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Так как я работаю на группе раннего возраста, решила начать работать над темой по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста». Так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания и только потом начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.

Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Работа в данном направлении поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

  • произвольное внимание;
  • логическое мышление;
  • зрительное и слуховое восприятие;
  • память;
  • речь детей.

Цель:

Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи:

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • Оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей;
  • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

Задачи, по самообразованию:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Реализовать программу по сенсорному развитию у детей раннего возраста.
  3. Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу.

Формы работы с родителями и детьми:

Родители:

- сотрудничество через консультации, на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет через дидактические игры», «Сенсорное развитие детей 2-3 лет в домашних условиях»

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

- специальные занятия по сенсорному воспитанию

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

- дидактические игры на развитие тактильных ощущений

- дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

В течение года.

Изготовление игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры»

Январь

Конспект консультации

Беседа

Апрель

Конспект беседы

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования)

В течение года

Работы детей и фотоотчет

«Соберем пирамидку». Развитие моторики, изучение цветов, развитие восприятия величины.
«Составь картинку» Учить детей составлять картинку целого предмета из двух - четырёх частей.
«Поможем кукле Кате одеться на прогулку». Учить детей запоминать название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку.
«Соберем пирамидку». Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.

Сентябрь

картотека

«Назови геометрическую фигуру». Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. (Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
«Цветные паровозики». Развивать мелкую моторику, воображение, логику, мышление, память, сенсорную память, умение классифицировать предметы по цветам.

«Найди пару». Развивать внимание, мышление, память. Закрепить понятия: «одинаковые», «разные», «парные».
Игры с крупным конструктором.
Знакомство с деталями конструктора, развитие воображения.
«Пуговки». Упражнять детей в застёгивании пуговиц на определённых пособиях и одежде кукол.

Октябрь

картотека

«Прищепки». Развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение снимать и надевать прищепки.
«Соберем пирамидку». Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.
«Шнуровка». Развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля.

Ноябрь

Картотека

«Найди предмет указанной формы». Учить различать предметы по форме, называть некоторые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

«Найди предмет такой же формы». Учить различать предметы по форме.

Декабрь

Картотека

«Подбери блюдца к чашкам». Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: желтое блюдце к желтой чашке и т.п.

«Кто, что ест». Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные; развивать мышление, внимание, речь, а также развивать мелкую моторику рук.

«Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком). Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.

Январь

Картотека

«Сделаем кукле бусы». Закрепить умение чередовать предметы по цвету.

«Построим башню». Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
«Чудесный мешочек». Совершенствование тактильных ощущений и восприятия; формирование умения узнавать и называть предметы; развитие речи.

«Где Мишка?». Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Февраль

«Какого цвета не стало?». Продолжать формирование интереса к игре с цветом, ориентировку на цвет. Учить запоминать цвет, активизировать внимание.

«Какого цвета предмет?» (Предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

«Кто скорее свернет ленту?» Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».

Март - апрель

Картотека

Отчет по самообразованию

Май

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры»

Март

консультация

Проведение родительского собрания «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Апрель

Протокол собрания

Презентация «Сенсорное воспитание через дидактические игры»

Май

Этапы реализации:

  1. Подготовительный этап (Сентябрь 2021г.)

- Составление плана по самообразованию, обоснование темы..

- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.

- Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.

2. Этап реализации (сентябрь – март 2021-2022г.)

- Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями

3. Заключительный этап (апрель-май 2022г.)

- Обобщение опыта проделанной работы.

Список использованной литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование: «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры» 2015г.

   Повысить  профессиональный уровень педагогического мастерства и компетентности , формировать  у младших дошкольников  интерес к познавательной  деятельности....

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры»

Традиционно сложилось взаимосвязь программы сенсорного воспитания с эффективными средствами ее реализации - дидактическими играми, которые позволяют дифференцированно развивать зрительное, с...

План по самообразованию в первой младшей группе "Сенсорное развитие у детей через дидактические игры"

План по самообразованию в первой младшей группе"Сенсорное развитие у детей через дидактические игры"...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие экологического воспитания в ДОУ через дидактические игры».

Актуальность: Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценно...

Консультация для родителей «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 32 Быкова А.В.           Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах п...

План по самообразованию "Сенсорное развитие у детей через дидактические игры"

Раннее детство- особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст- самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное форми...