КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ОТКРОЙ СЕБЯ! ОТКРОЙ МИР ВОКРУГ СЕБЯ!»
картотека (младшая группа)

Селезнева Наталья Юрьевна

Игры  для детей с нарушением зрения важны для всех детей, в том числе и для слабовидящих. Дети очень любят играть, и в то же время игры являются для них мощным инструментом развития и познания окружающего мира, социализации и установления доверительных отношений с родителями. Но если у вашего ребёнка есть какие-то индивидуальные особенности, то нужно подобрать для него подходящее развлечение. Игры для детей с нарушением зрения могут быть весёлыми и полезными. Поощряйте их к активному участию в повседневных домашних делах и занятиях, и обязательно уделите время для разговора и чтения вместе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

«ОТКРОЙ СЕБЯ! ОТКРОЙ МИР ВОКРУГ СЕБЯ!»

Селезнева Н.Ю., воспитатель

МБДОУ № 146 «Детский сад комбинированного вида»

г.Кемерово

Игры для детей важны для всех детей, в том числе и для слабовидящих. Дети очень любят играть, и в то же время игры являются для них мощным инструментом развития и познания окружающего мира. Одним из самых эффективных средств развития способов зрительной ориентации считается игра, т. к. в игре ребёнок с нарушением зрения имеет возможность накопить необходимый для него опыт полисенсорного развития. Особенно важно в работе с детьми, страдающими зрительными нарушениями, так как у них из-за недостаточности зрительной информации могут создаваться неполноценные представления. Частично компенсировать дефект зрения может развитие тактильной чувствительности. Поэтому важно давать детям задания для развития осязательного восприятия, развивать умение «запоминать руками». В игре с детьми младшего дошкольного возраста создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. Данные игровые упражнения для детей младшего дошкольного возраста направлены не только на развитие памяти, но и на формирование предметных представлений, развитие ориентировки в пространстве, двигательных навыков.

Игры для детей с нарушением зрения могут быть весёлыми и полезными, поощряйте их к активному участию. Представленные коррекционные игры могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями компенсирующих групп для лечения и профилактики зрения.

Игры для детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения:

«Фокусник»

Цель: развитие мелкой моторики, пространственное мышления, творческие способности

Материалы и оборудование: 4 прозрачные баночки (небольшие)

Игровые правила: 4 баночки: на крышке каждой баночки гуашь густая. Ребенок должен потрясти каждую баночку с водой, вода в баночке обретает цвет.

«Разноцветные мячи»

Цель: физическое развитие и формирование эмоциональной сферы

Материалы и оборудование: разноцветные мячи 10-12 шт., 1 таз с водой, 1 таз пустой

Игровые правила: при помощи ног ребенок зажимает мячи и перекладывает в пустой таз.

«Снежки»

Цель: учимся соблюдать последовательность действий

Материалы и оборудование: 6 детских ведерок, 3 обруча, 3 снежка из поролона

Игровые правила: в ряд 3 обруча лежат на полу, напротив друг друга ведра, снежки расположены на ведрах в разных последовательности справа-налево, влево -направо. Ребенок должен прыгнуть из обруча в обруч на двух ногах и переложить снежок.

«Супер игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия

Материалы и оборудование: игрушки, предметы любые, скотч любого цвета

Игровые правила: на столе разложены разные игрушки, предметы приклеены скотчем, цель ребенка оторвать скотч от игрушки или предмета.

«Цветная перчатка»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия

Материалы и оборудование: перчатка прозрачная, мягкие разноцветные шарики (5 цветов)

Игровые правила: при помощи пальцев ребенок должен разложить цветные шарики и переместить в каждый отдельный пальчик.

«Грибочки»

Цель: развитие сенсорных способностей, речевой активности, внимание, целеустремленность, закрепление большой -маленький, цвета (синий, зеленый, желтый, красный)

Материалы и оборудование: деревянное поле (полянка, где расположены грибочки), грибочки деревянные по цветам (красный, зеленый, синий, желтый)

Игровые правила: умение правильно находить для каждого грибочка соответствующую по цвету «полянку».

«Изучаем геометрические фигуры»

Цель: закрепляем цвета (красный, зеленый, синий, желтый); развиваем мелкую моторику, мышление, память, внимание, логику, усидчивость

Материалы и оборудование: деревянные геометрические фигуры, деревянные домики для фигур

Игровые правила: нужно найти геометрическую фигуру по цвету и положить в домик.

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия

Материалы и оборудование: Пинцет, прищепки, пробки пластиковые, разноцветные шарики, 3 тазика, 1 баночка

Игровые правила: при помощи пинцета ребенок зажимает пробки пластиковые, цветные шарики и перекладывает с одной баночки в другую, при этом тренирует щипковый захват пальцев.

«Собираем пазлы - половинки»

Цель: развитие у ребенка внимание, память, мышление, мелкая моторика рук, фантазия, усидчивость.

Материалы и оборудование: развивающие пазлы-половинки

Игровые правила: ребенок соединяет пазлы-половинки по изображению предметов. В игровой форме ребенок, выучит стих о животных, фруктах, транспорте и предметах, пополнит словарный запас.

«Сухой бассейн»

Цель: развитие внимания, усидчивости, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, тактильные ощущения, развитие координации мелких мышц рук.

Материалы и оборудование: 2 тазика, фасоль, бобы, игрушки «Киндер-сюрприз»

Игровые правила: вниз тазика положить мелкие игрушки, засыпать фасолью, бобы. Ребенок должен опустить руки в фасоль и найти все игрушки «Киндер-сюрприз».

«Цветные автомобили»

Цель: развивать и активизировать речь детей, развивать сенсорное восприятие (соотносить предметы по цвету, находить цвет по слову, называть цвет словом)

Материалы и оборудование: 4 заламинированные машины без колес (красный, желтый, синий, зеленый), отдельно 8 цветных кружков для колес

Игровые правила: разложить цветные машины без колес, ребенку нужно по цвету подобрать цвет колес под цвет машины.

«Цветные карандаши»

Цель: развивать и активизировать речь детей, развивать сенсорное восприятие (соотносить предметы по цвету, находить цвет)

Материалы и оборудование: 1 лист бумаги заламинированный на нем (нарисованные цветные карандаши), 7 цветных карандаша к каждому карандашу цвету найти по три картинки на липучках

Игровые правила: разложить цветные картинки в разброс, ребенку нужно под цвет подобрать к каждому карандашу картинку и приклеить на липучку.

«Цветные стаканчики»

Цель: развивать сенсорное восприятие (соотносить предметы по цвету, находить цвет по слову, называть цвет словом)

Материалы и оборудование: стаканчики 12 шт. (красный, желтый, синий, зеленый)

Игровые правила: разложить цветные стаканчики по цвету (стаканчик в стаканчик).

«Цветочная полянка»

Цель: развитие мелкой моторики, пространственное мышления, творческие способности

Материалы и оборудование: конструктор-головоломка «Цветы»

Игровые правила: при помощи крупных и мелких деталей дети создают цветочные клумбы, букеты и т.д .при этом учатся понимать объемные формы 3D.

«Наряди матрешку»

Цель: учить запоминать геометрические фигуры, группировать предметы по цвету, соотносить фигуры по форме методом наложения

Материалы и оборудование: заламинированная Матрешка, 4 геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Игровые правила: на матрешку из бумаги, методом наложения выложить геометрические фигуры по контуру, если все геометрические фигуры закрыты, игра закончена.

Игра «Разбей скорлупу яиц»

Цель: развитие тактильного восприятия, координация контроля движений рук и глаз, мелкой моторики

Материалы и оборудование: лоток от яиц, скорлупа от яиц 30 шт., прозрачная бумага, детский молоточек

Игровые правила: на лоток от яиц разложить скорлупу, обернуть лоток прозрачной бумагой, задача ребенка молотком разбить каждую ячейку, где лежит скорлупа

«Разноцветные крышечки»

Цель: развивать сенсорное восприятие (соотносить предметы по цвету, находить цвет по слову, называть цвет словом), развивать эмоциональный положительный настрой

Материалы и оборудование: разноцветные крышечки 15-20 шт., (цвет: красный, желтый, зеленый, синий), 4 тарелочки (цвет: красный, зеленый, желтый, синий) 1 таз с водой, 2 шт., ситечко хозяйственное с ручкой

Игровые правила: при помощи ситечко ребята должны крышечки разложить по цвету тарелочек.

«Игры с губками для мытья посуды»

Цель: развивать сенсорное восприятие (соотносить предметы по цвету, находить цвет по слову, называть цвет словом); развивать тактильные ощущения, зрительно-моторную координацию, координацию мелких мышц рук

Материалы и оборудование: поролоновые губки для мытья посуды разных цветов, зубочистки, Шпажки цветные (для бутербродов), палочки для -Суши-роллов, детские силиконовые мини - пирожные

Игровые правила: по желанию детей взять Шпажку, Зубочистки, палочки Суши вставить в поролоновые губки, из детских силиконовых мини – пирожных составить кулинарную композицию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание адаптивной среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.

Доклад на краевой научно-практической конференции по "Созданию адаптивной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях Краснодарского края....

«Создание развивающей среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного ДОУ»

Презентация проведённой работы данной тематики в неспециализированном ДОУ из двух частей...

«Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

Комплекс игровых упражнений для снятия зрительного напряжения, общеукрепляющих упражнений для глаз у детей дошкольного возраста....

презентация_Создание условий для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

-Профилактика зрительных нарушений.-Активизация зрительных функций.-Тренировка сетчатки глаза.-Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения (боково...

Развитие творческих способностей у детей старшего возраста с нарушением зрения посредством ТРИЗ технологии

В последние годы обществу нужны люди умеющие принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.Творческое воображение  детей co зрительной патологией (с которыми я работаю) из-за отсутст...

НОД по развитию сенсомоторных учений у детей младшего возраста с нарушением зрения (амблиопией и косоглазием).Тема: «Фрукты»

Формирование сенсорных эталонов.   Формировать умение соотносить  реальный цвет фрукта с сенсорным эталоном....

Образовательная практика по теме: Развитие творческих способностей детей старшего возраста с нарушением зрения посредством методов ТРИЗ технологии

Актуальность: в последние годы обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие принимать нестандартные решения. Поэтому в образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной р...