Опыт работы над детским проектом с целью нравственно-патриотического воспитания дошкольников
проект (старшая группа)

Дмитриева Ольга Александровна

Метод проектов как эффективная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_dmitrieva1.pdf1.98 МБ
Microsoft Office document icon soobshchenie_k_prezentatsii.doc69 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» Кувандыкского муниципального округа

Оренбургской области»

ОПЫТ РАБОТЫ НАД ДЕТСКИМ ПРОЕКТОМ С ЦЕЛЬЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитатель старших групп

«Лучики», «Тик-так»                                                                                                                                                                              Дмитриева Ольга Александровна

2025 г.

Слайд 2 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, по всему человечеству».                                                                                                        Дмитрий Сергеевич Лихачев

ФОП и ФГОС ДО одной из приоритетных задач детского сада ставят «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине». В связи с этим в своей работе  с ноября 2024 г. по март 2025 г. я сделала акцент на нравственно-патриотическое воспитание обучающихся.

Прививая воспитанникам чувство патриотизма, использовала следующие методы:

1. Наблюдения (за природой родного края, за ближайшим окружением, трудом взрослых).

2. Беседы с воспитанниками о родном городе, нашей стране, важных событиях нашего народа, традициях, народных праздниках.

3. Рассказ взрослого о выбранном объекте, событии с использованием наглядности и ИКТ.

4. Чтение отечественной художественной литературы, разучивание стихотворений, знакомство с народным фольклором, русским народным промыслом.

5. Знакомство с творчеством отечественных авторов произведений, композиторов, художников.

6. Вовлечение детей в процесс посильного общественного полезного труда (в группе – уборка, дежурство; на прогулке – уборка участка, очистка участка от мусора, снега) и поощрение за добросовестно выполненные поручения.

Эффективные формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников (из собственной практики): 

Слайд 3, 4 Взаимодействие с родителями воспитанников. В ноябре семьями воспитанников старших групп «Тик-так» и «Лучики» были созданы семейные мини-проекты и оформлены в виде электронных презентаций. Романова Анна «Новый год в кругу семьи», Нестеров Максим «Праздники моей семьи. Новый год», Течин Лев «Православные традиции в семье. Крестины», Драгун Дмитрий «Праздники моей семьи. Вербы, крашенки и Пасха!».

Слайд 5 Мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, вызывающие наиболее эмоциональный отклик у детей: народные праздники: «Коляда», «Масленица». В ходе проекта «Масленица пришла» дети познакомились с историей и традициями празднования Масленицы,   изготавливали солнце из цветной бумаги в технике оригами. Слайд 6 Печайкина Светлана совместно со своей семьей представила электронную презентацию мини-проекта «Масленица в моей семье».

Слайд 7 Участие воспитанников в конкурсах. 15.02.2025г. воспитанник старшей группы Степан Камчаткин принял участие в Международном детском творческом конкурсе «Уголок моей страны». В номинации «Фотография» «Ромашковая Русь» стал победителем, награжден дипломом победителя за 1 место.

Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Слайд 8 Так, 11 февраля в ДОУ состоялась детская научно-практическая конференция «Богатства родного края», где Печайкина Светлана представила проект «Айтуарская степь – участок государственного природного заповедника «Оренбургский»», руководителем которого я являюсь. В работе нам помогала семья Светланы: ее мама, Анастасия Сергеевна.

Почему была выбрана именно эта тема?

Земля – наш общий дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и степной ковыль, и яркий тюльпан, и жаворонок в голубом зените. Природа – наше богатство: сберечь это богатство – наша задача и долг.

        Наш Оренбургский край имеет уникальные экосистемы, где еще пока сохранились редкие растения и животные, красоту которого приумножить предстоит теперь нам всем. А для этого нужно хорошо знать природные богатства родного края. В связи с этим мы решили изучить особенности нашего степного края и выбрали тему проекта – «Айтуарская степь – участок государственного природного заповедника «Оренбургский»».

Образовательные проекты сводятся к основным четырем этапам:

1.    Подготовительный (целеполагание). Этап постановки проблемы (цели).

2.    Разработка плана деятельности по достижению цели. На этом этапе, определяется: какими источниками информации воспользоваться, к кому обратиться за помощью.

3.    Выполнение проекта – практическая часть.

4.    Итоговый. Презентация продукта проекта и определение задач для новых проектов.

В подготовительный период подобрала соответствующую литературу для изучения с ребенком:

  • Баканин В.В. О создании новых заповедников и природных парков на Урале. // Человек и ландшафты, информ. мат-лы ГУ, Свердловск, 1980, с. 19-21.
  • Баканин В.В., Чибилев А.А., Литин П.Д., Рябинина З.Н. Организация Оренбургского степного заповедника – важное и необходимое звено в деле охраны природы Урала. // Проблемы экологии, рационального использования и охраны природных ресурсов на Урале. Свердловск, 1980, с. 38-40.
  • Горчаковский П.Л., Рябинина З.Н. Степи южной части Оренбургской области. // Растительные сообщества Урала и их антропогенная деградация. Свердловск, 1984, с. 3-64.
  • Государственный степной заповедник “Оренбургский”: Информ. материалы АН СССР. Урал, отд-ние, Ин-т экологии растений и животных, Оренб. отд. степного природопользования: Отв. ред. А.А. Чибилев. Оренбург, 1991, 84 с.
  • Красная книга Оренбургской области. Оренбург, 1998, 176 с.
  • Морозова Т.А. Степь да степь кругом... // Оренбургский край. №-2, Оренбург, 1999, с. 12-15.
  • Паршина В.П., Чибилев А.А. Ландшафтная структура Оренбургского заповедника и перспективы его развития. // Степное природопользование. Информ. мат-лы. Свердловск, 1990, с. 3-9.
  • Пуляев А.И., Румянцев С.В., Сорока О.В. Возрождающаяся степь (памяти А.С. Хоментовского). // Проблемы сохран. и восст. степных ландшафтов. Оренбург, 1999, с. 8-9.
  • Рябинина З.Н. Растения. // Красная книга Оренбургской области. Оренбург, 1998, с. 129-167.

Слайд 9 Со Светланой мы читали в Интернете электронные материалы по теме «Айтуарская степь», рассматривали фотографии редких видов животных, птиц, насекомых в Красной книге Оренбургской области, маме было дано задание дома с ребенком подобрать свои материалы по выбранной теме и оформить продукт проекта – фотоколлаж «Айтуарская степь».

Слайд 10 Над оформлением проекта работали совместно с мамой Светланы: я готовила проект, а родительница – презентацию к проекту.

Слайд 11 Для ребенка 4 лет защита прошла на достаточном уровне, с учетом того, что тема сложная, названия для запоминания тоже достаточно сложные. Работа над проектом способствовала пониманию того, что природу и ее богатства нужно беречь.

Слайд 12. Таким образом, метод проектов позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем и объединить детей, родителей, педагогов в совместной деятельности, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя. Слайд 13 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы с детской художественной литературой в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельно...

Опыт работы на тему «Роль народной игрушки в нравственном воспитании дошкольников»

В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада ...

Опыт работы по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников».

В опыте работе по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников», представлена проделанная работа с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп...

Инновационный опыт работы с детьми дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее ...

Опыт работы по теме "Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников"

Опыт работы по теме "Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников"...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Опыт работы на тему "Игровые технологии в духовно-нравственном воспитании дошкольников"

В статье описываются опыт работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию. Материал может быть полезен воспитателям....