Дополнительная платная общеобразовательная программа "Цветные нотки"
рабочая программа (старшая группа)
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа направлена на раскрытие творческого потенциала детей в возрасте от 3 до 7 лет по методике С. Коныгиной и используются методические материалы брэнда ЦветоНоткино», автором, которой является Коныгина Светлана Павловна. Раннее обучение музицированию имеет ряд значительных преимуществ: у маленьких детей навыки координации движений легко формируются и закрепляются, так как ещё не окончательно сформирована костно-мышечная система.
В этом возрасте отчётливо проявляются индивидуальные способности физического и интеллектуального развития памяти, внимания, фантазии, воображения. Приобщение к музыке с ранних лет позволяет сделать процесс обучения всесторонним и интересным.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Ульгэр» городского округа «посёлок Агинское»
Принята Утверждена Приказом
на Педагогическом совете №3 от 31.08.2023г
Протокол № 1 от 31.08.2023г
Дополнительная общеобразовательная программа «Цветные нотки»
(обучение нотной грамоте и начальным навыкам игры на фортепиано)
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Рыгзынова С.Э.
музыкальный руководитель
2023г
Оглавление
Паспорт программы ............................................................................................. 3
- Целевой раздел ................................................................................................. 4
1.1.Пояснительная записка....................................................................................4
1.1.1.Новизна. Актуальность. Педагогическая целесообразность и значимость программы .......................................................................................4
1.2.Нормативно – правовые документы ................................................................5
- Уровень сложности. Направленность программы .................................... 6
- Цель и задачи программы ............................................................................6
1.5.Планируемый результат освоения программы ..............................................7
- Адресат программы. Возрастные особенности. ........................................7
- Срок реализации ..................................................................................... .. 8
- Порядок приема на обучение по дополнительной общеразвивающей программе обучения нотной грамоте и начальным навыкам игре на фортепиано «Цветные нотки» ...............................................................................9
- Содержательный раздел ........................................................................... 9 2.1. Содержание реализации программы .............................................................9
- 1.Формы обучения и виды занятий. Форма и тип организации.
Методика реализации программы. Принципы создания программы. ...... 9
- Учебный план. Содержание учебного плана. График учебного времени. ..................................................................................................................................11
- Календарный учебный график .......................................................... ……16
- Структура занятий .............................................................................. …..25
- Формы аттестации и оценочные материалы ..................................... ….26
- Организационный раздел ............................................................................... 29
- Условия реализации образовательной программы ................................29
3.1.1.Материально – техническое обеспечение. ......................................... ….29
- Информационно – образовательные ресурсы ......................................... 29
- Учебно – методическое обеспечение ....................................................... 30
Паспорт программы
Наименование программы
| Дополнительная общеразвивающая программа обучения нотной грамоте и начальным навыкам игре на фортепиано «Цветные нотки» |
Разработчик | Музыкальный руководитель МАДОУ детский сад «Ульгэр» ГО «Поселок Агинское» |
Цель программы | Знакомство ребёнка с базовыми основами нотной грамоты и обучение элементарным практическим навыкам игры на фортепиано. |
Задачи программы | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательная:
• привить любовь к музыкальному искусству,
|
Адресат программы | Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет |
Исполнители | Участники образовательного процесса |
Ожидаемые результаты | Ребенок, прошедший полный курс программы в конце года должен иметь элементарные теоретические знания музыкальной грамоты и показать базовые навыки элементарного музицирования По окончании обучения по данной программе ребенок будет: Знать: о музыке, как виде искусства. Уметь: слышать и понимать музыку. Освоит: навыки звукоизвлечения, технические навыки Сертификат об окончании курса. |
Сроки реализации программы | Программа реализуется 2 года |
Контроль за реализацией программы | Контроль и координация деятельности по реализации программы осуществляется в установленном порядке администрацией МАДОУ д/с «Ульгэр» ГО «поселок Агинское» через педагогический совет. |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа направлена на раскрытие творческого потенциала детей в возрасте от 3 до 7 лет по методике С. Коныгиной и используются методические материалы брэнда ЦветоНоткино», автором, которой является Коныгина Светлана Павловна. Раннее обучение музицированию имеет ряд значительных преимуществ: у маленьких детей навыки координации движений легко формируются и закрепляются, так как ещё не окончательно сформирована костно-мышечная система.
В этом возрасте отчётливо проявляются индивидуальные способности физического и интеллектуального развития памяти, внимания, фантазии, воображения. Приобщение к музыке с ранних лет позволяет сделать процесс обучения всесторонним и интересным.
- Новизна. Актуальность. Педагогическая целесообразность и значимость программы
К новизне программы можно отнести то, что с ее помощью педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной социализации в жизни.
Актуальность
Данная программа направлена на формирование эстетического, музыкального вкуса учащегося; воспитание интереса к высокому музыкальному искусству.
Приобщение к элементарному музыкальному исполнительству несет в себе огромные воспитательные возможности и обладает очевидным нравственным потенциалом. Начальный этап обучения нотной грамоте и игре на фортепиано – считается самым ответственным этапом, имеющим определяющее направление для успешности всех последующих периодов обучения юного пианиста.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что дети, которые обучаются музыке, развиты более разносторонне. Они имеют гораздо более широкую перспективу жизни, поскольку подвергаются воздействию различных стилей музыки в юном возрасте. Это делает их более восприимчивыми к различным сферам жизни. От занятия к занятию ребенок достигает определенных положительных результатов и это дает ему уверенность в своих силах.
- Нормативно – правовые документы
Данная программа разработана с учетом методических рекомендаций по музыкальному воспитанию дошкольников и в соответствии с положениями следующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729 – р «Концепция развития дополнительного образования детей»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996 –р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
1.3. Уровень сложности. Направленность программы
Данная программа предполагает стартовый уровень сложности (минимальная сложность освоения содержания программы).
Направленность программы: художественно-эстетическая
Данная программа ориентирована на развитие творческих способностей детей в музыкальном исполнительстве, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности.
1.4. Цель и задачи программы
Цель: Обучение ребёнка элементарным теоретическим представлениям о нотной грамоте и начальным навыкам игры на фортепиано.
Задачи:
Обучающие:
- дать обучающимся базовый объём знаний, умений и навыков в элементарном музицировании и нотной грамоте
- сформировать у обучающихся практические умения и навыки:
правильная посадка за инструментом, постановка рук
Развивающие:
- развить музыкальные способности, интерес к инструментальному исполнительству, а также музыкальный слух, память, чувство ритма и умение анализировать музыкальные произведения.
Воспитательная:
- воспитать у детей эстетический вкус, навыки исполнения музыки, художественное мышление, исполнительскую и слушательную культуру,
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса,
- привить любовь к музыкальному искусству,
- помочь в формировании художественного вкуса.
1.5.Планируемый результат освоения программы
Ребенок, прошедший полный курс программы в конце года должен иметь элементарные теоретические знания музыкальной грамоты и показать базовые навыки владения инструментом.
По окончании обучения по данной программе ребенок будет:
Знать: о музыке, как виде искусства.
Уметь: слышать и понимать музыку.
Освоит: навыки звукоизвлечения, технические навыки
1.6. Адресат программы. Возрастные особенности. Наполняемость группы. Адресат программы:
Дети старшего дошкольного возраста 5 – 6лет.
Возрастные особенности:
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я». В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углублённого музыкального воспитания.
Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские способности. Значительно возрастает активность детей, они энергичны, подвижны, эмоциональны.
У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словари, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой и исполнительской деятельности, использование более разнообразного и сложного музыкального репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности.
Дети 6 лет
- начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;
Могут:
- участвовать в музыкальных играх с пением и движением, следить за развитием сюжета, выполнять правила;
- с удовольствием прислушиваются и проявляют интерес к необычным музыкальным тембрам, звучаниям, интонациям;
- вспомнить знакомую песню по вступлению, мелодии;
- внимательно и заинтересованно слушать незнакомое произведение продолжительностью 20-30 секунд;
- самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение;
- разобраться в средствах музыкальной выразительности:
- слышать динамические оттенки;
• понимать настроение музыкальных пьес.
Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить:
- музыку веселую, радостную, спокойную;
- звуки высокие, низкие, громкие, тихие;
- в пьесе- части (одна быстрая, а другая медленная);
- на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян)
Наполняемость группы: 8-10 человек
1.7. Срок реализации
Срок реализации: 15 месяцев , итого 30 академических часов.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительность академического часа 25-30 минут.
1.8. Порядок приема на обучение по дополнительной
общеразвивающей программе «Цветные нотки»
Зачисление осуществляется с 1 октября текущего года. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание реализации программы
В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях дошкольного учреждения, её методические установки характеризуются рядом особенностей:
- Индивидуальный подход к каждому ребенку;
- Гибкость, как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации;
- Раскрепощение инициативы ребенка;
- Работа и тесный контакт педагога с родителями воспитанников.
2.1.1.Формы обучения и виды занятий. Форма и тип организации. Методика реализации программы. Принципы создания программы.
Основной формой обучения является групповое занятие педагога с обучающимся.
Все занятия являются практическими, т.е. проходят под руководством педагога и предполагают активное участие и взаимодействие педагога и обучающихся.
Такой тип занятий необходим, чтобы углублять теоретические знания обучающихся и переводить их в практические умения и навыки, а также подготавливать обучающегося к следующему блоку информации.
Форма и тип организации:
• Групповая и индивидуальная
Методика реализации программы:
Эффективность обучения по программе «Цветные нотки» в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения.
При сообщении новых знаний, их освоении на практике и закреплении на занятиях педагогом применяются методы устного изложения материала (рассказ, объяснение, беседа). Живое и образное изложение теоретических знаний способствует качественному запоминанию значительной части учебного материала.
Для повышения качества усвоения учебного материала на занятии используются наглядные и демонстрационные материалы, иллюстрации.
Активизация познавательной и исполнительской деятельности обучающихся происходит путем формирования и совершенствования необходимых умений и навыков на практике (игра упражнений, работа над репертуаром).
Ведущими методами обучения детей нотной грамоте и элементарному музицированию является демонстрация педагогом исполнительских возможностей и наглядный показ специальных приемов и штрихов.
Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала используются при выполнении домашнего задания.
Содержание занятия выстраивается в соответствии с поставленной целью и задачами, с прогнозируемыми результатами и на работу над музыкальным материалом репертуара.
Принципы создания программы :
-принцип наглядности обучения предполагает показ педагогом выразительных возможностей игры на фортепиано, использование аудио или видеозаписей выступлений как известных исполнителей, так и самих обучающихся, применение в образовательном процессе иллюстративных материалов;
-принцип доступности в образовательном процессе направлен на установление определенного темпа изучения учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями и возрастными особенностями детей;
-принцип ассоциативности применяется на занятиях с каждым обучающимся для повышения уровня понимания музыкального материала, особенностей постановки исполнительского аппарата, выразительности динамических оттенков и штрихов, для более точной передачи содержания музыкального произведения;
-принцип последовательности и систематичности основывается на изложении учебного материала с позиции «от простого к сложному», а также на регулярности учебных занятий, подкрепленных выполнением домашних заданий;
-принципа сознательности и творческой активности состоит в сочетании различных педагогических приемов, способствующих развитию интереса к овладению знаниями, выработке самостоятельного подхода к изучаемому материалу.
2.1.2. Учебный план. Содержание учебного плана. График учебного времени.
Учебный план.
№ п/ п | Название раздела, темы | Количество академических часов | Формы аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Донотный период
| 2 | 1 | 1 | Самооценка обучающегося, беседа, наблюдение, ведение дневника «Мои достижения, открытое занятие. |
2. | Аппликатурная дисциплина | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Знакомство с инструментом, изучение клавиатуры | 1 | 0,5 | 0,5 | Отчетный концерт, участие в конкурсах (заочно) фото и видео презентации, итоговый мониторинг |
4 | Посадка, организация игровых движений | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Знакомство с названиями нот. Цветные карточки с картинками-ассциациями | 2 | 1 | 1 | |
6 | Освоение простейших ритмических формул Воспроизведение ритмических цепочек | 2 | 1 | 1 | |
7 | Знакомство с записью нот на нотном стане | 4 | 2 | 2 | |
8 | Упражнения на умение ориентироваться на клавиатуре | 4 | 2 | 2 | |
9 | Знакомство с алгоритмом работы по изучению пьес из нотного сборника с цветными подсказками | 4 | 2 | 2 | |
10 | Работа по автоматизации всех этапов при помощи видео-тренажеров | 4 | 2 | 2 | |
11 | Ансамблевое музицирование | 3 | 1,5 | 1,5 | |
ВСЕГО: |
28 академических часов | ||||
Содержание учебного плана.
- период. (Донотный)- освоение упражнений и песенок для игры без нот.
Обучение нотной грамоте и игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода (на первом этапе раздел « Знакомство с нотной грамотой» исключается). Донотный период является первым начинающим этапом обучения музыке и поэтому очень важен для начинающего музыканта.
Методика работы определяется прежде всего, образностью мышления детей 5-7 лет. Поэтому основой обучения с начинающими является эмоциональное воспитание детей, яркость и образность эмоциональных ощущений и представлений. Теоретические сведения и тем более формулировки, а их в этот период следует вводить по возможности меньше, должны даваться неназойливо, в тесной связи с непосредственным музицированием на фортепиано. Успешности проведения занятий донотного периода, во многом могут способствовать элементы игры и занимательности.
В донотный период формируются первоначальные навыки владения инструментом (посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, воспитание аппликатурной дисциплины). А так же развиваются слух, ритм, память. Ребенок приобщается к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с преподавателем, ритмические упражнения и т.д.);
- период– знакомство с нотной грамотой. Знакомство с динамическими оттенками, ритмическими рисунками, знаками альтерации.
Раздел | Значение | Теория | Практика |
Донотный раздел. | Развитие интереса и увлеченности к музыке на первоначальном этапе обучения.
Формирование элементарных игровых навыков -свободные движения рук | Беседы, вызывающие интерес к музыкальным занятиям (учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному ее восприятию). | -Упражнения, активизирующие и укрепляющие мышцы, так или иначе участвующие в работе пианиста. -«Шалтай–Болтай», «Иди ко мне» и др. см. Приложение) палец спрятался; - закрыв глаза, постукивать заданными пальцами по столу |
Аппликатурная дисциплина | Воспитание сознательного отношения к аппликатуре «аппликатурной дисциплины»
Формирование простейших аппликатурных приёмов | Дать понятие основных аппликатурных требований. | Упражнения на заучивание естественной последовательности
Игра «Каждый пальчик в свой карманчик» и т.д. |
Слушание музыки.
| Развитие музыкально-слуховых способностей ребенка. Воспитание музыкальной памяти и музыкального вкуса ребенка, Расширение музыкального кругозора. Активизация эмоционально- слухового восприятия. | Знакомство детей с многообразием музыкальных произведений, Красочное описание прослушанных на занятиях в исполнении преподавателя программных, жанровых (вызвать яркие ассоциации) | При прослушивании пьес дети маршируют, танцуют или хлопают в ладоши в такт звучащей музыке. Движения разного рода - ходьба на пальчиках, пятках, прыжки, вращения, движения рук, «образные картинки» |
Знакомство с инструментом, изучение клавиатуры.
| Формирует у обучающихся представление о музыкальном инструменте фортепиано | Освоение клавиатуры – основа игры на фортепиано. | -Знакомство с порядковыми номерами пальцев -Упражнение на запоминание порядковых номеров пальцев: - давать приказы пальчикам; - угадать какой палец спрятался; - закрыв глаза, постукивать заданными пальцами по столу |
Посадка, организация игровых движений.
| Показать обучающимся, что соблюдение правил посадки создаёт благоприятное условие для использования в игре всей клавиатуры | Представление об особых условиях посадки за инструментом.
| -Проговаривание правил посадки на каждом занятии. -Использование песенок, развивающих мелкую моторику ребёнка, «мелкую технику» -упражнение «Радуга» |
Освоение простейших ритмических формул.
| Дать понятие длинных и коротких слогов звуков. В обучении важно синтезировать речь, слух, ритм.
Дать представление о том, что мелодия состоит из различных длительностей и имеет определённый метроритм. | Заучивание стихов, считалок, попевок | -Использование на занятиях считалки: «Андрей-воробей», «Солнышко», «Василек, василек», «Дин-дон», «Ходит слон» и др. -Выразительное чтение стихов – Прохлопывание в ладоши -Определение длинных и коротких слогов хлопков. -Получаем понятие длинных и коротких слогов звуков. |
Изучение нотной записи, воспитание навыков игры по нотам и навыков выразительного исполнения.
| Дать представление о нотной записи.
Воспитать навыки игры по нотам и навыки выразительного исполнения | Беседа «Что такое ноты?»
«Как научиться читать ноты»
| Тренировка навыка распознавания нот.
Загадки, игры, стишки, песенки о записи нот, их длительности, паузах, размере. |
Ансамблевое музицирование. | Активизирует восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств музыкальной выразительности.
Приводит к ритмической устойчивости и развитию тембрового слуха,
Вызывает интерес, эмоциональный отклик, будит воображение, активизирует процессы запоминания.
| Развиваем интерес к музыкальному исполнительств у | Игра в четыре руки, Игра в три руки (ребенок играет мелодию одной рукой) Игра в две руки (каждый участник играет по одному голосу). |
График учебного времени.
Возраст детей | Количество занятий | ||
Продолжительность | В неделю / в год | Количество академических часов в неделю / в год | |
5 – 6 лет | 30 мин (1 академич. час) | 1 занятие/ 30занятий | 1 час / 30 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной платной услуги по развитию у детей художественных способностей «Капелька»
СОДЕРЖАНИЕI.Целевой раздел71.1.Пояснительная записка71.1.1.Цели и задачи реализации Программы. 91.1.2.Принципы и походы к формированию Программы101.1.3.Значимы...

Предоставление дополнительных платных услуг за рамками основной образовательной деятельности воспитанникам МБДОУ №1 «Солнышко» в 2012-2013 уч.г.
На основании:- Устава МБДОУ № 1 «Солнышко»,- Положения «О предоставлении дополнительных платных услуг за рамками основной образовательной деятельности воспитанникам МБДОУ № 1 «Солнышко»,- ...
Внедрение дополнительных платных образовательных услуг
Организация дополнительных платных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении – неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также резу...
Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников» за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательной услуги: Рзаева Оксана Минниахматовна
Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников» за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательно...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неу...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных платных услуг по развитию интеллектуально - творческих способностей у детей от 5 до 6 лет "ТИКО - мастера"
Программа «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования пооказанию дополнительных платных образовательных услуг «Золотая рыбка»
Цель программы:Оздоровление подрастающего поколения; создание условий для укрепления здоровья детей посредством водной среды; улучшение деятельности сердечно – сосудистой и дыхательн...
