Педагогическая находка "Музыкальный круг".
методическая разработка
С древних времен музыка считалась важным и незаменимым средством формирования духовных качеств личности и эмоционального состояния человека. Все чувства создаются сочетанием музыкальной выразительности: мелодией, ладом, ритмом, темпом, динамикой, гармонией. Ритм-одно из главных средств создания музыкального образа. Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу, смена времен года – все в этом мире ритмично.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
С древних времен музыка считалась важным и незаменимым средством формирования духовных качеств личности и эмоционального состояния человека. Все чувства создаются сочетанием музыкальной выразительности: мелодией, ладом, ритмом, темпом, динамикой, гармонией. Ритм-одно из главных средств создания музыкального образа. Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу, смена времен года – все в этом мире ритмично.
Формирование чувства ритма-важнейшая задача музыкального руководителя. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Дети с проблемами ритмического восприятия не могут пропевать какие-либо звуки: многие не поют, а проговаривают: недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом. У детей часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Поэтому повышение эффективности развития чувства ритма у дошкольников является одной из актуальных проблем музыкального воспитания.
На музыкальных занятиях для развития чувства ритма у дошкольников я применяю разные методы и приемы, внедряю в образовательный процесс новые технологии. Активно использую свое авторское методическое пособие «Музыкальный круг», направленное на развитие чувства ритма, творческих способностей и эмоционального интеллекта у дошкольников. Методическая разработка «Музыкальный круг»-это круг, созданный из баннерной ткани, ее можно обрабатывать, хорошо складывается и не мнется. Он состоит из десяти секторов, рассчитан для работы на девять детей и музыкального руководителя. В свою очередь, каждый сектор разделен на три части, по наполнению каждый из которых разный и выполняет определенные функции.
В первой части сектора посередине расположен круг желтого цвета, это своего рода ориентир, индивидуальное место для каждого ребенка. По правой и левой стороне от круга располагаются стопы, наверху ладонь и кулак. С помощью данного сектора развиваю у детей чувство ритма, координацию движений, слуховое и зрительное внимание с использованием нейроигр и упражнений. Также здесь располагаются красные и синие стрелки, используемые для формирования у дошкольников пространственных представлений. Во второй части сектора размещены четыре смайлика, каждый из которых выражает свою эмоцию: радость, злость, спокойствие, грусть. Используя их, формирую у дошкольников музыкальную восприимчивость, способность откликаться на музыку, выражать эмоции. Также в данном секторе располагаются такие музыкальные жанры, как марш, танец, песня. Знакомство дошкольников с данными видами жанра направлено на воспитание нравственных качеств личности и интереса к музыкальной культуре. Например, знакомство с маршем помогает сформировать представление о том, что музыка бывает разная и сопровождает то или иное событие, действие и настроение. Знакомясь с жанром песни, дошкольники формируют музыкальную память, ритмический и мелодический слух. Знакомясь с танцем как музыкальным жанром, дошкольники формируют художественный вкус и эстетическое отношение к окружающему и музыке. Третью часть сектора использую для развития чувства ритма и закрепления понятий о длинных и коротких звуках. Для наибольшей привлекательности детей длительности звуков изображены в виде вишни и линий. «Музыкальный круг» содержит в себе методические приемы, игры и упражнения на развитие ритмических и вокальных навыков, на слуховое внимание, быстроту реакций, развитие коммуникативных качеств, умения сотрудничать друг с другом. Игры разработаны с учетом возрастных особенностей детей, содержат элементы от простого к сложному, оформлены ярко и красочно. Методическая разработка «Музыкальный круг» универсальна, мобильна, и правила игры могут быть изменены под каждую конкретную задачу. Создание своих правил для новой игры-это групповой творческий процесс, в котором происходит распределение функций и ролей между участниками. Дети высказывают свое мнение, учатся договариваться, добиваются как личного, так и общего результата. При разработке авторского пособия опиралась на таких педагогов, как Тютюнникову Татьяну Эдуардовну специалиста-эксперта в области детского музыкального образования, Карла Орфа австрийского композитора. Свою работу построила на принципах: поэтапности, развивающего обучения, вариативности, сотрудничества детей и взрослых, поддержки детской инициативы, индивидуального подхода, соответствия возрасту детей.
Развивающий потенциал «Музыкального круга» огромен:
-Это мышление и ориентация в пространстве. В зависимости от поставленной задачи игры, ребенку нужно в такт мелодии шагать по музыкальному кругу, выполняя те или иные задания. -Музыкальный круг стимулирует речевую активность, способствует развитию общеречевых навыков. -Музыкальный круг учит детей взаимодействовать друг с другом, договариваться между собой о правилах игры. -Способствует проявлению детской инициативы в рамках игровых правил. Это очень важное умение для дошкольников при переходе от игровой к учебной деятельности. -Приобщает детей к музыкальному наследию своего народа, воспитывает в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине. Во время музыкально-ритмических игр дети получают позитивные эмоции, заряд бодрости и хорошего настроения, развивается опорно-двигательный аппарат, мышцы тела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский педагогический проект «Кругом вода»
Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их суть и практически включаться в их разрешение. Формирование экологической культуры следует начинать с д...

Консультация для педагогов «Использование педагогических технологий «Утренний круг», «Вечерний круг»
Консультация для педагогов...

Педагогическая находка "Круги Луллия"
quot;Круги Луллия" очень познавательная разработка для детей любого возраста...

Использование педагогической технологии «Круг» в работе с детьми компенсирующей группы «Особый ребенок»
В материале представлен текст выступления на семинаре-практикуме "Практические технологии инклюзивного обучения в системе дошкольного образования"...

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...
Педагогический проект " Круги Луллия"
Педагогический проект " Круги Луллия"...

