Педагогическая находка "Музыкальный круг".
методическая разработка

Казанцева Светлана Михайловна

С древних времен музыка считалась важным и незаменимым средством формирования духовных качеств личности и эмоционального состояния человека. Все чувства создаются сочетанием музыкальной выразительности: мелодией, ладом, ритмом, темпом, динамикой, гармонией. Ритм-одно из главных средств создания музыкального образа. Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу, смена времен года – все в этом мире ритмично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka_muzykalnyy_krug.docx20.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

С древних времен музыка считалась важным и незаменимым средством формирования духовных качеств личности и эмоционального состояния человека. Все чувства создаются сочетанием музыкальной выразительности: мелодией, ладом, ритмом, темпом, динамикой, гармонией. Ритм-одно из главных средств создания музыкального образа. Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу, смена времен года – все в этом мире ритмично.

Формирование чувства ритма-важнейшая задача музыкального руководителя. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Дети с проблемами ритмического восприятия не могут пропевать какие-либо звуки: многие не поют, а проговаривают: недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом. У детей часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Поэтому повышение эффективности развития чувства ритма у дошкольников является одной из актуальных проблем музыкального воспитания.

На музыкальных занятиях для развития чувства ритма у дошкольников я применяю разные методы и приемы, внедряю в образовательный процесс новые технологии. Активно использую свое авторское методическое пособие                     «Музыкальный круг», направленное на развитие чувства ритма, творческих способностей и эмоционального интеллекта у дошкольников.                                 Методическая разработка «Музыкальный круг»-это круг, созданный из баннерной ткани, ее можно обрабатывать, хорошо складывается и не мнется. Он состоит из десяти секторов, рассчитан для работы на девять детей и музыкального руководителя. В свою очередь, каждый сектор разделен на три части, по наполнению каждый из которых разный и выполняет определенные функции.

        В первой части сектора посередине расположен круг желтого цвета, это своего рода ориентир, индивидуальное место для каждого ребенка. По правой и левой стороне от круга располагаются стопы, наверху ладонь и кулак. С помощью данного сектора развиваю у детей чувство ритма, координацию движений, слуховое и зрительное внимание с использованием нейроигр и упражнений. Также здесь располагаются красные и синие стрелки, используемые для формирования у дошкольников пространственных представлений.                                                                                        Во второй части сектора размещены четыре смайлика, каждый из которых выражает свою эмоцию: радость, злость, спокойствие, грусть. Используя их, формирую у дошкольников музыкальную восприимчивость, способность откликаться на музыку, выражать эмоции.                                 Также в данном секторе располагаются такие музыкальные жанры, как марш, танец, песня. Знакомство дошкольников с данными видами жанра направлено на воспитание нравственных качеств личности и интереса к музыкальной культуре. Например, знакомство с маршем помогает сформировать представление о том, что музыка бывает разная и сопровождает то или иное событие, действие и настроение. Знакомясь с жанром песни, дошкольники формируют музыкальную память, ритмический и мелодический слух. Знакомясь с танцем как музыкальным жанром, дошкольники формируют художественный вкус и эстетическое отношение к окружающему и музыке.                                                                                                Третью часть сектора использую для развития чувства ритма и закрепления понятий о длинных и коротких звуках. Для наибольшей привлекательности детей длительности звуков изображены в виде вишни и линий.                                                                                                                «Музыкальный круг» содержит в себе методические приемы, игры и упражнения на развитие ритмических и вокальных навыков, на слуховое внимание, быстроту реакций, развитие коммуникативных качеств, умения сотрудничать друг с другом. Игры разработаны с учетом возрастных особенностей детей, содержат элементы от простого к сложному, оформлены ярко и красочно.                                                                                Методическая разработка «Музыкальный круг» универсальна, мобильна, и правила игры могут быть изменены под каждую конкретную задачу. Создание своих правил для новой игры-это групповой творческий процесс, в котором происходит распределение функций и ролей между участниками. Дети высказывают свое мнение, учатся договариваться, добиваются как личного, так и общего результата.                                        При разработке авторского пособия опиралась на таких педагогов, как  Тютюнникову Татьяну Эдуардовну специалиста-эксперта в области детского музыкального образования, Карла Орфа австрийского композитора.                 Свою работу построила на принципах: поэтапности, развивающего обучения, вариативности, сотрудничества детей и взрослых, поддержки детской инициативы, индивидуального подхода, соответствия возрасту детей.

Развивающий потенциал «Музыкального круга» огромен:

-Это мышление и ориентация в пространстве. В зависимости от поставленной задачи игры, ребенку нужно в такт мелодии шагать по музыкальному кругу,      выполняя те или иные задания.                                                                 -Музыкальный круг стимулирует речевую активность, способствует развитию общеречевых навыков.                                                                                                                                            -Музыкальный круг учит детей взаимодействовать друг с другом, договариваться между собой о правилах игры.                                                    -Способствует проявлению детской инициативы в рамках игровых правил. Это очень важное умение для дошкольников при переходе от игровой к учебной деятельности.                                                                                         -Приобщает детей к музыкальному наследию своего народа, воспитывает в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.        Во время музыкально-ритмических игр дети получают позитивные эмоции, заряд бодрости и хорошего настроения, развивается опорно-двигательный аппарат, мышцы тела.

Анализируя опыт своей работы по использованию «Музыкального круга», я пришла к выводу, что моя авторская разработка помогла повысить показатели по следующим разделам: слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, пение. У детей сформирована музыкальная восприимчивость, способность эмоционально откликаться на музыку; развиты чувство ритма, слуховые представления; различают простейшие музыкальные понятия: высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая и тихая музыка.                        Данное пособие может быть использовано в любом образовательном учреждении в сочетании с любой образовательной программой при организации развития ритмического навыка у детей дошкольного возраста.

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский педагогический проект «Кругом вода»

Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их суть и практически включаться в их разрешение. Формирование экологической культуры следует начинать с д...

Педагогическая находка "Круги Луллия"

quot;Круги Луллия" очень познавательная разработка для детей любого возраста...

Использование педагогической технологии «Круг» в работе с детьми компенсирующей группы «Особый ребенок»

В материале представлен текст выступления на семинаре-практикуме "Практические технологии инклюзивного обучения в системе дошкольного образования"...

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...

Педагогический проект " Круги Луллия"

Педагогический проект " Круги Луллия"...

Педагогическая находка "Круги Луллия"

Педагогическая находка "Круги Луллия"...