ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ¬кружок «STEM-лаборатория»
рабочая программа
Направленность: техническая, естественнонаучная
Уровень программы: ознакомительный.
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEM – образования.
Организация дополнительной программы «STEM-лаборатория» включает в себя развивающие занятия с детьми по 4 образовательным модулям:
- Дидактическая система Дары Фребеля
- LEGO-конструирование
- Математическое моделирование
- Экспериментирование с предметами окружающего мира
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»
(ГБОУ ШКОЛА № 460)
109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36
e-mail:
ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001
Принята на заседании Педагогического Совета Протокол № __ от « » _________ 2023 года | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа №460 Д. А. Шестаков Приказ № 01-ОД-ШП2-___ от «31» августа 2023 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
кружок «STEM-лаборатория»
Направленность: техническая, естественнонаучная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 3 – 7 лет
Срок реализации: 1 год (74 часа)
Автор составитель:
Абрамова Надежда Владимировна
педагог дополнительного образования
Москва, 2023
1. Нормативно-правовые основания разработки Программы
При составлении методических рекомендаций ссылались на следующие нормативно-правовые документы: Федеральный Закон РФ от г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ), Приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008), Концепцию развития дополнительного образования детей от г. № 1726-р, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН ), Письмо Министерства образования и науки РФ от г. № 09-3242 «О направлении информации», Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от г. № 1308, от г. № 2074, от г. № 1035, от г. № 30).
2. Оформление и содержание структурных элементов программы
Структура Программы включает в себя (273-ФЗ, ст. 2, п. 9) основные характеристики Программы, организационно-педагогические условия её реализации и формы аттестации.
Пояснительная записка
Основные характеристики программы кружка «STEM-лаборатория»:
Направленность и уровень Программы
Программа «STEM-лаборатории» является модульной и имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность и отличительные особенности Программы
Программа направлена на создание условий для удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии, на формирование базовых предпосылок, универсальных навыков работы с информацией. Занимает особое место в развитии познавательной активности, внимания, памяти, логического мышления, критичности к воспринимаемой информации, овладении сенсорными эталонами, в развитии умений оперировать числами, развитии речи дошкольников через подобранную систему дидактических игр, упражнений и практических заданий.
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы «STEM-лаборатория».
Программа дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм ее решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Отличительные особенности
Данная программа составлена на основе методических рекомендаций парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества, изобретательности, конструктивных навыков через такие формы работы, как игровые задания с использованием разного оборудования и игровых пособий. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы:1-восприятие; 2-мышление;3-действие;4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Программа «STEM-лаборатория» соединяет в себе междисциплинарный и проектный подходы, в основе которых лежит интеграция естественных наук и технологии, математики и инженерного творчества и т. д. В ходе практических занятий детям наглядно демонстрируют возможности применения научно-технических знаний в реальной жизни. На каждом занятии в рамках конкретного занятия дети разрабатывают, строят и развивают продукты, «созвучные» выпускаемым современной индустрией, создавая, таким образом, прототипы реального продукта.
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEM – образования.
Организация дополнительной программы «STEM-лаборатория» включает в себя развивающие занятия с детьми по 4 образовательным модулям:
- Дидактическая система Дары Фребеля
- LEGO-конструирование
- Математическое моделирование
- Экспериментирование с предметами окружающего мира
Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей дошкольного возраста.
Дидактическая система Дары Фребеля:
Цель образовательного модуля – формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования, развитие познавательных процессов и сенсорных навыков.
Образовательные задачи:
- формирование предпосылок для готовности к изучению технических наук
средствами игрового оборудования;
- формирование основ технической грамотности;
- развитие интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через
игровую деятельность.
развивающие:
- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление,
наблюдательность;
- способствовать развитию восприятия цвета, формы, величины, размера;
- развивать способность анализировать, сравнивать, выделять характерные,
существенные признаки предметов, делать умозаключения.
воспитательные:
- реализовать самостоятельную творческую деятельность;
- формировать благоприятный психологический климат группы;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься
вместе.
LEGO -конструирование
Цель образовательного модуля - развитие конструктивных способностей детей.
Образовательные задачи:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные
замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
Развивающие задачи:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность,
умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес,
исследовательская активность;
- развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Воспитательные задачи:
- формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Математическое моделирование
Цель образовательного модуля - комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, количество и счет.
- Знакомить с геометрическими фигурами и телами.
- Формировать у дошкольников пространственное и временное ориентирование.
- Способствовать освоению цифр как символов (знаков) числа.
- Формировать представления о количестве и освоении количественных отношений;
В данном образовательном модуле объединены игры и пособия для решения арифметической, геометрической, логической задач. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, счёты, математические конструкторы, шнуровки и др.
Экспериментирование
Экспериментальная деятельность способствует формированию и развитию способностей детей:
- расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук;
- развитие у детей умений пользоваться приборами –помощниками при проведении
игр-экспериментов;
- рассуждать, размышлять над причинами явлений и выдвигать гипотезы;
- удерживать внимание и концентрировать его на объекте;
- развитие у детей умственных, мыслительных способностей;
- осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;
- формирование экологического сознания.
Цель исследовательской деятельности - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Во время занятий ребенок не просто учится ставить опыты, но и учится думать над тем, что в результате определенного опыта получиться.
Образовательные задачи:
- обогащать знания детей о живой и неживой природе через практический опыт;
- способствовать формированию первоначальной естественной картины мира;
- содействовать формированию представлений о предметах: их свойствах и качествах, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
- формирование умения делать выводы, открытия, сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
Развивающие задачи:
- содействовать развитию мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия, мыслительных, моделирующих и преобразующих действий;
- развитие внимания и памяти.
Воспитательные задачи:
- прививать любовь к природе, осознанно-гуманному отношению к ней;
- способствовать созданию положительных мотивации к самостоятельному экспериментированию;
- создание дружеской атмосферы во время проведения исследований;
- развитие умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи;
- воспитание усидчивости и аккуратности
3. Планируемые результаты освоения работы
Планируемые результаты освоения программы - ребёнок, осваивающий программу, обладает развитым воображением, которое может быть реализовано в разных видах деятельности, в конструировании, создании собственных образцов, творческих фантазиях и пр. - в результате освоения программы ребёнок получает опыт положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. - активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, дошкольник овладевает способностью договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. - в результате ребёнок получает возможность адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты. Дети учатся сами определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.
Возраст учащихся: 3 – 7 лет
Срок реализации: 1 год
Формы и режим занятий:
Занятия проходят 2 раза в неделю в первой половине дня (вторник, четверг)
Форма обучения: специально организованные подгрупповые занятия в форме кружковой работы, совместная и самостоятельная деятельность детей. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку. Занятия проходят с детьми 3-7 лет. Длительность занятий определяется возрастом детей.
- в группе дети 3-5 года не более 20 минут
- в группе дети 5-7 лет не более 30 минут
В течение года на освоение программных задач отводится 74 часа.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Ожидаемые результаты
Развитие любознательности и познавательной активности; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.
По сравнению с традиционными методами обучения, STEAM подход в дошкольном учреждении поощряет детей к проведению экспериментов, конструированию моделей, воплощению своих идей в реальности и созданию конечного продукта. Этот учебный подход позволяет детям эффективно совместить теорию и практические навыки. Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников. В результате, создаются условия для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов.
Способы проверки знаний
Продукт детского творчества: проекты, созданные по замыслу детей
Учебный план
STEM-лаборатория младший возраст
на 2023-2024 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Цель | Пособия для занятий |
Дидактическая система «Дары Фрёбеля» | |||
1 | «Знакомство с Дарами Фрёбеля» | Знакомство с цветами, первичное понимание формы | Первый дар «Текстильные мячики» |
2 | Развивающая игра «Вязанные мячики» | закрепить сенсорные эталоны – цвет; умение находить в обстановке предмет заданного цвета; развивать зрительное внимание, мышление | Дидактическое пособие «Дары Фребеля» первый дар «Текстильные мячики» |
3 | Развивающая игра «Шустрые шарики» | учить детей направлениям движения с помощью шарика на ниточке: вверх – вниз, вправо – влево, по кругу; развивать внимание, память, навык речевого общения, мышление, усидчивость; умение слышать, понимать и выполнять односложную речевую инструкцию. | Дидактическое пособие «Дары Фребеля» первый дар «Текстильные мячики» |
4 | Знакомство с основными свойствами предметов | познакомить детей с разными формами предмета; учить сравнивать фигуры между собой, уметь анализировать и выявлять особенность каждой фигуры; формировать самостоятельные исследовательские навыки; развитие мелкой моторики рук и воображения, зрительно-моторная координация и образное мышление. | Игровой набор «Дары Фрёбеля» второй дар. |
5 | Дидактическое пособие «Дары Фребеля» | познакомить детей с даром «Куб из кубиков»; учить делить куб на две части и объединять в целое; закрепить количественный счет; развивать пространственное мышление, сообразительность; выполнять различные строительные комбинации (строить дорожку; выстраивать башню, перестраивать ее в две, одинаковые по высоте) | третий дар «Куб из кубиков» |
6 | Развивающее задание «Конструирование из кубиков форм из окружающего мира» | учить строить постройку по образцу, трансформируя предыдущую, путем перекладывания нескольких кубиков | Игровое пособие «Дары Фрёбеля» третий дар |
7 | Модуль Дары Фребеля | развивать логические и творческие способностей, пространственное мышление; умение конструировать, выполняя различные строительные комбинации; развивать у детей проектное видение объемного тела, умение перестраивать фигуры и орнаменты. | третий дар «Куб из кубиков», карточка орнамента и постройки |
8 | Дары Фребеля | учить детей работать по заданной схеме; строить из кубиков различные комбинации и преобразовывать; развивать логическое мышление, творческие способности. | дидактическое пособие «Дары Фребеля», кубики, игровое поле |
9 | Развивающая игра «Автобус» | развивать сенсорные и познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор; познавательную активность, моторику рук, ориентировку в пространстве. | Игровое пособие «Дары Фрёбеля» модуль № 7, картинка автобуса |
10 | Развивающая игра «Веселые дорожки» | развивать логические и творческие способностей, пространственное мышление, моторику рук; учить выкладывать фишки двумя руками. | Игровое пособие «Дары Фрёбеля», модуль № 10, игровое поле |
11 | Игровое задание «Укрась елочку» | развивать умения согласованно действовать двумя руками в определенном направлении. | Игровой набор «Дары Фрёбеля» (модуль № 10-фишки), игровое поле «елочка» |
12 | Развивающая игра «Цветные хороводы» | учить детей группировать предметы одинаковые по цвету и форме; развивать чувство цвета и формы, мышление, внимание, моторику руки, память, сообразительность. | Игровой набор «Дары Фрёбеля» (модуль № 10-фишки), |
13 | Игровое задание «Собери бусы» | учить детей действовать по словесной инструкции; развивать моторику рук; | Игровое пособие «Дары Фрёбеля» модуль № 11 |
14 | Игровое задание «Разноцветные вагончики» | учить детей нанизывать на нить предметы, одинаковые по форме, но различные по цвету; развивать мелкую моторику рук, чувство цвета и формы; память; внимание, мышление, усидчивость. | Игровое пособие «Дары Фрёбеля» модуль № 11 |
15 | Развивающая игра «Три треугольника» | учить детей выкладывать из палочек три треугольника одинаковых по цвету, но разные по величине; называть сравнительные размеры: большой, средний, маленький, самый большой, самый маленький; развивать мышление, глазомер, чувство цвета, моторику рук, память, внимание, самостоятельность. | Игровое пособие «Дары Фрёбеля» модуль № 8 |
16 | Игровое задание «Слуховой диктант» | учить детей ориентироваться в пространстве, располагая геометрические фигуры различного цвета вверху, внизу, справа, слева, в середине от себя в соответствии со словесными заданиями воспитателя; развивать у детей слух, внимание, мышление, ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, сенсорные качества, знания геометрических фигур | Игровое пособие «Дары Фрёбеля» модуль № 7 |
17 | «Повтори узор» | развивать внимание, мыслительные операции, умение анализировать положение предметов в пространстве, закреплять знание основных цветов, и фигур, развивать мелкую моторику. | карточки с геометрическим узором, справа поле с пустыми окошками; игровое пособие «Дары Фрёбеля» плоские геометрические фигуры (круги) из набора №7. |
18 | «Цветные мячики» | учить детей группировать предметы по цвету, заполняя разноцветные колечки –мячики маленькими кружочками в соответствии цвету колечек; продолжать развивать умение различать основные цвета: красный, жёлтый, синий, зеленый; развивать у детей чувство цвета и ритма, мышление, внимание, сенсорные качества, речевые навыки, мелкую моторику руки; воспитывать дружеские отношения, уважение к сверстникам. | игровое пособие «Дары Фрёбеля» игровой набор №9 |
19 | «Волшебная страна» | Закреплять названия цветов, учить называть и находить геометрические тела: шар и куб; геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник); составлять логические цепочки, составлять фигуры по образцу; совершенствовать мелкую и крупную моторику; развивать слуховое и зрительное восприятие; стимулировать развитие творческой индивидуальности. | наборы «Дары Фребеля» № 1, 7, 8, 10 |
20 | Игровое задание «Собери узор по словесному образцу» | учить детей выкладывать в ряд геометрические фигуры по словесному образцу, уметь повторить узор по наглядному образцу; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику; закреплять знание цветов и геометрических фигур; воспитывать интерес к математике | набор№7, двухполосные карточки |
LEGO - конструирование | |||
1 | «Знакомство с лего-кабинетом | Познакомить с лего-конструктором; закреплять знания цвета и формы | набор деталей Лего-конструктора |
2 | «Башня» | закреплять навыки и приемы построек снизу вверх; учить строить простейшие постройки; развивать моторику рук, память, внимание, мышление. | Картинки с изображением башенки, образец постройки, наборы деталей конструктора Lego |
3 |
«Построй домик для гномика» | Развитие восприятия цвета, зрительного восприятия, умения конструировать по условиям | Кирпичики LEGO, образец постройки, картинки с изображением гномиков |
4 | «Разные домики» | Учить строить домики разной величины и длины; развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования; учить доводить дело до конца, развивать терпение. | Картинки с изображением домов, образцы построек, наборы деталей конструктора |
5 | «Вертолет» | учить создавать модель вертолета из конструктора LEGO; выполнять постройку по образцу, развивать моторику рук, интерес к конструированию, внимание, мышление. | Наборы деталей конструктора LEGO, образец постройки |
6 | Лего- конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Набор деталей конструктора Lego |
7 |
«Строим лес» | Учить стоить лесные деревья по схеме; учить отличать деревья друг от друга. Закреплять названия деталей, цвет. | Наборы деталей конструктора, образец постройки |
8 | «Зайка беленький» | учить детей строить модель зайца, точно соединяя детали и анализируя образец постройки. Развивать конструкторские навыки, фантазию, воображение. Воспитывать аккуратность при работе с конструктором. | игрушки, образец поделки зайца, наборы деталей конструктора. |
9 | «Мостик» | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга | Кирпичики LEGO, образец постройки |
10 | «Кран» | учить строить из лего-конструктора постройку, решая инженерные задачи; закрепить название деталей конструктора; способствовать развитию творческой активности детей | Набор деталей LEGO, образец постройки |
11 | Проблемная ситуация «Построй птичку по заданным условиям» | Учить решать проблемные ситуации для развития СТЕМ-компетенций, строить по заданным условиям, развитие творческих конструктивных решений. | Конструктор LEGO, образец птички |
12 | «Самолет» | упражнять в умении конструировать лего-модель по образцу; развивать внимание, зрительное восприятие и мелкую моторику рук, связную речь. Упражнять в названии деталей конструктора; обогатить словарный запас детей словами «аэропорт, взлётное поле, необитаемый остров», познакомить с назначением аэропорта. Воспитывать умение работать в коллективе, не мешая другим, создавая общий сюжет. | карточки с изображением деталей конструктора, «Чудесный мешочек» с деталями конструктора, модель самолета, наборы лего-конструктора. |
13 | «Ворота для заборчика» | Учить строить постройку по схеме, соблюдая поставленные условия; аккуратно и крепко скреплять детали конструктора «Дупло»; развивать моторику рук, память, мышление, внимание. | Набор деталей конструктора лего, схема постройки |
14 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки; учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | Набор деталей конструктора |
15 | «Человечек» проблемная ситуация | Учить решать проблемные ситуации для развития СТЕМ-компетенций, строить по заданным условиям, развитие творческих конструктивных решений. | Конструктор LEGO, Схема человечка |
16 | Детская площадка или парк отдыха | продолжать учить сооружать постройки из крупного строителя, объединять их общим замыслом; продолжать учить находить конструктивное решение для постройки в зависимости от её назначения и названия; учить планировать постройку; воспитывать умение работать коллективно, осуществляя общий замысел. | Наборы деталей конструктора лего, |
17 | «Путешествие по Лего-стране» | Развивать зрительное и пространственное восприятие; активизировать внимание, направленное на продолжение ритмического рисунка постройки. Закреплять умения детей строить по образцу, развивая наглядно-действенное мышление. Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части; умения, передавать характерные особенности животных, опираясь на схему. Воспитывать у детей способность работать в коллективе сверстников, помогая друг другу при совместной постройке. | лего-человек, наборы с деталями конструктора, образец постройки для детей, схемы на каждого ребенка. |
18 | Собери модель по памяти | закрепить и усовершенствовать полученные базовые умения и навыки, тренировать зрительную память. | набор деталей конструктора лего, образец модели |
19 | «Лабиринт» | Познакомить с плоскостным конструирование; развивать внимание, мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук. | образец постройки, наборы деталей конструктора |
20 | «Бабочка» | Продолжать знакомить с плоскостным конструированием; развивать внимание, мелкую моторику рук | картинка с изображением бабочки, образец, наборы деталей конструктора |
Математическое развитие | |||
1 | Игровое задание «Блоки Дьеныша» | учить классифицировать блоки по признаку-форма; подбирать фигуры, абстрагируясь от цвета, величины; развивать мышление, внимание, сообразительность. | Дидактическое пособие «Блоки Дьеныша», маленькие обручи |
2 | Игровое задание «Распредели блоки по квартирам» | закрепить знания о ключевых геометрических фигурах; совершенствовать мыслительные операции: анализ и синтез, умение классифицировать по цвету и форме; учить действовать в соответствие с условными обозначениями. | Дидактическое пособие «Блоки Дьенеша», карточки |
3 | Развивающая игра «Выложи картинку» | учить соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами | пособие Блоки Дьенеша, белый лист бумаги А4 |
4 | «Продолжи ряд» | Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. | Набор блоков Дьенеша |
5 | Развивающая игра «Заполни поле» | закрепить основные цвета; продолжать учить соотносить и подбирать цвета с образцом; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление. | сортировочный пинцет, игровое поле, бомбошки |
6 | Развивающая игра «Геометрическая мозайка» | развивать наглядно-образное мышление; закреплять знание о геометрических фигурах, умении выделять, сопоставлять и называть форму и цвет; развивать мышление, внимание, сообразительность, мелкую моторику | мозайка «Геометрические формы», белый лист бумаги А4, карточки с образцами изображений |
7 | Развивающая игра «Стаканчики» | закрепить названия геометрических фигур; умение соотносить фигуры по форме; абстрагируясь от цвета; развивать зрительное внимание | плоские геометрические фигуры, стаканчики с изображением геометрических фигур, белый лист бумаги А4 |
8 | «Выкладываем из палочек Кюизинера» | упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана. Создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений. | карточки с образцами, палочки Кюизинера |
9 | Логическая игра «Сложи квадрат» | развивать у детей различные виды мышления (логическое, пространственное, образное, конструктивное), сообразительность, воображение, мелкую моторику; учить складывать квадрат; вырабатывать усидчивость, терпение. | Дидактическое пособие «Танграм», карточки-схемы |
10 | Игра "Заборчик" | Знакомить детей с понятием вертикальные линии. Учить натягивать резинки сверху вниз. Закреплять умение сравнивать предметы по высоте. Развивать мелкую моторику, внимание, воображение. | Математический планшет (геометрик), набор маленьких резинок для творчества |
11 | Игра «Узор по образцу» | Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление. | Математический планшет (геометрик), набор маленьких резинок для творчества |
12 | Игра «Чудесное превращения» | развивать представления детей о геометрических фигурах; развивать представления детей о том, как из одной формы сделать другую; формировать умение моделировать фигуры | Математический планшет (геометрик), набор маленьких резиной для творчества |
13 | Игра «Пространственное ориентирование» | Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа). | Математический планшет (геоборд), набор маленьких резинок для творчества, карточки - схемы геометрических фигур |
14 | Игровое упражнение «Линии» | Развивать когнитивные способности (пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память), способствовать развитию мелкой моторики рук, развивать творческий потенциал; учить действовать двумя руками одновременно | Математический планшет (геоборд), набор маленьких резинок для творчества |
15 | Развивающая игра «Цветные бусы» | учить детей действовать в соответствии с заданием (рядом не должно быть одинакового цвета бусинок), развивать моторику рук, внимание, память,6усидчивость, терпение; закрепить сенсорные эталоны – цвет, форма | шнуровка Бусины сортер, карточки с заданиями |
16 | «Нарисуй геометрическую фигуру» | развивать мелкую моторику рук, утончения движения пальцев, концентрации внимания; способствует развитию точности глазомера, координации движений и последовательности действий. | Игровое пособие «Шнуровка-квадрат» |
17 | Игровое упражнение «Строим дорожку» | Развивать познавательную активность, мелкую моторику, наглядно-действенное мышление, внимание, пространственное ориентирование; учить выкладывать палочки в определенной последовательности | Игровое пособие «Палочки Кюизенеро» |
18 | «У кого больше» | Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение. | Набор Палочки Кьюзенера |
19 | «Сложи узор по образцу» | закреплять цвета, учить выкладывать изображение по образцу. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, внимание и речь. Воспитывать усидчивость и желание творить | Поле с клеточками 6х6, набор соединяющих кубиков |
20 | Игра «Поиск недостающего цвета» | Развивать умение структурировать алгоритм решения судоку; формировать умение планировать свою деятельность; развивать умение ориентироваться на плоскости; развивать внимание, мышление. | поле с клеточками, кирпичики Лего |
Экспериментирование с предметами окружающего мира | |||
«Изучаем свойства и плотность воды» | |||
1 | «Вот такая вода» | Закрепить представления детей об органах чувств, их значении; выявить свойства воды: прозрачность, не имеет запаха, не имеет вкуса. Развивать логическое мышление и любознательность. | Стакан с водой, стакан с молоком, соломинка, цветная картинка, краситель или краски ложечка |
2 | «Плавает или тонет» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды, побуждать выдвигать догадки. Исследовать плавучесть предметов, развивать познавательный интерес; воспитывать самостоятельность при выполнении эксперимента, бережное отношение к воде. | Емкость с водой, камешек, деревянный кубик, резиновая игрушка, монетка |
3 | «Текучесть и форма воды» | доказать, что вода –жидкая, может течь, не имеет формы; выявить, что вода принимает форму емкости, в которую она налита. Развивать познавательный интерес; воспитывать самостоятельность при выполнении эксперимента, бережное отношение к воде. | Стакан, стакан с водой, емкости разной формы |
4 | «Какие особенности у теплой и холодной воды» | Выявить, в какой воде (холодной или теплой) быстрее растворяются вещества; закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются; развивать умение размышлять, обобщать результаты опытов. | Прозрачные стаканчики, холодная и теплая вода, песок, соль, кусочек сахара, пластилин, ложечки для размешивания, простой карандаш |
5 | «Смешивание цветов» «Окрашивание воды» | познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. | две баночки с водой, краски, кисточка. Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. |
6 | «Изготовление мыльных пузырей» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды, развивать навыки проведения опытов, умение работать в группе, делать выводы, развивать наблюдательность | Емкости с водой, шампунь, кусочки мыла, ложечки для размешивания, трубочки для выдувания пузырей, салфетки |
7 | «Прятки» | углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, сообразительность. | Емкости с водой, краски, камешки, салфетки из ткани |
8 | «Кристаллы на веревке» | познакомить детей с понятием «кристалл», видами кристаллов; провести исследование по выращиванию кристаллов поваренной соли, вызывать у детей познавательный интерес к выращиванию кристаллов | Емкости с водой, соль, ложечка, тарелка одноразовая, скрепки, нитка |
9 | «Чудо-вода» | Развивать умение делать выводы, умозаключения; •Развивать речь, мышление, любознательность; • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды | Зубочистки, вода, одноразовая тарелка |
10 | «Цветы на масле» | совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира. | Сахарный песок, стаканчики с водой 5 шт., ложечка для размешивания, красители, молоко |
11 | «Научи яйцо плавать» | Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде (пресная вода – вода без соли). | 3 шт. яйцо, емкости с водой, соль, ложечка |
12 | «Смешиваем цветные капли» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды, развивать навыки проведения опытов, умение работать в группе, делать выводы, развивать наблюдательность | Лист бумаги, цветные фломастеры, файл, растительное масло, салфетки, вода, 3 стаканчика, красители или краска, пипетка, зубочистка иливатная палочка (без ватного наконечника) |
13 | «Веселая радуга» | Показать и рассказать детям, как сахар влияет на плотность воды. Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях; развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов. | Емкости с водой, сахал, чайная ложечка, Красители пищевые или краски |
14 | «Молочное волшебство» | познакомить с составом молока и свойствами мыла; опытным путём произвести химическую реакцию взаимодействия молока и средства для мытья посуды. | молоко тарелка пищевые красители жидкость для мытья посуды Ватные палочки |
«Изучаем свойства бумаги» | |||
15 | «Какая бывает бумага» | Познакомить с основными свойствами бумаги | Лист бумаги, картон, салфетка |
16 | Цветы лотоса | Объяснить «волшебные явления» (распускание цветов в воде); упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление; развивать мыслительные процессы; внимание, мышление, память. | Емкости с водой, трафареты цветов, цветные карандаши |
«Изучаем свойства воздуха» | |||
17 | «Изучаем свойства воздуха» «Существование воздуха» «Воздух имеет вес» | доказать существование воздуха; увидеть, как воздух может поддержать предметы; познакомить детей со свойства воздуха. Развивать умение размышлять, обобщать результаты опытов. | Емкость с водой, пустой стакан, трубочка, два одинаковых листа бумаги, воздушные шарики, весы, целлофановый пакет, зубочистки |
18 | «Воздух повсюду» | обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. | воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. |
19 | «Игры с соломинкой» | Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. | Трубочки для коктейля, емкость с водой. |
«Изучаем свойства магнита» | |||
20 | «Летающая бабочка» | Познакомить детей с магнитом и магнитной силой. | картон, скрепка, нитки, магнит |
21 | «Какие материалы притягивает магнит?» | Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы, действие магнита через стекло, картон, воду, притяжение и отталкивание) | Манная крупа, одноразовая тарелка, скрепки, магнит |
22 | «Магнитная задача» | Узнать, действительно ли магнит притягивает металлические предметы | Лист бумаги, скрепка, магнит |
23 | «Как достать скрепку из воды, не намочив руки» | Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. | Емкость с водой, скрепка, магнит |
24 | «Магнитная цепочка» | развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. | Магнит, скрепки |
«Изучаем свойства камня» | |||
25 | «Какими бывают камни» | показать разнообразие камней по внешним признакам. познакомить детей со свойствами камней. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности, развивать их сенсорные ощущения. Поддерживать интерес детей к опытнической работе. Дать детям представление о том, как добывают камень, как он используются человеком. | разнообразные камни, лупы. |
26 | «Почему камни бывают разноцветными» | объяснить опытным путем, почему некоторые камни могут сочетать в себе несколько цветов. | Пластелин, стек, «Какими бывают камни» |
27 | «Твердый камень» «Камень может издавать звуки?» «Легкий/ тяжелый» | Сформировать представление о твердости камня; сформировать представление о свойствах камня. | Разнообразные камешки, пластилин, монеты; камешки разной плотности и величины, весы. |
Учебный план
STEM-лаборатория старший возраст
на 2023-2024 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Цель | Пособия для занятий |
Дидактическая система «Дары Фребеля» | |||
1 | «Знакомство с Дарами Фрёбеля» | Знакомство с цветами, первичное понимание формы | Первый дар «Текстильные мячики» |
2 | «Основные тела» | знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков | Игровое пособие «Дары Фрёбеля» набор № 2 |
3 | «В мире фигур» | Развитие сенсорных навыков познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор. | Игровое пособие «Дары Фребеля» дар №7,11 |
4 | «Угадай по описанию» | Закрепить представления геометрических фигурах (цилиндр, куб, шар). Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение мышления, внимания. | Игровое пособие «Дары Фребеля», дар №2, 3, 4, 5, 6 |
5 | Дидактическое пособие «Дары Фребеля» | учить делить куб на две части и объединять в целое; закрепить количественный счет; развивать пространственное мышление, сообразительность; выполнять различные строительные комбинации (строить дорожку; выстраивать башню, перестраивать ее в две, одинаковые по высоте) | Игровое пособие «Дары Фрёбеля» набор № 3 «Куб из кубиков» |
6 | «Выложи узор» | понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии | «Дары Фрёбеля» дар №3, образец постройки |
7 | «Преобразуй построенную фигуру» | Готовые фигуры не разрушаются, новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры. | «Дары Фрёбеля» дар №3 |
8 | «Создай симметричный узор» | Учить строить симметричные узоры, превращая одну фигуру в другую переставляя кубики; развивать координацию, понимание симметрии; развивать творческие способности. | Пособие «Дары Фребеля» набор №3, схемы построек – изображения вид с верху. |
9 | «Домино» | Развивать пространственное воображение: учить составлять из частей целое, закрепляет понятие числа: формировать осознание того, что количество элементов не зависит от их перестановки | Игровое пособие «Дары Фребеля» набор №3, карточки |
10 | «Построй по памяти» | Развивать пространственное мышление, зрительно-моторную координацию, памяти | Пособие «Дары Фребеля» набор № 3, карточки узоров |
11 | «Построй плоскостную фигуру» | развивать мышления, воображения и развития речи | |
12 | Развивающая игра «За окном» | учить детей выкладывать из геометрических фигур солнце, облака, домик; развивать мышление, фантазию, навыки речевого общения, самостоятельность, чувство формы и цвета; воспитывать интерес к игре, дружеские взаимоотношения. Развитие любознательности, воображения, формирование интереса к изобразительному творчеству. | Игровое пособие «Дары Фребеля» набор №7,8,9 |
13 | «Веселые дорожки» | Развивать логические и творческие способностей, пространственное мышление, моторику рук, внимание; учить одновременно действовать правой и левой рукой | Игровое пособие «Дары Фребеля» набор № 10 «Фишки» |
14 | «Лабиринт» | Учить детей работать по схеме, отсчитывать необходимое количество клеток от данной точки; развитие пространственных представлений, зрительного внимания. | Игровое пособие «Дары Фребеля» «Геометрические фигуры», игровое поле. |
15 | «Создай орнамент» | Развивать логические и творческие способностей, пространственное мышление; умение конструировать, выполняя различные строительные комбинации; развивать у детей проектное видение объемного тела | Игровое пособие «Дары Фребеля» «Куб из кубиков», схемы-картинки |
16 | «Шесть кубов» | Развивает пространственное воображение: учит составлять из частей целое, закрепляет понятие числа: формирует осознание того, что количество элементов не зависит от их перестановки.) | Игровое пособие «Дары Фребеля» «Куб из кубиков» |
17 | Игра «Весенние цветы» | развивать у детей фантазию, мышление, воображение, умение сочетать цвета; тренировать мелкую моторику рук; уточнять и закреплять знания о геометрических фигурах; воспитывать эмоциональность и чувство взаимопомощи. | Игровое пособие «Дары Фребеля» набор № 7,10 |
18 | Игра «Посадим деревья» | учить детей из палочек выкладывать силуэт дерева; закрепить с детьми понятие о строении дерева, умение различать и называть ствол, ветки; развивать мелкую моторику руки, логическое мышление, внимание, память, расширять словарный запас детей; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям. | Игровое пособие «Дары фребеля» набор № 8 |
19 | «В мире фигур» | Развитие сенсорных навыков познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор. | Игровое пособие «Дары Фребеля» наборы № 7,11 |
20 | «Разложи по цветам» | Формировать умение детей различать и Называть основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий), умение выделять цвет шара, сравнивать шары по цвету, выбирать из группы шаров заданного цвета и распределять их по группам. Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление, мелкую моторику. | Игровое пособие «Дары Фребеля» наборы № 1,7,8,9 |
LEGO – конструирование | |||
1 | Конструирование по замыслу | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание; развивать мелкую моторику рук, творческую инициативу и самостоятельность. | Набор деталей конструктора LEGO |
2 | «Мы в лесу построим теремок» | Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение; учить строить теремок, соблюдая определенные условия; учить рассказывать о проделанной работе. | Набор деталей конструктора LEGO, картинка с изображением теремка |
3 | Использование технологии «Ситуация» «Построй дерево» | Формировать у детей умение собирать модель с опорой на схему, учитывая способы крепления деталей; закрепить с детьми название деталей конструктора; поддерживать у детей интерес к моделированию и конструированию; способствовать развитию пространственного мышления и развитию координации движений обеих рук и их ловкости; формировать у детей умение самостоятельно решать технические задачи | Наборы деталей конструктора LEGO, схема постройки |
4 | «Построй мост через реку» | Учить строить сложные постройки, решать поставленную задачу; учить работать в паре; развивать воображение, интерес к моделированию и конструированию, развивать мелкую моторику рук | Набор деталей конструктора лего, макет реки |
5 | «Автомобиль» | расширить представления о машинах и их значении в жизни человека. Продолжать знакомить детей с приёмами конструирования из лего-конструктора; создавать условия для формирования исследовательских умений у детей; учить анализировать свою деятельность, создавая модели автомобиля по образцу. Закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать внимание, память, мышление, творческое воображение, речь, умение работать со схемой; формировать желание доводить дело до конца. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. | чертежи – развертки лего-деталей, образец постройки, иллюстрации с изображением различных машин, наборы лего-конструктора. |
6 | «Лего-мозаика» «Пчелка» | Упражнять детей в умении создавать изображение по картинке на плоскости; учить доводить начатое дело до конца; развивать мелкую моторику, усидчивость, цветовое восприятие, внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь; развивает конструктивные способности | Карточки-схемы с картинками, мелкий конструктор Лего, лего-платформа |
7 | «Горка» | Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения; помочь детям осознать, как и почему предметы катятся, учиться строить предположения(прогнозы) и определять расстояния при помощи необычных единиц измерения. | Наборы деталей конструктора лего, схема постройки |
8 | «Рыбка» | учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей, передавая особенности предметов средствами конструктора Лего. Сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать. Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику), умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением. Продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве; воспитывать бережное отношение к природе, уважение к своему и чужому труду. | Наборы с деталями Лего; иллюстрации, схемы, инструкции |
9 | «Создай свою историю» Сказка «Три медведя» | закреплять у детей умение конструировать модели в соответствии с условиями, заданными взрослым; развивать у детей способность, используя свойства конструктора, создавать реалистичные модели конструктивно сложные; развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук; воспитывать ценностное отношение к продуктивной деятельности человека, к созданию лего-моделей | конструктор лего, лего- платформы, иллюстрации реальных животных и животных, сделанных из конструктора лего. |
10 | Проблемная ситуация «Построй птичку по заданным условиям» | Учить решать проблемные ситуации для развития СТЕМ-компетенций, строить по заданным условиям, развитие творческих конструктивных решений, моторики рук, внимания, усидчивость. | конструктор LEGO, образец птички |
11 | «Создай свой театр» | построить сцену для театра используя белый лист; развивать внимание, логическое мышление, моторику рук, воображение | набор деталей конструктора лего, белый лист А4, человечки, иллюстрации театра |
12 | «Лего-пятнашки» | Рассказать об игре «Пятнашки»; познакомить детей с правилами игры «Пятнашки»; учить строить поле для игры используя схему; учить детей располагать кирпичики Лего по цвету, используя свободное поле; развивать внимание, логическое мышление, моторику рук | Лего-платформа, кирпичики Лего, образец постройки |
13 | «Волчок» | развитие и совершенствование конструкторских навыков; познакомить с понятиями: энергия, сила, трение, вращение; расширять знания о свойстве материалов и возможности их сочетания; развивать умение оценивать полученные результаты работы, воспитывать интерес к конструированию. | лего-конструктор, схема сборки модели волчка (по количеству детей) |
14 | «Качели» «Карусели» | Учить строить сложную постройку из лего-конструктора; определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения. Развивать мелкую моторику рук; творческую инициативу и самостоятельность. | Образец постройки, наборы деталей конструктора |
15 | «Подвесные качели» | учить строить «подвесные качели» опираясь на технологическую карту (умение выбрать нужные детали, знать способы крепления); формировать представления детей о разных видах качелей, о правилах безопасного поведения на качелях; познакомить с моделью "подвесные качели" (составные части качелей, материал, из которого они изготовлены); создать условия для самостоятельного изготовления модели подвесных качелей по образцу, содействовать желанию детей работать в группах; воспитывать бережное отношение к работам друзей. | картинки разных видов качелей, конструктор Lego, веревка, модель готовых качелей, дополнительные материалы для конструирования и обыгрывания. |
16 | Конструирование аттракционов «Парк развлечений» | Развивать умение конструировать модели аттракционов (качели, карусели, горки); развивать умение строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; развивать умение изменять конструкцию в зависимости от условий; развивать интерес к сотрудничеству, к овладению навыков совместной работы; развивать устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, изобретать; объединять свои поделки в общую композицию, учить работать в парах и уважительно относиться к мнению других. | Наборы конструктора LEGO, схемы на каждого ребенка, лего-платформа |
17 | «Робот» | создание игровой ситуации по средством модели робота из конструктора Lego. Учить собирать по схеме модели робота из конструктора LEGO, дополнять модели, собранные по схеме дополнительными деталями; учить анализу выполненной работы, речевую активность; расширять игровые замыслы; учить умению работать в команде, договариваться, начатое дело доводить до конца. | образец с изображением различных видов роботов, карты схемы. Наборы конструктора «LEGO» по количеству детей, дополнительные детали LEGO. |
18 | «Лего-мозайка» «Цветок для мамы» | продолжать знакомить со способом LEGO мозаики. Учить детей создавать выразительный образы круглой и овальной формы, точно передавая форму и расположение его частей с помощью конструктора LEGO; развивать мелкую моторику, усидчивость, цветовое восприятие. | схемы, набор деталей конструктора, лего-платформа |
19 | «Подставка для книг» | актуализировать знания детей по теме «Библиотека»; дать представление о том, что прочность конструкции и ее устойчивость можно изменить, используя дополнительные элементы; расширить представление о том, что ширина и вес основания конструкции влияет на ее устойчивость; побуждать детей к решению конкретной проблемы и быть ориентированными на конкретный результат; совершенствовать навыки конструирования; развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. | Лего-платформа, набор деталей конструктора, изображение различных подставок для книг |
20 | Конструирование по выбору | закрепить навыки конструирования, полученные в течение года; продолжать учить конструировать по условиям и по теме «Лето»; учить строить объемные плоскостные изображения; побуждать детей воплощать свой замысел, опираясь на иллюстрации; совершенствовать навык объединения деталей в различные композиции; воспитывать ценностное отношение к продуктивной деятельности человека, к созданию лего-моделей | Лего-пластины, наборы деталей конструктора, иллюстрации |
Математическое развитие | |||
1 | Дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» | развивать у детей представление о цвете; представление о длине («длинный», «короткий»); умение сравнивать палочки по длине («длиннее – «короче» и т.д).; зрительный глазомер, развивать мышление, внимание, сообразительность | пособие палочки Кюизенера, полоска белой бумаги |
2 | «Строительство домиков» | учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Развивать логическое мышление, моторику. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | набор Палочки Кюизенера, игровое поле |
3 | «Волшебные палочки» | Развивать концентрацию внимания (сосредоточенность); пространственное мышление; логику; воображение; мелкую моторику рук | Счетные палочки на каждого ребенка, карточки-схемы |
4 | «Танграм» Развивающая игра «Выложи картинку» | Упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана. Создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений | Танграм на каждого ребенка, образец выполненной работы |
5 | Деревянная головоломка «Тетрис» | Развивать мелкую моторику рук, память, внимание, пространственное мышление, внимательность; развивать аккуратность и умение различать форму плоских фигур и их расположение | Дидактическое пособие «Тетрис» на каждого ребенка |
6 | Игра-шнуровка «Квадрат» | Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения; способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев; формировать волевые умения (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата); формировать навыки шнурования различных предметов | Игровое пособие «Шнуровка-квадрат» |
7 | «Разноцветные шары» | Развивать логическое мышление. Учить читать кодовое обозначение логических блоков. | Наборы блоков Дьенеша на каждого ребенка, узкие полоски белого цвета, кодовые карточки, обозначающие цвет и форму геометрических фигур. |
8 | «Геометрические формы» | закрепления знания о геометрических формах и их соотношениях учить работать по схеме, развивать зрительное внимание, мышление, сообразительность | мозайка «Геометрические формы», карточка -схема |
9 | Головоломка «Судоку» «Подбери кубик нужного цвета» | развивать умение структурировать алгоритм решения судоку; формировать умение планировать свою деятельность; развивать умение ориентироваться на плоскости; развивать внимание, мышление. | Игровое поле с цветом, кубики LEGO разных цветов |
10 | Головоломка «Судоку» «Найди цифре место» | развивать умение структурировать алгоритм решения судоку; формировать умение планировать свою деятельность; развивать умение ориентироваться на плоскости; развивать внимание, мышление. | Игровое поле с цифрами 4х4, карточки с цифрами |
11 | «Геометрический графический диктант» | учить детей выполнять действия по схеме; закрепить сенсорные эталоны – цвет, форма; упражнять ориентировке в пространстве от себя; развивать мышление, внимание, усидчивость, сообразительность. | Игровое поле, карточка-схема, геометрические фигуры |
12 | «Выкладываем из палочек Кюизенера» | упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана. Создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений. | карточки с образцами, палочки Кюизенера |
13 | Игра «Цифры играют в прятки» | Закреплять название цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторику рук, творческого воображения, внимания ребенка. | Математический планшет (геоборд), схемы цифр, набор маленьких резинок для творчества |
14 | Развивающая игра «Часть и целое» | Развивать когнитивные способности (пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память); способствовать развитию мелкой моторику рук; развивать творческий потенциал; учить действовать двумя руками одновременно | Дидактическое пособие «Геобор» на каждого ребенка, набор маленьких резинок для творчества |
15 | Развивающая игра «Продолжи ряд» | учить детей совершать мыслительные операции, учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд; закрепить сенсорные эталоны (цвет); развивать логическое мышление, внимание, моторику рук. | цветные шарики, пинцет, карточка-задание |
16 | «Выложи картинку» | Упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана. Создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений | Танграм на каждого ребенка, образец выполненной работы |
17 | Развивающая игра «Блоки Дьенеша» | учить классифицировать блоки по двум признакам; подбирать фигуры, используя символы; познакомить с условными символами; развивать мышление, внимание, сообразительность | блоки Дьенеша, карточки-символы, маленький обруч |
18 | Развивающие игры «Блоки Дьенеша» | учить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам, закрепить умение читать карточку-символ; выбирать необходимые блоки из нескольких. | пособие «Блоки Дьенеша», карточки-символы, картинки-схемы |
19 | «Распредели блоки по квартирам» | закрепить знания о ключевых геометрических фигурах; совершенствовать мыслительные операции: анализ и синтез, умение классифицировать по цвету и форме; учить действовать в соответствие с условными обозначениями. | набор блоков Дьеныша, игровая карточка с символами |
20 | «Дострой картинку» | Учить передавать симметричное строение дома, ориентируясь на его половину, замечать различия в деталях | счетные палочки, образцы выполненных работ |
Экспериментирование с предметами окружающего мира | |||
«Изучаем свойства и плотность воды» | |||
1 | «Вот такая вода» | Закрепить представления детей об органах чувств, их значении; выявить свойства воды: прозрачность, не имеет запаха, не имеет вкуса. Развивать логическое мышление и любознательность. | Стакан с водой, стакан с молоком, соломинка, цветная картинка, краситель или краски ложечка |
2 | «Плавает или тонет» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды, побуждать выдвигать догадки. Исследовать плавучесть предметов, развивать познавательный интерес; воспитывать самостоятельность при выполнении эксперимента, бережное отношение к воде. | Емкость с водой, камешек, деревянный кубик, резиновая игрушка, монетка |
3 | «Текучесть и форма воды» | доказать, что вода –жидкая, может течь, не имеет формы; выявить, что вода принимает форму емкости, в которую она налита. Развивать познавательный интерес; воспитывать самостоятельность при выполнении эксперимента, бережное отношение к воде. | Стакан, стакан с водой, емкости разной формы |
4 | «Заставим яйцо плавать» | Познакомить детей со свойствами соленой воды; развивать умственные и мыслительные способности; любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. | Емкости с водой, яйцо, соль, ложечка |
5 | «Вода и масло» | Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла -развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира. | Емкость с водой, красители, шипучка, растительное масло |
6 | «Изготовление мыльных пузырей» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды, развивать навыки проведения опытов, умение работать в группе, делать выводы, развивать наблюдательность | Емкости с водой, шампунь, кусочки мыла, ложечки для размешивания, трубочки для выдувания пузырей, салфетки |
7 | «Очищаем воду» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды, побуждать выдвигать гипотезы, догадки. Развивать познавательный интерес. Воспитывать самостоятельность при выполнении эксперимента, бережное отношение к воде. | 4 емкости с водой, 8 стаканов пустых, песок, акварельные краски, растительное масло, мука, марля, ватные диски, ложечки для размешивания, салфетки. |
8 | «Играем с красками» | Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность | Стаканчики с водой, краски, ложечка для размешивания, салфетки из ткани |
9 | «Что скрывает черный цвет» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды, развивать навыки проведения опытов, умение работать в группе, делать выводы, развивать наблюдательность | Черные фломастеры на водной основе, прозрачные стаканы, вода, салфетки, бумажные полотенца |
10 | «Веселая радуга» | Показать и рассказать детям, как сахар влияет на плотность воды. Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях; развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов. | Емкости с водой, сахал, чайная ложечка, Красители пищевые или краски |
11 | «Башня плотности» | Развитие у детей умственных способностей, познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. | Емкости, растительное масло, сироп, вода |
«Изучаем свойства магнита» | |||
12 | «Что такое магнит» | Дать представление о магнитной силе. | Лист бумаги, скрепки, магнит, кленовый лист, стакан с водой, скотч |
13 | «От чего зависит сила магнита» | Развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы. | Металлический предмет, шерстяная ткань, магнит, |
14 | «Как достать скрепку из воды, не намочив руки» | Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. | Емкость с водой, скрепка, магнит |
15 | «Волшебный магнит» | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. |
«Вес, притяжение» | |||
16 | «Легкий — тяжелый» | Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые). | непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый», «легкий»). |
17 | Исследование «Магия шаров» | Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах; установить причину возникновения статического электричества | Воздушные шарики, шерстяная ткань |
18 | Исследование «Прыгающие хлопья» | Узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов | Бумажное полотенце, хлопья, воздушный шарик, шерстяная ткань |
«Свойства воздуха» | |||
19 | «Где прячется воздух?» | Познакомить детей со свойствами воздуха | Целлофановые пакеты, зубочистки |
20 | «Воздух невидимка» | доказать, что стакан не пустой, в нем находиться невидимый воздух | емкость с водой, стакан, салфетка |
21 | «Как увидеть воздух» | Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем | Стаканы с водой, трубочки для коктейля |
22 | «Имеет ли воздух вес» | Доказать, что воздух имеет воздух | Два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы |
«Свойства бумаги» | |||
23 | «Мир бумаги» | узнать о различных видах бумаги (салфеточная, обёрточная, цветная, писчая, чертёжная, для рисования и пр.). Сравнить их качественные характеристики между собой. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. | квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, ёмкости с водой, ножницы. |
24 | Исследование свойств бумаги | познакомить с основными свойствами бумаги. | газету, половину тетрадного листа, кусок ткани, целлофановый пакет, простой карандаш. |
25 | «Бумажный самолетик» | выяснить, почему летает бумажный самолёт. | лист бумаги, схему изготовления самолётика. |
«Свойства камня» | |||
26 | «Почему камни бывают разноцветными» | объяснить опытным путем, почему некоторые камни могут сочетать в себе несколько цветов. | 2-3 кусочка пластилина разного цвета, рисовые, пшеничные зерна |
27 | «Какими бывают камни» | сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам. | Разнообразные камни, лупы. |
28 | Твердый камень | Сформировать представление о твердости камня. | камешки, пластилин, монеты. |
29 | «Тонет – не тонет» | сформировать представления о свойствах камня. | Морские камешки, кусочки гранита и пемзы, прозрачные сосуды с водой. |
30 | «Камень может издавать звуки?» | сформировать представление о свойствах камня. | разнообразные камни. |
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | Теория | Практика | ||
Дидактическая система «Дары Фребеля» | 18 | 4 | 14 | |
LEGO-конструирование | 19 | 3 | 16 | |
Математическое моделирование | 18 | 3 | 15 | |
Экспериментирование с предметами окружающего мира | 19 | 6 | 13 | |
Итого | 74 | 16 | 58 | |
Техника безопасности
Для успешного освоения программы и предотвращения детского травматизма на занятиях должна соблюдаться дисциплина. Дети внимательно слушают педагога. Разговаривают спокойно, не кричат. В перерывах между занятиями и перед началом занятий не бегают по коридорам, в кабинетах. Дети должны аккуратно и бережно относиться к имуществу, не ломать стулья и банкетки.
При работе с Лего-конструктором дети должны:
- При работе с конструктором важно следить за деталями. Нельзя глотать, класть детали конструктора в рот и уши, раскидывать на рабочем столе. Если деталь упала на пол, необходимо сразу ее поднять и положить в контейнер или присоединить к конструкции согласно инструкции.
- Четко выполнять словесную инструкцию воспитателя. Строить конструкции согласно прилагаемой инструкции.
- Не отвлекаться во время работы, выполнять работу внимательно.
При проведении экспериментов:
- Эксперименты могут проходить только с разрешения и в присутствии педагога. В ходе каждого исследования рекомендуется использовать только нужные материалы и расходные инструменты.
- На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
- Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.
- Бережно обращаться с оборудованием.
- Соблюдать тишину, не мешать работать другим. Внимательно слушать педагога.
- После завершения эксперимента, дети оставляют все на столах, встают и идут вымыть руки вместе с воспитателем.
5. Список литературы
#1052;етодические рекомендации по реализации парциальной модульной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» на дошкольном уровне образования – Москва, 2022.
2. ≪LEGO в детском саду≫. Парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений ≪LEGO Education≫. Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. — М., 2018.
3. Образовательный модуль ≪Математическое развитие дошкольников≫. Маркова В. А.
— М., 2018.
#1053;ищева Н. В. "Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой
гимнастики. «Детство-Пресс, 2016г.
- Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фрёбеля» Маркова В.А. – М., 2018.
- Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и не живой природой» Зыкова О.А. – М., 2018г.
- «Лего-конструирование в детском саду» Е.В. Фешина – М., #1075;.
- «Как работать с палочками Кюизенера» Л.Д. Комарова – М., 2022
- «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. – «Детство-Пресс», 2018г.
- «Играем с логическими блоками Дьенеша» Захарова Н.И. – «Детство-Пресс», 2023г.
- «Логико-математическое развитие дошкольников» З.А. Михайлова, Е.А. Носова – «Детство-Пресс», 2023 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеобразовательная программа ( кружок ) : Юный эколог .
СОДЕРЖАНИЕ 1.Паспорт программы 2.Пояснительная записка 3.Учебно-тематический план 4.Содержание изучаемого курса 5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной прогр...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...

Дополнительная общеобразовательная программа по плаванию. Физкультурно-оздоровительный кружок «Учусь плавать»
Данная рабочая программа будет полезна инструктором по физической культуре, ведущим дополнительные кружки по плаванию....
Дополнительная общеобразовательная программа кружок "Страна чудес"
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Страна чудес» разработана в соответствии с Федеральным Законом Россий...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Новизна пр...

Методическая разработка по реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности. Кружок «Весёлая нитка»
Ниткография – удивительная техника рисования, другими словами - «рисование нитками».Она является средством решения многих педагогических задач, в частности развит...

Дополнительная общеобразовательная программа вокальный кружок "Веселые нотки"
Дополнительная общеобразовательная программа вокальный кружок"Веселые нотки"...