Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в коррекционно — логопедической работе с детьми с ТНР
статья (старшая группа)

Вербицкая Екатерина Анатольевна

Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в коррекционно — логопедической работе с детьми с ТНР 

 

Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более 250 лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна, которая позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frebel.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в коррекционно — логопедической работе с детьми с ТНР 

Фридрих Фрёбель

Кто же такой этот самый Фридрих Фрёбель (тут я бы даже к залу обратилась, типа «кто знает, поднимите руку», потом обыграла, «ну здорово, что я не одна погружаюсь в изучение работ столь уважаемых людей.

Можно сказать, что этот человек, деятель быль первооткрывателем того, что мы сейчас воспринимает как данность:

- первый человек, который создал образовательные материалы для детей, адаптированные к особенностям восприятия детей, которые впоследствии были названы «Дарами Фрёбеля» которые имели большой успех во всем мире.

- создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Он же и ввел это понятие, которым мы пользуемся и сегодня, в обиходе.

- он стал первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры.

В коррекционно-развивающей работе Игра «Дары Фрёбеля» дает возможность в условиях индивидуального или подгруппового логопедического занятия решать задачи по всем направлениям речевого развития.

Мозайка выполнена из разноцветных геометрических фигур в количестве, необходимом для выполнения мозаичных картинок по лексическим темам. Игровая деятельность детей с предлагаемой мозаикой организуется с помощью дидактических игр и игровых упражнений, оформленных в виде технологических карт. Технологические карты содержат описание совместной работы специалиста с ребенком на логопедическом занятии по лексическим темам.

К каждой теме прилагается качественный и количественный перечень деталей, необходимых для создания мозаичной постройки. Учитывая особые образовательные возможности ребенка с нарушениями речевого развития в мозаике «Дары Фрёбеля» предлагается 4 уровня сложности как в выполнении коррекционно-развивающих упражнений, так и в выборе рабочего поляИспользуется принцип «от простого к сложному» : от наложения фигур на цветной образец до самостоятельного выкладывания на листе пустого рабочего поля по образцу и без него.

Уникальность игровой логопедической мозаики состоит в том, что с ее помощью специалист получает реальную возможность повысить речевую активность ребенка, поддержать его познавательный интерес и положительный эмоциональный настрой на занятии.

Использование деталей набора Фребеля на коррекционных занятиях позволяет повышать речевую активность, развивать внимание, мышление, логику и другие психические процессы. Решать коррекционные задачи : коррекция произношения, развития лексико – грамматического строя речи, развитие связной речи, подготовка к обучению грамоте, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Коррекция звукопроизношения.

Как именно я провожу игры с детьми :

1.«хлопни столько раз, сколько палочек» - формирование фонематического восприятия и звукопроизношения.

Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие.

2.«Дорожки» - посчитай слоги в словах (по картинкам, выложи нужное количество палочек. Назови первый звук во всех этих словах.

Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слов.

3.»Солнышко» - повторяя слоги РА – РО-РУ- РИ-РЫ-РЭ, выложи лучи солнышка.

Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слогов.

4. «Бусы». Проговаривай за мной слоги, слова со звуком Р, если правильно произнесёшь слово, надень бусину на шнурок.

Цель: закрепление звука в слогах, словах.

5. «Бусы слов». Определение места звука в начале и конце слова. Описание: Необходимо нанизать фигуру на шнурок, произнося придуманное слово. Следующий игрок придумывает слово, начинающееся со звука, которым закончилось предыдущее слово.

Цель: развитие фонематического слуха.

Развитие лексико –грамматического строя речи

Первый дар «Шерстяные мячики» используются в играх на развитие мелкой моторике, на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Игры«Волшебный мешочек» : ребенку предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание:

Эта серия игр может быть связана с разнообразными лексическими темами

Игра «Ассоциации» : Цветные шарики раздаются детям (подгруппа 3-5 человек). Детям предлагается перекидывать шарики по кругу со словесным сопровождением. Например: «Я хочу подарить тебе зеленую травку, …желтое солнечное настроение….

 

«Подбери признаки к словам» : День весной (какой) – длинный, ясный, солнечный, теплый. Дети, называя прилагательные, выкладывают квадраты.

Цель: обогащение словаря признаков.

«Подготовка к обучению грамоте»

«Дорожки» - посчитай слоги в словах (по картинкам, выложи нужное количество геометрических фигур. Какое слово самое длинное? Короткое?

Цельотработка навыка деления слов на слоги.

1. Дуб

2. Река

3. Мимоза

Формирование навыков чтения и письма.

Познакомить с буквами по темам. Развивать навыки звукобуквенного анализа.

Игра «Выложи слог, слово»

Развитие связной речи

Придумывание предложений по заданной графической схеме - картине.

Последовательное моделирование событий с помощью игровых наборов при составлении пересказа.

1. Солнце светит ярче.

2. Набухают почки.

3. Вырастает травка

4. И цветут цветочки.

«Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной моторики»

Игра с движениями «Мимоза»

- День 8 марта очень я люблю (воздушный поцелуй).

- В этот день я маме цветочек подарю (вытянуть руки вперед, открыв ладони).

- Желтая мимоза, нежный аромат (поднести ладони к носу, вдохнуть).

- Маленькие солнышки в вазочке стоят (сделать колечко из большого и указательного пальцев на обеих руках).

Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более 250 лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна, которая позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и специалистов ДОО: "Использование дидактического набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

В докладе представлен опыт работы с использованием дидактического игрового набора Фридриха Фрёбеля "Дары Фрёбеля" в логопедической работе с детьми по следующим направлениям: коррекция звукоп...

Использование игрового набора "Дары Фребеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора "Дары Фребеля" и создания условий индивидуализации образовательного процесса представляем опыт работы с дошкольникам...

Использование игрового набора "Дары фребеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми с овз

В статье представлен материал по практическому использованию игрового набора Фребеля вкоррекционно-развивающей  работе с детьми с ОВЗ и инвалидами....

Использование игрового набора  «Дары Фрёбеля»  в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР

Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей.  Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего сред...

"Использование игрового набора "Дары Фребеля"в коррекционно - развивающей работе с дошкольниками"

С игровым набором "Дары Фребеля" я познакомилась относительно недавно, но сразу увидела многофункциональность и мобильность. Этот игровой набор дает возможность реализовывать ...

"Использование дидактического набора "Дары Фребеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"

На занятиях с ребенком с ОВЗ необходимо использовать такие методы и приемы, которые способны развить интерес ребенка к совместной деятельности и удерживать его на протяжении всего занятия. Одной ...

Использование дидактического набора "Дары Фребеля" в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ.

Методические рекомендации содержат описание 4-х  игровых заданий с использованием набора Фребеля для развития познавательной сферы  детей старшего дошкольного возраста....