Игровые тематические комплексы как эффективное средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Лаврова Татьяна Михайловна

С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора "Дары Фребеля" и создания условий индивидуализации образовательного процесса представляем опыт работы с дошкольниками с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые тематические комплексы как эффективное средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого  эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее важных для него сферах жизни.

Дошкольное образование - первое звено в системе непрерывного образования человека. Качество дошкольного образования и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, основным из которых является  развивающая предметно-пространственная среда, которая согласно ФГОС должна являться комплексом эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованным в пространстве и времени, насыщенным предметными и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную, творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное - происходит гармоничное развитие личности. В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Работая с дошкольниками необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.  Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков.  Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Игру Фрёбель характеризовал как «высшую ступень детского развития». "Дары Фрёбеля" - самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОО. Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

 Общепризнанно, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение, совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности.  Игры с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» решают ряд этих задач. Для развития детей на современном этапе недостаточно расширить объем усваиваемых знаний, требуется овладеть способами и приемами эффективной мыслительной деятельности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте.  Также необходимо сказать, что  комплект пособий и игровых наборов «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО, открывает новые возможности использования данного набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Одним из основных показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в обществе. На сегодняшний день хороша развития, богатая, грамматически правильно оформленная, связная речь  у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. К сожалению, в настоящее время отмечается устойчивая тенденция увеличения числа детей с расстройствами речи. Говоря о речевых трудностях детей с ТНР, необходимо уточнить о каких трудностях идет речь. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне  произвольности и осознанности. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков),  фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Ученые подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, воображения, наблюдательности. Организация обучения детей предполагает формирование умения планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания. Нарушение формирования всех компонентов речевой системы порождает: снижение потребности в общении, эмоциональную неуравновешенность, трудности в организации речевого поведения, недостаточную сформированность умения пользоваться различными средствами общения. В связи с неуклонным ростом числа детей с речевыми нарушениями увеличивается их количество в ДОО и  школах.

С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании для создания условий индивидуализации образовательного процесса представляем опыт работы  с дошкольниками  с ТНР. Выбор этого дидактического материала основывался на том, что создавая «Дары» Ф. Фрёбель тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью. Элементы этого игрового набора способствуют созданию информационного поля для общения ребенка со взрослым и сверстниками, у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика. Так как игра как основной вид детской деятельности является источником и важным стимулирующим поводом для взаимодействия детей друг с другом и полем, на котором возможно формирование навыков общения, то правильно организованная игра направлена на решение задач развития речевых навыков, а также способствует развитию элементов общения. Использование в своей работе комплекта «Дары Фрёбеля» позволяет решать ряд задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания, воспитание интереса к художественному слову.  Разработав, на  основании дидактического материала «Дары Фрёбеля», технологические карты, мы включили в них игры, артикуляционную, пальчиковую, общеукрепляющую гимнастику, задания, направленные на  развитие фонематического анализа, систематизировав  тем самым  работу по развитию речи у детей с ТНР в соответствии с темами, которые отражают во многих учреждениях в комплексно - тематических планах. Также технологические карты представляют собой комплексный подход в решении задач речевого развития данной категории детей во взаимосвязи воспитателей, логопеда и родителей. Исправление речи требует  систематических продолжительных занятий.  Успех коррекции во многом зависит и от активного включения в процесс развития речи семьи ребенка.

Итак, обобщая выше сказанное, отметим, что главная задача ДОО состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребёнка, то есть способствовать всестороннему развитию его личности. В процессе ориентации дошкольника в окружающем мире особое место занимает  умение вести диалог, говорить внятно, грамматически правильно, оформляя свою речь, а также уметь строить свое поведение в соответствии с задачами общения,  требованиями ситуации и особенностями собеседника. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. В коррекционной работе с детьми с ТНР  развитие речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной, конечной целью всего коррекционного процесса, требующей кропотливой работы логопеда, воспитателей,  родителей и ребенка. По нашему мнению игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности ребенка и становления его речевой компетентности. Именно мы, взрослые,  семья и педагоги, работая сообща, даруем детям опыт человеческого общения через умение слушать, говорить, взаимодействовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка   за руку в детские годы, что вошло в его   разум и сердце из окружающего мира - от  этого в решающей степени зависит, каким чело...

Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...

Конспект коррекционно – развивающей образовательной деятельности «Чудо Страна» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Необычное путешествие в Чудо Страну поможет детям закрепить и узнать способы контроля за эмоциональными проявлениями....

Конспект фронтального коррекционно – развивающего занятия с элементами логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Осень в лесу. Деревья».

Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную , мелкую и общую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудн...