«Изобразительная деятельность – одна из основополагающих сторон коммуникативного развития дошкольников»
консультация (младшая группа)
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изобразительная деятельность – одна из основополагающих сторон коммуникативного развития дошкольников»
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
/В.А. Сухомлинский/
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечает низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития.
В становлении способности к творчеству ребёнка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания. Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребёнка через изобразительную деятельность.
Именно образы прикладного искусства, по моему мнению, могут стать тем эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребёнка эстетическое восприятие окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, будут способствовать его общему интеллектуальному, эмоциональному и коммуникативному развитию.
Детский сад работает в инновационном режиме «Внедрение новых педагогических технологий по креативному развитию дошкольников. В рамках инновационной деятельности я работаю над проблемой «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» . Детское творчество, его влияние на психическое развитие ребенка, формирование креативных способностей является в настоящее время достаточно актуальной темой.
Нами создана творческая атмосфера, раскрывающая возможности и особенности детей, помогающая понять красоту окружающего мира, расширяющая их представления об окружающем мире, формирующая познавательный интерес, любознательность.
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребёнка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.
В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребёнок выполняет самостоятельно. Именно на этих видах непосредственно организованной деятельности дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными.
В настоящее время используются разнообразные формы организации детей. И выбор той или иной формы определяется с учётом, конечно же, индивидуальных особенностей детей. Так, непосредственно организованную изобразительную деятельность целесообразно проводить подгруппами, где каждый ребёнок имеет большую возможность для речевых высказываний. Позитивного отношения заслуживают и индивидуальные занятия. На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач, а также активизация речи детей замкнутых, стеснительных.
В группе с дошкольниками организуем разные виды и формы организованной деятельности: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные.
Общение детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. В изобразительной деятельности сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передаёт в своей работе. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображённое, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету, разыгрывать сказку.
Комментированное рисование облегчает привлечение внимания ребёнка к собеседнику. Некоторые дети с несформированными навыками общения недостаточно внимательны к лицу человека, с которым хотят вступить в общение, что фактически препятствует развёртыванию диалога. В ходе комментированного рисования у взрослого появляется возможность формировать у ребёнка потребность следить за лицом собеседника («Посмотри на Илью, обратись к нему, спроси…»).
Нетрадиционная техника рисования даёт большие возможности для общения между взрослым и детьми,между детьми и для развития коммуникативных способностей детей.
Психорисование, как один из способов нетрадиционного рисования, развивает у детей фантазии и воображения, эмоциональный отклик на музыку, передачу настроения в цвете.
Детский сад работает в тесном контакте с театрами кукол, с драматическими театрами, краеведческим музеем, музеем искусств имени С.Д. Эрзи. Экскурсии, посещения музеев, театров служат толчком к развитию творчества дошкольников. Итогом посещения театров, музеев, экскурсий по городу, занятий по всем видам деятельности. Свои впечатления дети отражают в рисунках, обговаривают, уточняют некоторые моменты, т.е. идёт живое общение.
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Одной из них может быть взаимоотношение внутри семьи.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает социальному и коммуникативному развитию ребёнка. Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности её решения. Основой такого сотрудничества является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить и дополнить их воспитательную ценность.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их общений.
И хотя, приоритетным всё же остаётся интеллектуальное развитие, я убеждена, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребёнком показывает наличие определённых нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно встать на место обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим настоящее. В этом смысле все, что окружает нас, кроме мира природы, является продуктом человеческого воображения и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника
Доклад на тему "Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника"...

Патриотическое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников
В этом документе говорится о нравственно-патриотическом воспитании детей, как о сложном педагогическом процессе, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чув...

«Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников»
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его...

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем, правила безопасности повторяем» для детей средней группы. + Самоанализ
Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем,...

«Развитие психофизических качеств в различных видах двигательной деятельности одна из важнейших сторон физического развития дошкольников»
Презентация «Развитие психофизических качеств в различных видах двигательной деятельности одна из важнейших сторон физического развития дошкольников»...

ГМО N 127Исх-2399 Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников 05/05/2024
ГМО N 127Исх-2399 Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников 05/05/2024...

