картотека
материал (старшая, подготовительная группа)

Достоевская Оксана Александровна

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx131.97 КБ

Предварительный просмотр:

Picture background

Составила: воспитатель

Достоевская О.А.

Фрукты, сад

Компот

Будем мы варить компот –

Фруктов много нужно. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим-варим мы компот,

Угостим честной народ!

(Левую ладошку держим «ковшиком», правой рукой «мешаем». Загибаем пальчики на правой руке, начиная с большого, затем опять «варим» и «мешаем»)

Фруктовая ладошка

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, затем показывают ладошками вокруг и на себя.)

Овощи, огород

«Огород»
Массаж фаланг пальцев

 (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца)
Вырос у нас чеснок,  (указательный)
Перец, томат, кабачок,  (средний)
Тыква, капуста, картошка  (безымянный)
Лук и немножко горошка.  (мизинец)
Овощи мы собирали, ( мизинец)
Ими друзей угощали,  (безымянный)
Квасили, ели, солили,  (средний)
С дачи домой увозили.  (указательный)
Прощай же на год,  (большой палец левой руки)
Наш друг – огород!  (большой палец правой руки)

«Чищу овощи для щей» 

(вертикальные движения руками, словно отряхиваем земли)
Сколько нужно овощей? (пожимают плечами)
Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке)
Две морковки, (загибаем еще два пальца)
Луку полторы головки,

 (загибаем пальцы на правой руке)
Да петрушки корешок,

 (еще один палец на правой руке)
Да капустный кочешок (загибаем палец)
Потеснись-ка ты, капуста,

 ("раздвигаем" в сторону капусту)
От тебя в кастрюле густо!
Раз! (выставляем большие пальцы рук)
Два! (указательные - другие в кулаке)
Три! (выставляем средние пальцы рук)
Огонь зажжен, (хлопаем)
Кочерыжка, кочерыжка,(показать большой палец)
Выйди вон!(спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)

Ягоды, грибы

С веток ягоды снимаю 

(пальцы обеих рук поочередно касаются большого)

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

 (сжимают и разжимают кулачки)

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть – 

(руки подносят ко рту – «едят»)

Легче будет к дому путь. (шагают» пальцы по столу)

Я поем еще малинки. («едят»)

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

(загибают пальцы по одному)

Снова буду собирать.

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

 (пальцы обеих рук «здороваются»)

В лес идем мы погулять. 

(«шагают» указательный и средний пальцы по столу)

За черникой, за малиной, 

(загибают пальцы, начиная с большого)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

«За грибами»

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками, 

(сжимают и разжимают кулачки)

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками.

 («шагают» пальчиками по столу)

Прямо за опушкой вдруг

Нашли волнушки мы 

(загибают по очереди пальцы)

И пенек с опенками под рябинкой тонкою.

Крепкий подберезовик вырос под березою,

Красный подосиновик вырос под осиною.

«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! 

(сжимают и разжимают пальцы)

Мы идем грибы искать. 

(поочередно разгибают из кулачка

 по одному пальцу, с мизинца)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Осень

"Вышли пальчики гулять"

Вышли пальчики гулять,

(шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать

(собираем листики в ручку)

Красный листик,

Жёлтый листик,

Будем их сейчас считать

(хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять!

(загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть

 (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

"Ходит осень в нашем парке"

Ходит осень в нашем парке,

(пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки:

 (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине,

(загибаем поочередно пальчики)

Фартук разовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.

 (прикладываем обе ладошки к груди)

Перелетные птицы

Перелетные птицы.

Птицы перелетные, Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

В стаи собираются, Сжимают пальцы рук в кулаки.

В края теплые летят, Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

До весны прощаются. Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Стаи журавлиные, Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

Грачи.
Мы лепили куличи.
«Лепить пирожок»
Прилетели к нам грачи.
«Помахать крыльями»
Первый грач испек пирог,

Загибать пальчики по очереди на одной руке.
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять,

Загибать пальчики на другой руке.
Выходи грачей считать.

Продукты питания

МЫ ГОТОВИМ

Мы варили суп-суп

Потираем ладошки друг о друга

Из перловых круп-круп.

Пальцы сложены в щепоть (насыпаем крупу)

Получилась каша,        

          Хлопки.

То-то горе наше.

Хватаемся за голову.

Замесили тесто,

Сжимаем и разжимаем пальцы.

А оно ни с места.

Опустить руки

Замесили на дрожжах

Сжимаем и разжимаем пальцы

Не удержишь на вожжах!

Расставляем руки в стороны, как будто хотим

удержать.

МОРОЖЕНОЕ

Очень радовались дети:          

Хлопки

Мама принесла в пакете    

    Указательным и средним пальцами «идем» по столу

Пряников для Машеньки,  

     Загибаем пальцы по одному, начиная с большого

Бубликов для Сашеньки,

Васеньке – пирожное,

Ну а мне – мороженое.

Посуда

Пальчики поочерёдно «здороваются» с большим пальцем.

Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли:

Чашку даже не разбили,

Ковшик тоже не сломался

Нос у чайника остался.

Ложка чудом уцелела.

Мы посуду моем смело.

Чайник
Привет, я – чайник

 (показываем руками толщину)
Большой и толстый
Вот моя ручка, (руку вбок)
А вот мой носик

(другую руку вверх и в сторону)
Если буду кипеть,

(хлопаем рукой на макушке)
Я буду свистеть

 (изображаем свист)
С печки меня возьмешь,

 (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)
Чаю себе нальёшь.

 (наклон в строну, где рука-носик)

Одежда

«Гномики-прачки»

Жили-были в домике маленькие гномики:

(Сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать.

(Трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Мики умница был,

Всем водичку носил.

(Загибают пальчики, начиная с больших пальцев)

«Платье»

Сшила маме дочке

Платье голубое,

(Делают повороты туловищем вправо, влево)

Платье голубое

С белою каймою. (Кружатся)

До чего нарядно,

Весело глядеть. (Прыгают на месте)

Надо это платье

К празднику надеть… (Кружатся на месте)

Обувь


Раз, два, три, четыре, пять

Ритмично сжимают и разжимают пальчики
Будем обувь считать:
Раз – туфли,

Загибают по одному пальчику,

Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.

Как у нашей кошки,

                               На ногах сапожки.                             Загибают по одному пальчику, начиная с больших,
на обеих руках на каждое название обуви.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так.          

  Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.

Головные уборы

«В шапочках желтых»

В шапочках желтых мы стали цыплята, 

(Ребенок машет руками, как цыпленок    крылышками.)

В шапочках белых мы стали зайчата,                     ( Показывает заячьи ушки)

В шапочках красных мы стали грибочки,                    (Соединяет руки над головой.)

В шапочках черных – черника на кочках,                   (Присаживается на корточки.)

В шапочках синих дождинками стали                         (Встает, ставит руки на пояс.)

И по дорожкам легко поскакали.                                 (Прыгает вперед на двух ногах).

«Рукавицы».
Вяжет бабушка Лисица 

(Поочередно потереть пальцы.)
Всем лисятам рукавицы: (Загибаем пальчики).
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки - лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замерзнем никогда! 

(Потереть ладони друг о друга).

Зима

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибать пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять.

пальчики «идут»
Бабу снежную лепили.                      
Имитировать лепку комков
Птичек крошками кормили,

Крошить хлебушек всеми пальчиками
С горки мы потом катались.

Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А еще в снегу валялись.

Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли,

Отряхивать ладошки
Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку

Лепим мы из снега ком,     

       Сжимают и разжимают кисти рук 
Из комочков слепим дом. 

Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони
Звери будут в доме жить,     

         Хлопают в ладоши
Веселиться и дружить, 
Вместе домик сторожить        

      Соединяют руки в «замок»
Раз, два, три, четыре, пять,      

       Загибают пальчики. 
Мы с тобой снежок слепили.               "лепят". 
Круглый, крепкий, очень гладкий

   Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий.    

       Грозят пальчиком. 
Раз — подбросим,                 "Подбрасывают". 
Два — поймаем,                               "Ловят". 
Три — уроним                                  "
Роняют". 
И... сломаем.                                      
Топают. 

Зимующие птицы

Ну-ка, посчитай-ка!

Хлопки в ладоши.

Ладони открыты, пальцы растопырены.

Загибать пальцы поочередно.

Десять птичек – стайка.

Вот ворона, галка тут,

Здесь воробушки живут.

Голуби воркуют,

По теплу тоскуют.

Сидя на снегу глубоком,

Растрещалася сорока.

Красногрудый снегирек

Солнышку подставил бок.

Свиристели прилетали,

Всю рябину обклевали.

А синица-озорница

Со сестрицами резвится.

Дятел дерево долбит,

Молча клест в гнезде сидит.

***

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник – посмотри –

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг, со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу, в столовой нашей,

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Удары кулачками друг о друга сверху.

Раскрыть ладошки.

Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.

Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени.

Новый год

Утром дети удивились,            

            Разводят руки в стороны, подняв плечи.

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали что угодно,                        

   Сжимают и разжимают пальцы.

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят,                        

 Руками рисуют в воздухе три круга.

Глазки весело горят,                          

   Закрывают и открывают ладонями глаза.

А перед ними ёлочка                  

          Хлопают в ладоши.

Пушистая, в иголочках.

«На елке».

Мы на елке веселились,              

  (Ритмичные хлопки в ладоши).

Мы плясали и резвились.               

 (Ритмичные удары кулачками).

После добрый Дед Мороз           

     («Шагают» средним и указательным)

Нам подарки принес.               

 (пальцами по стол).

Дал большущие пакеты,             

    («Рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:     

           (Ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих,    

           Загибают на обеих руках по одному

Орешки рядом с ними,         

       пальчику, начиная с большого.

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин

Животные севера

Кто на Севере живёт?

Кто там ест и кто там пьёт?

Хлопки в ладоши - удары кулачками – попеременно

Звери необычные, к холоду привычные

«замок» меняя положение пальцев

Вот писец из норки смотрит

Соприкосновение подушечек пальцев с большим

пальцем – образовывая «колечки»

Белый мишка важно ходит

Пальчики шагают

Ну а морж, как капитан – покоряет океан

Ладони «лодочкой» двигаются вперёд

Гордый северный олень

Кулачок и приставить др. руку, пальцы в стороны

Грузы возит целый день

Растирание кулачков вперёд

Вот Арктика – белая земля,

Льдом и снегами покрыта она.

Руки вперёд, покажем ладони обеих рук.

Живут в Арктике …

Покажем ладони обеих рук

белые медведи, морские котики, огромные моржи,

серые тюлени, маленькие нерпы.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.

(Дети проговаривают названия животных).

Зубастые белухи, длиннорогие нарвалы,

синие киты,         хищные касатки,

огромные финвалы.

Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.

(Дети проговаривают названия животных).

        

Животные жарких стран

Если в жаркую страну

Я случайно попаду,

(Сжимать и разжимать пальцы в кулаки.)

То увижу там шакала,

(Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам.)

Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

(Поочерёдно загибать пальцы одновременно на обеих руках.)

Крокодила и слона.

(Сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак.)

Хорошо живётся им –

(Сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак.)

Не бывает снежных зим.

(Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны.)

«Мартышки и книжки»

Две проказницы мартышки
Полистать любили книжки.
Потрясти их, полизать
И как будто почитать. (Выполнять движения, соответствующие тексту)

Ловко принялись за дело
И очки они надели. (Показать руками «очки»)
К носу книжку поднесли, (Две ладошки приблизить к лицу)
Вдруг подальше отвели
Ничего в очках не видно. (Ладошки отдалить от лица)
И мартышкам так обидно! (Вытираем щечки, «слезы»)

Дикие животные

Медведь.

Без нужды и без тревоги        

          Сжимают и разжимают кулачки.

Спал медведь в своей берлоге, 

Складывают ладошки вместе, подкладывают под щёку

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,        

 Сжимают и разжимают кулачки

Слышит – каплет.                        

      Пальчиками стучат по столу

Вот беда!                                        

   Качают головой.

В темноте пошарил

Вытягивают руки вперёд, раздвигают пальцы

И вскочил – кругом вода!

Заспешил медведь наружу.

 Указательным и средним пальцами «бегают» по столу

Заливает! Не до сна!

Вылез он и видит: лужи,          

         Сжимают и разжимают кулачки

Тает снег…  Пришла ве

В лесу

Мальчик-пальчик, где ты был?           

Сгибать большой палец левой руки

Долго по лесу бродил                      

    Сгибать большой палец правой руки

Встретил я медведя, волка,

Зайца, ёжика в иголках            

          Большой палец правой руки поочерёдно

Встретил белочку, синичку,    

          прикасается с остальными пальцами

Встретил лося и лисичку.      

            Большой палец левой руки поочерёдно

Всем подарки подарил      

                  прикасается с остальными пальцами

Всяк меня благодарил.    

              4 пальца последовательно сгибаются-кланяются.

Домашние животные

Есть в лесу из бревен дом,      

    «Крыша» руками

Есть окошко в доме том        

   указательный и большой пальцы рук образуют окошко

Посмотрите в то окно,        

      выглядываем в окошечко

В доме тихо и темно.

Мы тихонько кулачком        

     стучим кулачком правой руки по ладони левой

Постучимся в этот дом

Выглянет какой-то зверь    

       изображаем рукой собаку

«Гав» сказал и запер дверь.

      показываем дверь

Мы погромче кулачком      

      стучим кулачком правой руки по ладони левой

Постучимся в этот дом

«Ме» сказал и запер дверь.  

      показываем «козу» указательным и средним пальцем

Громко-громко кулачком      

      стучим кулачком правой руки по ладони левой

Постучимся в этот дом,

Выглянет какой-тот зверь

«Му» сказал и запер дверь  

       показываем «корову» указательным и мизинцем

Киска из окна глядит            

  прикладываем растопыренные пальцы к лицу – это усы

«Мяу, Мяу» говорит

«Хватит в домик наш стучать,       грозим пальчиком

Дайте хоть чуть-чуть поспать!»     кладём руки под щёчку

Поросята

Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(«Фонарики»).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

 (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
 

Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
(Большие).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Домашние птицы

Гусята
Вышли гусятки
(руки согнуты в локтях, держим на уровне груди)
Утром на зарядку.
(разводим руки в стороны)
Наклонялись, приседали,
(наклоны и приседания)
Раз-два, раз-два,
По тропинке пробежали
(бег на месте или по кругу)
Туда-сюда.
Так они старались
(проводим рукой по лбу, вытирая пот)
Даже запыхались.
Загрустили наши гуси,
Видно, кушать захотели.
Поскорее подбегите,
И гусяток накормите.
(«щиплем» травку)

Цыплята
Раз, два, три, четыре пять
(соединяют пальцы обеих рук, образуя шар)
Будем мы цыплят считать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Раз — цыпленок на крыльце,
(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет)
Два — еще сидит в яйце,
Три — цыпленок самый смелый,
А четыре — самый белый,
Пятый — маленький цыпленок,
(загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу)
Кушать захотел спросонок.
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони)

Рыбы

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

  делают ладошку у лба козырьком

Что ты видишь, милый друг?  

 приставляют пальцы колечками к глазам

Здесь прозрачная вода.            

  разводят ладони в стороны

Плывет морской конек сюда.        

 делают волнообразные движения ладонями

Вот медуза, вот кальмар,    

опускаем ладони вниз в виде шапочек, двигаем ими; вытягиваем пальцы вперед, шевеля ими

А вот это – рыба – шар.        

    соединить пальцы обеих рук в виде шара

А вот, расправив восемь ног,

поднимаем ладони тыльной стороной и шевелим пальцами, как ногами

Гостей встречает осьминог.

Пять маленьких рыбок играли в реке,   

 Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке,   

Руки прижаты друг к другу.                                                       Переворачиваем их с боку на  бок.
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко !"  

  Ладони сомкнуты, чуть округлены.

 Выполняем ими "ныряющее" движение.
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."

   Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
А третья сказала: "Мне хочется спать !"    

Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.   

 Быстро качаем ладонями (дрожь).
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!     Запястья соединены. 

Ладони раскрываются и соединяются (рот).
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"  

   Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).

День Защитника Отечества

«Веселая зарядка»

Раз, два, три, четыре, пять

указательным пальцем правой руки стучать по каждому пальцу левой руки

Пальчики пора вставать!

тоже выполнить другой рукой

Будем делать мы зарядку, будем мы скакать вприсядку,

пальцы обеих рук складываются кончиками вместе, хлопать ладонями, не размыкая пальцев.

Будем прыгать и плясать, раз, два, три, четыре, пять.

сжать кулаки – раскрыть ладони, повторить 5 раз

«Солдатская каша»

Мы крупу в ковше варили

Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш), указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони

Хорошенько посолили.

Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу.

Здесь уже и ложка наша,

Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка).

Так вкусна солдата  каша!

Облизать губы языком, показывая, как было вкусно.

Хлеб – всему голова

«Хлеб».

Рос сперва на воле в поле,        

       Дети слегка покачивают руками,

Летом цвел и колосился,          

       поднятыми вверх.

А потом обмолотили,              

         Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился.  

     Выполняют упражнение «Пальчики   здороваются»

Из зерна – в муку и тесто,  

           Сжимают и разжимают кулаки.

В магазине занял место.              

      Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Вырос он под синим небом,        

     Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам – хлебом.  

 Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх

«Гости»

К Жене гости прибежали,

(Пальцы бегут по столу.)

Все друг другу руки жали.

(Рукопожатие.)

- Здравствуй, Жора!

- Здравствуй, Жанна!

- Рад, Серёжа!

-Рад, Снежана!

(Пальцы по очереди здороваются с большими пальцами обеих рук.)

- Не хотите ль пирожок?

(Из ладоней сложить пирожок.)

- Может, коржик?

(Показать раскрытые ладони.)

- Иль, рожок?

(Пальцы сложить в виде рожка.)

Вот драже вам на ладошку,

(Постучать по  ладони одной руки кончиками пальцев другой руки)

Всё берите понемножку.

(Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т.д.- осторожно брать драже)

С ручек все стряхнули крошки

(Энергично встряхнуть кистями рук).

И захлопали в ладошки.

Весна


Иди, весна, иди, красна
,        

  «шагают» пальчиками обеих рук по столу
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.    

    загибают по одному пальчику с мизинца
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.    

   Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого

Шаловливые сосульки          

         Собрать пальчики вместе (щепоткой) 
Сели на карниз.                  

            Положить руки на колени. 
Шаловливые сосульки      

             Покрутить кистями рук
Посмотрели вниз.    

                    Опустить голову вниз
Посмотрели, чем заняться?      

   Пожать плечами
Стали каплями кидаться.        

     Руками соответствующие движения
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь,                

    В такт наклонять голову вправо – влево. 
Кап-кап, дзинь – дзинь.

Мебель

«Много мебели в квартире».


Раз, два, три, четыре, 

         загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках
Много мебели в квартире          

   сжимают и разжимают кулачки
В шкаф повесим мы рубашку, 

   загибают пальчики на каждое название мебели
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули, 
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,              

Чай с вареньем дружно пили.      

     попеременные хлопки ладонями
Много мебели в квартире.          

       и удары кулачками по столу
         

В нашей комнате-столовой –   

                            на каждое название мебели
Есть отличный СТОЛ дубовый,      

                 по одному пальцу загибают – всего 10
СТУЛЬЯ – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
Две широкие КРОВАТИ
С одеялами на вате
И берёзовый КОМОД,
Мама там бельё берёт.
А в гостинной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

Транспорт


Кораблик

По реке плывет кораблик,

(прижимаем нижние части ладошек друг другу, верхние открыты: показываем «кораблик»)

Он плывет издалека,

(приставляем горизонтально левую руку к глазам)

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(показать четыре пальца)

У них ушки на макушке,

(приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,

(кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки,

(показываем две открытые от себя ладошки)

Только кошки да коты!

(пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»

Светофор

Помогает с давних пор, Верный друг наш — светофор.

(хлопают три раза в ладоши, на каждый слог слова «светофор»)

У него больших три глаза, Не горят они все разом.

(показывают три пальца)

Если красный загорелся,

(поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе круг)

То нельзя переходить, Надо ждать на тротуаре

(качают головой)

И машины пропустить.

(имитируют кручение руля)

Если жёлтый загорелся,

Значит, скоро мы пойдём.

(поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе второй круг)

Глаз зелёный загорелся —

Стоп, машины, мы идём!

(поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе третий круг под вторым)

Мы дорогу перешли,

По делам своим пошли.

(маршируют по помещению)

Помогает с давних пор

Верный друг наш — светофор.

(хлопают три раза в ладоши, на каждый слог слова «светофор»)

Профессии

«СТРОИТЕЛИ»

Мы строители, мы строим,    

             Ребенок стучит кулачком о кулачок

Много мы домов построим,      

          Загибает по очереди пальцы на обеих руках

Много крыш и потолков,

Много окон, стен, полов,

Много комнат и дверей,

Лифтов, лестниц, этажей.

Будет у жильцов веселье      

                    Произносит слова веселым голосом

В новом доме новоселье!      

   Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх

Профессии

Профессии разные есть,

Все сразу не перечесть:

                   ритмично сжимают – разжимают кулаки

Доктор лечит людей,

Учитель учит детей,    

                    поочередно загибают пальцы

Повар готовит обед,

Пожарных смелее нет,        

            на правой руке на каждое название профессии

Строитель построит нам дом:    

     сводят руки над головой - крыша

Все дружно жить будем в нем.

Стены покрасит маляр,      

             поочередно загибают пальцы

Сантехник починит кран,      

           на левой руке на каждое название профессии

Электрик включит нам свет,

Плотник постелет паркет,

А если ты хочешь все знать,  

          покачивают указательным пальцем

Ученым тебе надо стать.      

           дотрагиваются указательным пальцем до лба

Инструменты

Мы пилили,

 (Делают пилящие движения).

Мы рубили,

 (Делают рубящие движения).

Громко молотком стучали,

Свежей краской покрывали. 

(Выполняют движения руками вверх и вниз).

Мама очень нас хвалила 

(Хлопают в ладоши).

И печеньем угостила. 

(Поглаживают живот ладошкой).

«Замок»

На двери висит замок.    

 Быстро соединять пальцы в замок и разъединять

Кто его открыть бы смог?

 - Потянули! 

Пальцы - в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.

Покрутили!    

        Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе

Постучали! 

Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.

И - открыли!  

      Расцепить пальцы.

Космос

«Планеты»

  • 🌏🌏В небе ясном солнце светит,
  •  Космонавт летит в ракете.
  •  А внизу леса, поля – Расстилается земля.

(Выполняем движения по тексту). 🌏🌏🌏

На Луне есть звездочет.

 Он ведет планет учет:

Меркурий - раз,

 Венера - два-с,

Три - Земля,

Четыре – Марс

 Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

 Восьмой - Нептун.

(На каждую строчку загибаем пальчик)

«Мы космический отряд».

(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают пальцы)

Мы космический отряд,

Очень дружных пять ребят.

(Дети разгибают по очереди пальцы сжатые в кулак, начиная с большого. Говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой)

1 – Гагарин,

2 – Титов,

3 – Леонов,

4 – Комаров, 5-ый женщина, а не мужчина -

Терешкова Валентина!

(Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки)

В космический корабль сели,

Да и в космос полетели.

Электроприборы

Электроприборы

Что за шум на кухне этой?

Сгибание мизинцы

Будем жарить мы котлеты.

Сгибание безымянные пальцы

Мясорубку мы возьмем

Вращаем средние пальцы вокруг друг друга

Быстро мясо провернем.

То же указательными пальцами

Миксером взбиваем дружно

То же большими пальцами

Все, что нам для торта нужно,

Соединяем мизинцы

Чтобы торт скорей испечь,

Соединяем безымянные пальцы

Включим мы электропечь.

Соединяем средние пальцы

Электроприборы – чудо!

Сжимаем пальцы в кулаки, большой палец поднимаем вверх.

Жить без них нам было б худо.

Пожимаем плечами.

Пылесос, пылесос,

Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд
Ты куда суёшь свой нос?

то же, но ладони обращены друг к другу.

Я жужжу, я жужжу,

Соприкосновение кончиков пальцев
Я порядок навожу…

Насекомые

Пчелки

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).

Раз, два, три, четыре, пять.

    Сжимаем кулачки
Я стучу, стучу по ёлке,  
.    

      Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки

Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:            

    Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим

Раз, два, три, четыре, пять!  

       ими (пчёлки летают

Паучок

Паучок ходил по ветке,    

                Руки скрещены; пальцы каждой руки
А за ним ходили детки.
     

       «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,     

  Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее             движение (дождик)

Паучков на землю смыл.    

             Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,  

                  Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,      

    (, «паучки» ползают на голове
Чтобы погулять на ветке.
.

День Победы

Я плыву на лодке белой

концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной.

друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан,

проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах
Мне не страшен ураган,

а затем плавными движениями рук
Чайки белые кружатся,

Сами волны, тоже ветра не боятся.

показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.

пальцами, сжатыми вместе прижатыми друг к другу изобразить рыбок
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,

выпрямленными ладонями с пальцами плавными движениями ладоней показать
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.        

      как рыбы плывут в воде


 « Бойцы-молодцы»

Пальцы эти все бойцы

(раскрытые ладони вперёд)

Удалые молодцы

(в кулак)

2 больших и крепких малых,

И солдат в боях удалых

2 гвардейца –храбреца

2 метких молодца

2 героя безымянных

Но в работе очень рьяных!

2 мизинца –коротышки

Очень славные мальчишки!

        Цветы

«Наши нежные цветки»

Наши нежные цветки        

      Руки в вертикальном положении.

Распускают лепестки            

    Развести пальцы рук.

Ветерок чуть дышит,            

     Ритмичные движения пальцев рук.

Лепестки колышит.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.      

        Соединить пальцы вместе.

Тихо засыпают,                  

       Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.

Головой качают.

«На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы                          

      Руки в вертикальном положении,

Небывалой красоты.                      

          ладони раскрыты.

К солнцу тянутся цветы –            

            Потянуться, руки вверх.

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,         

                            Взмахи руками, изображая ветер.

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,          

                  Наклонить кисти рук.

Опускают лепесточки.

А потом опять встают            

                    Распрямить кисти рук, пальцы раскрыты.

И по-прежнему цветут.

Лето

Лето наступает

Вот и лето наступает

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.)

Всех на отдых приглашает

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем плавать, загорать

(Круговые движения кистями, «солнце»)

И на даче отдыхать

(«Домик»)

Солнышко

Солнышко проснулось

(Сжимают ладошку в кулачок.)

Сладко потянулось.

(Поднимают кулачок вверх.)

Лучикам пора вставать

(Разжимают по одному пальчику)

Раз, два, три, четыре, пять.

Наш город Санкт-Петербург

«Наш город»

Рано утром мы встаём             потягивание

Город видим за окном            «окно»

Он проснулся, он живёт            потягивание

Нас на улицу зовёт                    ходьба на месте

Дома бывают разные                показ руками

Высокие и низкие                    руки вверх-вниз

Далёкие и близкие    

       руки -  вперёд, прижать к груди

Деревянные, панельные,  

    загибаем пальцы «счёт»

Кирпичные ,

Вроде бы обычные          

           разводим руки в стороны

Мы живём, мы растём    

             ходьба на месте

В нашем городе большом.

Город – это улицы, проспекты и дома,

Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.
Площади, музеи, парков тишина,

Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.
Блеск огромных стекол,
Праздничных витрин,

Разводить пальцы в стороны и соединять.
Быстрое движенье Круговые движения руками, согнутыми в локтях.

Прохожих и машин

Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.

Игрушки

«Танины игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят: 

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чипполино,

И котёнок, и слонёнок. 

(Загибают поочерёдно все пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять,

 (Разгибают поочерёдно пальчики)

Помогаем нашей Тане

Мы игрушки сосчитать.

 (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

«Я с игрушками играю»
Я с игрушками играю:
(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)


«МОИ ИГРУШКИ»

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

(Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).)

Это зайка,(Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.)

Это пёс.(Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).)

Вот машинка без колёс.

(Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.)

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

(Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.)

Школа

Громко прозвенел звонок.                

     дети хлопают в ладоши

Начинается урок.

Ранец свой я открываю,        

      сжимают, разжимают кулачки на обеих руках

Карандаши, чтоб рисовать,    

  загибают пальчики, начиная с мизинчика правой руки

Ручку, чтобы записать,

Что учитель нам велит.

Потом тетради, учебники

И школьный дневник.

Есть и линейка в ранце моём,

Краски, кисти и альбом.

Всё это в школе мне пригодится,    

  сжимают, разжимают кулачки на обеих руках

Всё это надо, чтобы учиться!        

   хлопают в ладоши

В школу осенью пойду           

                   Пальчики «шагают» по столу.

Там друзей себе найду.

Научусь писать, считать,                    

       Поочерёдное загибание пальцев.

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!                  

             Разводят руки в стороны.

Но свой садик не забуду.    

                     Грозят пальчиком.

Детский сад

« В детском саду»
Как живёшь? Вот так!

 (Показать большой палец.)

Как идёшь? Вот так!

(Пошагать двумя пальцами)

Как берёшь? Вот так! 

 (Тремя пальцами.)

Как даёшь? Вот так!

 (Раскрытой ладонью.)

Как грозишь? Вот так!

 (Указательным пальцем.)

Ночью спишь?

Вот так!

 (Все пальцы сложить «лодочкой» и  положить на них голову.)

Ждёшь обед? Вот так!

(Кулачок под щёку.)

А шалишь? Вот так!

(Надуть щёки и ударить по ним ладошками.)

«Девочки и мальчики»
Наши девочки и мальчики

 (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики 
(прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают 
(приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так 
(хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так

 (Показывают один кулачок, потом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так

 (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем

 (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. 

(Шевелят пальчиками)

Семья

«Как у нас семья"

Как у нас семья

Большая и веселая 

хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят,

(Загибают большие пальцы)

Два учиться хотят.

 (Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются. 

(Загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. 

(Загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. 

(Загибают мизинцы)

        "Наша бабушка!"        

Наша бабушка идёт

 (хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками.)

И корзиночку несёт 

(пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.)

Села тихо в уголочек,

 (положить руки на колени.)

Вяжет деточкам чулочек.

 (выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.)

Вдруг котята прибежали

(мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».)

И клубочки подобрали.

Где же, где ж мои клубочки, 

(развести руки в стороны.)

Как же мне вязать чулочки. 

(выполнять движение «вязание на спицах».)

Человек

«Человечек»

Раз, два, три, четыре, пять,

(сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать.

(круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик,

(руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек

(рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек.

(развести руки в стороны)

«Тело»

Есть на пальцах наших ногти,

(указывают на упоминаемую часть тела)

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна

Части тела

Рот, нос, голова, Уши, щёки, лоб, глаза, (показываем)

Плечи, плечи, шея, грудь (хлопаем по плечам, шею гладим и простукиваем по груди пальчиками)

Не забыть чего-нибудь (разводим руки в стороны)

Руки-руки — хлоп-хлоп, (хлопнуть в ладоши)

Ноги-ноги — топ-топ, (топаем ногами)

Раз сюда и раз туда, (повороты головы вправо-влево)

Это — нет, а это — да. (жесты головой «нет» и «да»)

Наше богатство

Вот наш нос,

Вот уха два,

Вот большая голова,

Вот волосиков чуть-чуть,

И на них я буду дуть!

Вот у нашей деточки Пятки и коленочки!

Вот бочок, я за бок хвать,

Буду долго щекотать!

Нос, рот, голова,

Уши, щёки, лоб, глаза,

Руки, плечи, шея, грудь

Про животик не забудь.

Это — нет, а это — да.

Это — раз, а это — два.

Будем пальчики считать:

Один, два, три, четыре, пять

Один, два, три, четыре, пять

Десять пальцев, пара рук —

Вот твое богатство друг!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...